Побег из зимы в лето, или первое европейское путешествие маленькой Калины.
В течение всей зимы, в связи с известными событиями, маршрут неоднократно перекраивался, урезался, изменялся на альтернативный. Курсы валют изучались, как сводки с фронта. Наконец к весне все более-менее стабилизировалось, отпуска совпали у всей семьи, и мы решили все-таки ехать! Для меня путешествия – мечта с детства, я во многом могу себе отказать, но только не в отпуске, проведенном в неизведанных мной местах. Похоже, это заразно, так как от своей семьи я не услышала ни одного «здравомыслящего» голоса в духе, что «эти бы деньги, да на другие цели».
Итак, поездка состоялась с 4.07.2015. по 26.07.2015г, это от крыльца до крыльца. Маршрут такой: Северодвинск – Москва – Брест – Польша – Чехия – Австрия – Италия – Хорватия – Венгрия – Польша – Минск – Санкт-Петербург – Северодвинск. Собственно в зоне шенгена 17 дней. Экипаж: мама Света (организатор, штурман, завхоз), папа Костя (главный водитель), взрослые уже наши дети: старший Витя (24 года, сменный водитель, ура-ура! он снова с нами!), и младший Паша (18 лет, студент). Автомобиль все тот же – «Лада-Калина» 2011г. Она у нас ездит. Общий пробег получился 9737 км, переплюнули свою поездку 2012 года в Крым (9200км), немного не дотянув до юбилейных 10 000. Это впереди еще.
Визы получали итальянские. Благо, итальянский визовый центр открылся в Архангельске, не надо ехать в Санкт-Петербург. Почти честно получили. Небольшая коррекция маршрута в пользу Италии (да простят меня итальянцы!), и мы стали счастливыми обладателями шенгенских виз: муж и Паша на год, а я – аж на три года (имея в активе среди нескольких шенгенов один итальянский 5 лет назад). Еще раз, спасибо, Италия! А Витя у нас в Питере живет, и виза у него финская.
Что мы нового попробовали в этом году, так это кемпинги. Еще зимой куплена была палатка побольше, надувные матрасы, Костя столик изготовил походный и стульчики, всякое электрическое кемпинговое оборудование. Отели я бронировала из расчета 50-60 евро/ночь на четверых, а где это неосуществимо (Австрия, Италия) – там и планировались кемпинги. В результате мы все-таки вписались в среднюю цену ночлега 50 евро/ночь. А из походного кухонного оборудования нынче брали только газовый баллон с плиткой, и этого вполне хватило.
Да, у нас был еще один член экипажа – навигатор Илюха Навител. И если в прошлом году к нему вопросов не было, в этот раз он очень часто проявлял скверный характер, норовя, как Сусанин, свести нас с проторенной запланированной дороги, что требовало моего пристального внимания. Но его причуды добавляли в поездку дух авантюризма, он как будто знал, куда нам на самом деле надо, поэтому ругали мы его по-доброму. Ну а если серьезно, надо другую программу установить в следующий раз.
Вот как-то так получилось, от Бреста:
Дни 1-3й, 4-6 июля. Дорога туда.
Выехали втроем из Северодвинска 4 июля в 7 утра, Витя к нам позже присоединился. Мы в этот день побили все свои рекорды дневного пробега – 1130км, доехав к 11 вечера до нашей любимой полянки за Ярославлем, где и заночевали в палатке. Тут мы еще встретились с Костиным братом с женой, которые в тот день мимо проезжали, следуя из Мурманска в Тамбов. Мы не виделись 3 года, грех было не встретиться, хоть и на дороге. Но они не поддались ни на какие уговоры заночевать вместе с нами, и часа через два поехали дальше в ночь, торопились домой. А мы ночью никогда не ездим, ночью надо спать.
На следующее утро к полдевятого доехали до Москвы, заехали и съехали с МКАД абсолютно свободно, поверить не могли, что так бывает! Вот что значит утро воскресенья.
На сегодня уже запланирована культурная программа, посещение музея Задорожного в Архангельском. Приехали к музею в 9-20, пришлось ждать открытия до 10. Если кто не знает, музей техники Вадима Задорожного – самый большой частный музей старинной техники в России, здесь собраны более 1000 антикварных автомобилей, мотоциклов, боевая техника, оружие, воздушный транспорт. Костя хотел попасть сюда еще в прошлом году, но тогда из-за недостатка времени пришлось проехать мимо. Билет на взрослого в выходные стоит 400 рублей, на студента или школьника – 250 рублей, дошкольники – бесплатно, фотосъемка – 150 рублей, аудиогид – 300 рублей. Тут выяснилось, что Паша забыл свой студенческий билет, но, к счастью, это было единственное место, где его спросили и ни за что не продали билет со скидкой без документа. Во всех остальных странах верили на слово, что Паша у нас студент.
Аудиогид здорово дополняет информацию на табличках, целые развернутые рассказы о том или ином автомобиле, было очень интересно. Кроме внутренних залов, большая экспозиция техники на улице. Мы ходили больше 2 часов в быстром темпе, только потому, что торопились ехать дальше. При наличии времени, можно провести там полдня совершенно незаметно. Сайт музея: http://www.tmuseum.ru.
На М-1 выезжали местными подмосковными дорожками. Илюха упорно прокладывал маршрут через МКАД, но мы, замечательно съехав с нее почти в нужном направлении, возвращаться совершенно не хотели. Пришлось устанавливать промежуточные точки чуть не на каждом повороте дороги. Видимо здесь и были заложены основы дальнейших наших взаимоотношений с Илюхой, покорившись, он как будто затаился: «Ну ладно, я вам еще покажу…»
Под Можайском еще заехали на Бородинское поле. Полтора часа там гуляли и ездили между памятниками, в музеи не ходили. Просторы впечатляют. Можно наглядно представить, как это было тогда, я заранее готовилась, читала и изучала карту. Разумеется, лучше бы с экскурсией и времени побольше, но галочку поставили. http://www.borodino.ru/index.php
После этой прогулки снова выехали на М-1, где-то на дороге поели в кафе и дальше погнали без остановок в сторону Белоруси. Переехав границу около 21 часа, стали думать о ночлеге, после прогулок по жаре хотелось вымыться и поспать в кровати. Но с придорожными отелями тут сложно, указатели на «кроватки» отсутствовали напрочь, или в них не было мест. Приуныв, стали присматривать съезд с трассы, чтобы снова стать с палаткой, но наконец-то увидели отель «М-1» в районе Орши, и там нашелся вполне приличный номер для нас. Взяли российские рубли, 2800 на троих с завтраком, интернетом, бесплатной стоянкой. Поужинали тем, что было с собой, в душ (как мало надо для счастья!), и спать. Пробег за день – 745км.
На следующий день ехали по М-1, останавливаясь для разминки каждые 100-150км. Трасса М-1 в Белоруси все такая же ровная, монотонно-усыпляющая, но нам показалось, что она стала несколько хуже по сравнению с прошлым годом.
Увлекшись быстрой ездой, мы как-то забыли про заправку, и в какой-то момент вдруг увидели красную лампочку уровня бензобака. Заправки, коих было вокруг немеряно, вдруг куда-то подевались. Следующая – через 60км, а у нас бензина на 48! Пришлось снизить скорость до 90км/час и ехать в эконом-режиме, представляя, как мы забавно будем выглядеть, умудрившись обсохнуть на трассе! Но дотянули, «голосовать» не пришлось.
В Бресте встретились с Витей, он еще утром приехал на поезде из Питера и гулял по городу. Сбылась моя мечта провести отпуск всей семьей, как раньше! Последний раз в таком составе мы ездили в 2009 году в Абхазию, а потом все как-то не складывалось. Спасибо тебе, Витя, так жаль, когда детки вырастают!
Границу решили переходить в Бресте, к белорусам подъехали в 16-55, от поляков выехали в 18-30, то есть 1-35 на всех, вроде неплохо. Выпустили и впустили без проблем. По-моему, даже вопросов типа «куда и зачем едете?» не задавали. Паспорта, свидетельство о регистрации на машину, зеленая карта, откройте багажник, до свидания. И вот мы снова в Польше!
Для ночевки был запланирован номер в отеле Ekwos, за Минском-Мазовецким. Бронировала, собственно, для получения визы, но отель понравился, и мы решили его не отменять. И не разочаровались! В тихом месте, к отелю от 50 дороги ведет собственная подъездная дорожка, грунтовая, правда. Очень красивая и ухоженная территория, просторный 4-х местный номер за 210 злотых, хороший завтрак, интернет, бесплатная большущая парковка, персонал говорит по-английски. Нам все понравилось. https://sp.booking.com/hotel/pl/ekwos- ... ki.ru.html.
Побросали вещи в номер, и в ресторан – отмечать встречу и начало отпуска. Настроение и так было замечательное, а стало еще лучше!
Пробег за день – 764км, а от дома-то уже 2640км
День 4й, 7 июля. Польша-Чехия. Начинаем «глухолазить».
Разглядывая зимой границу Польша-Чехия в гугл-картах, наткнулась на местечко Глухолазы, и название так всем понравилось, что мы решили непременно через эти Глухолазы проехать. Так и сложился переходный маршрут: замок Мошна в Польше – Глухолазы – Есеник - перевал Червеногорске седло в есеницких горах – Шумперк. Нам в прошлом году очень понравились живописные местные горные дорожки в Чехии, решили повторить.
Итак, утром, плотно позавтракав в отеле, мы поехали по 50 дороге, а затем по трассе №1 Варшава-Катовице до Ченстоховы. Трасса эта хорошая, 2 полосы в каждую сторону, ехать можно быстро. В Ченстохове свернули на Ополе по 46 дороге. В Ополе заехали в большой торговый центр Каролинка. Целью был магазин Декатлон, хотелось посмотреть туристическое снаряжение, но что-то ничего не приглянулось. Также там и поели в KFC, и в Ашане купили продуктов на ближайшие дни. В результате, незаметно как-то провели в этих магазинах 3 часа.
Из Ополе по местной 414 дорожке поехали на Прудник, с нее отворот на замок Мошна. Вот эти дороги, и 46, и 414, очень симпатичные, не сильно загруженные, можно успеть и заглянуть во двор к местным жителям, и полюбоваться пейзажем. При этом качество дорожного покрытия вполне на высоте, ям можно не бояться.
Перед Мошной Илюха впервые показал характер, загнав нас на грунтовку между полей. Ну, мы же знали, что вот-вот надо будет повернуть налево, поэтому подчинились уверенной команде, а когда через минуту осознали, что что-то явно не то, развернуться было уже невозможно.
Но к замку мы все-таки приехали, через какую-то попу.
Замок Мошна очень большой и красивый, построен в 17 веке, неоднократно перестраивался в разных стилях, и это придает ему особый колорит. Вокруг – старинный парк с прудами. Внутрь замка пускают только с экскурсией по часам, так как там расположено что-то типа санатория для нервнобольных. На территорию тоже вход платный, по 6 злотых. Но мы были уже поздно, около 18 часов, и в кассе никого не было. Так что прошли совершенно свободно. Погуляли вокруг замка, полюбовались башенками. Там даже есть свое привидение, то есть скелет «Белой дамы» в одной из башен. Видели несколько свадеб, очень уж красивое место для фотосессии. В замке можно даже переночевать в старинных покоях, он есть на букинге. Вот официальный сайт: http://www.moszna-zamek.pl
Погуляв с часик вокруг замка, поехали дальше. А вот и, собственно, Глухолазы – небольшой поселочек на границе, ничего загадочного, мгновение – и мы уже в Чехии.
Навигатор уверенно проложил кратчайший маршрут через нужный нам перевал, дорога петляет вдоль живописнейшей горной речки до самого Есеника, едем и любуемся открывающимися видами. Но вдруг, когда до конечной цели оставалось 40км, в поселке Бела-под-Прадедом обнаруживаем закрытую дорогу (тупик через 9км) и временные знаки объезда на Шумперк. Вот так приехали! Что же там такое, обвал, ремонт дороги? Смотреть не поехали, свернули по указателям. Илюха взбесился, кричал, не переставая: «Вы ушли с маршрута! Развернитесь! Развернитесь! Куда же вы?!» А узкая дорога под сенью вековых елей стала закручиваться серпантином, подниматься в гору, и всем стало безумно интересно, куда же она выведет. Так обычно начинается Приключение. «Ну что, мы же хотели через Глухолазы? Получите!» - сказали мы сами себе. И это слово стало девизом на всю оставшуюся поездку.
Какое-то время плохо понимали, куда едем. Никаких ориентиров, только лес, горы и сотни поворотов узкой дороги, вверх, вниз, право, влево, и 2-3 встречные машины за все время. Илюху пришлось выключить, уж больно громко возмущался, ориентировались по временным оранжевым указателям на Шумперк, которые стояли на каждой развилке. Наконец выехали в Врбно-под-Прадедом, сориентировались. Поселок спрятался среди леса, на склонах гор, но там есть пяти- и даже девятиэтажные дома. Вот чем там люди живут, вообще непонятно.
Ну ладно, сообразив, где мы все-таки находимся, проложили маршрут на карте, но Илюха попытался снова вернуть нас на закрытый перевал. Пришлось опять бороться методом промежуточных точек. Очень красивая дорога, горы на закате, видели и вершину Прадед с телебашней. А неуловимый Шумперк, казалось, ближе не становился. В общем, накружили мы там за 2 часа 104 км вместо 40, вот тебе и кратчайший маршрут! Уже перед самым пансионом в Шумперке, буквально за 200м, обнаружили «кирпич» и ремонт дороги, знаки указывали на объезд… Этого мы вынести уже не могли, прокрались напрямую мимо стоящей дорожной техники.
В пансионе «Стара Соколовна» у нас были забронированы двухуровневые апартаменты за 40 евро. Нас очень любезно встретили, изъяснялись на смеси чешского и русского. Апартаменты оказались отдельно стоящим маленьким двухэтажным домиком, в котором на первом этаже были кухня, санузел и маленькая спаленка на одного, а на втором этаже – спальня на четверых. Еще одного, при желании, можно положить в кухне на диване.
При пансионе свой ресторан, явно популярный, в 9 вечера полно было народа. Мы очень надеялись там поесть, но возникла предвиденная, в общем-то, проблема – отсутствие чешских денег. За жилье у нас спокойно взяли в евро, а за еду, сказали, нельзя. И банкоматы, сказали, уже закрыты. Видя наши расстроенные (=голодные) лица, хозяйка принесла нам большую тарелку нарезки ветчины и сыра с хлебом, просто так, как угощение. Большое ей за это спасибо! Соорудили еще салат, и съели все это с польским пивом, которое днем купили в магазине, тоже неплохо вышло. https://sp.booking.com/hotel/cz/penzio ... lovna.html
Пробег за день - 583 км.Так должно было быть:
А так получилось как-то так:
День 5й, 8 июля. Чехия-Австрия.
Ночью гремела гроза, прошел ливень. Мы даже просыпались от грома и ветра, окна закрывали. Завтракали своими припасами. Предстоял насыщенный день, я беспокоилась, сможем ли мы все успеть, и, как оказалось, не зря.
Основной целью в Чехии на этот раз было посещение Пунквенных пещер, а именно пропасти Мацоха. Но очень хотелось побывать еще в каком-нибудь чешском замке, и выбор пал на замок Боузов, так как он находится как раз между Шумперком и Бланско (где пещера).
Замок Боузов небольшой, но очень симпатичный. Он построен в 14 веке, а потом долгое время принадлежал тевтонскому ордену. Замок не сильно раскрученный, поэтому туристов не так много. Открыт летом с 9 до 18, стоимость билета на 1й маршрут 120 крон; на студента, школьника – 80 крон, карты к оплате берут, выдали русский текст. За парковку вместо 50 крон легко взяли 2 евро (ее координаты 49.700987, 16.890082).
Всего на посещение замка у нас ушло полтора часа, маршрут включает немного помещений, но представление составить можно, нам все понравилось. http://www.hrad-bouzov.cz
Это вид с балкона замка, неплохо, да?
Далее местными дорожками поехали к пещере. Отдались на волю навигатора, и он вволю покружил нас между холмов, полей и мелких поселений (вы же хотели через «глухолазы»?). Места там очень живописные. Впервые в жизни увидела поле белых маков! Везде на дорогах лежит асфальт, даже если это просто дорожка вдоль полей между двумя деревнями, от сравнений трудно удержаться.
Не поняли, это реклама чего?
К Пунквенной пещере подъехали сверху (а не через Скальный млин), к парковке у верхней станции фуникулера, к 13 часам. За парковку опять взяли 2 евро, а так 60 крон (координаты N49*22’17.489”, E16*43’50.288”). В кассе купили билеты в пещеру только на 14-20, так как заранее не бронировали, просто не знали, когда подъедем. Пещеры открыты летом с 8-20 до 16-00, кроме понедельника (с 10 до 16). Билет стоит 170 крон на взрослого и 90 крон на ребенка или студента, карты принимают, русский текст дают. Так как у нас образовалось больше часа свободного времени, девочки в кассе посоветовали идти вниз пешком, а уже обратно подниматься на фуникулере, что мы и сделали.
Сначала подошли к верхней смотровой площадке на пропасть Мацоха, высота провала впечатляет! Тут пошел дождь, поэтому хороших фото не вышло, да и не отображают фото толком высоту. Далее лесная тропинка ведет к нижней смотровой площадке, откуда уже видно дно пропасти и людей, которые выходят туда из пещеры. Очень маленькие людишки где-то далеко внизу! После этого тропинка выходит на другую сторону горы и серпантином через красивый лес спускается к входу в пещеру. Было приятно прогуляться там даже в дождь.
У входа в пещеру мы еще немного подождали своего времени. На входе идут строительные работы, все в лесах, пропускают в пещеру через стройку.
Очень красивая пещера! Такого количества и разнообразия сталактитов, сталагмитов и прочих элементов мы не видели, пожалуй, нигде, хотя посещали достаточно пещер. А когда выходишь на дно провала, играет орган. Ощущаешь себя в величественном храме, и остается только оглядываться вокруг и удивляться творению природы. Просто восторг! Потом всех садят в лодочки, и путешествие продолжается по подземной реке. Тоже интересно, лодка бесшумно скользит по воде, а твоему взгляду открываются все новые и новые красоты подземелья. Я всем советую посетить это место! http://www.moravskykras.net/ru/moravsky-kras.html
Наверх к машине мы уже поднимались на фуникулере, там тоже берут оплату в евро (мы заплатили 13 евро за всех). После чего поехали в Бланско, так как очень хотелось кушать, да и как это, быть в Чехии и не поесть в чешском ресторане?! Увидели на улице рекламу ресторана «У Голема» и свернули к нему по указателям. Очень вкусно пообедали, выбрали из готовой еды, чтобы побыстрее, ну и пиво, разумеется. Вышло всего на 558 крон, а от стола еле отползли.
Мальчикам моим очень понравился этот писсуар в туалете, улыбнуло.
Чешскую виньетку мы в этот раз покупать не планировали, поэтому до Микулова проложили маршрут, избегая платных дорог. Там совсем небольшой участок автобана, вот и решили на нем сэкономить. В общем, дали Илюхе волю, он и рад стараться, привел нас от Брно в Микулов тайными тропами. В Микулове на выезде зашли в магазин Billa, купили еще еды и чешского пива. Так и проехали всю Чехию без единой кроны.
На границе приклеили австрийскую виньетку. К этому моменту мы давно поняли, что из графика выбились напрочь, так как в плане-то было доехать до Гальштата или рядом, а это еще 400км. На следующие 4 ночи планировались кемпинги, то есть мы, собственно, ни чем не были связаны. Подумали проехать, сколько успеем, по автобану. Не доезжая Вены, свернули на S1- S5 на Кремс. Между тем стало быстро темнеть. Остановились поискать ближайшие кемпинги в навигаторе, а он, собака, стал отправлять нас обратно в Чехию! Я заранее в этом районе кемпинги даже не присматривала, вот облом! В других-то местах у меня были выписаны координаты нескольких, основные и запасные варианты, а тут я совсем не планировала ночевать. Решили доехать по автобану хотя бы до Мелька, точку поставили в навигаторе. На минуту отвлеклась от указателей, и мы вдруг обнаружили, что едем по мосту через Дунай, но мост какой-то узенький, явно не автобан! Это еще что за новости? А куда там денешься, на мосту-то? Так и заехали в Тульн, и выехали из него. Это Илюха опять маршрут сократил, а мы не поняли на ночной карте, так как внешне рисунки похожи, что по тому мосту, что по этому. Едем дальше по местным дорожкам через австрийские поля, редкие деревушки, темно, все спят уже. Увидели съезд с дороги в поле, свернули к лесополосе, да там и встали на ночевку. Знаем, что нельзя, а что делать? Глухолазы! Столько событий за день было, а пробег всего 337км.