Глава 1,
из которой читатель узнает, что такое большая компания, собирающаяся в путешествие, как с ней бороться, а также познакомится с основными участниками
- Свежие мысли – Свежие аргументы – Как грамотно упасть на хвоста – Разработка плана и перепланировка – Как рождаются препятствия и увеличивается стоимость – Фарс-мажор и борьба с ним – Долгожданная встреча – «Гламурные бекпекеры»: кто они? – «Ностальгически-гламурное» прощание с Родиной – Перелет и «нервные лица»– Бангкок – ЛуангПрабанг
"Надо куда-нибудь срочно ехать. Отдыхать!" (с) Жена
Эта глубокая, а главное, свежая мысль поселилась в голове моей жены примерно за полгода до начала нашего путешествия. Предложенные мною варианты Турции и Египта, где я очень надеялся отмахаться от темы организации путешествия и отдохнуть самому, так же как и Таиланда по путевке были ей с негодованием отвергнуты. «И там, и там я уже была» - заявила она. – «Хочется чего-то нового и интересного. Вон у тебя полполки путеводителей, картинки куда как хороши – давай туда рванем». Делать было нечего, и я начал собирать информацию и вдумчиво читать Lonely Planet по Лаосу и Вьетнаму.
Почему туда? Ну, там мы еще не были, а значит, интересно. Во-вторых, к этим странам можно было без проблем подключить любимый Таиланд. В-третьих, обе они были практически безвизовыми (ну что такое получение approval letter из vietnamstay.com по сравнению с шенгенской визой?). В-четвертых, надо было «закрывать» ЮВА по посещенным странам. И я начал потихоньку разрабатывать маршрут, ориентируясь на 20 дней, которые получались из законного отпуска в две недели, если начинать его 22 февраля и заканчивать 12 марта.
Как известно, если Вы только начинаете карьеру самостоятельного путешественника, то самым легким способом ее начать станут путешествия с попутчиками – теми людьми, кто уже был в местах, куда Вы собираетесь, и (или) собирается туда независимо от того, поедете ли Вы (или кто-нибудь еще) с ним или нет. В ином случае понадобится долгое изучение сайтов, цен, информации о странах, путеводителей и т.д. В случае с попутчиками можно забить на подготовку и доверится тому, кто это дело организует. Тогда степень подготовленности вашего лидера-попутчика, уровень его притязаний и жизненных обстоятельств будут пропорциональны тому, сколько денег Вы потратите, какие места в той или иной стране увидите, и насколько гладко все это путешествие пройдет. Как и со всеми людьми, которые часто путешествуют и довольно общительны, мне частенько прозванивались люди, с которыми меня сводила судьба в путешествиях. Одним из них был Сергей, с которым мы вместе ездили в Таиланд и Камбоджу. Вышла на меня и Настя, с которой мы познакомились в Паттайе, и которая, вместе со своим уже будущим супругом Сашей (с которым познакомил их Сергей все в той же Паттайе) также была с нами в Камбодже и Таиланде. Они эпизодически задавали мне один и тот же вопрос: «Куда теперь собираешься?», подразумевая под ним «Почему бы нам не рвануть вместе?». Мы пересекались в Москве, когда Настя бывала здесь по делам, строили планы, обсуждали страны. Но вот звук охотничьего рога протрубил мне: «Пора!», и я, воспользовавшись случаем, что Сергей, Настя и Саша оказались в сентябре в Москве в одном месте и в одно время, изложил свои планы относительно своего будущего вояжа.
- Лаос, Вьетнам, Таиланд. Дня 3-4 Лаос, потом 7-8 дней Вьетнам, потом неделя Таиланд
- Ого…а по деньгам.
- По предварительным прикидкам – 3000USD на двоих. Билеты, визы, гостиницы, переезды
- Ты с женой?
- Конечно, а как же еще?
- Угу…ну это…приемлемо в общем…мы с вами.
- Сколько Вас?
- Ну мы с Настей. Серега с подругой. Костя еще хотел. И Леха тоже.
- Ёб…8 человек…дофига.
- Да нормально все будет. Главное, давай план.
С планом дело обстояло так. Изначально планировался прилет в Тай. Далее думалось посетить на пару дней ЧиангМай, а оттуда по Excursion Pass с сайта www.laos-airlines.com пролететь по маршруту ЧиангМай-ЛуангПрабанг-Вьетнян-Ханой с остановками по маршруту в ЛуангПрабанге на 3 дня, а во Вьетняне на день. Далее из Ханоя, где задерживаться не планировалась, на поезде проехать до Нья Чанга на 3 дня, а далее тем же поездом доехать до Сайгона на 2 дня и оттуда улететь в БКК, а там уехать деньков на 5 в Паттаю. Посмотрев на этот план и раскидав его по дням, я понял, что видеть мы будем одни самолеты и дорогу. Хотелось же проехать так, чтобы все путешествие не слилось в одну большую дорогу, а было место и время для отдыха. Поэтому, предварительно посоветовавшись с самыми активными попутчиками (Настей и Сергеем), я выкинул сначала ЧиангМай, а затем и Вьетнян, тем более что ExcursionPass БКК-ЛуангПрабанг-Ханой был представлен на сайте.
Однако, прошерстив форум в поиске инфы относительно сайта www.laos-airlines.com, я нашел информацию, что доверять ему особенно не следует. Все же отправив заявку на билеты, я получил довольно странную форму для оплаты. Европейская (!) компания, пересчитав тариф в 213USD/PAX со сборами в 71USD в баты (?!), получила в итоге 11360 бат/PAX (пересчитывали по курсу 40 бат = 1USD, что и было написано внизу инвойса) и просила оплатить инвойс ИМЕННО в батах. Заподозрив, что при оплате в батах, банк возьмет с меня деньги по реальному курсу (33 бата=1USD), что сделает стоимость этого Excursion Pass равным 344USD/PAX, я не стал оплачивать инвойс, так как стоимость этих же перелетов, забронированных на проверенных сайтах www.bangkokair.com и www.laoairlines.com была 362USD/PAX, а давать данные кредитки по факсу из-за экономии 36 долларов не хотелось совершенно. Списался с агентством в Лаосе – ценник на перелет ЛуангПрабанг – Ханой оказалась ровно такая же, как и на сайте Лаосских авиалиний.
Далее вышел легкий облом с ценами на билеты в Таиланд. Туркмены рассматривались, но на них терялся день отпуска туда (целая пятница 22.02) и день обратно (улетать надо было во вторник, 11.03). Идеально подходили тайцы, но Инна закончила продавать месячные билеты по блочным ценам (в 2007 году мы с женой взяли такие билеты в Инне за 800USD/PAX), а остальные операторы, которых я обзвонил, предлагали только блочные 14 дневные билеты по невразумительным ценам близким к 900USD/PAX. Те, кто предлагал внятные билеты на Тайцев на наш срок, предлагал их по цене выше сайта S7. Трансаэро билетов на 20 дней, кроме как бизнес класса, предложить также не могло, а были предложения тех же блочек на 14 дней за 750USD/PAX + топливные сборы. Скрепя сердце и поддавшись на уговоры жены, которой очень полюбилось летать Tайцами, я забронировал билеты на сайте S7 по 24316 руб./PAX, попав в спецакцию.
Вообще, стоит заметить, что приведенная мною друзьям сумма в 3000USD рассчитывалась в сентябре 2007, но мировой экономический кризис и рост цен на топливо постепенно начал повышать ее, и повышать значительно.
С билетами на паравоз во Вьетнаме вышла совсем детективная история. Поиск этих самых цен был не сложен – они есть на сайте ж/д дорог Вьетнама - http://www.vr.com.vn/english/index.html . Но найти агентства, которые реально их продают через Интернет и споро отвечают на Ваши запросы – непосильный труд. Несколько агентств (кстати, довольно известных), которые я запросил, ничего не ответили, а то, которое ответило, обещало все блага мира за 100% предоплату по PayPal`у на частное лицо (!). Вообщем, как я понял, билеты на ж/д Ханой-Сайгон надо брать на месте. Но, почитав про комфорт, а главное длительность путешествия, я решил все таки лететь из Ханоя в Нья Чанг и далее до Сайгона на самолете. Заказать авиабилеты из Ханоя в Нья Чанг было не проще, чем ж/д билеты. Вернее, это очень просто, если Вы хотите переплатить долларов этак 30 на билете. Однако, посмотрев цены на перелет из НьяЧанга в Сайгон на www.pacificairlines.com.vn (22USD/PAX со сборами), я понял, что надо полагаться на «авось» и закладывать в случае чего день в Ханое для покупки билетов на Нья Чанг по месту.
Тем временем, мои попутчики не могли определиться, как они будут бронировать, чем они полетят и вообще, как все это делается, несмотря на мои подробные указания. С Сергеем, жителем Москвы, было проще, и мы встретились в Интернет-кафе на Павелецкой, где я, со своего ноутбука, используя его карту, забронировал всем ключевые перелеты из БКК в ЛуангПрабанг и их Сайгона в БКК. Рядом была касса S7, где он выкупил билеты на Тайцев на себя и Алексея с вылетом 22 02 и разными датами возвратов – 5 и 9 марта, мотивируя тем, что и Алексею и ему надо вернуться в Москву пораньше.
- А Настя, Костя, Саша…девушка твоя? – поинтересовался я
- Девушка отпала. А мурманы…они поступления денег ждут, потом сами бронировать будут.
- Дождутся. Билетов вообще не будет.
Далее я забронил гест в ЛуангПрабанге (речь о нем пойдет ниже) на всех и «Камелот» в Паттайе на нас (по просьбе жены), и стал легко попинывать товарищей, рассылая директивы в духе «Всем взять и отсканировать документы, скинув их на публичный почтовый ящик типа mail.ru», «Документы к путешествию: что должно быть у вас на руках», «Медицинская страховка: как ее купить». В конце концов, у них все забронировалось. Билеты на Тайцев они забирали уже по 26800 руб./PAX, а перелет из Лаоса во Вьетнам бронировали аж через Испанию с доставкой по DHL. Были робкие попытки свалить: то у Алексея возникали проблемы в бизнесе, то у Кости открывались семейные проблемы. Со своей стороны я, грозно заявив, о невозвратности билетов и что за бронь в ЛуангПрабанге надо будет отдать по XXX USD, надеюсь, внес нужное направление и разбудил жабу в душе попутчиков, направив их потенциал на решение всех и всяческих проблем. За сутки до вылета все были в полной боевой готовности.
Давно заметил: чем труднее достигается цель, чем больше на пути к ней препятствий – тем интереснее она будет. Первым форс-мажором на пути в очередное путешествие чуть не стало то, что у меня недели за две до вылета сп…ли кошелек с кредитками, по которым была забронирована львиная доля перелетов. Излишний гемморой с восстановлением карточек и некоторым душевным неудобством по поводу «спросят - не спросят» карту на выдаче билетов Bangkok Airways сохранялась до конца, несмотря на заверения в форуме и письмо от них. Вторым фарс-мажором чуть не стало … такси в аэропорт. Вернее, не совсем такси и не пробки в Москве, а его отсутствие к назначенному времени. Служба «956», куда я звонил накануне и попросил такси на 3 часа (ехать от нас час), объяснив, что «аэропорт, «Михаил Светлов, туууу» и все такое, позвонила в 15:05 и предложила машину на 16:00. Была послана в известном направлении и, метнувшись по улице, мы нашли человека, который согласился таки отвезти нас в аэропорт за примерно ту же сумму.
Наша группа, состоящая окончательно из 5 человек, не считая нас с женой, ждала нас в аэропорту на регистрации Тайцев. С Сергеем, Настей, Сашей и Костей я уже пересекался в Таиланде и Камбодже, а с Алексеем мы познакомились. Представив свою жену, обнявшись с товарищами и оглядев их и багаж, про себя я окрестил нас как «гламурных бекпекеров». Судите сами, багаж: рюкзак-сумка Timberland, сумка Moschino, сумка D&G, сумка Burberry – все из стиля «генеральный директор едет в командировку на 2 дня»; состав группы – владельцы собственных предприятий, генеральный директор, начальник юридического отдела очень крупной страховой компании, начальник отдела продаж, их жены. То есть, типа, легкий багаж, пачка баксов и всяческое отсутствие желания на чем либо экономить. Вообще, как предполагалось, мы должны были со всеми этими зеркалками, коммуникаторами и т.д. заняться психологической разгрузкой, сбросив с себя костюмы, статусы, а попросту говоря – дауншифтить. Но, забегая вперед, скажу, что это удалось тем, кто этого хотел, и лишь отчасти удалось тем, кто этого не хотел. Вообщем, среди общего багажа мой рюкзак на 60 литров смотрелся как айсберг в океане.
- Любишь ты, Жень, барахло с собой возить – сказала мне жена, видимо придя к таким же выводам, что и все.
- Типа да. Не могу обойтись без всякой фигни и не хочу. Но с другой стороны, пригождается ведь.
- Смотри, люди, с маленькими сумочками и ничего
- Ну да, что с того, зато выбор есть что надеть и заморачиваться не хочется, это буду брать, это не буду. К тому же, это часть хитроумного плана.
Прошли регистрацию и паспортный контроль. «Гламурные бекпекеры» в составе топ-менеджеров, владельцев предприятий, вырвавшись «на волю, в пампасы» должны, по определению (хе-хе), устраивать вечеринки с налетом этакого ностальгического стиля (типа «Прощай, моя деревня!»), что и было организовано в зоне вылета. «Ностальгия» выразился в виде закуски, которую принес я, и состоявшую из соленых огурцов и маринованного чеснока, сала и черного хлеба (я планировал пить водку). Гламур был представлен в виде pure malt виски Johnnie Walker Green Label и какого-то немыслимого швейцарского шоколада. Не хватало только сигар. Сразу отброшу упреки о детях и распитии до состояния нестояния. Все было более чем прилично. На первом этаже практически никого не было, кроме группы товарищей среднеазиатского вида, ожидающих своего вылета. Обошлось даже без банальных пластиковых стаканчиков – заботливо прихваченные металлические рюмки и кружка были более чем кстати. Выпили за знакомство, за встречу, за начало путешествия. Соленый чеснок и огурцы, а также сало удачно оттеняли тонкий вкус виски, и налегали на немудреную закусь довольно активно, видимо думая наестся на все путешествие. Объявили посадку и мы пошли в самолет.
Перелет прошел удачно. Опять же, система ALL INC тайцев позволила выпить, но не напиться. Немного буянила женщина с ребенком 7 лет, которой очень сильно мешали все. Все – это объявления по громкой связи, храпящий за 10 рядов от нее человек, стюардессы с тележками, мы со своим негромким разговором. Пыталась натравить своего мужа и на нас (мы сидели в трех рядах от нее) – но муж оказался человеком мирным и пустился с нами в обсуждение фотоаппаратов и предстоящего путешествия. Мне в соседи достался человек, летевший на конференцию по логистике – пожилой мужчина из прежних (слово «бывших» здесь трудно применимо) коллег Путина, объездивший всю ЮВА в 70-х годах со «служебными» командировками. Он достал бутылку виски, и мы обсудили, как течет время и как все меняется. Я рассказал ему пару анекдотов на английском с форума, он поржал и записал их для коллег по встрече. Подремав немного, мы прилетели в Бангкок.
Контроль не затянулся и мы, нагрузив тележку сумками, двинули на 4-ый этаж. Процедура получения билетов в кассах Bangkok Airways оказалась простой до безобразия. Спросив у нас паспорта, девушка что-то посверяла в компьютере, протянула мне бумагу, из которой я понял, что расписываюсь в том, что билеты получил и претензий не имею, и минут через 10 мы стали счастливыми обладателями билетов Сайгон-Бангкок. Билеты Бангкок - ЛуангПрабанг у нас уже были на руках, так как здесь у авиакомпании сработал e-ticket.
- Итак, вылет у нас четверых в 11:30, у вас троих в 13:30. На часах 8:00. Чего делать будем? – обратился я к попутчикам
- Кофе, поесть…ну и выпить можно.
- Тогда пошли деньги менять. У меня бат 200 от прошлых раз.
- Пошли.
Поменяв деньги и приобретя все необходимое (Hang, M10, кофе, воду, сэндвичи, с пивом вышел облом – время было детское) в Family Mart на третьем этаже, мы уселись прямо напротив него. Рядом сидела группа немцев. Достав припасы в виде остатков виски (закуска кончилась) мы немного выпили за прилет. Угостили немцев – те не отказались и даже предложили своего, но мы уже были хороши от перелета и акклиматизации. Я вообще дремал. Немного покурили и двинули под посадку. Подсадка прошла успешно и мы полетели в ЛуангПрабанг.