Идея посетить Польшу возникла после того, как брат нашел документальные данные о судьбе без вести пропавшего двоюродного прадеда. По нашим данным в советский период он числился как «пропавший без вести», но вот недавно, используя некоторые поисковые форумы, смогли получить данные о том, где был пленен, в каком фашистском лагере числился, в какой бригаде работал и где похоронен.
На руках был скан немецкого лагерного листка с личными данными - наименованием лагеря, датой рождения, пленения, смерти, данными семьи и местом рождения + каким военкоматом призван. Нашли и информацию о лагере и о том, что от него в настоящее время осталось.
Немецкий лагерь Shtalag Lamsdorf 318 находится на территории западной Польши в деревеньке Ламбиновице (ок. г. Ополе)
http://www.cmjw.pl/www/index_en.php?id=muz_lam
http://en.wikipedia.org/wiki/Stalag_VIII-F
Не смотря на документальную приписку к этому лагерю, следуя по последней записи в документах, место работы и смерти прадеда было в 120км от Ламбиновице, около г. Гливице в деревне Panove (ныне г. Миколов (одна из улиц)). Для установления более подробных данных о работе заключенных в Миколове и братских захоронениях обратились в facebook - нам помогли.
Пожилой поляк (пан Мариуш) - краевед из миколовского исторического общества заинтересовался нашим поиском и представил
информацию о нахождении здесь советских пленных и местах их захоронений.
Изучив материалы и расстояние решили сгонять в Польшу на авто на несколько дней. (Накануне разговорился с сыном прадеда, ныне здравствующим двоюродным братом моего покойного деда - его очень тронуло, то, что в наше время стала доступна такая информация... много рассказал, смотрели старые фото)
Визу получили без проблем, она к нашему приятному удивлению оказалась бесплатной (т.к. у нас на руках было письмо-подтверждение из "Красного Креста", помимо имеющихся брони гостиницы и справок о доходах) т е целью нашей поездки был не просто туризм, а посещение захоронения родственника. В польской визовой анкете такой пункт есть.
Итак, дорога:
Москва - Брест - 1200км (первый день)
Брест (граница) - Гливице - 680 км (второй день)
поездка в Ламбиновице (250 км туда-обратно) (третий день)
потом обратно.
Автомобиль Honda Airwave
Из московской области выехали в 5 утра – хорошая, весенняя апрельская погода, пустой МКАД, поворот на Минское шоссе.
Платный участок (19 км) испытывать не стали из-за его малой протяженности, о чем пожалели, т. к. на обычной минке
ограничения 40, 60, ремонты.
Вцелом обычная российская трасса по 2 полосы в каждую сторону. Скорость потока 110км/ч, в населенных пунктах около 79.
Граница с Белоруссией безостановочная + после границы сразу ограничение скорости до 120, что с учетом ровной прямой дороги не может не радовать. Пункты оплаты когда-то платной дороги пустуют.
С легковых сейчас плату не берут. Порадовал на одном из парковочных карманов бесплатный цивильный туалет (не ожидал). Бросается в глаза то, что белорусы не включают "ходовые огни" - на большой скорости они все таки нужны - острее восприятие.
На главной трассе Белоруссии с ближним светом только Русские или Поляки. Трасса в Белоруссии реально хорошая скоростная дорога (лучше чем у нас), но все-таки чуть хуже чем в Европе (стыки есть но все они залиты битумом). Машин не много, скорость 120-130 - это приятно.
На трассе за бензин можно расплатиться русскими рублями. Это удобно. Все остальное покупается за белорусские рубли или оплачивается по карте. Расплачивался картой за минералку на заправках и за обеды в кафе. Борщ у них вкусный, а вот Wi-Fi в кафешках почему-то не было.
Рассказывали про какие то карточки оплаты интернета - долго и неинтересно.
К вечеру были в Бресте в забронированном частном отеле рядом с объездной. Загнали машину и спать.
Утром рано на границу. В 6,00 утра на "Варшавском мосту" никого кроме нас небыло. Сонные погранцы нехотя отодвинули заграждение, спросили куда едем, проверили наличе "грин карты" и для вида попросили открыть/закрыть багажник. Все, мы в Евросоюзе.
Поляки проверили наличие «грин карты», страховки здоровья. Спросили, что за модель авто с правым рулем и разрешено ли её
легально регистрировать на территории России(!)? ответил, что авто японское и что регистрировать можно, также, с наших слов погранцы узнали объем бензобака и сколько бензина везем. Ответил что полный бак и все. Потом стандартно Duty-Free и информациооное табло о скоростном режиме и необходимости включать ходовые огни - т е ближний.
На протяжении почти 60 км от границы по Польше идет ровная 2-х полоска через маленькие деревни. В деревнях ограничение 50 км/ч + камеры. За пределами 90 – ближе к г. Минску-Мазовецкому (к Варшаве) дорога становится шире + ограничение вырастет до
120. Дорожное покрытие качественное, ровное + отличная разметка. знаки понятные и логичные.
Чуть отъехав от границы, понял, что поляки мягко говоря пренебрегают знаками ... прикинув это, пристроился в хвост одному аборигену, чем увеличил скорость передвижения.
Перед границей заправился в Белоруссии 92-м бензином на зеленой заправке "Белнефтепродукт" (как-то так) и почувствовал, что мой хондовский vtec как-то "не едет". Рычит и разгон какой-то вялый. Вспомнил обсуждаемые на форуме темы про стучащие на холостых клапана от плохого топлива и понял, что в Московской области 92-й бензин очень даже хороший. Позже залил польского 95-го на Peter oil и стало лучше.
После погранперехода заехали в корчму Pajero д. Залесье где тусят дольнобои, обменяли евро на злотые (за одно евро дали 4 злотых) вкусно отобедали и.. дальше.