Мы стартовали из Москвы и в первый месяц проехали Италию с севера на юг Апулии. Там купались и смотрели южно-итальянские города, а потом опять двинулись на север и на 2 недели осели в Доломитах. Эту первую часть буду писать позже.
А сейчас рассказываю про северную часть поездки - по Шотландии, Бельгии и Нидерландам. Изначально мы планировали только Шотландию на три недели: хотелось доехать до самого севера, побыть в диких безлюдных горах, у океана, и, возможно, добраться до Оркнейских островов или острова Льюис-Харрис. Но по ходу поездки погода внесла свои коррективы и вместо крайнего севера случились Бельгия и Нидерланды. Они нам очень понравились и это было лучшее решение в тот момент - уехать из штормовой Шотландии и завершить поездку не менее яркими впечатлениями. Но тема Шотландии осталась нераскрытой, получилось мало и скомкано, очень многое не увидели из того, что планировали. Сейчас уже созрело четкое желание еще раз поехать в Шотландию и доделать все недоделанное ) Поэтому хочется написать отчет, чтобы вспомнить все интересное, как-то оформить свои впечатления и настроиться на следующее путешествие.
14.07. Кале - Дувр
Стартовали из Парижа, куда мы с дочкой приехали на машине из Италии, а муж прилетел из Москвы. Пол дня добирались в Кале, сначала мелкими дорогами по населенке, так как решили сэкономить, а потом уже по трассе, потому что начали не успевать на паром. Причем трасса на удивление оказалась бесплатной на последних 80-100 километрах. Погрузились на вечерний паром и уже в сумерках подошли к британским берегам.
Наверное, паром - идеальная точка для осмотра белых скал Дувра.
Выгрузились уже в полной темноте, сразу выехали на трассу в очень плотном потоке машин, едущих из порта в сторону Лондона. Некоторое время адаптировались к левостороннему движению в ночи, особенно сильно мозг сопротивлялся необходимости ехать налево на кругу.
Первое, что нас удивило на английских дорогах - это полное отсутствие мест отдыха на трассе. В Европе очень комфортные и просторные стоянки для отдыха на трассах, обычно со столами и скамейками, часто и с туалетами. Мы всегда там полноценно готовим и едим. А тут маленький карман на дороге, в котором даже просто стоять вне машины не комфортно, ты практически на дороге. А если там встала одна большая фура, легковушке совсем негде впихнуться, не говоря уже о том, чтобы разложиться и поужинать, например. Так мы долго-долго ехали, пока не увидели REST AREA, которая вынесена за трассу, к ней отдельный съезд. Там все более понятно, но опять-таки без всяких столов-скамеек, где можно было бы самостоятельно перекусить. Это большая зона с разделенными парковками для фур и легковых, и несколькими кафешками. Взяли кофе и поехали дальше, по плану мы хотели отъехать км 150 и заночевать на одной из таких стоянок. По ходу дела стало ясно, что никаких кустов и палаточных мест тут нет и быть не может, да и в темноте ничего не разобрать. Поэтому, миновав Лондон, съехали в очередную зону отдыха и улеглись спать в машине.
15.07. Окрестности Лондона - замок Kilshurn
Проснулись и первое, что увидели в нескольких метрах - Starbucks! Хорошо, что с кофе все в порядке :-) Дальше поехали за едой в ближайший маркет. Я переживала, что не успела закупиться продуктами во французском Лидле, и ожидала, что цены в Англии будут намного выше. Но оказалось все не так страшно, примерно такие же цены, по крайней мере в Лидлах. Вкусные мясные продукты, настоящая ветчина, молочка, и есть Skir, как в Исландии.
Весь день ехали по Англии, к вечеру въехали в Шотландию. Пейзаж постепенно меняется: становится просторнее, больше полей, лугов и овец. В Шотландии разрешен дикий кемпинг, и мы на него очень рассчитывали, поскольку путешествие у нас бюджетное. Кемпинг-то разрешен, но найти место под палатку не так просто: везде заборы, леса огорожены, мало съездов на грунтовки, не ведущие к частной земле. В общем, стойте себе дикарем на здоровье, если сможете найти, где! )) В итоге встали на маленькой трассе в каком-то кармане, отделенном кустами, не доезжая пару километров до замка Kilshurn.
Погода так себе, днем лил дождь, сильный ветер. При этом очень много мошки, которая кусается и ощутимо портит удовольствие от вечерних посиделок за ужином.
16.07. Замок Kilshurn - остров Скай
С утра сразу поехали смотреть замок Kilshurn. Внезапно выглянуло солнце, и все сразу заиграло.
Прямо напротив замка стояли несколько палаток, вот я подозревала, что там можно встать. Правда нельзя подъехать на машине, а надо тащить все метров 300 по болотцу.
На берегу много костровищ, видимо, место тусовочное.
Едем дальше по какой-то совсем мелкой дорожке, и на ней как раз масса прекрасных мест для ночевки, прямо у реки. Водопадик:
Погода северная, меняется каждые 10 минут: то дождь, то солнце.
Двигаемся на север, в сторону острова Скай, смотрим по сторонам, иногда вылезаем фотографировать.
Здесь пейзажи напоминают исландские: узкая дорога в окружении зеленых пологих холмов, ощущение огромного пространства, почти полностью путого.
Ветрище такой, что сбивает с ног. Очень радуемся, что в этом году взяли мультиварку, в Шотландии она нас очень выручала. Подключается через инвертер, и пока ты едешь - горшочек варит) Варит подольше, чем дома от розетки, но варит! Потому что готовить на таком ветру или под дождем - то еще развлечение, а так можно поесть горячий обед в машине. Маленький лайфхак для любителей питаться дешево и качественно. В Лидлах продается готовое мясо, например, куриные ноги запеченные. Засовываешь в мультиварку любую крупу или картошку, и в конце приготовления сверху кладешь эту курицу (или мясо/ветчину), все греется - и вуаля, нормальный обед без хлопот. Удобно. Потому что мыть и разделывать сырое мясо в походных условиях долго и неохота, посреди плотного дня точно не захочется этим заниматься, а сосиски вредные, и надоедают. А так все очень быстро, и ничего не надо отмывать. Потом оно очень долго едет в машине в подогретом состоянии, иногда еще и к ужину теплое. Это намного лучше, чем фаст фуд.
Чувствуется, что это очень старые горы. Никаких острых гребней, драматичных ущелий и прочих эффектов, ничего выдающегося, но при этом ощущается мощь и серьезность.
Дорога идет вдоль фьорда, много красивых смотровых точек на берегу.
Сегодня по дороге у нас знаменитый виадук Гленфиннан. Стоять ждать поезда, чтобы сделать типичный кадр, коих уже миллионы, не стали, тем более что погодка не самая фотогеничная.
Вид в другую сторону
Прогулялись на другой стороне дороги, там что-то вроде парка, с размеченными дорожками по холмам к смотровой точке. Красивые деревья, типично шотландские по форме, в том числе и старые каледонские сосны, почитаемые и охраняемые. А внизу болото и заросли папоротников.
Тучи совсем черные, света почти нет.
Едем дальше в сторону Ская, начинается очень красивая дорога, сейчас смотрю по карте - это А87.
Дорога пустынная, холмистая, кругом леса и озера - ощущение широты и простора, очень здорово. Но у нас видимость почти ноль и дождь. Последний кадр, который удалось сделать:
Дальше дорога идет по ущелью с рекой, жаль, что не было возможности выйти из машины, поскольку лило так, что даже ехать трудно.
На подъезде к замку Eilean Donan дождь немного поутих, но тучи не разошлись, а к ним в придачу поднялся дикий ветер. Помню, что наливая воду из баклашки, чтобы что-тот помыть, вся облилась, потому что вода на таком ветру лилась почти горизонтально )
Въезжаем на остров Скай, начинаем обсуждать, что хорошо бы начать искать место под палатку, как тут же грохочет и начинается новая серия устрашающего ливня. Мысли выходить из машины тут же пропали. Доехали до парковки на трек к Old man of Storr, там полно машин, в которых копошатся люди, не решаясь высунуть нос на улицу. Ну что делать, доели, что было, и улеглись спать под ливнем. Утро вечера мудренее, может дождь все же кончится...Вообще, это поездка была рекордной по количеству ночевок в машине.
16.07. Остров Скай: трек Old man of Storr - кемпинг - трек Quirang
С утра низкие тучи, страшный ветер, но дождя нет. Я решила, что это уже хорошо, и пошла гулять вокруг Old Man of Storr. Папа с Машей остались играть в машине. Это, наверное, самый популярный короткий трек на острове Скай, и народу тут очень много!
На подъеме лежат кучами сухие ветки и пеньки от обрубленных деревьев.
Местами даже солнце проглядывает
Горы пока в тумане
Вообще, с туманом тут тоже красиво, мистически и загадочно.
Дальше определенной точки основная масса народа не поднимается и можно гулять посвободней.
Из тумана начинает что-то вырисовываться )
Вот он, старик Storr )
Вокруг много троп, я прошла в разные стороны.
Возвращаюсь к машине, а солнце медленно, но верно побеждает туман
Едем смотреть водопад Kilt Rock
Мы ооочень обрадовались солнцу, жизнь прямо-таки заиграла новыми красками! И непонятно, куда бежать, что скорей делать, пока опять не началось?)) По-хорошему надо срочно бежать какой-то трек или что-то смотреть, но уже так устали от дождя и машинной жизни, что захотелось в кемпинг: поставить палатку, помыться, все высушить, спокойно погреться и поесть за столом. Заехали в ближайший кемпинг Staffin Caravan Site и остановились на ночь. Хозяин с восхищением рассказывал про Москву, как он там был, и как ему понравилось. Пару часов потупили в кемпинге, вымылись, наелись и согрелись - жизнь налаживается! Время еще есть, надо пользоваться погодой и сходить еще что-нибудь. Рядом у нас второй популярный трек, Quiraing. Машка сначала гордо заявила, что тоже пойдет, оделась и выдвинулась вперед:
Но быстро передумала и срочно нашла себе занятие на лугу у машины. Муж сбегал один, потом пошла я.
Подъем по травяному склону, довльно грязному и влажному, с кучей овечьих какашек. Сами овечки тут, как тут.
Вид сверху на вертикальные скалы. По идее, должен быть маршрут и где-то внизу между ними.
Все в дымке, хотя небо ясное
Поснимала наверху и пошла обратно тем же путем.
Хороший день получился, спокойный и теплый, отдохнули и восстановились.