С согласия автора, Кыгоря, опишу свое посещение Сен-Женевьев-де-Буа уже далекого 2011 года.
Не знаю, когда и где я впервые услышала о русском кладбище в СЖ-де-Буа, но случилось это давно. Побывать там хотелось непременно, но между планами и их осуществлением может пройти изрядное количество времени.
И вот, мартовским воскресеньем, покачиваясь от холодного ветра и передавая купленные у метро букеты цветы в из одних озябших рук в другие, отправились мы в знаменитое парижское предместье. "Мы" - это группа русскоязычных друзей, собравшихся на встречу в Париже. Для меня это была уже третья поездка в Париж и посещение кладбища стояло в приоритете.
Качало нас не только от ветра - отпразднованная накануне встреча прошла в лучших национальных традициях и физическое состояние желало лучших кондиций. Воля паломников, однако, оставалась непоколебимой и цель была достигнута. (Хотя парочке наших друзей, обладателям звучной аристократической фамилии, упомянутой даже в Википедии, последствия бурного веселья преодолеть не удалось, и они остались в отеле. Но "их" могилы мы тоже нашли и даже запечатлели для них дигитально.)
Чуть только оказавшись за кладбищенской оградой, я моментально выпала из текущего времени и пространства. Не верилось, что в паре десятков километров Париж 21 века с Монматром, Башней, беженцами, пти-фурами, шансонами... Было полное ощущение попадания в альтернативную, параллельную реальность. "Попаданцы" - так это называется, им я себя и почувствовала.
Смотрю на могилы - корниловцы, князья, есаулы, кадеты, потомственные дворяне, казаки, графья ... "Мамочка, где я?"
Та старая, призрачная Россия, в существование которой во времена моего детства, отрочества и юности было трудно поверить и которую я знала только по книгам и фильмам и (и то в большинстве случаях одиозным) на глазах обретала жизнь, голоса и формы. И где, на кладбище!
А памятники здесь какие необычные - в виде часовенок с синими куполами - не видела раньше таких на родных просторах. (П.С. извиняюсь за некоторые фото - дело давнее, да и не фотограф я)
В верхней части памятников-часовенок были ниши, иногда застекленные, иногда уже нет. В них стояли давно потухшие свечи или заплесневешие пасхальные яйца. А в некоторых были лампадки, которые до сих пор горели.
А вот старые купола на новом "теле". " Есаул, сын Вольного Тихого Дона Николай Ломакин". Эти люди, действительно, когда-то существовали?
Могила Гиппиус и Мережковского в впечатлившем меня стиле часовенок, но с элементами модерна. Спроектировал памятник Альберт Бенуа. Не буду притворяться, что мне было знакомо это имя. Альберт Бенуа - брат того самого Александра Бенуа, который "Мир искусства", знакомого даже мне, и сын архитектора Николая Бенуа. И Альберт, и Александр эмигрировали во Францию, где и умерли в преклонном возрасте. А их братья остались в России и, каждый в свое время, были обвинены в шпионаже и расстреляны.
Удивило то, что табличка с датами Гиппиус была просто прислонена к подножию могилы - любой мог бы унести ее с собой. Она была подзахоронена к Мережковскому и, видимо, закрепление таблички не было оплачено.
Памятник Бунину также спроектирован Альбертом Бенуа. Содержание могилы бессрочно оплачивает Нобелевский комитет. Так что, если с кладбищем что-то случится, то за могилу Бунина можно не беспокоится, покуда существует Нобелевский комитет. Одна девушка из нашей компании очень хотела возложить цвету Бунину. Сделали. Больше цветов на могиле не было, да и не приветствовались они в то время - засохшие убирать было некому.
Могила Рудольфа Нуреева - самая часто фотографируемая могила на кладбище. Да, она отличается от общей эстетики погоста, если так можно выразиться. Но памятник выполнен настолько искуссно и шедеврально! Если на ковер падают солнечные лучи, то сияние памятника может поспорить с самим светилом. "Вечный свет в танце, имя тебе - Нуреев!" - это была попытка перефразирования))
А моя глазастая подруга углядела, что даже основа ковра и то выложена мозаикой.
В оправдание "ковру" хочется сказать, что любовь к восточной неге и роскоши тоже неотъемлемое свойство рожденных в России.