Как многие другие дети эпохи застоя я бредила Францией и Парижем, не имея никакого шанса туда попасть. Фильмы, книги - всё поглощалось в безумных количествах и в результате мы, пожалуй, названия улиц французской столицы знали лучше чем названия улиц в наших собственных городах, да и ласкали они слух куда больше (бульвар Распай выигрывал у проспекта ХХ съезда КПСС с разгромным счётом )
Мы взрослели, заканчивали институты, создавали семьи, рожали детей - а перспектива выпить кофе на бульваре Капуцинов не приближалась ни на йоту... О чём там говорить, если даже при горбачёвской полувольнице первый отдел решал что на конференции в совсем не буржуазном Кракове с твоим докладом о твоём эксперименте гораздо успешнее выступит парторг института и никого не волнует что даже на русском языке половину терминов он произносит по буквам и запинаясь...
И - при всех последующих наслоениях ярких воспоминаний - никогда не сотрётся в памяти первая поездка в Париж (и вторая по ту сторону железного занавеса) в ноябре 1992 года... Целая неделя в Париже - четыре свободных вечера и один день! И безумная сумма в 1200 франков, выданная каждому из бедных постсоветских инженеров на личные траты... Мужики, хомячащие колбасу и консервы в гостиничных номерах, и две безумные девицы, облетавшие весь Париж (а жили мы на Алезии - чертовски далеко от всего что хотели видеть) не потратив ни копейки на транспорт и каждый вечер выбрасывающие по ползарплаты на кафэ-гурман в давно намечтанных французских брассери и кофейнях... Дикий забег по Лувру и суббота, прогулянная на Монмартре... После этого было много других поездок в Париж и во Францию - и по делу и чисто ради удовольствия, но вкус того первого кофе на бульваре Капуцинов не перебить уже ничем...
С тех пор поездок было много - и не только все туристские масты оптичены (некоторые - многократно), но и много экзотических мест (типа Музея грампластинок и Музея романтической жизни) отправлены в копилку воспоминаний. Со временем выработался ритуал - минимум полдня потратить на обход одного из полюбившихся ранее кварталов, завершив прогулку традиционным кафэ-гурман (если вдруг кто не в курсе - это традиционная позиция в большинстве французских едален, когда в комплекте с отличным кофе предлагается фирменный десерт или набор мини-десертов) в интуитивно выбранной кофейне или брассери. Но кроме этого надо ж ещё что-то впихнуть в программу - и поэтому, запланировав очередную поездку на два дня в Париж (из которых полдня тратится на "по делу срочно"), я углубилась в концертную афишу... С сожалением отбросив мысль о походе на последнее представление "Бала вампиров" в Театре Могадор (всё же самолет по расписанию прилетает в 12:20 и с учётом возможного опоздания и очередей на паспортном контроле к 15:00 можно просто не успеть...), я взбодрилась увидев сочетание двух имён - Трене (Charles Trenet) и Бьоле (Benjamin Biolay) на афише Фоли-Бержера (Les FOLIES BERGERE) - причём именно в два доступных мне вечера . Ещё полчаса в интернете - и поездка превращается в путешествие в мир классического французского шансона...
В итоге план поездки выглядел так:
воскресенье 28 июня - прилетаю в 12:20 рейсом МАУ, еду RoissyBus-ом до Опера и там поселяюсь в апартаментах Le Petit Prince на Rue de la Chaussee d'Antin (забронировано на Букинге - 3 ночи за 315 евро, включая финальную уборку), вечером прогулка по окрестностям и кофе на бульваре Капуцинов
понедельник 29 июня - до 12:00 дела, потом забираю билеты на "Бьоле поёт Трене" во Фнаке (Fnac) (билеты - стульчик в проходе партера за 61 евро - пришлось покупать через фнаковский сайт, поскольку на сайте самого Фоли Бержер билеты продаются только по французским и ещё нескольких стран кредиткам), заодно куплю пару дисков, потом поездка в Национальную французскую библиотеку имени Франсуа Миттерана на выставку, посвященную 100-летию Эдит Пиаф (http://www.bnf.fr/fr/evenements_et_cult ... .piaf.html - обошлось бы в 9 евро, но этот пункт плана у меня не сложился - тем кто будет в Париже до 24 августа выставку всё равно советую, друзья говорят она очень толковая), вечером - сам концерт в Фоли Бержер
вторник 30 июня - утром немного шоппинга (просто грешно не запланировать если живёшь в двух шагах от Галери Лафайет и Принтама), потом прогулка по Монмартру и вечером концерт "Бенс поёт любовь и ненависть" в "Трёх ослах" (Les Trois Baudets) (билет стоит 10 евро (в первый день - 30 июня как раз был первый день - чуть дороже), но с учётом того что зал в Трёх ослах не очень вместительный, я купила его на их сайте http://www.lestroisbaudets.com/)
среда 1 июля - улетаю домой МАУ
Лирическое отступление №2
Слово шансон непозволительно часто используется в применении к песням, литературно и музыкально болтающимся в районе плинтуса. Для французов же французская песня - это самостоятельный музыкальный жанр, для которого характерен высокий уровень поэзии и манера исполнения как бы разговор со слушателем. При этом добрую половину составляют песни социальной направленности и многие шансонье очень социально и политически активны (и в большинстве - довольно левых воззрений)
Если для нас Виктор Гюго - это в первую очередь автор "Собора Парижской богоматери", то для французов он в первую очередь - поэт, на стихи которого написано много песен
С 60-х годов прошлого столетия о вытеснении французской песни роком, джазом, попсой и т.д. заявлялось неоднократно, но - все эти напасти французская песня пережила и более того - молодое поколение певцов, переболев роком, джазом, попсой и т.д. приходило к французской песне - классической и новой...
Мне повезло вырасти во франкофильской семье в атмосфере французской песни - и эта поездка в Париж превратилась в настоящий праздник
Но - вернёмся в Париж конца июня сего года...
Самолёт МАУ приземлился даже немного раньше расписания, паспортный контроль был пройден в рекордные сроки, Руазибас бодренько доставил нас к Опере Гарнье - и я уже даже размечталась о походе в Театр "Могадор", но не тут то было - получить свои ключи от апартаментов оказалось тем ещё квестом . В итоге всё что я успела - закупиться продуктами в Монопри и выпить кофе на крыше Галери Лафайет (в честь первого воскресенья сезона распродаж работало большинство магазинов, но купить там что-то было зряшной затеей ввиду безумных толп ополоумевших китайцев).
В понедельник с утра дела мои несколько затянулись - и во Фнак я попала только в половине второго. Очередь за билетами змеилась на половину холла, работало только одно окошко из пяти, получить билет из автомата по моей визе-электрон было невозможно - и я решила пока подняться за дисками, а там глядишь и другие окошки откроются... Решение было крайне наивным - как обычно ограничиться двумя дисками Trenet par Biolay у меня не получилось, а когда через час я, нагруженная покупками, спустилась в холл - очередь стала короче не на много и по прежнему работало только одно окошко... В итоге ехать на выставку было уже поздно - и я начала собираться на главное событие вечера -
Перед концертом заглянула в любимую парижскую пиццерию в театральном районе - Ле Буки (Le Bookie http://lebookie.com/), где получила массу удовольствия от бокала белого вина, большого фирменного салата и кафэ-гурман. Ну и к восьми часам гордо прирулила к Фоли Бержер (отмечу что из своей практики я почерпнула что у французов время на билете в большинстве случаев означает время открытия зала, а сам концерт в лучшем случае начинается через полчаса - оба вечера этой поездки полностью соответствовали этому правилу).
В Фоли Бержер я была пару раз и до того - изменений в предверии грядущего 150-летия (в декабре 2017 года) не обнаружено - тот же гламурный шик кафе-шантана, те же постеры на стенах и шампанское в буфете. По прежнему эклектична программа - и я рада, что в ней нашлось место для Бенжамена Бьоле - правда подозреваю, что это связано с тем что имя Шарля Трене у многих ассоциируется как раз с Фоли Бержер, как и имена Шарля Азнавура и Мистингетт, хотя всё же танец на этой сцене всегда преобладал над песней. Пару абзацев для тех, кому имена Шарля Трене и Бенжамена Бьоле не очень известны.
Шарль Трене родился 18 мая 1913 года в Нарбонне. Увы, но он столь же знаменит во Франции, сколь малоизвестен у нас - а зря... Его визитной карточкой считается песня 1946 года La Мer. В молодости обладатель мягкого баритона видел себя скорее художником и немного поэтом - и даже закончил Академию декоративных искусств в Париже и работал ассистентом дизайнера сцены Жака Барончелли. Но уже в студенческие годы 20-летний Шарль знакомится с 18-летним швейцарским пианистом Джонни Гессом, который приехал в Париж чтобы стать учеником Горовица, но вскоре увлекся джазом. Они вдвоём пишут серию песен, с которыми выступают в кабаре как Шарль и Джонни. На начальном этапе Шарль пишет слова, а Джонни музыку, но затем Шарль начинает писать песни полностью. В 1934 году они записывают свою первую пластинку (часть песен - еще каверы на Коула Портера и Стефана Грапелли). Наиболее известны из их песен Maman, ne vends pas la maison, Sous le lit de Lily и песня, написанная Шарлем в одиночку, Rendezvous sous la pluie.
Песни Шарля Трене исполнялись многими знаменитостями - так специально для Мориса Шевалье он написал Y'a de la joie, а никому тогда не известный Ив Монтан дебютировал в 1937 году с песней Шарля Трене C'est la vie qui va. В 1936 году Шарля призывают на воинскую службу - и дуэт распадается - вернувшись с нее в 1937 году Шарль начал сольную карьеру. Во время нацистской оккупации Шарль Трене до 1943 года еще выступал в Фоли Бержер, но у французов не принято обвинять его в коллаборационизме. Знаменитыми песнями его послевоенного периода становятся Que reste-t-il de nos amours? (хотя это строго говоря песня 1943 года), вышеупомянутая La Mer, L'me des poètes (эту песню Де Голль даже цитировал в одном из своих выступлений), Coin de rue и Mes jeunes années.
Шарль Трене снялся в нескольких фильмах, но всё же знаменит он именно своими песнями. своё 80-летие он отпраздновал серией концертов в Опера Бастилия, а позже ещё собирал полные залы в парижском Дворце Конгрессов - и так и не дал прощального концерта. Он пережил всех своих знаменитых ровесников - Пиаф, Бреля, Ферре, Монтана - и в 1995 году выпустил новый диск с 12 новыми (!) песнями. К его 80-летию французы организовали в Париже 3-дневный марафон - 70 певцов по очереди исполнили 200 его песен. Когда в 1990-м Бернардо Бертолуччи в фильме «Под покровом небес» требуется музыкальная краска, характеризующая счастливую предвоенную жизнь, композитор электронного века Рюити Сакамото останавливается на Шарле Трене, на его знаменитой Je chante. Он покинул этот мир в феврале 2001 года в Кретее.
Бенжамен Бьоле родился 20 января 1973 года в Вильфранше-на-Саоне в департаменте Рона. Он родился в музыкальной семье и получил отличное музыкальное образование, профессионально играет на куче музыкальных инструментов. Песни он начал писать как композитор, но позже многие песни писал полностью сам. Его песни исполняли многие знаменитые исполнители - и именно песни привели в его объятия и его жену с 2002 по 2009 год Кьяру Мастрояни (у них есть общая дочь), и его возлюбленную Ванессу Паради (в мае этого года они внезапно расстались). В разные периоды его относили и к попсе, и к рокерам, но сегодня его диски во Фнаке продаются как французская песня - и вполне справедливо. Как практически все французские шансонье он снимался в кино, и до этого года наибольшим успехом была его роль второго плана (отца Стеллы) в фильме "Стелла". В этом году выходит новая экранизация "Дамы в очках с ружьём в автомобиле", в которой он сыграл мосье Каравая. Самым знаменитым его альбомом пока остаётся La Superbe, за который он получил все возможные музыкальные награды (это был первый альбом, который он сам и продюсировал). Выпуск альбома Трене (релиз 15 июня с.г.) не первая его попытка популяризации классического французского шансона, и она была встречена с большим интересом.
В театр я зашла как раз к открытию зала и вскоре была проведена на своё место (это тоже французская театральная традиция - вас проводят в зал, а вы даёте евро на чай, хотя конечно и самому найти своё место не проблема - но к чему выделяться...). Фоли Бержер довольно вместительный и я ожидала увидеть там свободные места - но к началу концерта их совсем не было видно ни в партере, ни на балконе (не, ну может где и были - но уж точно единичные), при том что цены на билеты гуманными не назовёшь. Публика была почти на сто процентов французская, было много известных лиц из музыкального и киношного мира.
Я ожидала что концерт начнётся с Revoir Paris (на диске именно эта композиция
идёт первой), но на концерте она была третьей. Атмосфера в зале была удивительная - подобную я помню только на концерте Вакарчука. Бьоле, с его довольно обычной внешностью, с волосами, которые всегда кажутся немытыми, сутулящийся и часто отворачивающийся от зала (всегда когда играл на трубе), аккомпанирующий себе то на скрипке, то на рояле, успевший выкурить сигаретку и выпить не одну бутылку воды, удерживал огромный зал как единое целое. У него конечно шикарный голос, но есть что-то кроме голоса что в живом исполнении просто околдовывает. Он делал три безуспешные попытки уйти - сначала просто для порядку, но второй раз - после его La Superbe (https://www.youtube.com/watch?v=xtmVTfGJUzA) - а вживую она была просто магической - он ушёл всерьёз, но зал вызвал его обратно... К тому времени почти все песни с диска были спеты - он спел уже все, плюс одну свою и одну песню Трене, которой не было на диске - но и третий раз его зал не отпустил... Когда он и его друзья вернулись - зал ещё две песни просто не садился, хлопая и раскачиваясь в такт...
Потом ушли вообще все со сцены, свет включили на полную - и зрители, всё ещё хлопая, таки начали расходиться...
Идти домой, ложиться спать? Это было совершенно невозможно - поэтому я на пару с сидевшей передо мной на концерте француженкой Доминик ещё часа полтора гуляла по Большим Бульварам, пила белое вино и болтала о всякой ерунде... Обе сошлись на том, что хотя Бьоле не очень экспериментировал с аранжировками, всё же в его исполнении Трене чувствуется что-то гейнсбуровское, но в этом есть своя прелесть.
...продолжение следует...