Введение.
Всем, кто решил потратить свое время на прочтение моего отчета о поездке в Республику Беларусь, хочу сказать, что я постараюсь написать максимально нескучный и информативный материал о поездке. Итак, в самом начале я приведу некоторые общедоступные данные о стране, о которой, как оказалось, мы, россияне, так мало знаем. Официальное название страны – Республика Беларусь. В состав республики входит 6 областей: Минская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Брестская, Могилевская области. Население Белоруссии составляет 10 млн. человек, из них 1,7 млн. живут в столице Минске. В Белоруссии два государственных языка: белорусский и русский, но практически все население разговаривает на русском языке. Денежной единицей является белорусский рубль, курс обмена на момент моей поездки (июль 2015) 1 российский рубль = 272 белорусских рубля. То есть, проще всего, чтобы не запутаться в нулях, сразу делить сумму на 1000 и умножать на 4, в итоге получается приблизительная сумма в российских рублях. Россиянам для въезда на территорию Белоруссии достаточно внутреннего паспорта, так как наши страны входят в «Таможенный Союз», проблем с пересечением границы не возникает, как будто и не выезжаешь с территории РФ. Более подробную и развернутую информацию я постараюсь донести до читателей, описывая мои приключения, одно из которых поставило под угрозу «выполнение миссии», но об этом позже…
Мотивация.
В самом начале я хочу отметить, что я путешествую только по – бедному, так как, по моему скромному мнению, таким образом гораздо лучше приобщаешься к местной «культуре», да и денег уходит меньше, а соответственно и совершать поездки можно чаще. Итак, почему же из всех стран на земле в этот раз я решил отправиться именно в Республику Беларусь? Ответ прост, после своей первой самостоятельной поездки я решил, что летом буду обязательно путешествовать и знакомиться со своей страной, а то получается, что условный Лувр россиян посещает больше, чем условную Третьяковку. Белоруссия, конечно, не Россия, но к своей стране я отношу почти все страны бывшего СССР. Планы в Белоруссии у меня делились на две составляющие. Первая – это познакомиться со страной, о которой, как выяснилось, я очень мало знал. Вторая – это увидеть и прочувствовать все страдания народа, связанные с Великой Отечественной Войной, ведь в Белоруссии находится очень много мест, имеющих огромное значение для русской (в широком понимании) души. Окончательное решение о поездке было принято в Сербии, все, решено, лечу…
Подготовка.
Любое путешествие начинается с планирования маршрута и покупки билетов к месту назначения. Так как времени на поездку у меня было не больше 6 дней, было решено воспользоваться самолетом, поезд из Казани в Минск убил бы половину времени, да и по деньгам выходило не намного дешевле. Мне очень повезло найти идеальные рейсы с пересадкой в Москве и минимальными стыковками. Из Казани вылет 29 июня (понедельник) в 6.20 прилет в Минск в 10.30. Обратно 4 июля (суббота) вылет в 20.30, прилет в 01.50. Рейс Туда выполняла авиакомпания S7+Belavia, пересадка 1 час в «Домодедово», Обратно Аэрофлот, пересадка в Шереметьево 2 часа. В итоге билеты мне обошлись в 11.800 рублей, что для рейса из Казани очень даже неплохо. Я думаю, что вообще каждый путешественник, живущий не в столице России, завидует москвичам, так как из Москвы билеты стоят гораздо дешевле и можно спланировать поездку даже на пару дней. С билетами было решено, и я начал планировать маршрут. Имея небольшой опыт за плечами, я не так давно пришел к выводу, что распланировать точный маршрут и в точности его соблюсти – практически невыполнимая задача. Поэтому я на каждый день отметил основную цель и второстепенные, которые можно пропустить или поменять местами в зависимости от сложившейся обстановки. В итоге основными планами являлись: понедельник – прогулка по центральным улицам города (так как в этот день все закрыто), вторник – Хатынь и музей ВОВ, среда – Брестская крепость, четверг – Несвижский замок, пятница – День Независимости Белоруссии, суббота – Линия Сталина. Более подробно обо всех приключениях я напишу ниже, а так у меня впереди было еще пару недель для ознакомления с Белоруссией путем прочтения отчетов путешественников и тут, как оказалось, все немного веселее, чем я ожидал. Республика Беларусь – абсолютно не предназначена для индивидуального, самостоятельного, одиночного туризма. Практически все, что мне удавалось найти в интернете, сводилось к путешествию либо на машине (своей или арендованной), либо при помощи тур компаний, но это не мой жанр, трудностей я не боюсь, поэтому решил все сделать сам, получилось или нет судить уже моим читателям…
1й день. 29 июня. Понедельник.
Итак. Раннее утро. Понедельник. Аэропорт. Вылет. Часовая пересадка в Домодедово. Еще один вылет, и в 10.30 я нахожусь в Национальном аэропорту Минска. Тут же я, впрочем, как и остальные не минчане, сталкиваюсь с первой проблемой. Проблемой обмена наших российских рублей на белорусские рубли. В единственном обменном пункте обеденный или технический перерыв, ничего не поделаешь, пришлось всем ждать тетю, которая еще и задержалась. Я думаю, многим эта информация окажется полезной: в аэропорту можно смело менять все деньги. Курс зависит от банка, а не от его местонахождения. В итоге находящийся в аэропорту «БПС – Сбербанк» предлагал один из лучших курсов – 272 белорусских рубля за 1 российский. Менять в России рубли на доллары, а в Белоруссии доллары на белорусские рубли лично я не вижу никакого смысла, так как потеряете время и деньги. В Белоруссии в равной степени без проблем можно поменять российские рубли, евро, доллары и даже некоторые другие валюты. До города из аэропорта очень просто доехать на автобусе или маршрутке. Весь общественный транспорт останавливается в 50 метрах левее от выхода из зала прилета. Транспорт ходит часто и стоит 35.000 рублей (все цены далее я буду приводить в белорусских рублях). Планы на этот день у меня были большие, а если быть точнее, то пешеходные, поэтому на маршрутке я доехал до железнодорожного вокзала, и уже оттуда началось мое знакомство с Минском.
Но сначала нужно было купить билеты в Брест. Еще находясь дома, я пытался купить билеты в Брест через интернет, но оплата не проходила. В Брест на поезде ехать примерно 4 часа, но есть один «супер поезд» он идет почти 9 часов и так уж получилось, что ночью. Это оказалось идеальным вариантом для того, чтобы и доехать, и переночевать, тем более, что из Бреста в Минск ходит точно такой же поезд. Брест у меня был запланирован на среду, одним днем, поэтому я взял билет туда-обратно в купе. Можно задаться вопросом, как же может сочетаться билет в купе и путешествие по – бедному? В Белоруссии может, за 2 билета я заплатил всего 208.000 белорусских рублей. Сразу закрались подозрения по поводу правильности расчета тарифов в России у РЖД. Это практически единственный раз, когда мне удалось что-то купить дешево, все остальное стоит либо так же, либо дороже, чем в России. Также была куплена белорусская симка МТС для интернета за 80.000. Далее планы были следующими: дойти до Национальной библиотеки Белоруссии, она находится на окраине города и путь к ней лежит по главному проспекту города – проспекту Независимости.
Проспект Независимости проходит через несколько площадей, памятников, парков, важных зданий и иных значимых сооружений, которые мне хотелось увидеть. А на вершине библиотеки находится смотровая площадка, с которой открывается вид на весь город и, судя по информации с официального сайта библиотеки, смотровая площадка сегодня работает. Я не буду подробно рассказывать, как я шел, куда сворачивал, просто перечислю через запятую все то, что увидел, пока двигался в сторону библиотеки. Итак, по пути следования я увидел: площадь Независимости,
дом Правительства,
костел св. Симеона и Елены,
Октябрьскую площадь с дворцом Республики,
Дворец культуры профсоюзов,
парк Янки Купалы,
Центральный дом офицеров, Цирк, парк Горького, площадь Победы,
площадь Якуба Коласа,
Белорусский национальный технический университет, Академия наук,
кинотеатр Октябрь,
парк Челюскинцев, Минская детская железная дорога,
ну и конечно, десятки зданий в советском стиле, в моем городе с тысячелетней историей таких почти нет, и мне было интересно их увидеть.
Ближе к вечеру я дошел до библиотеки,
подойдя к входу, который ведет к лифту, поднимающему на смотровую площадку, я увидел… та-дам… закрыто. Стоящие рядом люди, такие же, как и я, сказали мне фразу: «молодой человек, а что же вы хотели, социализм!» Оказывается, по понедельникам смотровая площадка работает, но сегодня был последний понедельник месяца, а именно в последний понедельник месяца санитарный день. Короче, не увидев ни санитаров, ни города с высоты птичьего полета, я решил приехать сюда завтра вечером на метро, так как поезд в Брест у меня поздно, а последний подъем на смотровую площадку происходит в 22.30. Вечерело, и пора было заселяться в хостел, который я забронировал на одну ночь. Хостел называется SMARTHOSTEL и находится на площади Якуба Коласа. Одна ночь стоит 112.000, и это очень недорого. SMARTHOSTEL – это переделанная под хостел двухкомнатная квартира, все чисто и уютно. Я без проблем добрался до него на метро. Погуляв по окрестностям, я решил идти спать, завтра тяжелый день.
2й день. 30 июня. Вторник.
Проснувшись утром, я не стал терять время и отправился на автовокзал, который находится рядом с ЖД вокзалом. Основным мероприятием на сегодня было посещение Мемориального комплекса «Хатынь». Хатынь – это деревня, которую в марте 1943 года сожгли вместе со всеми жителями фашистские каратели, за то, что накануне партизанами была обстреляна немецкая автоколонна, где был убит немецкий офицер. Хатынь не единственная деревня, сожженная во время оккупации. Всего было сожжено с мирными жителями 186 деревень, частичка каждой из них захоронена в мемориальном комплексе Хатынь. Как я уже писал выше, Белоруссия не очень предназначена для туризма, и в Хатынь лучше ехать на машине или купив экскурсию. Все дело в том, что добраться на общественном транспорте туда невозможно, его просто нет. Но мы не ищем в жизни легких путей и не боимся трудностей. Хатынь находится примерно в 60 километрах от Минска в Логойском районе. И добраться своим ходом проще всего купив билет на автовокзале до Плещениц за 42.250, автобусы ходят довольно часто, следует выйти прямо на трассе, возле указателя «Хатынь»,
далее нужно пройти пять километров пешком или автостопить. Мне повезло, почти сразу меня подобрала машина, и через несколько минут я оказался в одном из самых жутких мест в моей жизни. Вот говорят же иногда люди, что у места есть своя энергетика, а ты не веришь, пока не почувствуешь это сам. У меня подобное было всего несколько раз в жизни, сложно это рассказать, а тем более описать, но в такие моменты как будто взрослеешь на несколько лет, осознавая какие-то простые, но до этого момента абсолютно не понятные тебе вещи.
Поначалу кажется, что весь комплекс можно обойти за полчаса, но на деле время как будто останавливается. Я пробродил около трех часов, останавливаясь около табличек с именами погибших,
которые установлены на месте нахождения сожженных домов.
По поводу Хатыни хочется добавить одно, это обязательное место для посещения только не для того, чтобы потом говорить, что я тут был, а для того, чтобы помнить, чего никогда не должно происходить. Далее мне предстояло каким-то образом добраться до Минска, и я побрел в сторону трассы, пытаясь остановить машины, проезжающие мимо. Тут меня ждал самый неприятный сюрприз за всю поездку – внезапно и очень сильно заболела стопа, дала о себе знать старая травма. Слава богу, остановилась машина, и водитель любезно согласился подвезти меня не только до трассы, но и до самого Минска. Оказалось, что мой спаситель живет в одной из ближайших деревень, и у него совсем иные взгляды на историю Хатыни, что-то вроде того, что сами виноваты, надо было на стороне немцев против советов воевать и т. д. Учитывая мою больную ногу, сильно спорить я не стал и в основном слушал. Мне было предложено, посмотреть «народный» памятник всех белорусов, которым являлось урочище Куропаты на самой окраине Минска. Куропаты – это место, где войсками НКВД было расстреляно в 30е годы по разным оценкам от 7 до 250 тысяч человек, точно никто не знает. Мой собеседник сообщил, что в этом месте душа начинает рыдать от энергетики самого места и только тут я все пойму сам. Отказываться я не стал и принял предложение довезти меня к месту. Поблагодарив доброго человека за 60 километров дороги, я двинулся осматривать место, которое должно было изменить мою жизнь. Куропаты представляют из себя лесополосу, в которой поставлено уже в наше время очень много безымянных крестов.
Я заранее хочу извиниться у людей, которых я могу задеть этой частью рассказа. Но несмотря на то, что моя семья тоже пострадала от Сталинских репрессий, то ли больная нога, то ли совокупляющиеся бомжи под одним из крестов, не дали мне той картины, о которой мне было ранее рассказано. Позже я прочитал, что это место сбора белорусской оппозиции, а почитав еще, пришел к выводу, что спекуляций вокруг этого места гораздо больше, чем всего остального. А нога продолжала болеть, и у меня появлялись мысли, а не лететь ли мне домой прямо сегодня. Стиснув зубы от боли, я принял волевое решение – терпеть. На маршрутке я добрался до станции метро Немига и несколько часов, периодически отсиживаясь на скамейках, гулял в районе Троицкого предместья и площади Свободы. Подробно описывать все увиденное не буду, так как практически каждое здание и сооружение имеет свое название и уникальное место в истории Минска, скажу лишь только то, что все увиденное меня не разочаровало, и я получил массу впечатлений и фотографий, и даже небольшой дождь не стал помехой.
Следующим пунктом назначения был «Музей истории Великой Отечественной Войны», он находится в парке Победы, и я дошел до него пешком.
Вход в музей стоит 50.000 + 15.000 за возможность фотографировать, а фотографировать там было что. Я посетил много музеев военной тематики и стал их разделять по атмосфере самого места и богатству экспозиции. По атмосфере места можно классифицировать только музеи, которые находятся в исторически – героических местах, к данному музею это не относится. А вот сама экспозиция меня порадовала, и этот музей возглавил мой список лучших военных музеев. Огромным плюсом минского музея ВОВ является то, что он разделен на девять залов, каждый из которых отражает определенный отрезок войны. Для восприятия такого огромного количества информации это подходит лучшим образом, и полученные знания не путаются в голове.
Я закончил с осмотром музея, и у меня оставалось еще много времени до вечернего поезда в Брест и, поужинав, я решил закончить то, что не закончил вчера. Со вчерашнего дня у меня оставалась смотровая площадка на Национальной Библиотеке Белоруссии. Быстро доехав до нее на метро и купив билет за 30.000, я поднялся на лифте на 23 этаж. Не знаю, чего я хотел увидеть, но то, что я увидел, меня не сильно впечатлило, зато я убедился в том, что Минск очень зеленый город. Куда ни глянь, везде деревья, и это куда лучше, на мой взгляд, чем полностью заасфальтированный город.
Смотровая площадка была у меня в обязательной программе, поэтому, я не сильно расстроился, что не увидел «Лас-вегас», зато я теперь знаю, как выглядит Минск с высоты птичьего полета. Добравшись до ЖД вокзала мне было необходимо зарядить телефон и фотоаппарат, выяснилось, что на весь вокзал всего три розетки и они находятся в туалете, мне повезло, одна была свободна. В итоге меня ждал ночной поезд, заряженный фотоаппарат и Брест. Спокойной ночи, до завтра…
3й день. 1 июля. Среда.
Мой поезд прибыл в Брест приблизительно в восемь утра.
Первым местом, которое я решил посетить, был «Музей Железнодорожного Транспорта», и дойти я решил до него пешком, тем более что нога почти не болела. Музей находится недалеко от Брестской крепости, что было как нельзя кстати. Вход в музей стоит 20.000, плюс ко всему, тетя-кассир любезно согласилась помочь, как она сказала, «туристу – авантюристу» зарядить телефон. Сам музей представляет собой несколько ЖД путей, на которых установлены паровозы, тепловозы, вагоны и спец. техника двадцатого века, в некоторые из них даже можно заходить. Оказывается, львиная доля военных и не только фильмов, которые мы все знаем, снимались при участии ЖД техники из Брестского музея.
На медленный, с учетом заряжающегося телефона и вновь напомнившей о себе ноги, осмотр музея у меня ушло больше часа. Далее мне предстояло посетить место, известное каждому человеку, - Брестскую крепость.
Территория Брестской крепости впечатляет, она просто огромная. Мне почему-то с детства казалось, что это что-то вроде средневекового замка с толстыми стенами и подземными ходами, но на деле оказалось все не так. В самом центре крепости установлен вечный огонь, Стелла и огромный памятник защитнику крепости. Очень сильно меня поразили глаза этого многометрового воина, смотрел я в них с разных ракурсов и, кроме мужской боли и печали, в них больше ничего нет.
Также на территории крепости находятся два музея, я посетил один из них – «Музей Брестской крепости», вход 30.000. После вчерашнего музея ВОВ в Минске этот музей меня не впечатлил, и во второй музей я решил и вовсе не идти. Тем не менее, на осмотр крепости у меня ушло почти шесть часов,
я был, кажется, везде – Свято-Николаевском гарнизонном храме
побывал возле Тереспольских ворот,
обошел всю Цитадель,
посмотрел на наблюдательную вышку,
был возле Холмских ворот,
возле скульптурной композиции "Жажда"
в приграничном районе с Польшей, рядом с женским монастырем, обошел берег реки Буг.
Несмотря на жару и больную ногу, я нашел в себе силы пройтись до разрушенных и еще не восстановленных зданий крепости.
В итоге по Брестской крепости у меня сложилось четкое мнение, что это место обязательно нужно посетить, оно как Севастополь, учит сильнее любить родину. У меня оставалось еще очень много времени, а в моих планах оставалось только одно место в Бресте, которое я обязательно планировал посетить. Это был «Музей спасенных ценностей». Изначально, читая о нем дома в интернете, я узнал, что в этом музее выставлены ценности, которые спасли советские таможенники при попытке провезти их через границу. Добраться до музея от крепости проще всего пешком в обратном направлении, утром я уже проходил мимо него, но он был закрыт. Мне же хотелось больше познакомиться с городом, поэтому из Брестской крепости я вышел с другой стороны и пошел к музею, совершая большой круг, через улицу Героев обороны Брестской крепости, парк Первого мая, в котором я пообедал, и улицу Ленина.
Дойдя до «Музея спасенных ценностей» и оплатив входной билет 20.000 + 7.000 за возможность фотографировать, я начал осмотр экспозиции.
У меня сразу возникло ощущение, что здесь выставлены спасенные ценности, которые ценности не представляют. Здесь можно увидеть иконы, картины, украшения, посуду и мебель, но все понемногу и как-то простенько, одним словом «золота партии» тут нет.
Я не так давно стал для себя составлять свой субъективный рейтинг «самого-самого», так вот рейтинг самого неинтересного места, которое можно посетить за деньги, теперь возглавляет этот музей. Еще раз повторюсь, чтобы никого не обидеть, это мое субъективное мнение, и я его никому не навязываю. Вечерело, до поезда оставалось несколько часов, и я решил дойти до ЖД вокзала по пешеходной улице Советской.
На вокзале, как всегда, возник вопрос с зарядкой телефона и фотоаппарата. Розетки на Брестском ЖД вокзале находятся в зале ожидания, но они не работают. Мне удалось найти только одну рабочую в самом конце зала ожидания, возле зала для международных встреч, возможно, кому-то пригодится эта информация. Немного подзарядившись, я сел в поезд до Минска. Впереди меня ждал сон под стук колес …
4й день. 2 июня. Четверг.
Обратно в Минск поезд прибывал к 6 утра, что в моем случае означало минус два часа сна. Но холодным минским утром меня грела мысль о том, что следующая ночь будет проведена в кровати. С этой мыслью я и пошел на автовокзал покупать билет в город Несвиж. Несвиж знаменит своим замком и, как бы это банально не было, называется этот замок Несвижским. Не то чтобы я хотел увидеть этот замок, в принципе я о нем еще совсем недавно и не знал ничего. Просто Несвижский замок находится в 120 километрах от Минска, добраться туда сложно, выбраться вообще практически не возможно, а еще в 35 километрах от него находится другой замок – Мирский, так вот, несмотря на малое расстояние между ними, транспорта, курсирующего между замками нет. Вся информация в интернете, которая была мною найдена, предлагала либо тур компанию, либо возвращаться из первого замка назад в Минск и ехать на следующий день во второй. Это ли не вызов для «хромого туриста – авантюриста»? Проверить свои силы, да еще культурно обогатиться. Билет до Несвижа мне обошелся в 80.000, автобусы ходят примерно каждый час, естественно все они проезжающие. Об обратной дороге расскажу ниже. Итак, спустя пару часов я в белорусской глубинке. Так вот ты какая, Белоруссия! Здесь наконец-то я услышал белорусскую речь, и это на четвертый день пребывания в стране. Я не могу сказать с большой уверенностью, но по собственным ощущениям мне показалось, что я попал в детство. Для полной картины не хватало моей бабушки и кружки парного молока, а так это было почти как в те далекие года. Чувство ностальгии не покидало меня на протяжении всего пребывания в Несвиже. Удивительно, как могут быть похожи, казалось бы, совсем разные места российской и белорусской глубинки, правда, с разницей в 20 лет. Поностальгировав, я пошел к Несвижскому замку. Входной билет я купил за 100.000, касса находится в самом начале парка
рядом с костелом «Божьего Тела»,
пишу об этом потому, то сам чуть мимо не прошел, и тогда пришлось бы идти за билетом обратно через половину парка. По поводу замка, ну не ожидал я, что скажу «АХ…», снаружи он выглядел очень величественно, и я какое-то время любовался и фотографировал.
Оказавшись внутри, я сказал «АХ…» второй раз. Во внутреннем дворе замка есть небольшая площадь, вымощенная камнем, попав на нее, понимаешь, что замок действительно впечатляет.
Я видел всего несколько дворцов и замков, этот однозначно вырвался в моем личном рейтинге на первое место. Внутри Несвижского замка огромный музей, посвященный истории этого места. Описывать более подробно, думаю, не стоит, так как всё, как и в любом музее, находящемся в каком либо историческом месте, – оружие, предметы быта, украшения, личные вещи, мебель и т. д.
Как я и писал раньше, поехал я в Несвиж из-за чего угодно, только не из-за самого замка, я очень удивился, но мое мнение изменилось, мне понравилось. Спустя несколько часов, осмотр замка и его окрестностей был окончен. Наступило время добираться до Мирского замка, но я очень устал, ведь в поезде как следует не отдохнуть, глаза просто закрывались, стоило мне остановиться или присесть на скамейку, да еще болящая третий день нога никак не давала покоя. Решено было возвращаться в Минск. Как я уже говорил, в Несвиж добраться гораздо проще, чем из Несвижа. Все дело в том, что на автобусах из Минска пассажиры едут в Несвиж, а вот из других городов, когда автобус возвращается в Минск, таких пассажиров нет. Соответственно автобус сюда не всегда заезжает и, исходя из этого, нельзя узнать расписание и, следовательно, заранее купить билет. Но добрые люди подсказали мне другой способ добраться до Минска.
На автобусе нужно доехать до поселка Городея за 9.500,
а далее уже на супер медленной электричке до Минска за 12.400. Так я и сделал, кстати, расписание автобусов составлено с учетом расписания электричек. Ближе к вечеру я был в Минске и, доехав на метро до все того же хостела SMARTHOSTEL на площади Якуба Коласа, поскорее постарался принять горизонтальное положение и набирать силы для последних двух дней путешествия.
5й день. 3 июля. Пятница.
3 июля в Минске, впрочем, как и во всей Республике Беларусь, празднуется день Независимости. Мне это было известно заранее, и я был просто уверен, что сегодня увижу парад. Но или к моему приезду, или по какой-то менее значимой причине, парада в итоге не было. Весь прикол был в том, что некоторые минчане узнавали об этом от меня и очень удивлялись. Изначально, еще дома я ничего не планировал на пятый день поездки именно из-за дня Независимости и, в частности, парада. Планы пришлось экстренно корректировать. Хорошо выспавшись, позавтракав и еще немного отдохнув, я с моим новым другом – тезкой, с которым познакомился в хостеле, отправился на рынок Ждановичи. Интересовал меня там блошиный рынок «Поле чудес», так как у себя в Казани я также торгую на подобном рынке раз в неделю. Скажем так, коллегу я нашел, пообщался, обмен опытом состоялся успешно.
В итоге мы пробыли на рынке пару часов и вернулись в хостел. Макс выселился из хостела и отправился по своим делам, а у меня было очень много времени, и я решил съездить на территорию концлагеря «Тростинец» на окраине Минска. Тростинец – это крупнейший концентрационный лагерь на всей территории оккупированных районов СССР и четвертый из всех существовавших. Добраться до него сложно и легко одновременно. От станции метро Могилевская нужно сесть на обычный городской автобус, номер которого я забыл. Вот тут на помощь всегда придут добрые минчане, но сложность заключается в правильности формулирования вопроса. Все дело в том, что если спросить о том, как добраться до лагеря Тростинец , минчане могут вас отправить не совсем в правильном направлении. Просто есть Большой и Малый Тростинец, а туристу нужно к Мемориальному комплексу Тростинец, находящемуся в Малом Тростинце, проще говоря, правее по ходу движения. Он представляет из себя парк, который открыли в этом году, и многие минчане, как я понял, просто не в курсе. Ехать до него буквально 10 минут, билет у кондуктора 5.000, но не забываем его компостировать.
Само место, как мне показалось, было создано для двух целей. Первая – это чтобы местным жителям была возможность погулять. Вторая – чтобы редкий турист мог увидеть и прочитать об огромном количестве человеческих жизней, которое было унесено в годы ВОВ. На мемориальных досках увековечены жертвы мирного населения на всей территории Белоруссии. Меня посетила мысль о том, что не каждый человек дочитает до конца список лагерей с количеством замученных, а ведь самая маленькая цифра измеряется десятками тысяч убитых, каждый из которых был обычным советским человеком – любил, мечтал, чего-то ждал…
Всему этому добавляла колорита старая овчарка, медленно бегающая по всему парку.
Через час настало время двигаться обратно, тем более день Независимости был в самом разгаре, и возле Дворца спорта и парка Победы уже начинались празднования. Рассказать о праздновании особо нечего, я у себя в городе-то никогда на них не хожу. Немного побродив и послушав выступления артистов, могу сказать одно, у нас примерно так же проводится Сабантуй.
Удивила меня лишь одна ситуация. Вся территория празднования была огорожена, и на входах стояли досматривающие всех милиционеры. Для меня было просто шоком их поведение. Мужчин досматривали мужчины, а женщин женщины. А на мой вопрос о возможности фотографировать на огороженной территории мне ответили фразу, от которой я чуть не упал – «Лично я бы вам не рекомендовал», я специально задавал нескольким стражам закона подобные вопросы и слышал приблизительно те же ответы. Вообще с фотографированием в Белоруссии иногда возникают небольшие сложности, но все предельно вежливо. Вечерело. Ужин. Хостел. Сон. Завтра последний день.
6й день. 4 июля. Суббота.
На последний день я оставил самое сладкое. Всего одно место, которое мне оставалось посетить перед вечерним вылетом домой. И этим местом был историко-культурный комплекс «Линия Сталина». «Линия Сталина» - это музей под открытым небом примерно в 10 километрах от Минска, здесь выставлено огромное количество военной техники советского периода, также само местонахождение музея неслучайно. Именно здесь проходила оборонительная линия границы СССР до 1939 года. На территории комплекса осталось несколько объектов тех времен. Важным моментом является то, что многое можно трогать своими руками, ни один военный музей, посещенный мною до этого, не разрешал такой вольности. Но я неспроста выбрал для посещения «Линии Сталина» этот день, сегодня здесь должна состояться постановка боя «освобождение Белоруссии», ведь вчера был день Независимости, а празднуется он именно в день освобождения Белоруссии от фашистов в 1944 году. Добраться до «Линии Сталина» очень просто, но есть своя изюминка. Если покупать билет на автобус на автовокзале, то можно очень долго ждать автобус, так как ходят они с автовокзала редко. Я же подскажу моему благодарному читателю вариант, который будет гораздо проще. По подземному переходу ЖД вокзала, следующего к путям, проходим под всем ЖД вокзалом и оказываемся на улице Дружная, с которой уходят маршрутки на Молодечно каждые 20 минут, покупаем билет у водителя и просим его остановить в нужном месте.
И вот я уже перехожу дорогу, оплачиваю 100.000 за входной билет и приступаю к осмотру сначала укреплений ВОВ,
а уже далее и всей остальной техники.
Заострять внимание на экспозиции я не буду, скажу лишь то, что если объединить 2 музея – «Линия Сталина» + музей «ВОВ» в Минске, то в принципе по военным музеям, связанных с советским периодом, больше можно не ходить, так как нового больше ничего не увидеть. Гуляя, я и не заметил, как подошло время постановки боя и, заняв место в специально отведенном для зрителей месте, я начал наблюдать за происходящим. Вот как описать эмоции от рождения сына или победу любимой команды в «Лиге Чемпионов»? Вот примерно так же нельзя описать и то, что происходило на моих глазах целых восемнадцать минут. Войска советской армии штурмом брали деревню, занятую фашистами. Вокруг взрывы, пулеметные очереди, огонь, крики, рукопашная. В постановке участвовало четыре танка, пушка, грузовик, джип, человек двести людей, и все это вызвало у меня такую сильную эмоцию, что потекли слезы. Спустя секунду я обернулся на зрителей и увидел, что я не одинок, каждый второй вытирал слезу. Вот такие эмоции нам подарили ребята из военно-патриотических клубов стран СНГ, специально съехавшиеся сюда для этого. Ребята, если из вас кто-то читает мой рассказ, спасибо вам огромное, вы делаете большое дело!
После окончания постановки боя я поехал обратно в Минск, можно было дождаться ту же маршрутку в обратном направлении, но я решил автостопить, так как время у меня было, эмоции переполняли, а в Белоруссии мне оставалось быть всего несколько часов.
Поужинав, обменяв оставшиеся белорусские деньги на российские, дойдя до автовокзала, я сел в автобус, идущий в аэропорт, и полетел домой. Уставший, хромой, но очень счастливый, что у меня опять получилось.
Итог
Как всегда в этой части я постараюсь сделать вывод и дать немного информации. Понравилось ли мне в Белоруссии? Очень понравилось, гостеприимная страна, все время я чувствовал себя как дома и, как я писал в самом начале, – очень много мест, имеющих огромное значение для русской души. Приехал бы я сюда еще раз? Здесь я буду предельно честен и отвечу, что вряд ли приехал бы сюда еще раз, так как все, что хотел, я увидел. Белоруссия, по моему мнению, относится к странам с не развитым туризмом, а это значит, что для индивидуального путешественника «по – бедному», не боящемуся трудностей это то, что нужно. Далее я приведу несколько полезных сайтов, а потом будут цифры.
http://ticketbus.by – здесь можно посмотреть актуальное расписание автобусов и купить билет
http://www.rw.by – Белорусская ЖД дорога
http://www.nlb.by – Национальная библиотека Белоруссии
http://khatyn.by – Мемориальный комплекс «Хатынь»
http://www.warmuseum.by – Музей ВОВ
http://www.brest-fortress.by – Мемориальный комплекс «Брестская крепость»
http://niasvizh.by – Несвижский замок
http://stalin-line.by – Линия Сталина
Билет на самолет – 11.800 р. (российских)
Проживание – 1230 р.
Проезд – 2140 р.
Еда – 1970 р.
Экскурсии – 1660 р.
Итого – 18800 р. (350 долларов) думаю уложиться в «по – бедному» у меня получилось
Мораль.
Минск чистый город не потому, что здесь его лучше, чем где-либо убирают, а потому, что каждый белорус гордится своим городом и просто не мусорит.
Спасибо всем кто читал мой рассказ, надеюсь мои приключения вдохновят кого-нибудь и нас, самостоятельных путешественников станет больше. Комментарии и замечания по поводу написанного приветствуются, а если я еще и помог кому-нибудь своим творчеством - то буду благодарен если нажмете на кнопку "СПАСИБО"