И день еще продолжается!
В первые наши поездки в Европу мы не брали машину в прокат и осматривали, в основном, города. Но скоро стало понятно, даже в Риме на 4-тый день стало уже хотеться поменять дислокацию. Мы потом еще и еще возвращались в Рим и обожаем этот город, но природные пейзажи любим сильнее городских.
Потому и в Сантьяго де Компостелла я наметила посмотреть только то, чем он известен более всего,- собор св. Иакова. Наверное, это неправильно, и этот город заслуживает куда большего внимания. Да что "наверное"! Сто процентов- заслуживает. Хорошо бы там вообще заночевать. Но у нас сегодня плюс еще два места для посещения, прежде чем остановимся на ночлег.
Иногда я читаю отчеты пилигримов, примеряю для себя пилигримские маршруты и не раз представляла, как я, в просоленной потом и морем панаме, опираясь на посох (не знаю, почему именно не на современную палку, а такой тяжелый, узловатый посох)), прибредаю на площадь перед собором и падаю там без сил, с запекшимися губами и повышенным давлением. Думала, там таких пилигримов, как груш разбросано по всей площади.
В общем, ометили себе, где, не далеко от исторического центра, оставить машину, приехали, сфотографировали рядом находящийся какой-то санаторий с кустами роз во дворе, и без посохов, и даже без бутылки воды, направились искать катедраль.
Как мы правильно выбрали направление! Начали пересекать парк, и перед нами открылась такая панорама, что ноги забыли идти, встали, как вкопанные, а челюсти отпали. Вот, оно всё здесь! Дворцы, башни, купола, вся красота и роскошь старинного города.
Стояли, водили глазами налево-направо-налево-направо, во всю ширь.
Обретя радостный азарт первооткрывателей, окунулись в нутро улиц, площадей, заглядывая в щедрые витрины с наилучшими образцами колбас, хлебов и диковинных морских обитателей, приговоренных попасть на стол пускающего слюнки туриста. Эх, много чего не могу показать, фото такого позорного качества, что и сама смотреть не буду)). Но в памяти- всё!
Это был первый встреченный пилигрим.
Оказалось, вокруг собора площадей несколько, а та, на которой находится главный вход с пышной лестницей, называется Praza do Obradoiro. Вот на ней я собиралась валяться изможденная, раззутая и счастливая. Потому внимательно изучила, кто мог бы там находиться по соседству. Лежачих оказалось не так и много. И, насчет собачек, не поняла, они тоже шли Камино, или так просто тут гуляют.
Вообще-то, мы сильно обрадовались, что ремонт закончился и с башен собора убрали леса. Повезло так повезло! Но главный вход закрыт, чтобы попасть внутрь, надо обойти катедраль, выйти на другую площадь ( Praza da Quintana) и встать в очередь. Хорошо, посещение бесплатно. И, надо сказать, нам опять повезло! Вход со стороны этой площади открывается только в святые (юбилейные) годы, а 2021- как раз такой.
Правда, в другое время в собор можно попасть и с южной стороны, через Praza das Praterías.
Но более почетно и реже, конечно, можно пользоваться Святой дверью (Пуэрта Санта), как мы.
Внутри меня больше всего поразили огромные фигуры ангелов.
Даже не заметила сразу знаменитое кадило, а оно, на минуточку, почти в человеческий рост! И это Ботафумейро- тоже символ и достопримечательность, и нам тоже повезло его увидеть, хотя был и не тот день, когда его раскачивают (аж 8 человек надо!) Ну, такие дни вообще редко бывают, но если очень хочется посмотреть его в деле, то пожалуйста, за 400-450 евро вам пойдут навстречу и организуют персональный показ Ботафумейро в работе! Однако, держите ухо востро и не зевайте. А то, однажды, один немецкий конгрессмен, заказавший с группой коллег Ботафумейро на одну из служб, так увлекся, что забыл о безопасном расстоянии, не учел траекторию полета и получил сильный удар по восторженному фейсу внезапно подлетевшим на скорости 70 км/час кадилом. Нос сломал, но жив остался. И это не единственный случай, когда "что-то пошло не так".
Задрала голову посмотреть, надежно ли кадило прикреплено сейчас.
Настоящим сокровищем также является единственный в своем роде Портик Славы, созданный скульптором маэстро Матео аж в 12в. Конечно, создание этого Портика наполнено высшей философией и большим смыслом. Если коротко,- паломничество в Компостелу- это реконструкция образа жизни Христа и микрокосма Спасения. Ну да, так вот.
Среди череды апостолов и ветхозаветных пророков, в Porta da Gloria находится единственная статуя женщины. Это- царица Эсфирь. Предположительно, изначально ее каменные груди были значительно больше, и, видать, чтобы это не смущало целомудренных прихожан, местные правители распорядились "излишки" статуе спилить (о, бедная Эсфирь!), но зато потом появился сыр "тетилья". Как считается, именно в честь Эсфирь. А что! Вполне возможно. Посмотрите сами на форму этого сыра.
Еще, конечно же, находясь в соборе, надо отдать почтение мощам самого св. Иакова (Сантьяго). Покоятся они в серебряной раке, которая находится в крипте. Мы увидели быстро продвигающуюся цепочку людей, ныряющих по ступенькам вниз через тесный проход и тоже встали в очередь. Конвейер посетителей не дает там помолиться, сосредоточиться и просто задержаться. Какая-то девушка цеплялась за решетку, ограждающую ракию, пытаясь сфотографироваться на ее фоне, и это выглядело совершенно неуместно. У меня фото нет.
Еще немного поплутав по улицам, пошли к машине.
В парке стоят прикольные ведьмочки. Фотографирующиеся с ними за руку, совершенно халатно забывали протирать их санитайзером.) Вот ведь, в другое время и не подумала бы об этом.