Касабланка- Эль-Джадида - Уалидия - Эссуэйра - Агадир - Легзира - Аит-Бен-Хадду - Уарзазат - Мерзуга - Марракеш - Касабланка.
Выкладываю небольшой отчет и советы.
Описывать красоты не буду - их полно в путеводителях и отчетах. Сделаю упор именно на автомобильной специфике.
Летели из Москвы с пересадкой в Лиссабоне авиакомпанией TAP. Очень понравилось. Еще успели и по Лиссабону погулять 3 часа.
По прилету в Касабланку, сразу в аэропорту получил машину от Thrifty. Бронировал машину в Москве за месяц через агрегатора. Брал самую дешевую без кондиционера, маленькую с механикой. Менеджер пытался развести на допы. Сказал, что у него есть для нас уникальное предложение - всего за 50 евро он нам даст машину с кондиционером и автоматическими стеклоподъемниками. Я отказался. В результате нам и так дали машину со всеми этими функциями. Видимо только такая у них и оставалась, а они просто решили поиметь с меня дополнительные бонусы. Рено Дача. Вся побитая с вмятинами и царапинами. Заставил менеджера отразить все повреждения на схеме приемки, что он безропотно сделал и даже подсказал пару вмятин, которые я проглядел.
Навигатор тоже не брали. Хватило моего смартфона с установленной прогой Osmand и скаченной оффлайновой картой Марокко. Правда иногда приходилось сверяться с гуглокартой, Osmand знает не все улицы. Но в целом хватало. Из дома взял крепление смартфона и зарядку от прикуривателя.
Поехали в забронированный отель в медине Касабланки. И тут я понял почему столько вмятен на бортах. Движение в городах ужасное. Никто правил не соблюдает, через двойную сплошную мотороллеры шастают, велосипеды и мотоциклы прижимаются со всех сторон и едут на красный. Пешеходы переходят где вздумается и особо по сторонам не смотрят. Приходилось напрягать всё внимание. Парковки при отеле не было и пришлось поискать в округе платную парковку. Нашли довольно далеко от гостиницы за 30 дирхам/12 часов. Потом правда выяснил, что можно было припарковать на ЖД вокзале за те же 30 дирхам, но за сутки.
Вообще во всех городах с парковкой сложно. Паркоматы стоят мало где, и я старался избегать таких улиц. А на остальных, где парковка разрешена ходят типы в светоотражающих жилетах с самодельными бейджами и как только ты собираешься отъезжать подбегают и требуют оплату за "охрану" и "помощь". Ничего общего с этими услугами они не имеют, но отвязаться от них не так просто. Они хватаются за зеркала, прыгают под колеса. Но удается сбить цену раза в 2. В маленьких городах они просят 2 дирхама. В крупных туристических - 10. Я торговался и давал только 5. В Легзире вообще хозяин гостиницы нам сказал, что парковка входит в стоимость номера, а этот тип требовал 20 дирхам за 12 часов. Мы с ним сильно поругались, отказываясь платить. Я хотел уехать, тип схватил камень с земли. Тут моя девушка пригрозила ему, что вызовет полицию, на что он ответил, что он сам тут поставлен полицией и он сам туда сейчас позвонит, мол припарковывайтесь и ждите. И достал мобильник. Я припарковался в ожидании. Он, увидев, что нас этим не напугал, махнул рукой, типа езжайте отсюда. В отзывах я читал, что с полицией они связываться не любят. Имейте это ввиду, если не хотите платить и имеете достаточно времени и нервов для отстаивания своих прав.
Касабланка не понравилась. Пыльный, грязноватый, шумный город. Погуляли по медине, посмотрели на мечеть и поехали в Эссуэйру. Выбрали не магистраль, а дорогу вдоль океана и не пожалели. Красива, хоть и дольше, но зато заехали в Эль Джадиду погулять по крепости и поесть рыбу-гриль. И заехали устричную деревню Уалидия. Поели устриц с местным вином.
Дороги, что магистральные, что региональные очень хорошие. Ограничение на региональных 100 км/ч, но местные не соблюдают. Только в городах сбрасывают до 60, да и то не всегда. Я обычно пристраивался за местными и гнал тоже. Обозначение трасс у них такое:
А-платные 4-х полосные магистрали, 120 км/ч.
N-бесплатные магистрали (иногда 4-х полосные, но чаще 2-х), 80-100 км/ч.
R-региональные 2-х полосные, 80-100 км/ч.
Камеры увидел только 2 раза в городах, хотя на трассах стоят предупреждения о радарах. Иногда полицейские стоят вдоль дороги и выборочно проверяют документы. Плюс могут еще и переносным радаром щелкать. О том, что они стоят предупреждают временные знаки сброса скорости до 20 км/ч и знак проверки на дорогах. Я их встречал раз 10 и всегда в пределах населенных пунктов. Один раз остановили. Полицейские вежливые, но говорят на французском. Проверили документы на машину и права и отпустили. Кстати, права у меня не международные, а обычные российские, на которых с лицевой стороны всё дублировано латиницей и стоит надпись Permis de conduire. С обратной стороны всё по-русски.
Стоимость аренды, проезда по дорогам и цену бензина приведу в конце отчета.
Приехали в эссуэйру поздно в 11 часов в заранее забронированный риад. Утром погуляли по пляжу, медине, рынку и поехали в Агадир, где и встретили на пляже новый год с бутылкой португальского шампанского и марокканским салютом. На следующий день пошли гулять по пляжу (в майке с коротким рукавом было вполне комфортно) до порта, где поели местных морепродуктов. Правда там нас обманули с ценой чая и сока. Совет - всегда заранее спрашивайте сколько чего стоит. Мы думали, что чай и сок стоят как и везде 10 дирхам. А с нас взяли по 20. Было обидно, но выяснять отношения не стали.
Перед отъездом из Агадира заехали в торговый центр, закупили продуктов, купили SIM-карту (она у них по-французски называется IEM-карта) за 80 дирхам с предоплаченными 4 Гб трафика 3G. За поездку истратили всего 1,2 Гб. Ловит на трассах не везде. В горных районах Атласа связь пропадала. А в целом, пока я был за рулем, моя девушка спокойно серфила в интернете. В городах вообще отличная связь.
Накупили мандаринов, лопали от пуза. Кстати, чем дальше от побережья, тем дороже мандарины. Вдоль дороги в деревушках близ Агадира цена 1-2 дирхама за кило. В глубине страны 5-8 дирхам.
К вечеру 1 января добрались до Легзиры, постучались в первую попавшуюся гостиницу и устроились за 200 дирхам/сутки. На следующий день посмотрели пляж и арки, но, из-за высокой воды к дальней арке доступ был закрыт. Но, имея машину, можно посмотреть всё. Мы поехали по трассе к дальней арке, свернули к ней и прошли по тропинке прямо над аркой по выступу. Очень красиво - рекомендую. Имейте ввиду в Легзире связь никакая не ловит. В гостиницах нет wifi и даже розеток в номерах нет. Приезжайте туда с заряженной заранее аппаратурой.
Через 2 дня поехали в касбу Аит-Бен-Хадду. Остановились в гостинице около крепости. Утром пошли осмотрели касбу, и поехали в Мерзугу в пустыню. Из Уарзазата в Мерзугу советую ехать по N10, затем сворачивать на R113 с переходом в N12. На этой дороге виды красивее, а главное меньше городков, которые вытягиваются вдоль дороги на несколько километров. Скорость выше. В этих городках вечером все улицы запружены прогуливающимся народом, через который приходится пробираться очень медленно.
В Мерзуге торгуйтесь в гостиницах. В низкий сезон можно выбить хорошую скидку.
Утром в гостинице нас разбудили в 6 утра и повезли на верблюдах встречать рассвет. Очень холодно, хоть и интересно. Напялили на себя по 2 штанов и кучу верхней одежды и всё равно замерзли. Варежки и теплая шапка не лишни. Местный погонщик всё предлагал нас сфотографировать вместе, но мы понимали, что за это он потребует гонорар, поэтому отказывались.
Дальше путь лежал в Марракеш. Поехали обратно через Уарзазат. Выехали в 9 утра. До Марракеша добрались только в 8 вечера. Дорога длинная. К сожалению переваливали через Атлас уже в темное время суток. Судя по количеству обзорных площадок, палаток с сувенирами, дорога очень красивая и туристическая. Кусок дороги из Уарзазата в Марракеш очень сложный, особенно по темноте. Сплошной серпантин. К тому же узкий. Приходилось иногда прижиматься, чтобы разъехаться с автобусами и грузовиками. В принципе, если не лихачить, то дорога терпимая. Но местные гоняют по ней сильно.
Переночевали в Марракеше 2 суток и поехали в аэропорт Касабланки. выехали в 12 сначала по бесплатной трассе, но, поняв, что города отнимают много времени, свернули на платную в районе города Бен-Герир. И долетели вовремя.Сдали машину. При сдаче машины произошла заминка. Менеджер пыталась получить мою подпись на чистом чек-листе. Я отказался подписывать, пока не поставлю галочки в колонке "Bon", т.е. "хорошо" напротив каждого параметра автомобиля. Менеджер уступила, проверила на отсутствие новых вмятин и я проставил галочки, что сдал машину с хорошим состоянием всех узлов и деталей. Жалко, что в спешке забыл в машине крепление для смартфона.
Обратно билет был тоже ТАР через Лиссабон, но рейс Каса-Лиссабон задержали на 1,5 часа и мы опоздали на рейс Лиссабон-Москва. НО, надо отдать должное ТАР, они нас встретили у входа в аэропорт, дали новые билеты (Лиссабон-Мюнхен-Москва) с вылетом через 10 часов. При этом организовали трансфер до гостиницы (3 звезды), разместили нас там, накормили вкусным ужином с вином, завтраком и проводили обратно в аэропорт. В Москву мы прилетели с опозданием на 15 часов, но нисколько не жалеем.
Теперь о ценах.
За предзаказ машины отдал 25 евро, на месте доплатил 1600 дирхам за 9 суток. (курс дирхама на момент поездки был около 7 рублей). Никаких дополнительных страховок не борал. Франшиза 900 евро. На карточке эту же сумму и заблокировали.
Платная дорога из аэропорта в Касабланку встала нам в 8 дирхамов. Платная дорога из Бен-Гурир в аэропорт Касабланки - 49 дирхам.
Топливо у них 2-х видов: Дизель (Gasoil по-французски) и бензин (Sans plomb по-французски) без деления на октановые числа. Основных заправщиков 3: Shell, Total, Afrique. Цены везде почти одинаковы. В городах дороже, на трассах дешевле. Я брал от 10,8 до 9,4 дирхама за литр. По ощущениям, на Afrique дешевле. Заправляться сам не рисковал. На каждой заправке тебя заправляют работники. Ты им только говоришь либо сумму, либо литры. Деньги отдавать нужно им же. Наличными. Карточкой, наверно, тоже можно, но я не пробовал. Чеков они не дают.
Всего проехал 2616 км. На бензин потратил 1480 дирхам. На парковки 42 дирхама. На еду 3400 дирхам (на двоих). На гостиницы 2300 дирхам и 71 евро. Ну и на авиабилеты 50000 рублей.
По поводу обмена дирхам. Обмен производится через другие валюты, с рублей не меняют. Можно поменять в аэропорту, но там дороже, чем в городе (на 1-2%). В гостиницах принимают и евро, но только налом. Даже с евровой карты они списывают в дирхамах по невыгодному курсу российских банков. Поэтому я везде расплачивался наличными. В конце поездки в аэропорту их можно поменять обратно на евро. НО, есть 2 момента. Обязательно сохраняйте квитанцию о покупке дирхам. Без нее не поменяют обратно. И меняйте дирхамы на евро до входа в терминал. После прохода таможни обменников нет. В дьюти-фри все нормальные товары (алкоголь, косметика, продукты) можно купить только за евро. За дирхамы можно купить ограниченный набор товаров, и не во всех магазинах.
Я эту ситуацию с обменом не знал, поэтому у меня осталось 300 непотраченных дирхам. Если кто соберется в Марокко, пишите, продам. В подарок дам еще СИМ-карту, на которой осталось 2,8 Гб трафика 3G (по счастью, симки у них неименные, паспорта не требуются). Вот только этот предоплаченный интернет действует всего месяц. т.е. до 2 февраля. При наличии СИМ карты мобильный интернет стоит 25 дирхам за 2 Гб и 50 дирхам за 4 Гб. Симка стоит 30 дирхам. Пополнять можно везде, но настроить телефон вам помогут только в офисе Марокко-телеком. Я посмотрю в мобильном, и выложу сюда настройки телефона, если сохранились.
Если возникнут вопросы - пишите, отвечу.