Маршрут поездки по городам: Новосибирск – Бангкок – Aranyaprathet (пограничный городок с тайской стороны) – Пой Пет (пограничный городок с камбоджийской стороны) – Сием Рип (ближайший городок к Ангкор Вату) – Пой Пет – Aranyaprathet – Паттайя – Бангкок – Новосибирск.
ПОДГОТОВКА К ПОЕЗДКЕ
В Камбодже сейчас бардак примерно как у нас в начале 90-х. Поэтому не помешает заранее подготовить е-визу в Камбоджу. Е-виза уменьшит количество попыток развести вас на деньги при переходе камбоджийской границы, сохранит ваше время и нервы.
Как получить е-визу
Зайти на сайт правительства Камбоджи ( http://www.mfaic.gov.kh/evisa/?lang=Pyc ), заполнить application - запрос на визу, - (потребуется ваше е-фото), оплатить application через Visa или MasterCard (25$ за одну визу). После оплаты появится информационная страница. Сохраните присвоенный вам номер, он может пригодиться. Через сутки вам пришлют pdf c визой. Если не прислали, или прислали одну визу вместо трех, как это было у меня, писать им письма бесполезно, кхмеры не ответят. По номеру обращения мы смогли отследить статус обращения на сайте правительства (для входа потребуется ввести номер обращения и е-мэйл, который вы указали при заполнении application). Там в каждой строчке была ссылка на pdf с визой.
Визы нужно распечатать в 2 экземплярах (один забирают таможенники, один остается в паспорте).
Е-Карты
На всякий случай решили запастись е-картами. Выбор, плюсы и минусы:
1) Яндекс-карты:
+: И карты и приложение бесплатны. Карты кэшируются и можно работать оффлайн, в результате экономия в роуминге.
-: Есть только карты Таиланда с крупными дорогами и контурами крупных городов. Карт городов нет. Камбоджа отсутствует.
2) Карты Goggle:
+: Карты бесплатны, подробны. Камбоджа есть, включая дороги в Сием Рипе.
-: Доступно только через интернет.
Решение: Поставить программу SASPlanet (бесплатна). Закачать в нее карты из различных источников (например Goggle-карты) с требуемым разрешением и экспортировать их в формат Яндекс карт.
3) У кого HTC, версия от 3,0: можно использовать встроенную навигацию. Есть подробная карта Таиланда и тайских городов. Цена использования карт 5$ за месяц, больше - дешевле. Карт Камбоджи нет. ПО на наших телефонах было ниже 3 версии, и до тех пор, пока она не обновилась (к тому времени мы были уже в Таиланде), встроенная навигация на телефоне не работала.
Авиаперелет
Про поиск авиаперелета сказать особо нечего: мы стыковали отпуска, поэтому выбирали полет на нужное нам время, экономичных вариантов не искали. Цена перелета в компании S7 получилась 19000 на человека. Летели на Airbus A320 – кресла продавлены, колени упираются в кресло соседа спереди, локти воткнуты в соседей сбоку.
ЧТО ВЗЯЛИ С СОБОЙ:
На озоне был куплен путеводитель по Таиланду:
Дмитрий Крылов, Таиланд, ЭКСМО, 2011. Есть почти все - маршруты, карты, фото, описания, цены. Можно рекомендовать дальше. Лучше все равно ничего нет.
Поскольку в первые сутки предполагалось много перемещений различными видами транспорта, мы решили обойтись только ручной кладью с минимумом вещей. Единственный минус – обилие ручной стирки в первые дни. Размер ручной клади на сайте S7 был указан 55x40x20см. Чтобы вписаться, использовали легкие рюкзаки объемом от 28 до 40 литров.
На сайтах продвинутых путешественников встречала рекомендацию завести нейлоновый «нательный карман» (хранить паспорт, авиабилеты, деньги, кредитки). В продаже его не увидели, поэтому ценные вещи просто ныкали поглубже и подальше.
Все зимние вещи мы оставили родственнику в аэропорту, с ними он нас встретил, когда вернулись.
Одежда:
Мужской набор:
2 футболки + 1 шорты, 1 легкие светлые брюки + 1 рубашка с короткими рукавами, пояс (если надо), подходящий по цвету флисовый свитер (флис почти ничего не весит) или легкая ветровка, 2 удобных трусов, 2-3 пары носков, сандалии (с креплением, чтобы не слетали), купальные плавки, бейсболка.
Женский набор:
легкий летний брючный комплект (что-то светлое, быстро сохнущее, прикрывающее плечи и ноги, в чем можно и пойти в кафе, и поехать на мотоцикле), пояс (если надо); подходящие к брюкам по цвету футболка (в которой можно спать или ездить на пляж), флисовый свитер, 1-2 комплекта удобного нижнего белья, сандалии (с креплением, чтобы не слетали), купальник, бейсболка.
Свитер/ветровка пригождается, например, если вы находитесь в кондиционируемом помещении, или если едете на тук-туке рано утром или поздно вечером.
Гигиена:
Влажные салфетки (нужны часто). Мыло небольших размеров 2шт, зубная паста (самый маленький объем). Ногтегрызка, расческа складная, солнцезащитный крем (50 и 30).
(Шампунь, пену для бритья и бритвенный станок покупали уже в Тае, т.к. объемы жидкостей больше 100мл и все аэрозоли сотрудники аэропорта оставляют себе.)
Аптечка:
Бактерициные лейкопластыри (очень пригодились), средство от расстройства желудка (сульфадимезин - от бактериальных заражений; расстройство, что от смены климата, лечить вообще не надо, само пройдет), антибиотики.
Девайсы:
Хороший фонарик (можно налобный), солнечные очки, рации (если есть). Обязательно возьмите е-книжку или накидайте на телефон что-нибудь почитать/послушать. Ноут, если ваш телефон по функциональности его не заменит. Фотоаппарат. Видеокамеру. Дополнительные аккумуляторы к вышеупомянутым девайсам. На всякий случай можно взять бечевку для сушки белья, метров 5. Мы не взяли и сушили на вентиляторе и прочих стульях.
По прибытии (для перемещений по городу) очень пригодилась маленькая нейлоновая сумка 30х20см на ремне (для бумажника, копий паспортов, страховки, карты города, телефонов, видеокамеры, визиток отеля, мелких покупок и тп).
ЗЫ:
Заносите куда-нибудь хотя бы технические детали своего путешествия, если лень вести дневник. Где жили, сколько потратили, как долго ехали, с кем познакомились. Каждый вечер считайте наличные деньги и записывайте их количество вместе с тратами. Так как вы будете оперировать в разных валютах, удобнее основные записи вести в местной, а все обмены обводить в рамку, чтобы потом можно было легко найти и посчитать расход, скажем, долларов. Из-за многовалютности полезно периодически проводить “съем кассы” — выкладывать всю наличность на кровать, сортировать по странам, считать, и записывать количество.
Очень рекомендую брать десяток фотографий вашего дома, города, мелкую сувенирку из России (кедровые шишки, магниты, значки, красная икра и тп).
Время в пути:
1. Авиарейс Новосибирск – Бангкок (6 часов полета).
2. Перемещение из аэропорта на автовокзал (0,5 - 2 часа в зависимости от маршрута)
3. Автобус в Aranyaprathet (4-5 часов),
4. Пересечение границы (30 минут),
5. Такси из Пой Пета до Сием Рипа (2-2,5 часа),
6. Пребывание в Камбодже (3 ночи),
7. Автобус из Сием Рипа до границы (5 часов),
8. Пересечение границы (1,5 часа),
9. Такси из Aranyaprathetа до Паттайи (3 часа)
10. Пребывание в Паттайе (12 ночей)
11. Автобус от отеля до аэропорта Суварнабхуми (1 час 20 минут (утром нет пробок))
12. Авиарейс Бангкок - Новосибирск (8 часов).
АЭРОПОРТ ТОЛМАЧЕВО
Мы заранее зарегистрировались на рейс на сайте компании s7, поэтому можно было явиться в аэропорт не за 3-4 часа, а за час-полтора до вылета. Если не считать 40-минутного ожидания в очереди за штампом выбытия, все прошло гладко. Толмачево местами порадовал рекламным креативом и богатством ассортимента:
В Airbus А320, как выяснилось, все сиденья имеют форму унитаза.
Мужу по каким-то своим причинам это даже понравилось, но он, в отличие от меня, туда не провалился. Мои же ноги затекли с первых минут полета. После часа неистового ерзанья ногам стало больно. Попытка обсудить со стюардессой стоимость перемещения в первый класс ни к чему не привела, самолет был забит доверху. Еще через час пытки я, наконец, догадалась поднять уровень сиденья, положив на него горку из выданных одеял и отобранных свитеров. Щасте стало безмерным, невыразимым.
Airbus А320 оказался теплый, что было приятно. В предыдущие полеты на боингах мы вымерзали. Компания s7 кормит обедом через полчаса-час после вылета (нам с сиденьем было не до обеда, поэтому мою коробку сунули в рюкзак до лучших времен), и завтраком за час до посадки. На пути из России в Таиланд раздавали коробки с кормом русского изготовления, а на пути обратно использовались наборы блюд тайской кухни, к сожалению, со всей ее вкусовой спецификой.
ЗЫ: Забавный нюанс: надпись Occupied появлялась над обоими проходами, даже если занят был только один из туалетов. Поэтому иногда, пока очередь стояла в один, другой пустовал.
АЭРОПОРТ СУВАРНАБХУМИ
Суварнабхуми (тайцы произносят его «Суваннапхум») по-тайски означает «Золотая земля». Это имя было дано аэропорту тайским королем (которого зовут Пхумипон Адульядет, вспомните его имя через 5 минут) в честь древнего легендарного царства. Во время проектирования и строительства аэропорт назывался чуть более откровенно: «Болото кобр».
Маршрут из Суварнабхуми в Камбоджу зависит от времени приземления.
Самый удобный вариант – сесть в автобус, который отправляется в приграничный город Aranyaprathet прямо из аэропорта (отправление 8:00 и 14:30, цена 187 бат). Здание аэропорта, 1 этаж, 8 gate.
Ориентироваться в аэропорту очень просто, если вы знаете английский, везде есть указатели и вывески.
Если вы не попали на автобусы из аэропорта, вам следует добраться до автовокзала (Bangkok's Northern Bus Station (Mo Сhit)) и купить там билеты на автобус в Aranyaprathet (приграничный город с тайской стороны), где, если вы прибыли туда после 17:00, рекомендую и заночевать. Согласно е-мнению, по вечерне-ночному Пой Пету (приграничный город с камбоджийской стороны) иностранцам передвигаться небезопасно.
Никогда не покупайте билеты на частные туристические автобусы в Камбоджу. Любое турагенство. Абсолютно любое. Это развод. Подробнее я опишу его позднее, т.к. по незнанию мы попались на него на обратном пути из Камбоджи в Таиланд.
В Бангкоке вообще, а в Суварнабхуми в частности, обменный курс обычно невыгодный.
Суварнабхуми 1$:30,03B (курс одинаков во всех обменных пунктах аэропорта).
Бангкок (отель-небоскреб Bayoke sky) 1$:28B
Паттайя 1$ : 30,7-31,05B
Если у вас совсем нет бат, обменяйте минимум, чтобы хватило денег выбраться из аэропорта.
Чтобы доехать до автовокзала, местных денег нам хватало, а вот на приобретение билетов на автобус уже нет. Поэтому мы сняли баты с рублевой карты VISA в обычном ATM (банкомате), обнаружив его по указателям где-то на полпути к автовокзалу. Курс соответствует указанному на сайте VISA:
http://corporate.visa.com/pd/consumer_s ... _rates.jsp,
минус комиссия вашего банка за снятие денег в чужом банкомате (у нас - 150 руб).
Единственная наша ошибка при планировании маршрута состояла в том, что мы нашли на карте конечную остановку междугородних автобусов под названием Mo Сhit и ошибочно предположили, что это и есть автовокзал Mochit. На самом деле расстояние между ними около 2 км, и эта ошибка в итоге изменила наш маршрут перемещений и вызвала потерю времени и денег.
ПУТЬ ИЗ СУВАРНАБХУМИ НА АВТОВОКЗАЛ NORTHERN BUS STATION (MO CHIT)
На самом нижнем уровне терминала аэропорта Суварнабхуми мы сели на Airport Link (прямой поезд, ведущий в центр Бангкока к основным транспортным развязкам). Нашей задачей было добраться до конечной станции Asoke, а там найти станцию метро (MRT) Phetchaburi.
Жетоны покупаются в автомате, стоимость жетона зависит от длины пути, у нас вышло по 35 бат на человека. Жетоны нужно прикладывать к автомату на входе, хранить всю поездку и закидывать в щель автомата на выходе.
Мы сошли на конечной, где довольно быстро нашли метро (MRT (Subway), нужно идти пешком по указателям метров 500).
По пути можно прикупить свежевыжатый сок мандаринов (10 или 20 бат / маленькая или большая бутылка):
Вход в метро имел унылый и неприметный вид:
У входа в метро на стенде висела карта маршрутов:
На MRT аналогично нужно покупать жетоны в автомате, просто тыкая пальцем в экран (цена пути вышла 31 бат на человека). Покупка жетонов в автомате с этого года является простой процедурой, так как появились инструкции на английском. В прошлом году нам приходилось сравнивать тайские закорючки с двуязычной бумажной картой.
На станции метро много указателей, заблудиться невозможно:
Мы приехали на станцию Catuchak, которая, согласно карте, располагалась рядом с конечной автобусов:
Других фото нет, т.к. стало не до них. Не осознав еще глубины своей ошибки в маршруте, мы приставали к относительно интеллигентно выглядящим тайцам с целью выяснить, где тут bus station. Все те, кто был способен слегка понять наш английский, хором посылали нас на обычную автобусную остановку, где и вправду было написано Mo Сhit. Мы понимали, что это совпадение, но не понимали, почему никто из тайцев не понимает нас, и сменили термин bus station на bus terminal. Это помогло, и минут через 10 понятливый и добрый таец, убедившись, что нам нужны междугородние автобусы, объяснил нам, что, чтобы доехать до bus terminal, нам нужен автобус 77.
Мы дождались этого автобуса (минут за 10), забрались в него и спросили кондуктора, когда нам сходить. Кондуктор поговорил с нами по-тайски, забрал 39 бат за проезд за троих и ушел. Мы пошли в народ. Тайцы нам сочувствовали, но по-английски ничего не понимали. Потом какая-то молодая пара вдруг решила, что они нас поняли, и сказали нам сходить вот прямо сейчас. Конечно, там, где мы сошли, вообще никого не было, не говоря уж о междугородних автобусах.
С помощью объединенных умственных усилий четырех таксистов, взирающих в карту словно впервые, мы осознали, что находимся в 4 км от автовокзала, и чтобы добраться туда, нужно снова сесть на 77 автобус. Решив не испытывать больше судьбу, мы сели в taxi-meter, который за 100 бат спокойно доставил нас прямо ко входу в огромный автовокзал Mochit. На крыше терминала было написано Chatuchak. Chatuchak - это название района, а сам автовокзал тайцы называют Mochit, хотя есть и автобусная остановка с этим названием; и если таксисту сказать Chatuchak, то он отвезет вас к аналогично названной станции метро. В общем, не перепутайте )).
Транспортные расходы на троих:
• Airport Link = 35*3=105 бат
• метро = 31*3 = 93 бат
• автобус №77 = 13*3=39 бат
На заметку: всегда показывайте карту, а не просто говорите на английском, ибо тайский английский и русский английский – слишком дальние родственники. Карта увеличит (хотя и не гарантирует) взаимопонимание сторон.
• таксист = 100бат
Итого 337 бат.
Вывод: если нужно быстро добраться из аэропорта, проще и дешевле взять такси. Если цель, как и у нас, ознакомиться с бытом тайцев, то такси менее интересно. На заметку: заставляйте таксистов включать счетчик (на тех, которые им оборудованы, сверху написано taxi-meter). Они не любят, но обязаны его включать. Вам это выйдет существенно дешевле. Мы поначалу стеснялись и много платили. После того, как на личном опыте выяснили, какие наглые ребята эти таксисты, стесняться перестали, но было уже поздно: уезжали домой.
АВТОВОКЗАЛ MOCHIT
Если есть возможность (т. е. рейсы), билеты в город Aranyaprathet, нужно покупать в 22 кассе внутри здания автовокзала (кассы с этими номерами есть и снаружи здания, но с теми билетами уедешь не в Камбоджу). Кассы 20-24 принадлежат муниципальной компании, автобусы у них лучше, и остановок меньше. Время пути 3,75 - 4,5 часов. Если нужное вам окошко закрыто, следует обнаружить конец очереди и встать в нее.
Кстати, первый класс (цена билета 200-220Б) - синие буквы над окошками, синие автобусы. Второй класс (160Б) – красные буквы и автобусы.
Отправления муниципальных автобусов происходят реже, чем отправления частных автобусов из касс 30-31 касс. У частников автобусы хуже, остановок больше, время в пути больше (4,5-5 часов). Если все же придется брать из касс 30-31, вы обнаружите, что цена на билет в Aranyaprathet у частников разная в разных кассах. Желательно брать тот вояж, что дешевле (Bangkok - Ongkharak - Aranyaprathet), т.к. он и короче: цена рассчитывается из длины пути.
Мы попытались купить билеты в 22 кассе, и два тайца, втыкающие в комп так же, как таксисты в карту, нам их уже почти продали, но вдруг появился третий таец в оранжевой тенниске. Наши кассиры переговорили с ним, и немедленно оказалось, что билетов больше нет и рейсов сегодня тоже нет. Таец в оранжевом настойчиво препроводил нас в кассы 30-31. Возникло ощущение некоторого надувательства. Почему два муниципальных кассира были не в состоянии увидеть на мониторе, что все билеты проданы? Иногда жаль, что я не полиглот.
Вот расписание автобусов в Aranyaprathet, взятое откуда-то из старых времен, просто, чтобы иметь очень примерное представление:
Муниципальные кассы: 5:00, 5:30, 6:00, 9:30, 14:30, 16:30. (Наш последний автобус был на 15:00).
Кассы частной компании: 3:30, 4:00, 4:30, 6:30, 7:00, 7:30, 8:30, 9:00, 10:00, 11:00, 11:30, 12:15, 13:00, 13:30, 15:15 (мы уехали на 15:30), 16:30, 17:30.
В терминале автовокзала есть 7-11, аптека, туалет (за 3 бата), стенды с английскими публикациями, KFC и множество мелких лавок. Желательно купить перекусить: вояж будет долгий. Мы купили напитков, какой-то сухой паек, и съели мою коробку с обедом из эйрбаса.
Автобус был заполнен на треть, но наши места оказались заняты. Мы предположили, что ошиблись, начали смотреть в билеты и считать ряды. Какой-то таец с веселой прической нас взял над нами шефство: информировал, что места можно выбирать произвольно и потом еще сообщал, какие остановки длительные.
Мишину ногу у щиколотки периодически что-то покалывало, но на ощупь ничего не обнаруживалось. Когда догадались посветить фонариком, оказалось, что по ноге скачут орды мелких муравьев, а под его креслом у них гнездо. Хорошо, что было куда пересесть.
Ехали мы около 5 часов, как и ожидалось. Е-книги пригодились.
Пограничный городок ARANYAPRATHET
На экваторе темнеет и рассветает весьма стремительно. К 18-00 было уже темно. Около 20:00 мы прибыли в Aranyaprathet. На автовокзал это место было мало похоже, скорее было ощущение, что нас выкинули из автобуса посреди ночного рынка. На улице творилось обычное для азиатских городов вечернее оживление: лоточники, тележки, таксисты, байкеры, теснота, гам.
Неподалеку стояла пара пустых тук-туков. Если вдруг кто не знает, тук-тук – это, по сути, моторикша. Бывают разные вариации, вот пример:
Этимология названия мне неизвестна, хотя иногда хочется предположить, что это звук, напрямую связанный с тем, что водитель не смог осилить английский.
Пока мы озирались в поисках водителей, один из азиатов вылепился из тени и спросил нас: «Такси?» Мы подтвердили и показали название отеля, выбранного еще дома – Aran Garden 2 Hotel. С трудом вчитавшись в английские символы, таец назвал божескую цену: 80 бат. Цена у таксистов и в Таиланде и в Камбодже формируется по принципу «за человека и по расстоянию», нас было трое, а 26,6 бат за одного обозначало, что отель достаточно близко.
ЗЫ: В прошлом в тук-тук вместе с вами пытались подсесть зазывалы. Зазывала – это человек, задача которого впихнуть вас в один из отелей, который отстегивает ему комиссионные за доставку клиентов. Вообще, главный закон жизни иностранца в Азии: если вам кто-то что-то предлагает, это развод. Сам таксист, конечно, тоже может быть зазывалой, особенно если вы не знаете где остановиться. Даже если знаете, зазывала расскажет вам, что ваш отель сгорел и на ремонте, а ехать надо вот в этот, там лучше и дешевле. Разумеется, его комиссионные постараются включить вам в счет, т. ч. лучше почитать отзывы и выбрать отель заранее, причем рекомендую выбирать те отели, которые отсутствуют на сайтах ведущих российских туроператоров, так как персонал будет не оборзевший, а отношение лучше. Короче, если что, зазывал в тук-тук не пускать, вы платите всю сумму за путь, так что тук-тук - это уже ваше личное такси.
Торговаться мы не стали, забрались в тук-тук и поехали. Мне, правда, показалось (судя по поворотам), что он прокатил нас на квартал больше, чтобы создать иллюзию хоть какой-то дистанции.
Как и описывалось в отзывах, Aran Garden 2 Hotel – это унылая дыра. Тучи насекомых в изобилии летают и ползают по потолку вокруг источников света в открытом всем ветрам коридоре. Небольшая двухвостка радостно рухнула на папу откуда-то сверху, пока нам открывали дверь в номер.
Но это все же и не «дыра, дыра, дыра» - в самом номере насекомых было гораздо меньше, а на стене сидел местный антикомарин - крохотный геккон, - и охотился на букашек. Папа догнал его на стене солнечным зайчиком от часов, геккон нервно удрал под светильник (который мы оставили на ночь включенным, чтобы насекомые не разлетались по номеру). Плюс на всякий случай мы отодвинули кровати от стен, и ночью нас никто не беспокоил.
Номер и постельное белье были чистые, мебель старенькая, крепкая, кондиционер работал исправно. Правда в дверной раме ванной комнаты жил муравейник, но по щастью обитатели ходили кормиться не к нам, а в рядом стоящее мусорное ведро.
Цены:
Дешевая комната на двоих = 230Б = 8$ (холодный душ, туалет на корточках и кабельное ТВ).
Дорогая комната на двоих = 370Б = 12$ (A/C (air conditioner), горячая вода, западный унитаз, кабельное ТВ).
Дорогая комната на троих человек = 470Б =15$ (A/C (air conditioner), горячая вода, западный унитаз, кабельное ТВ).
Мы выбрали последний вариант из соображений экономии: нам нужно было просто переночевать, и рано утром рвануть на границу.
Ночной рынок в Aranyaprathet
Выйти из Aran Garden 2, повернуть налево. Дойти до первого большого перекрестка (где Aran Garden 1), свернуть направо (не перепутать этот перекресток с маленькой сойкой направо перед этим перекрестком). Через несколько зданий сразу за 7-11 будет ночной рынок. Много разъездных торговцев различной едой, можно выбирать, что понравится. Объясняться, в основном, приходится на пальцах и калькуляторе, английский они не знают.
Европейцев в городе достаточно мало, если судить по огромному интересу, с которым продавец и его знакомые втыкали на нас, пытающихся прожевать абсолютно резиновых осьминогов.
Граница открывается в 7:00, закрывается в 20:00. Желательно успеть перейти ее в период с 7:00 до 12:00, чтобы избежать очереди, которая появляется с прибытием туристических автобусов.
Мы договорились с тук-туком, который привез нас в отель, что он отвезет нас на границу и будет у отеля в 6:00. Мы сказали ему «to the border», но если что, место назначения официально называется Rongklua border market и находится в 7 км от отеля. За раннюю побудку таксист пожелал 150 бат. В результате, сев в тук-тук в 6 утра, на границе мы оказались в 6:12, и смысла в том не было вообще никакого, нужно было спокойно поспать на полчаса дольше. В обычное время (не в 6 утра) цена должна составлять 60Б за двоих.
Тук-туки и мототакси иногда имеют тенденцию высаживать вас не у границы, а у «Камбоджийских консульств». Это «развод», где визу продают втридорога. Говорите, что у вас е-виза, отказывайтесь выходить из машины и требуйте отвезти вас на границу.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ
Rongklua market - это гигантский рынок. На рынке много ATM и банков. Менять деньги, например баты на баксы, стоит только в здешних банках (которые начинают работать с 10 утра). В камбоджийских банках вас обдерут, а если доллары у вас есть, то в Камбодже они вполне в ходу, и желательно иметь много мелких, т.к. сдачи обычно не бывает, а на местные фантики их менять лишние хлопоты, даже наоборот, вредно: вам будут завышать цены.
Мы, рассчитываясь в Камбодже, всегда уточняли, что нам сдадут долларами, поэтому фантиков почти не видели, лишь изредка нам сдавали с доллара 2000 рилей = 50 центов.
Большинство продавцов на рынке Rongklua – камбоджийцы. Их дети гуляют по рынку, попрошайничают и, если могут, шарятся по карманам и сумкам туристов. Следите за своими карманами и вещами везде на территории границы.
Тук-тук высадит вас метрах в 300 от границы, перед шлагбаумом, т.к. главная дорога к границе предназначена только для грузовиков. Нужно идти по стрелке с надписями Departure + Passport Control.
На пути к границе к вам могут подойти помогалы с предложениями такси, визы, понести вещи, или их дети с зонтиками защищать солнце от вас и т.п. Они не понадобятся, всех следует вежливо и настойчиво послать. К вам может пристать зазывала с предложением о такси. Если цена 30-35$, можно согласиться. Он встретит вас потом на выходе из офиса прибытия в Камбоджу.
Идти дальше сюда, поворачиваем на местную зеленую милю:
Пересечение границы начинается здесь. Тут вы получите штамп выбытия из Таиланда.
У иностранцев отдельная очередь (ее коридор располагается параллельно, правее тайской). Слева может быть большая очередь из тайцев, начинающаяся еще на улице (особенно если утро выходного). Воскресное утро обычно означает, что туча лаосцев стоит в очереди для иностранцев, чтобы обновить визу. Тайские власти иногда пропускают нелаосцев вперед них, но на камбоджийской стороне за это уже придется платить.
Получив штамп выбытия из Таиланда, идите в Камбоджу. Арка с вывеской «Добро пожаловать в Камбоджу» - яркий разделитель.
На пути можете повстречать зазывал или попрошаек, или не повстречать – зависит от настроения полиции в этот день, или их способности решить, чья именно задача их гонять. Денег попрошайкам давать нельзя, тут же примчится еще сотня за своей долей.
Если вы не озаботились е-визой заранее, нужно получить камбоджийскую визу. Офис находится в первом здании справа после пешеходного моста, под которым когда-то что-то текло. Понадобится ваше фото (любое типа 3x4), либо 100 бат. Если вы приобрели е-визу через интернет, этот пункт можно пропустить и идти дальше. Пара помощников обычно сидит снаружи здания и предложат вам форму для заполнения. Обычно они денег не просят, разве что предложат срочную визу за 1000Б (без очереди). Формы можно взять и внутри.
Кто-нибудь может настойчиво предложить вам обменять 100$ на рили, мотивируя тем, что это новые правила. Не соглашайтесь, что бы они ни говорили. 1 доллар в банке стоит 4150риль ± 5%. Меняла предлагает $1:3000 рилей. Доллары весьма в ходу в Камбодже, а родную валюту и сами кхмеры не считают за деньги.
Кстати о лохотроне, около этого здания находится что-то вроде медпункта, где вас могут тормознуть и предложить заполнить медформу. Посылайте вежливо. Палатка была создана несколько лет назад, как пункт отлова птичьего (или это был свиной?) гриппа. Когда эпидемия закончилась, палатку оставили, и фаранги (точнее в Камбодже они уже баранги) доятся до сих пор.
Получив визу, нужно получить штамп о прибытии. Идите в иммиграционный офис, который находится через 100 метров, после всяких казино на пути к круговой транспортной развязке. На нем написано ARRIVAL:
Что за толпа справа не знаю, возможно, там берут формы для заполнения. Мы прошли сразу прямо. Таможенник прошел за нами следом и выдал нам формы там. Они выглядит так:
Когда вы их заполнили, можно идти в очередь (любое из трех окошек), где у вас заберут одну из виз, отсканируют отпечатки пальцев и поставят штамп прибытия в паспорт. Если перед вами толпятся туристы из автобусов, вы пробудете здесь некоторое время. Экспресс-сервис также доступен, и стоит от 50Б до 300Б в зависимости от офицера, длины очереди и прочих переменных. Если вы будете выглядеть достаточно раздраженным, помощь придет.
Любые попытки получить деньги за форму, штамп или еще что-то – надувательство.
ПОКИДАЕМ ПОЙ ПЕТ
Начитавшись матчасть, мы знали, что, на выходе из этого офиса, сразу справа будет дорожное кольцо, на котором мы найдем много зазывал и таксистов от ассоциации такси. За 40-45$ они отвезут вас до СиамРипа (45 = водителю 30, ассоциации 10, зазывале 5). Но если пройти 50 метров и далее вверх по дороге, там будут таксисты уже за 25-30$ (не в ассоциации).
Когда мы вышли из офиса прибытия, к нам сразу пристал местный зазывала. Он спросил «такси» или «шаттл бас»? Такси, сказали мы. Ноу шаттл бас!
Шаттл бас, согласно матчасти, это развод. Сначала вы будете вынуждены ждать, пока заполнится автобус, потом он отвезет вас до автовокзала (за 6 км от границы). С автовокзала вы сможете выбраться либо на такси за 45$, либо на большом автобусе (около 12$ за место, при том, что местные платят около 3$). Автобус будет либо долго наполняться, либо, наоборот, вам не хватит места, и вы проведете на автовокзале часа 2 и более. Потом вы будете очень долго ехать в Сием Рип на этом автобусе, так и задумано, причем остановки обязательны. Ведь вы наверняка проголодаетесь и купите поесть за любые деньги, а водитель получит свои отступные у владельца торговой точки. Но это еще не все. Водитель привезет вас не в Сием Рип, а на автовокзал в нескольких километрах от города, где и продаст вас стае тук-туков, которые, кстати, заплатили за доступ к вашему телу. Они будут готовы отвести вас в нужный им отель - за 3-4$, не меньше (в городе такая поездка стоит 1$). Для гарантии того, чтобы турист не разбежался и платил, ворота автовокзала закрывают. Вас не выпустят, пока вы не сядете в тук-тук.
- 45$! – радостно сказал наш зазывала.
- No way! 30$! – зашипела я, ибо читала матчасть.
- 35! – выбивал себе процент зазывала.
- Ладно, - сказали мы, потому что были в первый раз.
Зазывала проводил нас к одному из стареньких седанов на дорожном кольце. Нам сказали садиться внутрь, а группа местных начала ходить около машины, заглядывать в багажник и что-то оживленно обсуждать. Мы недоумевали минуты две, пока водитель не сел в машину, а следом за ним, на водительское же сиденье, залез какой-то красноглазый кхмер.
- What’s going on here?! – Любезно поинтересовалась я. –What is this? It is our taxi!
Водитель был очень вежлив, улыбался, кланялся, жестикулировал, на кхмерском просил всячески понять ситуацию, наконец, смог сказать по-английски «five kilometer». Бардак, решили мы, но 5 км прокатить красноглазого зайца в итоге разрешили.
Красноглазый ехал с нами не менее 50 километров, кхмеры трещали без умолку друг с другом и по телефону. Местная дорожная полиция на дороге встречалась дважды, на двух кхмеров за рулем взирали равнодушно. Мы офигели. Я сообщила водителю, что русская дорожная полиция убила бы его на месте за такие проделки. Кхмеры были счастливы, как слоны.
Красноглазый сошел в Сизофоне (на полпути между границей и Сием Рипом), и дал водителю несколько сотен бат (400 или 500). Кстати, в Азии никому не стоит платить заранее, только по прибытии (во-первых, отношение сразу меняется, кроме того, были случаи, когда высаживали раньше, не довезя до места назначения). Ожидание не оплачивается. Например, вы можете попросить таксиста подождать вас у супермаркета, и время за ожидание не будет влиять на оговоренную сумму.
В Сием Рипе таксист должен отвести вас ко входным дверям отеля, или же, если вы не знаете где остановиться, может продать местным тук-тукам, чтобы они на вас поживились. Мы точно знали, где остановимся, и потребовали отвезти нас прямо к гэстхаузу Sun Sengky. Путь он узнал у местных тук-туков (я показывала записанные в телефоне название и адрес).
СИЕМ РИП
Название Siem Reap означает «Сиам побежден» (Сиам – старое название Таиланда). Кхмеры произносят его как «Сием». Название дано в честь одной из серьезных побед над Сиамом в 16 веке, история красивая, кому нужно, найдут.
В городе сейчас около 200 000 жителей. С 802 года и до конца 19 века здесь была деревня, которая начала разрастаться за счет туризма с начала 20 века. В 1975 году все население было выселено красными кхмерами в сельскую местность. Из-за гражданской войны город долго находился в упадке, и начал восстанавливаться как туристический центр лишь после смерти местного Сталина - лидера красных кмеров, Пола Пота, - в 1998 г.
Большинство небольших и недорогих отелей в Сием Рипе сконцентрировано в районе Old Market (Psah Chas), а отели посолиднее (до 1000$ за ночь) расположились вдоль National Road 6 между аэропортом и городом. Среднебюджетные отели и рестораны находятся вдоль Sivatha boulevard и в районе Phsar Leu.
Карту города можно найти на википедии.
Мы остановились в Sun Sengky Guest House и ни разу не пожалели. (Номера - 15$ за ночь, в цену включена горячая вода, кондиционер, фен, евроунитаз, ежедневная смена постельного белья, мыло, зубные щетки и паста. Как потом выяснилось, это было вдвое дешевле и вдвое же лучше отеля в Паттайе, в котором пришлось жить 12 дней. Но об этом после.)
Кстати, заселяясь в отель всегда сразу проверяйте все упомянутые услуги. Как включать горячую воду, есть ли она? Не засорилась ли раковина/ванна? Работает ли А/С и холодильник? Работают ли лампы? Если что-то не так, пусть отель это исправляет сразу. Если вы обнаружили, что что-то не так не сразу, а через пару дней, то, прежде чем уведомлять отель, подумайте еще раз, чья это будет вина.
Sun Sengky Guest House находится в двух шагах от ключевых точек Сием Рипа – Old Market, Night Market, Central Market и вечерних столовых-тусовок.
Через три дома правее располагается неплохой массажный салон, пользовались услугами каждый вечер, цена 6$ за full body massage for 1 hour:
У нас было 2,5 дня на осмотр достопримечательностей. Мы не являлись фанатами-археологами, поэтому времени оказалось более чем достаточно.
Читая отзывы на форумах, я неоднократно встречала рекомендацию начинать осмотр с храмов наименее ярких и получать впечатления по нарастающей. Полагаю, это для фанатов. Лично мы предпочли пропустить все второстепенные храмы, полтора дня осматривали наиболее интересные развалины, коих весьма много, весьма пресытились ими, и в последний день поехали на Пном Кулен.
КАМБОДЖА, СИЕМ РИП, ДЕНЬ 1
Для начала, сразу после прибытия мы пошли прогуляться и пообедать.
Прямо напротив нашего гэстхауза был какой-то унылый детский сад. Мы пожалели местных детей.
Все улицы города заполнены сувенирными лавками, в которых встречаются книжные стойки с книгами на разных языках, в основном с путеводителями по Ангкору. На одной такой стойке я увидела книгу «Искусство Камбоджи», Рыбаковой. Если в среднем цены на путеводители запрашивались от 5 до 10$, а сторговаться можно было за 2-5$, то за эту хотели 30$. C трудом сбила цену до 20, причем кхмерка на полном серьезе отказывалась снижать дальше. Слишком редкая книга, дорогая книга, объяснила она и послала меня нафиг с предложением дальнейшего дискаунта. Поскольку в рунете эту книжку хвалили, а в онлайн магазинах я ее искала еще дома и не нашла, решила взять. В дальнейшем, вглядываясь в книжные стойки, я больше ни разу не видела ни эту книгу, ни вообще книг на русском.
Пообедали в индийском ресторане (Indian gate2, около Old Market). Владелец неплохо говорил по-английски. Индийская кухня понравилась, но вкус каких-то приправ нас всех сильно напряг. В дальнейшем в другом месте мы случайно выяснили, что гадостная приправа эта называется green chili, и при повторном визите сюда попросили не класть. Результат превзошел ожидания, и если бы остались в Камбодже дольше, обедали бы там каждый день. Средняя цена за сытный обед на троих - 20$.
В Таиланде, кстати, тоже есть приправа, которую тайцы кладут практически везде, и которая тоже весьма портит вкус. Она называется «пакчиии». Именно с «-иии», т.к. язык тональный. Фраза «Ноу пакчиии, плииз» была нашей мантрой при заказе тайской национальной пищи.
<--- продолжение ниже --->