Поэтому, когда подвернулась оказия с поездкой в Киев, я приложил все усилия, чтобы эта поездка состоялась. Надо же было понять, чем я тогда так восторгался?
18 мая мы загрузились в достаточно новый Ан-148 (не без робости, должен заметить, когда-то авиаконструктор Ильюшин назвал новый Ан-12 «Царь-самолетом», намекая, что, мол, Царь-колокол не звонит, Царь-пушка не стреляет, ну и этот, тово, «как летун не очень» (С). Хрен его знает, что там незалежный авиапром наконструировал!).
Взлетели, заложили «коробку» над южной окраиной Питера, пролетели над Пушкиным, посмотрели сверху на дворцы и парки…
Опасения оказались напрасны - отлично взлетели, отлично сели, расписание пунктуально выдержали с точностью до минуты. Очень быстро проскочили иммиграционный контроль, заполнив карточки туриста и получив на ухо рекомендацию от опытных русских туристов эти карточки не терять, иначе, при вылете обратно, есть шанс «налететь на бабки» у местных погранцов. На этом пунктуальность кончилась. В Борисполе к чемпионату Европы по футболу настроили терминалов, и наш автобус, естественно, приехал не к нашему. После долгих переговоров по мобильнику он еще два раза приезжал не туда, пока терминалы, наконец, не кончились. Прождали два часа. Нет, зря украинцы рвутся в Европу! Наш у них менталитет, наш!
Пока ехали до гостиницы, послушали рассказ экскурсовода про Борисполь – небольшой городок-крепостицу, который на протяжении веков утюжили все, кому не лень, и монголы, и немцы, и поляки, и русские и сами украинцы. Но он все-таки выстоял. Порадовались за бориспольцев.
Заехали в ресторан поужинать, затем заселились в гостиницу «Русь», тут как-то внезапно стемнело (по сравнению с Питером).
Полез с фотоаппаратом из окон 17 этажа поснимать ночь.
Наутро поехали к Владимирскому собору — главному храму Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Любопытна история со строительством собора - считайте архитекторов: Штром спроектировал неовизантийский храм с боковыми нефами и тринадцатью куполами – Спарро почикал боковые нефы и шесть куполов из тринадцати чтобы удешевить проект – Беретти (сын, папа так не прокалывался) тоже добавил креативу в проект в целях удешевления – в результате в 1866 году выстроенный до куполов собор пошел трещинами, строительство остановили из-за опасности разрушения – Штром обнаружил ошибки в расчетах на прочность при переделках проекта – Бернгард пересчитал все и предложил для упрочнения сооружения вернуть нефы и добавить контрфорсы – Николаев спроектировал нефы и достроил здание собора – Прахов, ловко объехав на кривой Николаева, протолкнул свой проект оформления и отделки и завершил - таки строительство собора. В росписи собора принимали участие многие известные художники, в том числе, Васнецов и Нестеров.
В 20-е годы собор не взорвали только потому, что из него сделали Музей антирелигиозной пропаганды. Вот ведь судьба!
Сейчас собор в идеальном состоянии, что снаружи, что внутри. Контрфорсы по углам действительно делают его внешний вид самобытным. Интерьер богатый, но фотографировать запрещают (да и не люблю я фотографировать в действующих церквях).
Следующим номером программы была Арка Дружбы народов, символ объединения Украины и России. После распада Союза соответствующую надпись сначала убрали до половины, сократив Россию. Получилось по-дурацки, так как боковая скульптурная группа посвящена Переяславской Раде, а во время Переяславской Рады Украину не объединили, а как раз порвали пополам, часть присоединилась к России, часть осталась под Речью Посполитой.
Тогда вернули, как было, но вышло тоже не комильфо – только что разъединились. В конце концов, приняли соломоново решение и убрали надпись совсем. По мне – так главное, чтобы русские с украинцами не разъединялись, одна ведь кровь, вот пусть Арка это и символизирует, а государства как-нибудь разберутся.
Экскурсоводы любят задавать вопрос - Который из двух украинец? Ответ – тот, что слева, в украинской, соответственно, рубахе. Русский – в пиджаке на голое тело и фартуке поверх брюк .
Когда мы подъехали, на монументе велись реставрационные работы, работала строительная техника и территория была огорожена канатами. Но, к ужасу прораба, который уже охрип от ора, то тут, то там раздавались призывы: «Так, дети, быстренько пролезли под веревочкой и выстроились у памятника для фотографирования!» Вот он – туристический угар! «Никого не жалко, никого…»(С).
Со смотровой площадки рядом с Аркой открывается роскошный вид на Днепр.
Перебрались на Софийскую площадь. Главный объект здесь – колокольня Софийского собора, построенная по приказу гетмана Мазепы. И главный колокол на ней тоже носит имя «Мазепа». А мощная конструкция украинских колоколен, оказывается, связана с тем, что это были еще и оборонительные сооружения. При набеге забирали с собой все ценное, детей, женщин и баррикадировались в колокольне с целью пересидеть набег. Ну а там, у кого терпежу больше, взрывать столь капитальные сооружения тогда не умели.
Вот он, Богдан Хмельницкий! Ни фига не на Крещатике! И виноград по постаменту вьется, не до булавы, конечно, ну, так все лето впереди!
А вот что не отложилось в детской голове, так это удивительное расположение двух архитектурных доминант – колоколен Софийского и Михайловского соборов по концам Владимирского проспекта. Обычно дорога идет к храму, кремлю, монументу, с окраины в центр, в общем. А тут - не знаешь куда головой крутить.
Забегая вперед, скажу, что в Михайловский собор мы так и не сходили. По утверждению экскурсовода там перекрыто автомобильное движение из-за ремонтных работ к Евро-12. Хотя, возможно, просто не хотят показывать новодел после последней реставрации интерьеров. Говорят, накосячили там изрядно.
Софийский собор – старый собор, заложенный еще в XI веке. Пыль веков чувствуется сразу, как войдешь. Похожие ощущения возникали в Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире (правда, те на век моложе). Снаружи часть штукатурки убрана, чтобы была видна византийская кладка из камней и плинфы (пластин из обожженной глины), внутри часть пола снята до древних фундаментов, а остальной пол и ступени закрыты чугунными плитами.
Это памятник, охраняемый ЮНЕСКО, поэтому церкви он не принадлежит, и служб там не служат. Но и фотографировать не дают, ни так, ни за деньги. На хорах, после одной попытки «с пуза», ко мне приклеилась служительница и молча ходила в полутора метрах, пока я не ушел. Снимал, понятно, без вспышки, но зеркало клацает на весь храм.
А посмотреть есть на что! Мозаики – ровесники храма, сделанные еще византийцами, Врубелевская роспись центрального купола взамен утраченных мозаик, фрески разных периодов. Даже вполне современный лик Богоматери во всю стену, составленный из расписных пасхальных яиц не создает впечатления чего-то неуместного. Вообще, к пасхальным яйцам у киевлян отношение особое, мы их еще не раз встретим!
Рядом с Софийским собором расположен Дом митрополита – раньше это была резиденция киевских митрополитов, сейчас – административное здание.
Вокруг собора много бандуристов, и соло, и дуэтами, с поставленными голосами и схожим народным репертуаром.
После обеда пошли через город на Пейзажную аллею.
Наконец-то увидел дом, заплетенный виноградом по фасаду. Раньше их было больше.
Очень понравилось, как в Киеве вписывают новые здания в имеющуюся застройку – очень деликатно, чтобы не разрушить имеющийся вид.
Через какую-то подворотню вышли с Большой Житомирской на Пейзажную аллею. Сразу открылись пейзажи .
Урочища, которые раньше занимали ремесленники (они так и называются «Гончары», «Кожемяки»), теперь заняли небедные украинцы, застроившие их частными домами. Левобережный Киев на заднем плане мало чем отличается от новостроек Питера или Москвы.
Аллею облюбовали молодые художники и скульпторы со своим нестандартным взглядом на искусство. Эта скульптура молодого человека с лежащим на физиономии стеклянным булыжником называется «Дощ».
Зато для огромной детской площадки молодежный художественный подход пришелся как нельзя кстати. Детей – море, и им здесь явно хорошо!
Дальше, мимо Национального музея истории Украины, идем к Андреевскому спуску.
Андреевский спуск оказался весь разворочен и забит строительной техникой. Я так понимаю, здесь тоже пытаются успеть с ремонтом к Евро-12. Пришлось отказаться от посещения Андреевскй церкви (архитектор Растрелли – привет из Питера!) и спуска по Спуску. Ну, зато на фуникулере покатаемся.
Прошли мимо тяжеловесного здания Министерства иностранных дел Украины.
Фуникулером в Киеве гордятся, это не раритет для туристов, а популярное транспортное средство, когда требуется попасть на набережную из верхней части города или наоборот.
С балкона Верхней станции фуникулера открывается отличный вид в сторону Гавани и района Оболонь.
С мостами в Киеве все хорошо, в городе около 70 мостов, из них связывающих берега Днепра – 8, если считать Подольский. На фото сверху вниз: Московский мост (вантовый), Петровский железнодорожный, строящийся Подольский мост и Гаванский мост через Гаванский залив.
Спустились вниз на фуникулере и попали на Подол. Улица Сагайдачного очень похожа на Рождественскую улицу в Нижнем Новгороде – с одной стороны крутой берег, с другой – река и архитектура схожая.
Колокольня церкви Николы Доброго на Покровской улице. Сама церковь, в которой, кроме прочего, венчался М.А. Булгаков разрушена в 1936 году.
Памятник гетману Петру Сагайдачному на Контрактовой площади. Сагайдачный у нас известен значительно меньше, чем Богдан Хмельницкий, хотя по совокупности своих деяний как минимум не уступает последнему.
Бывший доходный дом и колокольня Екатерининского Синайского греческого монастыря. Монастырь разрушен. В зданиях разместился Национальный банк Украины.
На Контрактовой площади было решено завершить дневную программу, потому что в голову уже не лезла информация, а фотоаппарат стал стремительно набирать вес и скособочивать фотографа .
В этот вечер – ночь в Киеве праздновали День Европы, на Крещатике и Майдане Незалежности было гуляние и большой салют. Не очень понял, что празднуют – после истории с Грецией Евросоюз Украине не светит, не говоря уже о Еврозоне. Но, главное - чтобы людям было весело!
С утра вскочили с соседом по номеру в 6 – 30, чтобы успеть на Бессарабский рынок за украинским салом для домочадцев (надеюсь, г-н Онищенко простит нам эту маленькую контрабанду ). Стадион на рассвете выглядит как инопланетная летающая тарелка.
Шелковичная улица – одна из самых крутых в Киеве. Брусчатка. Зимой автомобилистам тут не позавидуешь!
«Небоскребы» в «верхних» районах тоже встречаются, но не слишком высокие, этажность ограничивают достаточно слабые известняковые грунты. Правда, киевляне и это считают лишним…
По дороге на рынок обнаружили с десяток «тушек» киевлян, отдыхающих после Дня Европы на клумбах и парапетах в разной степени алкоголизации . Рядом стоит автомобиль киевской милиции, милиционеры очень толерантно на все это смотрят и не делают никаких попыток «проводить в отделение». А зачем? Ночи теплые уже, сами проспятся и разойдутся. Разве что дворник, подметающий с утра тротуары, попросит подвинуться на клумбу уставшего «европейца». Идиллия.
А вот и Бессарабский рынок. Первый крытый рынок в Киеве, первый, получивший холодильник в подвальных помещениях (уже ликвидированный по старости), и один из самых негуманных по ценам сейчас.
В семь часов утра продавцы только-только снимают с витрин рогожки, но на первых покупателей реагируют бурно. Фруктов – ягод полно, вплоть до голубики (это в мае-то!), но мы сюда не за этим.
Мы за салом! Местная особенность – сало предлагается приготовленное десятком способов (а, например, в Белоруссии предложат 10 разновидностей картошки, и объяснят, из какой что готовить – у каждого своя гордость!), каждое предлагается попробовать, потом дело доходит до колбас и история повторяется. В общем, после такой закупки дотянуть до обеда – не проблема! Две обаятельные барышни, неслабо нас подкормив, упаковывают по увесистому свертку на брата. Торгуемся чисто номинально, чтобы не обидеть, пусть у них хороший день начнется с нежадных русских туристов. Все, гостинцы домочадцам есть!
Пора переходить к культурной программе.
Возвращаемся в гостиницу мимо скромных киевских магазинчиков .
Выдвигаемся к мемориалу Голодомора, воздвигнутому паном Ющенко.
Отношение к Голодомору у меня неоднозначное, поэтому мемориал я опускаю. Но с этого места открывается очередной вид на Днепр, на этот раз на метромост. Правее него расположен невидимый с этого места, но памятный мне мост имени Е.О.Патона. Понятно, что я уже знаю, кто такой академик Патон, и что мост его имени является первым в мире цельносварным мостом. В этот приезд я на него так и не попал.
Сегодня у нас по плану посещение Свято – Успенской Киево – Печерской Лавры. Экскурсовод по Лавре может быть только свой, монастырский, заранее заказанный на определенное время. Именно поэтому мы гуляли с утра по видовым площадкам. Входим на территорию Лавры через ворота под Троицкой надвратной церковью. Сразу впечатляет роспись наружных стен и лепнина. В России, с ее морозами, такая роспись, наверное, не выжила бы.
Вот Лавра произвела то же впечатление, что и в первый раз – золотые купола, от которых режет глаз в солнечный день и толпы народа. Только Успенского собора тогда не было. Деталей не помню.
Единственное место, где не возбранялось фотографировать в помещении – небольшая экспозиция, посвященная Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.
Рядом с Трапезной церковью находится могила Столыпина. Сходил в театр, однако…
Церковь Иоанна Предтечи в Успенском соборе. По другую сторону церкви расположен иконостас и проводятся службы.
Церковь Всех Святых.
Трапезный храм Антония и Феодосия Печерских. Иконостас для него создал русский архитектор А.Щусев, который впоследствии построил, в том числе, Казанский вокзал и мавзолей Ленина в Москве. Талант везде пригодится!
О том, что Киево – Печерская лавра была сооружением не только религиозным, но и фортификационным, говорят крепостные стены по периметру Верхней Лавры.
Успенский собор. Также, как и храм Христа Спасителя в Москве, был разрушен, а потом, через большой промежуток времени, восстановлен за короткий период (два года) по современным технологиям. Понятно, что все исторические росписи были утрачены. Вся роспись и снаружи и внутри была выполнена заново. Но получилось, на мой взгляд, намного лучше, чем в Москве (Церетели в Киев не добрался, повезло!). Успенский собор глаз радует (ну и слепит, конечно, золотыми куполами, куда ж без этого!).
Спуск в Нижнюю Лавру, к Ближним пещерам. Аркбутаны в славянской архитектуре встретишь нечасто!
И снова пасхальные яйца! На этот раз из них собрали вот такую сферу.
Очередь в Ближние пещеры может отнять от получаса до двух часов времени, в зависимости от количества народа. На заднем плане - Крестовоздвиженская церковь.
Ближние пещеры снова произвели неизгладимое впечатление. Правда, в известке теперь не измажешься, стены покрыты водоэмульсионкой. Освещения в пещерах нет, на входе покупаешь свечку и идешь с ней. Там, где много людей – светло, но стоит уйти в боковой проход, и перестаешь дышать, чтобы не задуть пламя. Потеряться есть где, но ненадолго, здесь водят специальные экскурсии с монахами, которые захватывают по расстоянию намного больше пещер, чем для основной массы, так что найдут. Тем не менее, клаустрофобам не рекомендуется. Увидел много кого, но запомнил только целителя Агапита и Илью Муромца. Росту Илья по нашим меркам, действительно, весьма среднего (понятно детское разочарование - папа выше Ильи Муромца!), но кисть, которую видно из под покрова, очень крупная. По одной из исторических версий, ставший монахом Илья Муромец погиб, защищая Лавру от напавших татар. Если это так, то нападавшим сильно не повезло!
Выходим с территории Лавры по кривой лестнице, которая выводит нас к цветнику, разбитому под стеной Нижней Лавры.
Церковь Живоносного источника. Бывшая Лаврская водокачка. В общем, прикладное назначение не изменилось.
Последним, что мы успели посмотреть до отъезда в аэропорт, был исторический район Липки, место, где селились либо люди обеспеченные, либо облеченные властью. В настоящее время все осталось по-прежнему.
Дом «плачущей вдовы» в стиле модерн, принадлежал купцу 2-й гильдии Сергею Аршавскому. «Вдова» плачет в дождь из-за особенностей исполнения скульптурной маски над балконом. Говорят, начала плакать, когда Аршавский разорился.
Банковая улица, на которой нет банка. Национальный банк Украины дальше, на Институтской. Зато тут есть много другого интересного.
Например - Администрация Президента Украины. Здесь работает Президент и его помощники. Это ж сколько помощников можно набить в такое здание?
"Дом с химерами", автор и первый владелец Владислав Городецкий. Все фигуры выполнены из бетона. Владелец имел пай в бетонном заводике, заодно и продукцию отрекламировал. Глядя на дом, вспоминаешь расхожую фразу из «падонкавскова» новояза: «Што курил аффтар?» А ведь интерьеры выполнены в том же стиле! Каково было детям ночью до туалета бегать?
Сейчас в «Доме с химерами» проводит неформальные «встречи без галстуков» Президент Украины. Привожу стыренное с сайта «Интересный Киев» фото помещения, которое неоднократно видел в телевизоре вместе с Путиным и Януковичем. Самому сфотографировать интерьеры нереально, внутрь, к сожалению, не пускают.
От Дома с химерами спустились вниз по лестнице и вышли на площадь Ивана Франко, к Академическому драматическому театру того же имени.
В сквере перед театром стоит памятник актеру Гнату Юре в образе Швейка. Хороший Швейк, настоящий!
Глубже в сквер, за фонтаном, на лавочке устроился еще один памятник – актеру театра и кино Михаилу Яковченко. Интересно, что точно такой же памятник есть в Прилуках, на родине актера. Только лавочка гранитная.
И обратите внимание на гигантское пасхальное яйцо в ажурном «яйцедержателе»!
Часть деревьев в парке тоже увешана пасхальными яйцами! Кризис перепроизводства?
И тут у нас кончилось время! Шофер приехавшего автобуса начал загонять нас в салон, пугая легендарными автомобильными пробками на метромосту, мол, весь Киев возвращается с дач, а спальные районы у нас на левом берегу… И есть шанс опоздать на самолет.
На самолет мы не опоздали, долетели нормально, в этот раз на Боинге. Одновременно с нами в Пулково прибыл большой борт с таджиками, поэтому никто на таможне нас не тряс, некогда было, и сало успешно доехало до дома.
ИТОГ. Детские впечатления я освежил. Но ехать в Киев на два дня – это постоянно испытывать дискомфорт от нехватки времени. Нормальная продолжительность поездки - это неделя – полторы, как минимум. И лучше не в праздники. О музеях у нас речь вообще не стояла, а их в Киеве – море. Полазить по «горам» с фотоаппаратом, сходить на острова – ничего этого я не успел.
В этих местах веками творилась История, и хочется узнать о ней побольше.
А спешка этому не способствует.