Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Кафедральный собор Святых Петра и Павла - лютеранский (не путать с католическим!) храм, который, наверное, архитектурно потерялся бы на фоне всего прочего в любом мало-мальски крупном европейском городе, но для Москвы, конечно, является совершенно не характерным - чем и выделяется.
Собор - отнюдь не новодел последних "демократических времён", как то может показаться. Лютеранская община появилась в Москве ещё в середине 16 (!) века после Ливонской войны, и обосновалась она в Немецкой слободе, где была возведена небольшая деревянная церковь.
Первый же лютеранский храм Петра и Павла появился - правда, тогда ещё на другом месте - в 1695 году с высочайшего позволения Петра I, лично присутствовавшего на закладке её фундамента. Он несколько раз горел, восстанавливался, но во время пожара 1812 года пострадал так сильно, что восстановить его вновь уже не удалось. В начале 19 века община начала возводить новую церковь на месте выкупленной ей усадьбы Лопухиных - немного позднее она была реконструирована в неоготическом стиле. А облик, близкий к нынешнему, Петропавловский храм приобрёл в начале 20 столетия - его архитектурная эволюция хорошо представлена на фотографиях в "Википедии" по ссылке выше.
В годы советской власти собор в основном устоял, хотя и был закрыт, его интерьер полностью уничтожен (внутри открыли кинотеатр), а как апофеоз, был разобран шпиль собора - сие действо произошло аккурат перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов 1957 года... Однако историческая справедливость всё же восторжествовала, и всё вернулось на круги своя: в нулевых годах нашего века собор Петра и Павла был реконструирован и снова радует тех, кто забредает сюда, своим красивым готическим (ну, пусть нео!), столь необычным для столичного центра фасадом:
Внутри собора просторно и довольно "голо", как и подобает правильной лютеранской церкви - одной из немногих, ещё хоть в чём-то не только помнящей, но и соблюдающей библейские заповеди...
Ещё один штришок разнообразия религиозной архитектуры Москвы - Афонское подворье (точнее - подворье Афонского Пантелеимонова монастыря) с красивым храмом Никиты Мученика на Швивой горке.
Конечно, можно сказать, что красивый "парадный" вид подворья несколько ... хммм, искажает "группа товарищей" недвусмысленной наружности - но что поделать, нищие (или стремящиеся казаться таковыми) - неотъемлемая часть не только русского "церковного пейзажа".
Вход на территория подворья обрамлён двумя небольшими симметричными башнями, в которых расположены часовни: Силуана Афонского и целителя Пантелеимона:
К сожалению, "фотосессия" на этом, можно сказать, закончилась, поскольку снимать внутри подворья было проблематично, практически - невозможно: табличка с официальным запретом, естественно, наличествует, охранники бдят, пустынная территория без проблем просматривается одним взглядом "невооружённым глазом", так что человек с фотоаппаратом выделяется здесь похлеще тополей на Плющихе (вспоминая крылатую фразу из легендарных "Джентльменов удачи": "и так здесь торчим у всех на виду, как три тополя на Плющихе..."). Поэтому только вот так, фрагментарно и с минимальными нарушениями:
В глубине подворья - очень колоритный храм с длинным именем Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой, возведённый в нынешнем виде в самом конце 16 века. А великолепная шатровая колокольня была пристроена к нему позднее, в 1684-1685 годах.
savl1 писал(а) 22 мар 2019, 20:10:внутри подворья было проблематично, практически - невозможно: табличка с официальным запретом, естественно, наличествует, охранники бдят,
Ну и ну, мало того, что в церкви фотографировать нельзя, так еще и на территории запрет на съемку. Больная тема.
...Шёл 1395 год. Москва замерла: к ней приближалось огромное войско прославившегося своей жестокостью великого и ужасного "железного хромца" Тимура (Тамерлана), к тому времени уже разгромившего Рязанские и Елецкие земли. В военном плане москвичи мало что могли противопоставить столь сильному противнику, но деваться было некуда: Великий князь московский Василий, сын Дмитрия Донского, отправился собирать войско и встал с ним на Оке близ Коломны, готовясь встретить врага. В Москве остался его двоюродный дядя, один из героев Куликовской битвы князь Серпуховский Владимир Андреевич, прозванный Храбрым. Он хорошо понимал всю глубину нависшей над городом опасности и осознавал, что, кроме бога, уповать особо больше не на что и не на кого и потому попросил митрополита Киприана привезти из Владимира чудотворную икону Божией Матери. Икону принесли, причём именно принесли - на руках, крестным ходом, и 26 августа вся Москва вышла к храму преподобной Марии Египетской на Кучковом поле встречать её.
А дальше произошло настоящее чудо. Буквально на следующий день Тамерлан, находящийся уже недалеко от Москвы, совершенно неожиданно собрал свою армию, развернулся и... ушёл на юг, где напал на хана Золотой Орды Тохтамыша, которому Москва платила дань (по иронии судьбы это ускорило освобождение Руси от монгольского ига... Вот уж действительно, "как причудливо тасуется колода!").
Говорят, что в ночь после того, как Владимирская икона прибыла в Москву, было Тимуру видение: приснилось ему, как с высокой горы спустились ангелы во главе с грозной женщиной, "претящие ему зело и люто". Проснувшись, Тамерлан собрал своих советников и спросил, что означает такой сон, на что ему ответили, что женщина та - мать христианского Бога, заступница русских, которая победить Москву не позволит. И "железный старец" поверил... Настолько, что тут же ушёл из русских земель...
В память об этом чудесном спасении Москвы на месте встречи москвичей с чудотворной иконой построили деревянную церковь Сретения (в старину слово "сретать" означало встретить), а через 2 года по указу князь Василия I там же основали Сретенский монастырь, в состав которого вошла и упомянутая выше церковь Марии Египетской, пережившая века, но так и не сохранившаяся до наших дней (её демонтировали большевики в 1930 году). А в воздвигнутом позднее монастырском соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери - очень интересная деталь! - алтарную стену обратили не на восток, как принято в христианстве, а на север - туда, откуда прибыла в столицу икона-спасительница. Вот такую любопытную историю имеет старинный Сретенский монастырь. А теперь давайте его посмотрим?
**********
Правда, начну я с грустного. Облик древней обители был искажён, исковеркан и обезображен огромным современным новоделом, "ХХС N2" - построенным совсем недавно собором с соответствующим его размерам длинным названием - Новомучеников и исповедников Церкви русской. Для его сооружения, несмотря на протесты общественности и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, снесли 6 монастырских зданий дореволюционных времён. А возвели его в рекордный срок: за 866 рабочих дней! Сами понимаете, что в нынешней России такое означает...
Нет, в целом он выглядит неплохо - как раз вот для таких фотосессий. Но "не для сюда" он, конкретно здесь, в общем формате старорусского монастыря смотрится, мягко говоря, неуместно...
О том, что находится внутри собора, мне даже вспоминать страшно... Мне кажется, примерно так (не по тематике оформления, а по масштабам помпезности) выглядели бы интерьеры так и не построенного сталинского "суперпроекта" - Дворца Советов... Чего стоил один лифт (друзья, господа, товарищи - лифт в церкви!!!) на второй ярус храма... Молчу, молчу, молчу...
На нынешней монастырской территории можно "сретать" и другие новостройки, причём проход к них обычным "чадам божьим" запрещён (прикрытие очень надёжное: ну, типа, монастырь всё-таки):
О какое крыльцо! Ну чисто "монастырское", не правда ли?!
Кстати, это строение - в прошлом типовое здание советской школы, которую недавно передали монастырю и реконструировали до неузнаваемости (тут как раз применимо моё любимое выражение: "Памятник деньгам. Большим деньгам"). После чего в нём разместилась Сретенская духовная семинария.
..........
Настоящая же жемчужина Сретенского монастыря стоит в тени монстра скромно и смиренно, как и подобает настоящему христианину - не тому, кто исполняет ритуалы и обряды, а тому, кто просто старается жить по заветам Христа, прощая своих врагов и близких... И этот "храм-труженик" - тот самый исторический собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери - мне кажется намного красивее и симпатичнее. И, разумеется, колоритнее.
Церковь Григория Неокесарийского на Полянке с самого своего рождения считалась одной из самых красивых в Москве - недаром её называли "красной" (то есть красивой), причём не только в народе, но и в официальных документах. Даже "король архитектурного варварства" Наполеон сетовал, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, и даже наказал своему войску беречь храм. В результате произошёл великий исторический курьёз: во время московского пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали церковь, чтобы защитить её от огня.
В советские времена чудом удалось спасти от сноса великолепную шатровую колокольню церкви. Правда, через неё всё же проделали сквозной проход вдоль улицы, но по сравнению с судьбой многих других древних храмов это выглядело невинной шалостью...
..........
Роскошный интерьер церкви Григория Неокесарийского не уступает его внешнему виду. Глядя на него, трудно поверить, что он является восстановленным в уже в новейшей истории. В главный зал ведёт богато украшенный разноцветный входной портал, расположенный в нижнем ярусе колокольни:
Ну а внутри - антураж настоящего древнерусского храма, "как из кино", того и гляди, какой-нибудь Иван Васильевич нарисуется
Никольская церковь в Пыжах, возведённая во 2-й половине 17 века - не просто великолепный пример русского белокаменного зодчества, это феерическая архитектурная симфония, причудливая и изысканная, это торжество каменного декора, игра узоров и рельефов, одновременно геометрически правильных и поэтически затейливых.
Любопытно, что когда в 1930 году большевики закрыли храм, то его колокол не расплавили, как делали чаще всего, а передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы "Борис Годунов". Благодаря этому он сохранился и в конце концов нашёл новую жизнь в Елоховском Богоявленском соборе (что на "Бауманской").
savl1 писал(а) 23 мар 2019, 11:20:О том, что находится внутри собора, мне даже вспоминать страшно..
Заинтриговали. Я как то проходила мимо собора, выросшего действительно неожиданно для меня , очень удивилась такому строению ( все же самый центр Москвы), но внутрь попасть не смогла - было впечатление что он пока не особо действующий. Лифт то как раз особо не впечатлил бы - в тех же католических соборах лифты есть , вот сейчас задумалась - может и в ХХС он тоже есть? Хотя в центре Москвы действительно милее древние церкви ( впрочем и интереснее).
savl1 писал(а) 23 мар 2019, 11:20:...Шёл 1395 год. Москва замерла: к ней приближалось огромное войско прославившегося своей жестокостью великого и ужасного "железного хромца" Тимура (Тамерлана), к тому времени уже разгромившего Рязанские и Елецкие земли. В военном плане москвичи мало что могли противопоставить столь сильному противнику, но деваться было некуда: Великий князь московский Василий, сын Дмитрия Донского, отправился собирать войско и встал с ним на Оке близ Коломны, готовясь встретить врага. В Москве остался его двоюродный дядя, один из героев Куликовской битвы князь Серпуховский Владимир Андреевич, прозванный Храбрым. Он хорошо понимал всю глубину нависшей над городом опасности и осознавал, что, кроме бога, уповать особо больше не на что и не на кого и потому попросил митрополита Киприана привезти из Владимира чудотворную икону Божией Матери. Икону принесли, причём именно принесли - на руках, крестным ходом, и 26 августа вся Москва вышла к храму преподобной Марии Египетской на Кучковом поле встречать её.
Здесь немного иначе. Вещий сон приснился княгине Евдокии Дмитриевне, вдове Дмитрия Донского. Во сне над Москвой встала Богородица и защитила её. О сне рассказала сыну, Василию I, тот приказал привезти из Владимира икону Божьей матери. Икону встретили и трижды крестным ходом обнесли ею кремлёвские стены. И Тамерлан отступил. Икону во Владимир возвращать не стали, оставили в Москве, дав прозвище "Несокрушимая стена". С того времени икона Владимирской божьей матери покидала Москву в 1812 и 1941 гг. С 1941 г. связана ещё одна легенда: якобы, перед тем как икону увезли в эвакуацию, по приказу Сталина её подняли на самолёте над столицей и трижды облетели город. Но никаких документальных подтверждений этому факту нет. Возможно, что легенда родилась из строк "Марша защитников Москвы". Мы не дрогнем в бою За столицу свою, Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Сейчас у стен Сретенского монастыря на Рождественском бульваре по благословлению патриарха Кирилла стоит поклонный крест и изображение св. Ефросиньи, в миру - княгини Евдокии Московской.
marina bravina писал(а) 23 мар 2019, 23:31:Здесь немного иначе. Вещий сон приснился княгине Евдокии Дмитриевне, вдове Дмитрия Донского. Во сне над Москвой встала Богородица и защитила её. О сне рассказала сыну, Василию I, тот приказал привезти из Владимира икону Божьей матери.
Ну, тут, я думаю, версий не одна, и не две, а намного больше. Кому что приснилось на самом деле - "тайна сия велика есть" Спорить с преданиями, особенно церковными, вокруг которых построена вся индустрия идеологии, бесполезно В конце концов, посыл моего рассказа - в заглавии:)
Отчёт интересный, много нового для меня. Но вот это позабавило:
savl1 писал(а) 23 мар 2019, 11:22:Даже "король архитектурного варварства" Наполеон сетовал, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, и даже наказал своему войску беречь храм. В результате произошёл великий исторический курьёз: во время московского пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали церковь, чтобы защитить её от огня.
То ли Наполеон про многие храмы так говорил, то ли священникам хочется привлечь внимание к своему храму: эту же историю с "ладошкой" рассказывали экскурсоводы в Испании, Польше, Литве... И добавляли, что храм французы всё же разрушили или устроили там конюшню. Наши пошли дальше: не только не взорвали, но ещё и тушили!
Привлекший Вас эпизод приводится во многих источниках. Вы же понимаете, что сам я не сидел вечерами и не выдумывал, чем бы ещё "позабавить" читателей? Был ли он на самом деле - вопрос, конечно, открытый, но чтобы так уверенно опровергать его, надо изучить тонны исторических материалов и документально убедиться, что он не имел места... Что касается его повторения в разных странах, то как раз в этом я ничего такого уж странного или опровергающего не вижу. Все мы любим (если посмотрим на себя непредвзято) собственные перлы (по крайней мере, те, что нам самим таковыми кажутся), которые мы, надо или не надо, раскидываем налево и направо, поэтому вполне можно допустить, что самому Наполеону, сказавшему это однажды, фраза так понравилась, что он потом не раз повторял её. По крайней мере, это само по себе также ничего не опровергает. Хотя, конечно, это действительно вполне может быть просто красивой легендой, тут я не спорю. Но знать это на 100%, думаю, сейчас уже никто не может:)
Сначала я не собирался включать Зачатьевский монастырь в этот рассказ: архитектурно ничего "такого уж" в нём нет, да и сам он является, по сути, полным новоделом. Но... в очередной раз Дорога моей жизни сама выбрала меня и показала, что "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои". Это был как раз тот случай, как когда-то с "сирийским" рассказом, когда я понял, что не просто НЕ могу не написать об этом монастыре, но и, более того, отведу ему особое место, завершив именно им этот рассказ. А почему - вы очень скоро поймёте.
Зачатьевский монастырь - один из старейших в Москве. Он был основан ещё в 1360-х годах, однако сегодня мы видим его в совершенно обновлённом виде. Дело в том, что в советские времена первых "ударных пятилеток" все монастырские постройки, кроме богадельни и, отчасти, храма Сошествия Святого Духа, который лишился своего купола, были снесены. По какой-то причине уцелела лишь объявленная памятником архитектуры надвратная церковь Спаса Нерукотворного, возведённая в 1696 году:
Лишь совсем недавно, в нулевых годах, началось масштабное восстановление Зачатьевского монастыря. И вот тут я и хочу вспомнить замечательного Человека с большой буквы, с которым свела меня судьба, ставшего одним из моих Учителей, и во многом благодаря которому Зачатьевский монастырь получил свою вторую жизнь. Это Владимир Сергеевич Астафьев, начальник отдела в ЦНИИ, где я после армии начинал свою трудовую деятельность во второй половине 80-х. Часто говорят, что умных людей много, а мудрых среди них - единицы. Владимир Сергеевич был одним из таковых. Я не буду описывать те времена и говорить, скольким я обязан ему и как часто в самых разных ситуациях вспоминал его и старался походить на него уже потом, когда сам стал руководителем - сейчас речь не об этом. Тогда же я быстро ушёл из госпредприятия в "свободное плавание" новой экономики, и наши с ним пути на время разошлись. А спустя много лет я узнал от бывших сослуживцев, что Владимир Сергеевич вышел на пенсию, в его семье произошло несчастье, после чего он, как иногда говорят (дурацкое выражение, но другого подобрать не могу), "обратился к богу", стал ходить в церковь и - каким-то образом (как именно, я так и не узнал, да и не столь это важно) оказался в числе тех, кто отстраивал заново разрушенную при большевиках Зачатьевскую обитель. И не просто "в числе": Владимир Сергеевич фактически был там и прорабом, и завхозом, и снабженцем, и инженером, и плотником, и бухгалтером, и "держателем кассы"... (его дочь, кстати, там же расписывала интерьеры вновь возводимых храмов). Но больше всего меня удивило другое: что при всём этом Владимир Сергеевич ещё жив - зная его честность и принципиальность, я не сомневался, что он не брал взятки и откаты и вообще не шёл против своей совести и руководствовался только интересами дела, а ведь всем понятно, какие деньги крутятся вокруг таких столичных проектов, сколько людей, готовых на многое, стремятся погреть там руки и поучаствовать в "распилах". В общем, видимо, бог его берёг, иного объяснения я не нахожу…
Я приезжал к Владимиру Сергеевичу несколько раз, когда монастырь ещё представлял собой один большой пустырь, грязный, заваленный мусором, когда стены нового собора только начинали "вылезать" из строительного котлована. Трудно было представить, что пройдёт всего несколько лет - и усилиями Владимира Сергеевича Астафьева и "его команды" Зачатьевский монастырь снова оживёт, а в его центре вырастет белокаменный собор Рождества Богородицы. Возможно, стройка не превратилась в долгострой именно потому, что благодаря Владимиру Сергеевичу выделяемые на реконструкцию деньги использовались по прямому назначению...
Потом как-то так вышло, что мы опять несколько лет не общались, я всё собирался позвонить, потом не звонил (ну, вы понимаете, как это бывает...), время летело... А потом я узнал, что Владимир Сергеевич недавно скончался, но перед этим, когда основные работы в Зачатьевском монастыре были завершены, успел потрудиться - представьте только! - на восстановлении комплекса Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне - да-да, "том самом"...
Обо всём этом очень хорошо рассказывает статья на сайте Зачатьевского монастыря: http://zachatevmon.ru/?p=26798 . Ну а сам монастырь и его собор - так уж вышло - стали памятником человеку, перед которым я и сейчас готов преклонить колени и которого всегда буду вспоминать, как одного из главных Учителей в моей жизни. Владимир Сергеевич, мы ещё встретимся, а пока - всё, чем могу...
Собор во многих местах украшен разноцветными изразцами, в основном, с изображениями "птичек":
Практически заново пришлось отстраивать и храм Сошествия Святого Духа:
Сегодня Зачатьевский монастырь жив - и это главное. А каждый приходящий сюда найдёт и увидит здесь что-то своё...
============================
Хорошо, когда человек ищет в храме бога. Плохо, когда он ищет бога только в храме...
Сергей, первый сезон заночился, а я только подписалась. Рассказ у Вас получился... даже слов не могу подобрать, какой замечательный, неожиданный и вдохновенный получился рассказ. Я думала, что знаю Москву, в формате не москвича, конечно. Но поняла, что совсем ее не знаю.
Вы высветили необыкновенные места, нашли же их как-то в мишуре перестроек и новодела последних лет.
Мне бы хотелось. чтобы Вы продолжили эту серию, и не только о церквях.
Последний раз редактировалось Амстердамка 30 мар 2019, 17:17, всего редактировалось 1 раз.
Не, Инна, "не только" точно не будет. По одной простой причине: Москва - не "мой" город, я её не любил и не люблю, и она мне попросту не интересна... Церкви и монастыри (и то - очень-очень выборочные) - то немногое, что меня в ней ещё более-менее привлекает. Не, следующая инкарнация точно не сюда
Kolenfed писал(а) 30 мар 2019, 15:21:Спасибо Вам огромное за отличные фотографии, за очень познавательные рассказы о храмах московских!
Спасибо Вам за внимание! Мне приятно:) И я рад, что успел написать этот рассказ, во всяком случае - его 1-ю часть, до начала основного "сезона". А то сейчас пойдут (если, конечно, моя судьба со мной согласится ) новые поездки, новые рассказы - и уже снова не до "Москвы" будет