Часть 2
На следующий день была запланирована поездка за город, на Голубую бухту и в каньон Саура. Поехали на одной машине, отцовском мини-вэне, имеющем большую проходимость, чем мой седан. Хоть в салоне было тесновато, но, как оказалось, это было очень правильное решение, поскольку мой Ситроен точно бы там не проехал. Вообще, самый оптимальный транспорт на Мангышлаке это джип, потому что во все интересные места нужно добираться по грунтовкам, иногда довольно разбитым или имеющим сложные участки. Даже мини-вэн кое-где проходил с большим трудом.
Первым пунктом значилась Саура. Саура – это бывший рыбацкий посёлок на берегу Каспийского моря. Сейчас от него остались одни полуразрушенные дома и там почти никто не живёт. Почти, потому что возле одного, чудом сохранившегося дома была замечена жизнь – стояла машина и сушилось на верёвке бельё. И никого вокруг. В этом месте очень красивый песчаный берег и хороший пляж. Но вода в там ещё не успела прогреться, была просто ледяной и о купании пришлось забыть. Ещё на этом пляже встретилось несколько змеек. Они ползли из раскаляющейся степи к воде и, подхваченные волнами, уплывали в глубину. Это были водянки, местные змеи, которые не являются ядовитыми и во множестве водятся по всему берегу.
Ещё Саура – это небольшой каньон, который начинается у посёлка и через несколько сот метров заканчивается небольшим скальным цирком, внизу которого озеро, обрамлённое растительностью. В этом озере водятся морские черепахи, от обычных они отличаются чёрным цветом и наличием хвоста. Каньон хоть и небольшой, но симпатичный. Жаль только что всё тут потихоньку разрушается. Края каньона во многих местах обвалены, кое-где валяются завалы из упавших камней, озеро, бывшее когда-то кристально чистым, теперь всё заросшее, каменный свод над озером тоже немного подразрушен. Печально смотреть, как умирает некогда очень красивое место.
На берегу моря, спрятавшись в небольшую тень от одинокого деревца, мы устроили привал и, воспользовавшись походной горелкой, вскипятили чай. Вокруг кроме нас не было ни души, только море, ветер, песок и степные холмы вдали. Именно в такие моменты обращаешь максимальное внимание на природу, слушаешь её, замечаешь разные детали, просто наслаждаешься тишиной и царящей атмосферой спокойствия и умиротворения.
Но долго здесь задерживаться нельзя было, нас ждал второй пункт нашей поездки – Голубая бухта, находящаяся не более чем в десятке километров от Сауры. Ехать решили напрямик, не выезжая на трассу, по которой добирались сюда и конечно же в степной паутине сходящихся и расходящихся дорог с трудом добрались до точки назначения.
Голубая бухта – это популярное место отдыха и купания, небольшая полоса песчаного берега, спрятанная между прибрежными скалами и степными холмами. Это место из моего детства, куда мы с родителями приезжали не один раз, оставались даже на ночёвку с палатками.
Сейчас же я был просто поражён тем, насколько загадили это место. Мусора было очень много и это, конечно, изрядно подпортило впечатления. Прекрасное место потихоньку превращается в свалку. Хотя это явление повсеместное и у нас в России таких примеров более, чем достаточно. Но я всё равно отказываюсь понимать, как человек может настолько по-свински относиться к окружающему его миру и гадить вокруг себя, даже не задумываясь, что он же сам или его дети скорее всего приедут на это место ещё, но приедут не в чистое и красивое место, а уже в помойку. Хотя наверное человеками таких вряд ли можно назвать.
В общем, побродив по берегу и полазив по прибрежным скалам, мы отправились обратно в город.
Следующие два дня прошли в не очень активных прогулках по городу (жара усиливалась и днём теперь было почти 40 градусов) и в попытках искупаться в море. Сначала нам это не удалось, поскольку вода всё ещё была холодной и вместе с дувшим у берега ветром делала купание невозможным. Пришлось ехать в аквапарк и погружаться в бассейн.
А на следующий день ветер стих и вода стала резко и неожиданно тёплой. Мы воспользовались этим и с наслаждением пол-дня провели у моря. В такую жару купание и плескание в воде было как нельзя более кстати.
Ещё в эти дни мы сходили в местный краеведческий музей. На удивление он оказался довольно интересным, насыщенным экспонатами и произвёл на нас хорошее впечатление. А рядом с музеем обнаружилась столовая, где можно было очень недорого и довольно вкусно поесть, что мы конечно же и сделали.
И вот настал последний день нашего пребывания здесь. Пять дней это конечно очень немного. Только-только привыкаешь к месту, входишь в ритм, всё кажется уже своим, знаешь куда как добираться – и тут нужно уезжать. Но ничего не поделаешь.
Хоть мы пробыли в Актау совсем не долго, однако успели сделать кое-какие наблюдения, которыми хочется поделиться.
Поначалу, въехав в Казахстан через Атыраускую область, мы были в шоке от дорог, причём в самом Атырау они также далеки от идеала. Но в Мангистауской области с дорогами дело обстояло гораздо лучше. В самом Актау асфальт либо хороший, либо отличный. Ямы если и были, что очень немного. По области, правда, трассы не везде идеальные. Есть участки со старым асфальтом, но он хоть и не очень, однако без ям, всё залатано и подремонтировано. Другое дело, что вообще асфальтированные дороги есть далеко не везде и во многие места, как уже отмечалось, ведут просто накатанные грунтовки.
А вот про водителей местных много хороших слов не скажешь. Все очень темпераментные, резкие, постоянно сигналят по поводу и без, пропускать нигде не умеют. Впрочем, это не относится к пешеходам. Пешеходов там пропускают всегда и везде.
Отношение к русским вполне нормальное. Русский язык знают все, да это и не удивительно, если учесть, что в Актау довольно значительную часть населения составляют русскоязычные граждане. Все вывески и объявления написаны на двух языках, а иногда и только на русском. В общем, никаких притеснений не ощущается, хотя это может быть только внешне.
Город растёт и идёт в ногу со временем. Появляются новые здания и микрорайоны, окультуриваются те или иные места. Например, там, где был пустырь перед карьером напротив 12 микрорайона, построили крупный торгово-развлекательный центр «Актау» с озеленённой площадкой и фонтанами. Здесь он смотрится к месту и вполне нормально, в отличие от тех торговых центров, которые втискивают в уже ставшие историческими здания.
Но вместе с тем многие старые объекты в городе приходят в запустение и забрасываются, как например старый спуск к морю от памятника Т. Шевченко или пешеходные дорожки в старых микрорайонах. Плитка ещё советских времён разрушилась, а новую никто не положил. Большое удивление вызвали 9 этажные галерейные дома. Когда-то все они были оборудованы лифтами, а теперь лифты не работают и наглухо закрыты. Я не встретил ни одного такого дома, где бы лифты сохранились. Просто поразительно как люди с верхних этажей заносят мебель или другие тяжёлые покупки. А если там живут старики? И за чистотой на лестничных клетках не так чтобы очень хорошо следят. Хотя встречается, например, творческий подход и вот такие подъезды:
Уезжать не хотелось, нам здесь было очень хорошо даже несмотря на ужасную жару. Но, надеюсь, что это не последняя поездка в Актау и в скором времени мы сможем съездить туда ещё раз.
В путь мы выехали уже после обеда, когда жара стала понемногу спадать. Часа через два были в Шетпе, что в 160 километрах от Актау по трассе. Там запланировали съехать немного в сторону с трассы, чтобы посетить одну из местных достопримечательностей – гору Шергала. За Шетпе к нашему удивлению асфальт продолжился и закончился только за пару километров до точки нашего назначения. Гору было видно издалека и она действительно выглядела величественно и красиво, особенно на фоне окружавших её не очень высоких холмов.
Шергала находится на северном склоне хребта Западный Каратау - самой высокой горной гряды на Мангышлаке. Ну, относительно высокой, потому что высшая точка Каратау не превышает 600 метров. А сама Шергала высотой всего 307 метров. Это отдельно стоящая гора, один из так называемых чинков, которыми здесь называют такие вот отдельные горы с крутыми обрывистыми склонами.
Подъехать к самому подножию на машинах было проблематично, а идти пешком долго, потому мы ограничились лишь прогулкой до ближайшего холма, откуда открывался неплохой вид и на Шергалу, и на окружающие пейзажи.
Вокруг горы по всей степи рассыпаны большие шарообразные камни, некоторые имеют почти идеально круглую форму. Это так называемые шаровые конкреции, одна из местных достопримечательностей. Никто толком не знает откуда такие камни взялись в степи и почему они круглые. Но смотрится здорово.
Потом остановились около рощи Акмыш. Это небольшая рощица посреди степи, возле небольшого ручья. Вроде бы ничего особенного, но для этих мест это редкое явление и за такими рощицами здесь стараются следить и поддерживать в чистоте. Местные приезжают сюда на пикники или просто побыть в тени деревьев.
Прямо возле рощи располагаются остатки древнего городища 10 – 13 вв. Кызылкала. Когда-то здесь проводились археологические раскопки и было найдено много интересных предметов, часть из которых мы видели в краеведческом музее. Но сейчас не видно, чтобы тут проводились какие-то работы. Всё поросло бурьяном и совершенно никак не защищено. Смотреть тут в общем-то было особенно нечего и мы стали возвращаться на трассу, чтобы продолжить путь домой.
Ночь застала нас под городком Кульсары, что в Атырауской области. Мы съехали с дороги куда-то в степь и остановились поспать.
Ранним утром снова выехали в путь. До Атырау добрались достаточно быстро, а потом началась ужасная дорога. Время было уже полуденное, солнце жарило немилосердно и ямы всё не кончались. Стало казаться, что мы будем вечно ехать по этой дороге. Эмоций не осталось, только автоматизмы при торможении и быстром повороте руля влево и вправо.
На этой дороге нашими невольными попутчиками стали китайцы. Колонна из 6 или 7 машин с китайскими гражданами на борту то и дело обгоняла нас, останавливалась где-нибудь в придорожном магазинчике или просто в чистом поле, потом снова обгоняла. И так несколько раз. Судя по флажкам, надписям и картам на машинах, это был какой-то автопробег из Китая в Европу, что нам позже подтвердили на границе, сказав, что такое происходит уже не в первый раз.
Степь тянулась бесконечно, нигде не было видно даже намека на удобное место для обеда, а есть на солнцепёке не хотелось. Наконец ближе к границе показалась долина Волги с её многочисленными рукавами и долгожданные редкие деревья. Однако к деревьям было не подобраться и о тени по прежнему приходилось лишь мечтать. Тогда пришлось найти оригинальный выход – остановились возле очередного моста через речушку, вытащили съестные припасы, покрывало и расположились прямо под мостом. Тут была и тень и вода, в которой все с наслаждением поплескались. Таковы суровые условия степей.
Границу прошли достаточно быстро, хотя почему-то на русской стороне таможенники заподозрили нас в контрабандном провозе рыбы и какое-то время рылись в багажнике и салоне. Сначала это сильно разозлило, потом стало даже смешно смотреть на то, с какими серьёзными лицами они выискивали контрафакт. Ну да ладно, может им просто скучно стало на жаре.
После таможни ничего примечательного не было и мы без приключений добрались домой.