Это была наша вторая поездка на Балканы, в первый раз мы побывали только в Черногории, но зато успели посмотреть почти все самое интересное, отчет я тоже составлял, посмотреть его можно вот тут: Черногория вдвоём (отчет с фото и GPS координатами)
В этот раз мы обязательно хотели вернуться в парк Дурмитор к Черному озеру, в которое влюбились с первого взгляда, только теперь мы решили пожить в этом прекрасном месте хотя бы несколько дней. Также в планах было расширить географию путешествий и посетить Сербию и Боснию, во все три страны не нужна виза для граждан РФ.
Содержание отчета:
1. Составление маршрута, расчет бюджета, советы
1.1 Составление маршрута
1.2 Бюджет
1.3 Советы (валюта, аренда машины, ситуация на дорогах, что взять с собой и т.д.)
2. Сербия
2.1 Перелет Москва-Белград
2.2 День первый: Belgrade Airport – Golubac Fortress (Djerdap) – Majdanpek (Golden Inn Hotel***)
2.3 День второй: Majdanpek – Manasija – Gruza lake – Cacak (Hotel Aveny ****)
2.4 День третий: Cacak – Morava (монастыри) – Uvac river – Zabljak (City Center Apartments ***)
3. Черногория: через горы к морю
3.1 Zabljak и всё что рядом (каньон реки Тары, видовые площадки, Черное озеро)
3.2 Восхождение на Bobotov Kuk через ущелье Седло
3.3 Zabljak - Piva lake (Pluzine) - Herceg Novi (Apartments Obala - Katić ***)
3.4 Hergceg Novi, Igalo, Njivice
4. Босния
4.1 Herceg Novi – Tvrdos – Mostar (Villa Hum***)
4.2 Mostar – Tjentište – Vishegrad (Hotel Andricev Konak ***)
5. Сербия, мы вернулись!
5.1 Vishegrad - Mokra gora - Bajina Bašta (Hotel Drina ***)
5.2 Bajina Bašta – Zarozje – Valjevo – Jakovo (“Подбелградье”) (Motel Romanija***)
5.3 Возвращение домой, покупки с собой
6. Итоги, общие впечатления
1. Составление маршрута, расчет бюджета, советы
1.1 Составление маршрута
Над маршрутом думали очень долго, у нас было несколько мест, которые мы обязательно хотели посетить, поэтому первым делом мы отметили их на карте Google, и уже после этого добавляли все новые и новые достопримечательности таким образом, чтобы не проезжать по тем же самым городам и дорогам два раза.
Вот в этой теме мы составляли маршрут у нас на форуме, спасибо всем, кто откликнулся и помогал нам в этом непростом деле! Сербия - Черногория - Босния (Детальный маршрут и бюджет)
В итоге у нас получился “круговой” маршрут длинной 1500 км по трём странам:
1-ый день 30/07/16 Belgrade Airport - Golubac Fortress (Djerdap) – Majdanpek (221 км)
В 12:25 приземляемся в Belgrade Nikola Tesla International Airport, берём машину и сразу же выезжаем в сторону Golubac.
Ночь в Majdanpek (Golden Inn Hotel***)
Еще можно было посмотреть: Decebal statue (+60 км)
2-ой день 31/07/16 Majdanpek - Manasija – Gruza lake– Cacak (220 км)
Ночь в Cacak (Hotel Aveny ****)
Еще можно было посмотреть: Водопад Лисина (+20 км)
3-ий день 01/08/16 Cacak – Morava (монастыри) – Uvac river – Zabljak (301 км)
Ночь в Zabljak (Žabljak City Center Apartments ***)
4-ый день 02/08/16 Пешие/велосипедные прогулки по парку Дурмитор, посещение мест с красивыми видовыми панорамами
Ночь в Zabljak (Žabljak City Center Apartments ***)
5-ый день 03/08/16 Восхождение на Bobotov Kuk через перевал Sedlo (20 км)
Ночь в Zabljak (Žabljak City Center Apartments ***)
6-ой день 04/08/16 Zabljak - Piva lake (Pluzine) - Herceg Novi (205 км)
ночь в Herceg Novi (Apartments Obala - Katić ***)
7– 9-ый день 05/08/16-08/08/16 Пляжный отдых в Herceg Novi
10-ый день 08/08/16 Herceg Novi – Tvrdos – Mostar (158 км)
ночь в Mostar (Villa Hum***)
Еще можно было посмотреть: Hercegovačka Gračanica в Trebinje (+5 км), Stolac (+2 км), Počitelj (+40км), Kravica waterfalls (+40км).
11-ый день 09/08/16 Mostar – Tjentište – Vishegrad (220 км)
ночь в Vishegrad (Hotel Andricev Konak ***)
Еще можно было посмотреть: Blagaj, River Buna Spring (+5 км)
12-ый день 10/08/16 Vishegrad - Mokra gora - Bajina Bašta (64 км)
ночь в Bajina Basta (Hotel Drina ***)
13-ый день 11/08/16 Bajina Bašta – Bajina Basta (дом на воде) – Zarozje – Valjevo – Jakovo (134 км)
ночь в Jakovo (Motel Romanija***)
14-ый день 12/08/16 С утра в аэропорт, сдаем тачку и вылетаем в Москву. Вылет в 13:25 (11 км)
1.2 Бюджет
В Excel файл, который помогал нам строить маршрут, я заносил стоимость билетов, отелей и всего остального. В итоге получился полный расчет бюджета. Уже после возвращения, внёс недостающую информацию. Удобная штука, чтобы спланировать своё время.
В Excel формате, можно использовать как шаблон: https://yadi.sk/i/_mOKifkXHUiRFA
Все отели бронировались через Booking и -, заранее платить за отели было не нужно, везде была оплата на месте. В разных отелях были разные условия, почти везде была бесплатная отмена, за исключением апартаментов в Herceg Novi, так же где-то завтрак входил, а где-то нет, парковка была везде, это было важным критерием, ведь путешествовали мы на машине, более детально по условиям можно посмотреть в файле.
1.3 Советы (валюта, аренда машины, ситуация на дорогах, что взять с собой и т.д.)
- Про погоду: температура в Сербии/Боснии/Черногории в начале августе комфортная, в горных районах Черногории конечно прохладнее, чем в Херцег Нови, но опять же днем около 25°С, зато ночью очень комфортно спать без кондиционера с открытым окном. Если вы планируете восхождение на Боботов кук, то обязательно возьмите с собой “непродуваемую” ветровку. На перевале Седло был сильный и пронизывающий ветер утром, в джинсовке и кофте холодно, поэтому пришлось купить куртку на месте
- Про медикаменты и медицину: такие препараты как Нурофен, можно купить в аптеках Черногории без рецепта (я слышал, что в Европе для этого нужен рецепт), а вот уже для покупки антибиотиков рецепт понадобится, конечно, лучше иметь с собой небольшую аптечку
- На многих пляжах Черногории есть камни, встречаются и морские ежи, поэтому коралки просто необходимы, их можно взять с собой или купить на месте, с этим проблем нет, в Игало и Будве их найти не сложно
- Про навигацию: мы планировали использовать Навител (даже купил карты), однако, проще всего оказалось использовать Google-навигатор, который работает напрямую из Google Maps, главное не вестись на его предложения срезать пару километров пути, свернув на грунтовку. Google maps можно закэшировать в офлайн.
- Про интренет и мобильную связь: если у вас аналогичный маршрут и вы планируете побывать в трех странах, то я вас расстрою, на Балканах нет мобильного оператора, который работал бы везде без роуминга, а покупать три разные сим-карты для мобильного интернета неудобно. Возможно, есть смысл купить сим-карту в той стране, где вы будете находиться больше всего по времени. Во всех отелях есть Wi-Fi, поэтому вы можете уточнить всю необходимую информацию и проработать маршрут на день еще у себя в номере
- Дорожная обстановка: Средняя скорость прохождения маршрута составила примерно 50 км/ч, так что вы смело можете ее закладывать при своих расчетах. Лучшая дорога в Сербии – это платная трасса Белград – Ниш. Почти все дороги в две полосы (по одной полосе в каждую сторону), зачастую обогнать очень сложно, так как много поворотов, склонов и так далее. Встречаются как позитивные моменты, когда большой грузовик, собрав за собой большую вереницу машин, сворачивает на обочину и всех пропускает, так и неприятные, как в Черногории, где мы встречали большое количество любителей погонять по серпантину, которые вылетают “на встречку” в опасных местах, где обгонять точно не стоит, и только чудом успевали не попасть в аварию. Советую просмотреть основные отличия ПДД Сербии/Боснии/Черногории от ПДД России, нашел вот тут очень удобный сайт с подробной информацией: http://.. На трассе в населенных пунктах встречает много “зон школ” (висят знаки и соответствующая разметка на дороге), ограничение скорости в этой зоне 30 км/ч. За всю нашу поездку мы видели гаишников только один раз на трассе Жабляк – Херцег-Нови, они ловили на превышение скорости радаром на длинной прямой после затяжного серпантина. Проезжающие на встречу автолюбители заранее “мигают” дальним светом и подсказывает об этом. В Сербии и Боснии гаишников не встречали. Пробки видели только два раза, одна была на встречной полосе от Белграда в сторону аэропорта на трассе Е70/75, а вторая на съезде с той же самой платной трассы, когда мы поворачивали в сторону Golubac. Хочу еще добавить, что именно в этих странах понимаешь актуальность предупреждающих знаков с нарисованными коровами, встречается подобная ситуация очень часто:
Также стоит отметить, что водители предупреждают друг друга о подобной опасности, подмигивая дальним светом. Дороги, которые мы видели в Черногории и Боснии значительно лучше сербских.
- Пересечение границ и досмотр: границы на машине мы пересекали три раза, Сербия-Черногория и Черногория-Босния мы прошли очень быстро, минут за 5-10, не видел, чтобы где-нибудь досматривали машины, а вот при пересечении Босния-Сербия пришлось немного подождать, потратили около получаса, причем на соседней полосе сербы шмонали машину с боснийскими номерами.
- Про валюту: в Сербии – динары, в аэропорту есть обменники и банкоматы, в магазинах, отелях, кафешках и АЗС зачастую можно расплатиться картой, курс : 1 динар =0.6 рубля, для простоты оценки можно делить цены на два и получать примерную стоимость в рублях. В Черногории – евро, тут все понятно. В Боснии – Конвертируемая марка, она привязана к евро в соотношении 1,95583 марки к 1 евро. Евро принимают везде по курсу 1 евро = 2 марки, сложностей у нас не возникло, обычно даже спрашивают, в какой валюте вы хотите получить сдачу. Банкноты конвертируемых марок мы за два дня пребывания в Боснии не встретили, сохранили только монетки на память.
- Про аренду машины: Я смотрел много вариантов, и по популярным конторам и по сербским, искал небольшую машинку, но чтобы она не была уж совсем маленькой (как например Mitsubishi Colt, где у меня коленки в руль упираются, я высокий). В итоге через Rentalcars нашел предложение от Avis на гарантированную модель Skoda Fabia 1.2 за 18.000р на 14 дней (механика), её и взяли (это цена без грин-карты, и с базовой страховкой, в которую входит защита от угона, какие-то другие мелочи, а также безлимитные километры). Потом я начал волноваться и докупил полную страховку от Rentalcars за 8.000р на все время. Перед поездкой сделал МВУ, которые мне нигде не понадобились, у меня старые права “пластик”. Когда я получал машину, Avis про эту страховку ничего не знал, то есть если бы случился страховой случай, то Avis списал бы деньги из франшизы, и уже потом я должен был бы обращаться в Rentalcars (договор о страховке был между мной и Rentalcars), говорить им что так и так, вот моя страховка от вас, Avis с меня взял деньги, пожалуйста, компенсируйте, уж не знаю на сколько это хорошо сработало бы, но, слава Богу, проверять мне не пришлось. Франшиза была €1500, причем Avis принимает только кредитки. Дебетовые карты и наличка не подходит. Помимо этого, Avis взял с меня +$70 за кроссбордер в Боснию. Также Avis предлагал их полную страховку за $20 в день, т.е. за 14 дней получилось бы дополнительные $280, мы отказались, кстати, при покупки у Avis этой страховки, они предлагают бесплатный кросбордер в Боснию. В итоге у нас получилось 18.000+8.000+4.000=30.000р. Машину возвращал с царапинами (поцарапал бампер + еще пару царапин на бортах, фотки ниже), принимающий специалист Avis сказал “All good, same conditions, no problem” и разморозил франшизу с кредитки, которая уже на следующий день капнула на счет. Если бы я ехал сейчас еще раз в Сербию-Черногорию (без Боснии), то при схожей ситуации, скорее всего, просто взял бы за аренду 18.000р.
2. Сербия
2.1 Перелет Москва-Белград
Прямой перелет Аэрофлотом Москва-Белград занимает 3 часа. Разница во времени между Москвой и Белградом 1 час. На подлете можно увидеть красивые пейзажи из множества разноцветных квадратиков.
Уже потом, в течение путешествия, вы поймёте, что в Сербии очень грамотно используют свободное пространство, каждый свободный клочок земли, который пригоден для посева сельскохозяйственных культур, используется.
Паспортный контроль прошли быстро, минут за 10. В зале выдачи багажа есть несколько банкоматов, сняли немного динар, и еще через пару минут уже получили багаж, запомнилась вот такая забавная лента-реклама в аэропорте.
2.2 День первый: Belgrade Airport – Golubac Fortress (Djerdap) – Majdanpek (Golden Inn Hotel***) (221 км)
Была задержка при получении машины, очень много людей обратились в Avis одновременно, а стойки других прокатных компаний пустовали, потратили около часа. Сели в машину и отправились в сторону замка Golubac. Первая половина пути проходила по платной трассе, ехать комфортно, машин немного. При съезде с платной трассы отстояли около получаса в пробке, забегу вперед и скажу, что это была единственная пробка, в которую мы попадали. Съезды с платной трассы всегда состоят минимум из двух полос, первая полоса для оплаты за наличку/карту, вторая полоса для автоматической оплаты (необходимо специальное устройство, установленное в машине). До города Radosevac идет обычная дорога в одну полосу, доберётесь довольно быстро, в районе этого города есть пляжи, при хорошей погоде можно искупаться в Дунае. К сожалению, на момент нашего посещения замок Golubac был все еще закрыт на реконструкцию, поэтому хороших фотографий нет, стены и башни обтянуты строительной сеткой. Перед замком строится красивый парк, такое впечатление, что еще чуть-чуть и там будет очень красиво. Если вы хотите остановиться и прогуляться, то сделать это можно только не доезжая до самого замка, уже за ним дорога идет без парковок и обочин, приемлемых для остановки. До статуи Децебала (Decebal statue) мы не поехали, дала о себе знать усталость после перелета, это были бы еще дополнительные 60 км. В городе Milanovac мы повернули в Majdanpek. Эти 20 км были самыми сложными в этот день, дорога узкая, встречаются ямы, много поворотов. За одним из таких поворотов встретили их:
На этот участок закладывайте 30-35 км/ч.
Город Majdanpek почти ничем не примечателен. Название города происходит от двух слов: majdan (с турецкого madän, шахты) и названия реки Pek, таким образом получается “шахты у реки”. Самих шахт мы не видели, но зато проезжали мимо большого карьера.
Мы выбрали этот город только для того, чтобы переночевать после замка Golubac перед дорогой к монастырю Manasija.
Как оказалось, самой известной достопримечательностью города являются пещеры Rajko's Cave (Рајкова пећина) , которые находятся недалеко от медных и золотых шахт в трёх километрах от города. Об этом мы узнали из буклета, который нам дали в отеле, но у нас все уже было распланировано на день, поэтому в пещеры не поехали. Уже потом я посмотрел фотографии в интернете, кажется, имело смысл съездить с утра, я добавил отметку на карте, возможно кто-то заинтересуется.
Немного про отель, Golden Inn Hotel*** – одно из немногих мест, где можно снять номер в этом городе и точно единственное, которое есть на Booking и TripAdvisor. Номера чистые и просторные, так же при заезде нас дожидался комплимент из фруктов и конфет, что всегда приятно.
Напротив отеля есть большая парковка (рядом с полицейским участком), там машину и оставляли. В отеле есть два места, где можно поесть: ресторан (находится на втором этаже, там еще проходят завтраки) и бар на первом этаже, вечером там собирается много людей отдохнуть после трудового дня, доступны закуски и напитки. Мы про ресторан не знали, поэтому заказали пиццу в баре, вкусно и дешево. Раз уж заговорил про еду, то добавлю сразу фотку с завтрака.
Прогулялись по вечернему городу, в кафешках есть только пицца или другой фаст-фуд, ни одного ресторанчика найти не смогли, туристов почти нет.
2.3 День второй: Majdanpek – Manasija – Gruza lake – Cacak (Hotel Aveny ****) (220 км)
Дорога от Majdanpek до монастрыря Manasija была не из лёгких, Google-навигатор упорно предлагал сокращать маршрут и вести по грунтовкам, не обращайте на него внимания, просто продолжайте движение по асфальту. Один раз он нас вёл по грунтовке между кукурузными полями, другой раз привел к броду, в котором плавали гуси Зато встречаются красивые пейзажи.
Монастырь Манасия — сербский православный монастырь, основанный в начале XV века. Башни и стены выглядят очень величественно, территория облагорожена, всё очень красиво. Есть небольшой магазин, где можно купить сувениры.
Немного отдохнули и отправились дальше в путь, по дороге, вроде бы между Lapovo и Kragujevac, увидели вот такую вывеску и решили заехать перекусить.
Помимо ресторанчика там располагается небольшой магазинчик, где продают сувениры, мёд и много всякого разного. Место явно туристическое, цены высокие, но именно здесь я съел свой самый вкусный в жизни стейк из говядины на данный момент. Уже по возвращению я пытался найти информацию об этом месте в интернете, чтобы порекомендовать вам, но не обнаружил ничего, так что делюсь вывеской, мимо проехать не получится.
Не доезжая до Cacak 30 километров, вы будете проезжать Гружанско озеро (Gruza Lake). Стояла жара, и мы решили заехать искупаться. Если вы едете в Cacak со стороны города Kragujevac, то, не доезжая до озера, нужно повернуть направо (на Google картах эта дорога называется Beach road). Вода теплая, купаться было кайфово. Такое впечатление, что это озеро – водохранилище, которое появилось не так давно, эта мысль появилась, когда мы увидели асфальтовую дорогу, уходящую далеко в озеро, по ней как раз заходят купаться отдыхающие.
Еще небольшой рывок и мы уже в городе Cacak. Ночевали в Hotel Aveny ****
Google Maps показывают неправильное расположение для него, отель находится севернее на одну улицу (Улица 217 б). И вроде бы есть минусы: номера небольшие, балкона нет, но всё равно я бы назвал этот отель лучшим за эту поездку. Очень чистый и современный, в номере есть все что нужно. А еще с утра был шикарный завтрак! (шведский стол, выбор очень большой, у меня в тарелке только малая часть из всего ассортимента)
2.4 День третий: Cacak – Morava (монастыри) – Uvac river – Zabljak (City Center Apartments ***) (301 км)
От Cacak до долины Западны Моравы, где располагается множество монастырей около 15 км.
У Моравы мы побывали у монастырей “Успење“, “Јовање“, проезжали еще мимо „Никоље“, находится это всё вот тут: https://goo.gl/maps/oqbv1Jb2Xe22
Чтобы доехать до “Успење“ и “Јовање“ нужно ехать по грунтовке, как ориентир можно использовать "Туристичка организација Чачка" https://goo.gl/maps/1LtbJc9ERwn
Паломников встречают радостно и дружелюбно, рассказывают историю, дают брошюрки.
После монастыря мы отправились к реке Увац. От Моравы до Буковица дорога отличная, а вот от Буковица до поворота на грунтовку, которая ведет к р. Увац было потяжелее, там хватало поворотов, дорога горная, на этот участок закладывайте 40-50 км/ч.
На самом деле мы этот путь ехали часа 3-3.5, но у нас были остановки чтобы размяться и прогуляться, там есть красивые места. Если ехать нон-стоп, то за 2-2.5 доедете, там 114 км всего.
Я очень ждал именно этого дня, ведь сегодня мы должны были увидеть красивейшее место – реку Увац, с ее замысловатыми поворотами. И вот на подъезде к повороту на грунтовку пошел ливень. Да не просто ливень, а с градом, который испортил все наши планы
Мы остановились у поворота и решили немного подождать, всё-таки в горах погода меняется быстро и была надежда, что погода быстро разгуляется. Я выходил из машины посмотреть эту грунтовку к Увацу - ее начало с камешками, даже в дождь туда проезжали другие машины, но я помнил вот этот рассказ: http://skitalets.livejournal.com/56736.html и там все-таки нужно было ехать по полю и идти пешком по грунту, думаю в ливень это было сделать нереально. Просидели в машине около часа, а за бортом становилось только хуже. Большого запаса по времени у нас не было - так что мы поехали дальше в сторону Жабляка в Черногорию и всё время ехали под ливнем, а иногда и в тумане.
Пообедали в заведении Филиповић, которое находится у реки Лим, на пересечении дорог 121 и 23, нормальная недорогая кафешка у дороги.
Мы очень хотели доехать до Жабляка затемно, чтобы не ехать по серпантину ночью и у нас это почти получилось. Границу Сербия-Черногория прошли быстро. Немного фоток из окна машины:
Проехали по мосту Джурджевича через реку Тару (Đurđevića Tara Bridge), вдоль которого над ущельем пролетают на зиплайне, решили непременно сюда еще вернуться и тоже прокатиться.
Следующие три ночи в Жабляке мы жили в City Center Apartments ***, эти апартаменты оставили вполне позитивное впечатление, располагаются они в отдельных деревянных коттеджах (на сколько я помню, у них есть два домика + апартаменты на мансарде в главном коттедже, где находится ресешен, именно там мы и жили). Апартаменты расположены в 5-ти минутах от центра города, недалеко есть супермаркет, ресторанчики и всё что нужно. Есть свой бойлер для нагрева горячей воды. После отелей очень приятно поселиться в деревянном домике, а вокруг красивые природные пейзажи, кайф!
Если заметили ошибки/неточности или что-то неправильно отображается, дайте мне пожалуйста знать.
Впереди еще очень много всего интересного, постараюсь продолжить рассказ в ближайшее время!