Кто не знаком с моей манерой изложения предупреждаю – все будет скушно и фактологично ).
Все претензии по качеству фото просьба адресовать моей супруге на адрес люблюпоэкспериментироватьсобъективом@горизонтзавален.ру.
Итак, смеркалось. Нет, это я не о том, что за окном, а о жизни в целом ). В общем, пришло понимание того, что в перспективе ряда последующих лет по ряду объективных причин личного характера количество и качество поездок рискует резко сократиться с непонятной перспективой восстановления. Поэтому малопродуктивные регулярные визиты в ЮВА было решено наконец-то заменить поездками в места из разряда must see. Список мест был составлен и опубликован
Личный рейтинг must see мест на планете
а заодно разработан план по его окучиванию, исходя из принципа «что успеется».
Наиболее удаленным из желанных пунктов назначения оказалась Южная Америка, с нее решили и начать. В результате виртуального изучения континента пришло понимание того, что в нашем представлении must see мест там три штуки – Водопады Игуассу, Мачу Пикчу и Рио-де-Жанейро. Упреждая критику знатоков сразу скажу, что не сомневаюсь в наличии множества иных интересных и достойных посещения мест. Рорайма, Галапагосы, остров Пасхи, геоглифы Наски, Амазония, Патагония и т.п. были рассмотрены и отсеяны исходя из принципов приоритетности и невозможности уместить все в двухнедельных трип (мы не сторонники концепции «одна страна – один день»).
Итак, что получилось в результате планирования:
12 октября – вылет из Москвы Эмирейтс, билеты приобретались аж по весне по 27,500 рублей.
13 октября – прилет в Рио, и через 2 часа вылет ТАМ в Фоз-ду-Игуассу.
13-17 октября - Фоз-ду-Игуассу.
17 октября – перелет LAN в Куско через Лиму.
18 октября – прибытие в Куско, окрестности, переезд в Агуас Кальентес.
19-20 октября – Мачу Пикчу
20 октября – переезд в Куско
21 октября – перелет LAN в Фоз-ду-Игуассу через Лиму, ночевка
22 октября – перелет ТАМ из Фоз-ду-Игуассу в Рио
22-27 октября – РИО, возвращение в Москву Эмирейтс
Как несложно заметить, план поездки не являлся логистически безупречным. Основным «проколом» была необходимость возвращаться в Фоз-ду-Игуассу, да еще и с ночевкой (ввиду позднего прилета LAN и отсутствия любых более поздних рейсов на Рио в тот же день). Но попытки оптимизировать маршрут лично у меня не удались. Билеты LAN Фоз-ду-Игуассу – Куско обошлись мне в 400 евро с лица, в то время как попытки вернуться в Рио из Лимы неким иным путем (то ли LAN через Чили или Сан-Паулу, то ли прямым рейсом ТАСА) выливались в еще более безумную логистику и кратно бОльшие расходы (скажем, прямой рейс Лима-Рио, выполняемый ТАСА (а другого прямого я не нашел) стоил 800 долларов с носа один конец, при весьма неудобных ночных времени вылета-прилета).
Также исходно вызывала сомнение концепция осмотра Куско и окрестностей немедленно после длинного стыковочного перелета и бессонной ночи. Но количество дней на Перу было ограничено рейсами из Лимы в Фоз-ду-Игуассу, которые выполняются лишь пару раз в неделю, так что пришлось подстраиваться под расписание авиакомпании.
В качестве некоторых неудобств не могу не отметить длительные стыковки в Дубаях (8 и 10.5 часов соответственно) и Лиме (порядка 6 часов ночью).
Билеты LAN приобретались непосредственно на сайте последней, билеты ТАМ пришлось купить через экспедию, поскольку с сайтом авиакомпании подружиться не удалось. Цена на момент покупки была идентичной, но, что характерно, вопреки обычной практике закупившись билетами за полгода я не выиграл, а проиграл, поскольку реал упал, и цена почти в 200 баксов за перелет на момент оплаты впоследствии изрядно снизилась в долларовом эквиваленте.
Перелет
Эмирейтс традиционно порадовала хорошим качеством комфорта и обслуживания, хотя их дубайская привычка возить рейсы из и на Москву в автобусах вместо «кишки» изрядно раздражает. Попав на длинную ночную стыковку в Дубаях, и оставшись без истекшего серебряного статуса skywards, с учетом грядущего 14 часового перелета в Рио и последующего рейса в Игуасу решили попробовать остановиться в Dubai International Hotel. Дотопав до ресепшн (это оказалось сложнее, чем можно было ожидать), узнали, что в наличии лишь номера повышенной комфортности по 90 баксов в час, а обычных всего лишь по 60 долларов в час в данный момент нет. Но, конечно, предоставляются оптовые скидки ). Удовольствие отдохнуть в нормальных условиях аж 6 часов обошлось в 264 доллара США, за 12 часов просили лишь на 40 долларов больше. Номер был неплох, но жаба слегка душила ).
Перелет в Рио боингом прошел легче, чем мы ожидали, тем более, что несмотря на схему 3-4-3 третье место пустовало, так что можно было и прилечь. Прибыли вовремя, за что я несколько переживал, учитывая стыковку в 2 с небольшим часа.
Погранконтроль был пройден быстро, ничего не спрашивали, никаких документов вроде билетов из страны не требовали. Стоит заметить, что штамп у федеральной полиции достаточно большой (сопоставим по размеру, например, с сингапурским транзитным), и парочка подобных, налепленная кое-как, запросто убивает страницу вашего паспорта – следует учесть тем, у кого осталось не так много пустых страниц.
Сам аэропорт я бы расценил как один из худших международных, что мне довелось видеть – как с точки зрения внешнего состояния, так и инфраструктуры. Это не стало сюрпризом, но обменка, например, имеется лишь в закрытой зоне на выходе из международных прилетов. Не сообразил (курс не смотрел) – топай к банкоматам на втором этаже. С чудо-машинами, некоторые из которых, судя по внешнему виду, были произведены в прошлом тысячелетиями, общий язык был найден лишь с четвертой попытки. Дебетовую визу ВТБ последовательно отвергли банкоматы HSBC, Santander и Itau. Лишь четвертый банкомат Dia&Noite милостиво согласился выдать 780 реал (лимит 800). С учетом адских комиссий ВТБ курс получился не очень радужным, но тут без вариантов.
На рейс ТАМ я зарегистрировался заранее онлайн (очень удобно, что регистрацию они открывают за 72 часа), и с учетом того, что мы ездим строго с ручной кладью, проблем на стыковке не возникло – времени хватило более чем. Перелет до Фоз-ду-Игуассу около 2 часов.
Фоз-ду-Игуассу
Приличные отели в городке предоставляют бесплатный трансфер из аэропорта. Хотя переписка по данному вопросу имела место за несколько месяцев до поездки, нас ждали с именем на табличке. Немного ожидания попутчиков, не желающих минимизировать свою поклажу, 15 минутная поездка, и мы в отеле
http://sp.booking.com/hotel/br/aguas-d ... da.en.html
Учитывая цену в 200 реал за ночь (что для Бразилии недорого) особых претензий к отелю у нас не появилось. Из плюсов – неплохое расположение (5 минут до автобусной станции), очень чисто, небольшой бассейн (не пользовались), бесплатный wifi, неплохой завтрак. Из минусов - выглядящие modern на фото в реальности комнаты скорее basic, нет сейфа, нет чайника, значительная часть номеров окнами выходит на строящееся здание.
День 1
После завтрака сразу на автобусную станцию. Проезд стоит менее 3 реал с лица, оплата на входе в автовокзал. Автобусы в нац парк ходят с интервалом 15-20 минут. Сидячих мест мало, комфорт никакой, ехать порядка 30 минут с учетом того, что по дороге автобус посещает аэропорт. На входе в нацпарк – толпа народу … не повезло – воскресенье. Покупаем билеты (41 реал с носа), стоим в очереди на вход (движется довольно быстро). В итоге всех сажают в регулярно прибывающие автобусы, которые отвозят непосредственно к водопаду. Ехать неблизко, минут 10.
Водопады я представлял себе несколько иначе. В итоге речь фактически идет об ущелье (каньоне – как угодно), где они образуют несколько достаточно отличающихся и находящихся на расстоянии друг от друга групп. Ну, без фото никак ).
Пообедали в ресторане – буфет 45 реал с лица, напитки не включены. По бразильским меркам качество еды среднее, ценник завышен.
Домой из лени поехали на такси, содрали 40 реал – форменный грабеж. Зато ехать 15 минут вместо 30.
День 2
Решили посмотреть аргентинскую сторону. Желания связываться с автобусами и пересадками не было никакого, поэтому пошли на автовокзал договариваться о такси. Разговор начался с 85 реал, и закончился на 70, хотя на форуме упоминалась цифра в 60. Водителем оказалась милая тетечка. Сразу предложила решить вопрос с аргентинской валютой, и отвезла в некую волшебную обменку, где за 100 долларов США мне отвалили аж 580 песо. До сих пор не понимаю, что это было, ибо курс на аргентинской стороне был в районе 4.4-4.6, по нему же списывались деньги с карты, когда платил за еду и сувениры. Вопросы прохождения границы решала наш водитель, при этом бразильцы не сочли нужным отобрать миграционные карты, привез в Москву как сувенир ). Аргентинцы влепили штампы на 90 дней без вопросов. Здесь тоже следуют быть аккуратным – их штамп сильно мажется. Девушке поставили на тот же разворот, что и американская виза, в результате чего фото на визе оказалось изрядно измазанным. Будем надеяться, проблем в штатах по этому поводу не возникнет.
Вход в парк с аргентинской стороны 130 песо. Перемещения в основном на поезде по железной дороге, при этом до Глотки дьявола часто требуется пересадка. Мы сначала прошлись по трекам в нижней части, сплавали на лодке под водопад (аттракцион стоит 150 песо с носа), потом вернулись на поезд и доехали до Глотки дьявола, откуда уже без пересадок вернулись ко входу. Стоит отметить, что едальные заведения в центральной части парка представляют собой фаст фуд, а на улице там тусуются толпы совершенно невоспитанных носух. Последние абсолютно не боятся гомо сапиенс, и попытка откушать на открытом воздухе закончилась тем, что несмотря на все крики, топот и прочие детские попытки напугать гордое животное, оно таки допрыгнуло до миски с салатом и перевернуло ее.
По результатам сравнения бразильской и аргентинской части должны сказать, что последняя нам понравилась больше. Все показалось более организованным и заточенным под туриста. Кроме того, с бразильской части (кроме прилегающей к Глотке дьявола) водопады видны на изрядном расстоянии, в то время как на аргентинской они вот, можно потрогать ). Ну и сама Глотка дьявола с аргентинской стороны очень хороша с мостков, расположенных над, а не под ней, хотя фотографировать там можно с трудом ввиду большого количества народа и обилия брызг. Резюмируя – имхо, посещая водопады, возьмите минимум 2-3 дня, и обязательно посетите обе стороны.
Домой возвращались с тем же водителей за ту же цену (она нас дождалась, из чего я сделал вывод о том, что цена в 70 реал таки очень сладкая). В Пуэрто-Игуассу заезжать не стали, ибо дюже устали за день.
День 3
И возвращаемся к истокам, сиречь в бразильской стороне. Снова автобус, снова водопады, снова переоцененный ресторанчик с буфетом. Глубокая медитация ).
День 4
Отлет в Куско вечером, день свободен. Освобождаем номер, бросаем сумки и идем бродить по Фоз-ду-Игуассу. Вывод неоригинален – делать и смотреть в городке особо нечего. Лучше бы еще разок на водопад метнулись. Единственный плюс – нашли рекомендованное кем-то заведение Тропикана – очень душевно, с обилием мяса, за двоих отдали 45 реал вместе с напитками. Коммунизм.
Перелет LAN
Много хорошего прочитал про эту авиакомпанию. К сожалению, не могу разделить восторг. Претензии следующие:
1) Без предупреждения и без уведомления был заменен рейс Лима-Куско на более поздний. Хорошо, что я не стал завязываться ни на какой из ранних поездов на Мачу Пикчу – иначе дорогущие билеты, возможно, пришлось бы спустить в унитаз. Более того, о замене мы узнали лишь в аэропорту Лимы, когда получали посадочные в Куско. Из плюсов – девушка, оформлявшая посадочные, была ооооочень даже ).
2) Заменив рейс, компания, похоже, одновременно изменила мой код бронирования. В результате я не смог зачекиниться по интернету, и пришлось стоять в очередях на регистрацию что в Фоз-ду-Игуассу, что в Лиме.
3) В Фоз-ду-Игуассу мне отказались оформить посадочные на сегмент Лима-Куско. Пришлось делать это в Лиме. А если бы стыковка была не 6+ часов, а 1-2?
4) Претензия скорее не с LAN, а к аэропорту Лимы (но это ведь лановский хаб, с другой стороны) – прилетев более чем за 6 часов до следующего перелета, нас не пустили в зону вылета. При этом следует отметить, что помимо зоны вылета в аэропорту нет условий для ожидания пассажиров. То есть там физически отсутствует аналог залов ожидания, и даже любые подобия кресел в местах общего пользования. Единственный вариант – приткнуться в каком-нибудь кафе, где нам и пришлось провести более 3 часов, пока нам милостиво не разрешили проследовать в зону вылета.
5) Международный перелет 4+ часа – питание снэками против полноценного обеда у тех же эмирейтс. На обратно пути в Фоз-ду-Игуассу отравился, похоже, выданным LAN сэндвичем.
Аэропорт Лимы
Аэропорт (как и все Перу, что мы видели за 4 ночи), оставил смешанные впечатления. Эдакая попытка понта, которая сначала вроде как впечатляет, а потом вызывает здоровый смех, когда понимаешь, что наложена она на традиционную ментальность страны третьего мира. Здание аэропорта – очень модерновое и красивое. Наверное, один из наиболее привлекательно выглядящих аэропортов из тех, что видел. Но по ходу следования начинаются некие эээ … issues, причем чем дальше, тем больше ). Выходишь из международных прилетов – попадаешь в зал чек-ина, куда можно пройти, лишь предъявив билет. Хочешь дойти до зоны вылета не имея оного – вали на улицу и обходи по свежему воздуху. Как уже отметил выше – ни прилетающим, ни улетающим в самом здании кроме нескольких кафе на 2 этаже приткнуться решительно негде. Через дорогу от аэропорта есть отель непонятного качества – за несколько часов отдыха запросили 300 баксов ). В зону вылета пускают не ранее, чем за 3 часа до рейса – никакие увещевания и ссылки на стыковку после международного перелета не помогают. Даже не знаю, что делать людям со стыковками типа 12 часов и на бюджете – видимо, убить себя об стену. В аэропорту довольно много обменок, курс в основном посредственный – я менял по 2.47 против 2.5 в Куско и Мачу Пикчу.
Куско и окрестности
Прилетев около 7 утра, сразу озаботились покупкой билетов на Мачу Пикчу на следующие 2 дня. Увы, сделать это онлайн так и не удалось, несмотря на все попытки. Таксисты в аэропорту просят 50 соль до города. Мы сторговались на 20, хотя опять же здесь читал, что справедливая цена – 10. Таксист доставил нас в одну из точек продаж, работающих с раннего утра, где нам любезно согласились продать билеты, приняв оплату картой. Ждал и сюрприз – билетов на Вайнупикчу на следующие 2 дня уже не было. Взяли билеты на первый день МП+гора МП, на второй – МП соло.
Пошли бродить по городу, позавтракали на центральной площади. Кроме основной исторической части город впечатления не произвел. Несмотря на фактически бессонную ночь, нужно двигать дальше. Намечен маршрут Саксаюман, Писак и Ойантантамбо, из последнего по интернету куплен поезд на Мачу Пикчу в 19.00 по гуманной цене всего лишь в 51 бакс с человека.
На центральной площади берем первую попавшуюся тойоту, и вперед. Не спрашивайте, сколько я заплатил – был с утра в легком грогги, поэтому даже торговаться не стал. Кроме того, предполагалось, что авто с водилой поступит в наше распоряжение на 7-8 часов, по факту мы расстались через 4. Но это скорее наша вина, поскольку на определенном этапе мы просто отключились и позорно попросили доставить нас прямо в Ойантантамбо, увидев Писак по сути лишь издали.
Саксаюман и Ойантантамбо, безусловно, достойны посещения, хотя вопреки некоторым мнениям (не оспаривая их историческую ценность, которая, вполне возможно, выше таковой у Мачу Пикчу), с точки зрения впечатления на обывателя до основной достопримечательности им далеко.
Все, что увидели от Писака )
Ойантантамбо
При ужине в ресторане в Ойантантамбо обратил внимание, что несмотря на полученный слип с суммой в 55 солей, пришло смс о списании с карты 66. Решил, что это какая-то мелкая разводка, но впоследствии понял, что это, похоже, какая-то системная проблема, когда в ресторане у подножья Мачу Пикчу при стоимости буфета в 35 баксов с носа (согласен, это беспредел, особенно учитывая паршивое качество еды) получил слип на 70 баксов с одновременным списанием с карты 84. Так и не понял, что это за 20%. Автоматически начисляемый НДС? Дык он вроде в Перу 18%. В общем, аккуратней там с картами … хотя при оплате билетов на МП такой проблемы не было, списалось столько же, на какую сумму получил слип.
Мачу Пикчу
В Агуас Кальентес прибыли около 21 часа. Как ни странно, нас встречали с табличкой. Останавливались здесь – 50 долларов за ночь, без изысков, но чисто, сантехника работала нормально. Главное – вид на речку ).
http://sp.booking.com/hotel/pe/adelas-hostal.en.html
Благо билеты на автобус продаются до 21.30, сразу сбегал купил на следующий день (стоят, как известно, 17 долларов с лица в обе стороны). В хостеле нас любезно снабдили завтраком на следующий день. Спать.
Подъем в 4.30, к 5 утра мы уже в очереди на автобус. Народу пока не так много, влезаем в третий в счету. Автобус небольшой, где-то на 28 персон. Дорога достаточно стремная, особенно для такого боятеля высоты, как я. Впрочем, после Шри-Ланки и Норвегии терпимо. Прибываем к открытию, получаем штамп на билеты, и мы внутри. Ранее утро – МП затянуто туманом.
Тусуемся до 7 утра, и начинаем подъем на гору. Согласно отзывов местных заправских скалолазов, подъем занимает 1-1.5 часа. Гы. У нас он занял 4, причем исключительно по вине вашего покорного слуги. По пути нас обогнали решительно все, включая группу французских пенсионеров хорошо за 60. Ну разве что колясочников не было ). Правда, руководствуясь принципом «тише едешь – дальше будешь», даже на финальной стадии подъема мы напоминали лицами человеческие существа, в то время как бОльшая часть бегунов (причем вне зависимости от возраста) смахивала на помесь зомби с инфарктником в разгар приступа.
До пика я так и не дополз минут 10, предоставив эту миссию даме сердца. У женщин, как известно, слаб инстинкт самосохранения, а мне как лицу с сильной высотобоязнью последний отрезок не дался.
Спуск в той же неторопливой манере занял около 2 часов. Как отмечали многие, следует учитывать климат места. С утра было достаточно прохладно, сильный туман. Когда мы спускались, вовсю жарило солнце. Я не сообразил намазаться, и здорово угорел лицом.
Ближний осмотр поселения оставили на следующий день, ибо неимоверно хотелось жрать и пить (с собой брали 2 бутылки по 0.5, оказалось недостаточно на 7 часовое лазанье по горам.
Относительно ресторана с буфетом на выходе я высказался выше – ценник по местным меркам бешенный, качество – крайне посредственное. Насытившись, пришлось довольно долго ждать автобус с горы – на заметку тем, кто рассчитывает пробыть там до послеобеденного времени и попасть на поезд тем же днем. Мы попали где-то в 10-й автобус, прождав порядка получаса.
По возвращении закупились билетами на автобус на следующий день, и завалились спать.
На следующий день в том же порядке посетили само Мачу Пикчу, вдоволь набродившись по развалинам.
Вернулись к обеду, взяли буфет в местном ресторане – снова неудачно, 65 солей с носа и опять весьма паршивое качество за эти деньги. Прекрасно вписались в поезд 15.30, и к вечеру были в Порое, откуда на такси добрались до Куско. Поезд обошелся уже в 90 баксов с носа, и включал кормежку. Здесь уместно вспомнить вышеприведенное наблюдение относительно перуанских понтов – процесс сервировки еды занял определенное время, при этом всем были выданы солидно выглядящие столовые принадлежности, после чего перед каждый поставили достаточно большой деревянный лоток … в котором были размазаны кусок сыра примерно в 1 грамм, несколько орешинок (возможно, грамма 2 суммарно), три микро-кусочка подсушенного хлеба (грамма 3, не меньше), и еще какая-то хрень в том же духе. До сих пор жалею, что поленился сделать фото – никогда и нигде такого не видел ).
Отель для ночевки в Куско оказался вполне приличным, рекомендую
http://sp.booking.com/hotel/pe/tierra- ... za.ru.html
На следующий день любезно предоставили бесплатный трансфер в аэропорт (поскольку с поезда мы добирались за свои кровные). Также, овладев новым кодом бронирования от ЛАН, мне таки удалось зарегистрироваться через интернет и распечатать посадочные у любезного портье. Посадочные сработали и в Куско, и в Лиме ).
По прилете в Фоз-ду-Игуассу довольно много времени провели на паспортном контроле – работала всего пара окошек. Несмотря на добросовестно сделанные в РФ прививки от желтой лихорадки, наши сертификаты не заинтересовали никого ни в Перу, ни в Бразилии.
Ночевка в том же отеле, и утром снова ТАМ отправляемся в Рио, о котором позже.