Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.
Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Человек - в общем то, то же самое животное, и единственное, что его от них отличает, так это наличие нескольких «но».
Когда я был в океанариуме города Генуя, что в северной Италии, я всячески издевался, измывался через толстое стекло над медузами, булькающими там, в аквариуме, в океанской воде. Они же за стеклом. Ничего не сделают. Можно быть безнаказанным.
- Вы же даже не понимаете, что вы медузы! Бульк-бульк – пародировал я размашистые, студенистые, колышущиеся движения, извиваясь перед стеклом в толпе разношерстных туристов. Я за обедом выпил пару бокалов белого сухого, и не какого-то там «Коварство и любовь» Фанагорийского Дома Вина, ну, того самого, у которого штаб-квартира еще находится в пос. Сенной, Темрюкский р-н, а какого-то модного итальянского, из благородной породы тех, после которых голова не болит.
- Где же ваш мозг, студни?! - не унимался я. У вас даже хорды нет!
Последнее было бы, бесспорно, страшным оскорблением, но у медуз нет даже ушей. Они не слышали и потому не обижались. Что заводило меня еще больше:
- Вас рыбы жрут, а вы даже не понимаете, что вас жрут. С разных сторон, по кусочку, ням-ням. Вы умрете, и даже не поняли, что умерли. Вы даже не поймете, что вы вообще когда-либо были!
Потом на орехи досталось и рыбам. И скату электрическому. И даже двум улиткам, которые жрали слизь с внутренней стороны стекла пингвинятника. С того генуэзского обеденного океанариума друзьями взята на вооружение фраза «вы даже не понимаете, что вы рыбы», а я философски всё переосмыслил и в очередной раз пришел к выводу, что большинство людей так же не понимает: живет оно, или так, на работу ходит. Умрут, и даже не поймут, что умерли, а окружающие их отсутствия и не заметят, как и не жили вовсе. Ну чем не медузы. Их кушают, они не замечают.
К делу. Одно из таких «но», которое позволяет человеку не быть медузой – это наличие воображения. Только опять-таки, большая часть людей не использует этот природный бонус, или использует в неких сомнительных целях («а вот представлю ка я, что трахаюсь с Анжелиной Джоли, вот это да!», или «а если я выиграю миллион в Русское Лото, вот уж я его потрачу!»).
Плюсы воображения налицо – перемещения во времени и пространстве за доли секунды, возможность прожить не одну, и даже не две, а несколько жизней в одно и то же время («А вот если бы я был В.В. Путиным, то я бы...»), воображение вселяет нас силы, позволяет устранять реальные проблемы, правда, опять-таки, понарошку, но это, собственно, и не беда. Воображение совершенствует человека. Воображение одного может тянуть за собой многих, и иногда это даже бывает во благо. Опять-таки, то же благо можно воображать по-разному. Воистину, нет пределов воображению. Нет пределов его трактовке.
Да вот есть одна беда – его, своё собственное воображение, надо развивать. Иначе оно будет маленьким, скукоженным, и способным лишь на то, чтобы представить, как ты, с похмелья, не способный встать с постели, переместился к ларьку и тебе продавщица (модель, блондинка, пятый размер, торгует полуголая) бесплатно выдала две бутылки «Клинского». Отсюда аксиома – чтобы было возможным перемещение с помощью воображения, надо знать, куда ты хочешь переместиться. Ключевое слово здесь – знать. Без знаний воображения недействительно, или же его возможности будут крайне ограниченными. Я специально использую именно это замечательное свойство воображения – перемещаться во времени и пространстве, потому что именно с него я и хочу начать свой рассказ.
Итак, добро пожаловать в моё Воображение. Я возьму вас с собой на один полёт. Добро пожаловать на борт, мы рады, что вы воспользовались услугами нашего Воображения. Оно никогда не потерпит крушения, поэтому объяснять, где находятся кислородные маски и спасательные жилеты, излишне. Устраивайтесь поудобнее, всё, что от вас понадобится – это наблюдать. Воображать, смотреть, представлять – не надо, я это сделаю за вас, а вы наблюдайте.
Итак, давайте полетаем. Неважно, в чем, неважно как. Возможно, это небольшой планер Сесна, возможно, какой-то большой самолет, а скорее всего – летите вы сами. Вернее я. Можно раскинуть руки (так легче представлять полет), а можно и не раскидывать. Можно представлять, как тело летит, а можно представить и вообще без тела. Как будто глаза летят. Одни. Хотя нет, для многих людей летящие в одиночку глаза – не самое приятное зрелище, поэтому просто представьте, что вы смотрите вниз с высоты птичьего полета. Нормуль? Итак, старт!
Откуда стартовать? Да насрать. Можно из Ярославля, можно от станции метро Теплый Стан, можно из Лас-Вегаса. А давайте из Генуи, ну раз с неё все началось. Мы стоим на самом крайнем краю пирса генуэзского порта. Справа на небольшом мысу – маяк, сзади – автострада, за ней сплошная вереница домов, постройки века этак 18го-19го, в бухте суетно, разгружаются рыболовецкие суда, в гавань заходит огромный круизный лайнер, кажется, что он сейчас перевернется – все туристы сгрудились на левом борту и клацают, щелкают своими приборами великолепную , открывающуюся им панораму самого крупного порта Средиземноморья. Снуют лоцманские катера, пробухтела мимо парочка буксиров, шумят лебедки, краны скрипят – нужно разгрузить китайский сухогруз в кратчайшие сроки, потому что на внешнем рейде стоят еще тридцать кораблей со всех уголков света. Великолепен генуэзский порт. Но мы взлетаем.
Это совершенно несложно – никаких усилий – воображение же. Генуэзская гавань в доли секунды превращается под нами в полудиск лазурного цвета, входы в который надежно закрыты пирсами и дополнительно – длинным молом, идущим параллельно берегу. Сама Генуя – это уже не здоровый шумный город, в котором ты – один из многих, а зажатый между горами и морем муравейник, в котором муравьи – не люди, а машины. Лазурного цвета больше, чем зелени отрогов Аппенин, которые тянутся параллельно морю – и глядя на эту нежную,ласкающую взор синеву, ты понимаешь, что не зря ведь, не зря соседнее побережье назвали Лазурным Берегом.
Мы летим на Юг! Остаются позади и плотные, мясистые, изумрудные Аппенины, в этих краях сходящие на нет, и красно-бурое пятно города, и мажорный Портофино, под нами одна лазурь, видны лишь крохотные точки, которые сверху напоминают веер – и все эти точки стремятся объединиться воедино, и они сливаются, это суда, они стремятся в генуэзский порт. Летим, летим. Слева по курсу островок - это Эльба, там сидит Наполеон, он принимает стратегическое решение – вновь высадиться во Франции, вновь доказать, что он – Наполеон, и будут Сто дней, и будет... хотя, стоп, мы перемещаемся в пространстве, а не во времени, а Эльба – это всего-лишь крупный итальянский островок, где очень много рыбаков и где совсем уж безмятежная провинциальная жизнь.
Справа, на синеве, виднеется темная гигантская плывущая черепаха – это Корсика, а вот и самая северная точка – мыс Корс, а у его основания – город Бастия, и неизвестно зачем ты думаешь, что в нем живет сорок две тысячи жителей, и что жители этого города очень ревнивы и мстительны. А еще дальше направо, вдаль, то есть на запад, за корсиканскими горами, лежит город Аяччо, ты его не видишь, но ты точно знаешь,что он там, и что это столица острова, и что именно там родился Наполеон, затем, чтобы спустя десятилетия оказаться в ссылке совсем неподалеку – по левую руку от тебя, на Эльбе.
За Корсикой виднеется совсем уж громадина. Это Сардиния. Виднеется – а ну и пусть, про неё даже думать неохота, мы полетим возьмем чуть-чуть левее, и потеряем из вида этих двух черно-зеленых кашалотов на гигантском синем блюдце – Корсику и Сардинию. Под нами только вода. Где то левее и Рим, и Лацио, и Кампания, и Неаполь, и Капри, и Сорренто (поздний вечер в Сорренто-о-о), но мы их пролетаем со скоростью светозвука. Под нами куча маленьких пятнышек, одно из которых, тем не менее, дымится, да так, что чад долетает почти до нас! А высота ведь немалая! Это Липарские острова с Вулканом Стромболи, и именно так – Вулканом, ведь именно он, по мнению римлян, этот суровый, справедливый, трудолюбивый Бог держит там свои кузницы.
Летим, летим. Узкое горло Мессинского пролива, справа Сицилия, слева нос сапога – Калабрия, и два города-антагониста на его берегах, и солнца много, и тепло, ох как хорошо! Мессина, Катания, Сиракузы справа по борту!
У Гиерона была корона
И вдруг подумал Гиерон,
Что та корона не золотая,
И Архимеда вызвал он.
Над Сиракузами можно чуть снизиться и посмотреть внимательнее на этот сонный, расплавленный в жаре, меланхоличный сицилийский город. Он того стоит.
Не отдадим родной земли,
Никто из нас не трус!
Идут Марцелла корабли
На приступ Сиракуз.
Врагу мы прямо говорим
- Наш Архимед непобедим!
И нам не страшен Рим!!!
Да ну что ты будешь делать. Опять. Детские воспоминания, литературное творчество, стихоплетство, рифмоплетство – а ну вон из географического воображения! Мы летаем, а не пишем стихи. Давайте ускоримся. от Сиракуз мы поворачиваем ровно на восход Солнца, на Восток. Летим, летим. Быстрее. Не так, чтобы за секунду преодолевать пять тысяч ли, но побыстрее, чем летели до этого. Под нами Ионическое море, по левую руку остается Корфу, мы берем вправо, Пелопоннес, и Микены, и Коринф, и Спарта, мы пролетаем между Критом и Кикладами, Саламин, Родос, где-то уже далеко позади Минотавр ждет Тесея, а ждущий Тесея Эгей бросается в море, над которым мы пролетаем, и называет тем самым его своим именем.
Где-то справа, на юге, совсем далеко, унылый, каменисто-песчаный, африканский берег. Горы Атласа кончились, а вместе с ними кончилась и зелень Магриба. Сахара полностью подчинила себе это побережье. Там не очень интересно. Там Кадаффи. Мы начинаем снижаться. Наша цель уже недалеко. Вот Кипр, именно здесь вышла из морской пены богиня Афродита. Что-то ангажированный выходит полет. То римляне, то греки. Чтобы не было обвинений в субъективизме, давайте представим лучше разделительную линию между северной и южной частью острова, на юге – греки, на севере – турки. Давайте представим себе русских отдыхающих в Ларнаке, в конце концов. Вот они, пьяные пляшут на танцполе под Верку Сердючку. Спуститься вниз что ли, присесть к ним на секундочку, коньячку пригубить – это еще больше расширит воображение. Но-но! Пока лишнее. Мы и тверезыми неплохо полетаем. Тем более там, впереди, показалась цель.
Нежные, ласкающие глаз, божественно-розовые отблески восходящего солнца начинают благостно освещать эту Землю. Мы снижаемся. Длинная темная полоса начинает занимать всё зрительное пространство перед нами, мы видим, что там, впереди, море заканчивается, и вступает во власть суша. Море не всесильно. Веками оно билось в эту землю, но всё тщетно. Средиземное море – не океан, это внутреннее море, оно слабое, и ему никогда не сокрушить окружающие его берега. Были попытки, были. Итог один – или пересыхающее болото, или замкнутое озеро, всякое уж лучше так – пробить перешеек Гибралтарского пролива и стать полноценным Морем – колыбелью мировой цивилизации.
Однако, к делу. Эта Земля разворачивается перед нами, как прекрасный ковер работы лучших персидских мастеров. Зеленая полоса... Аккурат там, где заканчивается буро-синяя гладь моря. Совсем уж далеко слева, на севере – город с названием, которое всегда ласкало мой слух – Искандерун, как турки назвали великую Александретту. Она же очередная Александрия. Самая знаменитая из Александрий, Египетская – уже не в счет, она уже чуть сзади по правую руку, там, внизу.
Земля, что открылась перед нами, настолько величественна, настолько прекрасна, что вас, нас, меня, даже в воображении, пробивает совсем уж невообразимая, вполне реальная, дрожь. Вызывают дрожь одни названия: ФИНИКИЯ, ГАЛИЛЕЯ, САМАРИЯ, ИУДЕЯ, ФИЛИСТИЯ. Бросает в дрожь названия финикийских городов, как бросало когда-то в дрожь вех жителей Ойкумены, земли обитаемой, одно лишь их упоминание: ТИР, СИДОН, БИБЛОС! А если взглянуть чуть дальше, за кромку воды, вглубь благодатной земли, которую кормит река Иордан, мы увидим города, чья история уходит за грань человеческого восприятия, за грань всей описываемой человечеством истории. Лишь одни их имена вызывают уже не дрожь, о нет – благоговение. Перед тем, что именно здесь ВСЁ и началось, перед тем, что как минимум пять тысяч лет, перед тем, что а может быть, и ПРАВДА...
Как странная, волшебная мелодия звучат названия этих городов... Иерусалим, Вифлеем, Назарет... Сказка-история. История-сказка. А пролетим еще дальше – поцелуй в сердце, город Дамаск, римский Дамаскус, арабский Димашк. Тут то мы, пожалуй, и приземлимся, потому что дальше на Восток начинается гигантская пустыня. Огромные оранжево-желтые просторы. Ну их.
Земля Обетованная... Вот наша цель.
Бессмысленно говорить о том, что включают в себя два этих емких слова. Тут нужно или воображать, или видеть. И именно сейчас я хочу плавно перейти ко второму «но», ну из тех, которое позволяет человеку хоть как-то не быть животным. И это второе «но» полностью выходит из первого.
Человек в силах сделать воображаемое явью. Именно поэтому – как раз, чтобы сделать воображаемое явью, обезьяна взяла в руку палку, чтобы сбить растущий высоко над землей вкусный банан. Вот никто не додумался – а обезьяна додумалась.
И это своё качество большинство людей херят на корню. Неуверенность в себе, страх, опасения, невозможность правильно сформулировать цель, невозможность выбора правильного способа достижения, неверие, НЕВЕРА – вот что лежит в основе того, что люди не используют то немногое, что их отделяет от животного.
После того, как ВООБРАЗИТЬ, надо ПОВЕРИТЬ, что воображаемое возможно. Это второй этап, это еще тяжелее, чем первый, но это возможно. Можно понять это сразу, а можно идти годами. Можно никогда не придти. Каждому свое, и правых нет.
Я поверил. Ничего сложного в том, чтобы сделать воображаемые полеты над Землей Обетованной явью – нет. А всё остальное – это уже жалкие нюансы. Самое главное в любом деле – это ПРЕДСТАВИТЬ, что же ты хочешь. Зачем это тебе. Что даст. А может, и не надо? Или нет, всё-таки надо? Тогда следующий этап – ПОВЕРИТЬ, что сделаешь. А дальше уже проще пареной репы. Продумать все возможные варианты достижения цели и выбрать лучший. С верой, что всё точно получится – это конгениально просто.
Надеюсь, я доступно объяснил свою логику, свой ход мыслей. И теперь никто не будет удивляться, почему я, после того, как после очередных своих полетов перед сном, после того, как моё воображаемое НЕЧТО пролетело из генуэзского порта над Средиземным морем и приземлилось где-то за сирийским Дамаском, так вот, почему я на следующий день подумал немного, поприкидывал кое-что, и пошел купил на реальный самолёт реальные билеты в реальный Дамаск.