История площади начинается в конце 11 века, когда возле форта, переросшего впоследствии в Брюссель, на высохшем болоте был открыт рынок. Между 1401 и 1405 годами было возведено главное здание площади – Ратуша. Между 1504 и 1536 годами один из герцогов Брабантских построил напротив Ратуши большой дом, который стал называться Королевским. Другие дома на площади были построены богатыми купцами и гильдиями ремесленников.
Во время 9-летней войны с Францией, а конкретно 13 августа 1695 года Брюссель подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу, во время которого практически все здания на Гран Плас были уничтожены. Уцелел только, как ни странно, самый высокий дом Ратуша, и, частично, Королевский дом. Однако, уже в течении следующих 4-х лет усилиями купцов и гильдий площадь была восстановлена. Поскольку городские власти при восстановлении требовали, чтобы все чертежи предоставлялись им на утверждение, застройка получилась очень гармоничной. Здания выстроены в основном в стилях готики, барокко и Людовика XIV.
Общий вид площади с тех пор изменился мало, несмотря на реконструкцию, проведенную в 19 веке. В 1998 году площадь Гран Плас была включена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
По четным годам в середине августа Гран Плас украшается живым цветочным ковром. Мы были в Брюсселе в конце июля 2019, и этого великолепия не увидели. Зато ничто, кроме толп туристов, не мешало передвигаться по площади и фотографировать, фотографировать, фотографировать.
Начали, разумеется, с Ратуши, занимающей практически всю юго-западную сторону площади.
Высота шпиля Ратуши составляет 91 метр, а фигура покровителя Брюсселя архангела Михаила, убивающего дракона, добавляет к высоте здания ещё 5 метров.
Многочисленные скульптуры святых, Брабантских герцогов, легендарных личностей, украшающих фасад здания, были добавлены в 19 веке. По средам и воскресеньям внутрь Ратуши можно пройти с экскурсией. Мы зашли только во внутренний дворик Ратуши.
Осмотр остальных домов площади мы проводили по часовой стрелке, начиная с правого угла Ратуши. Для ориентировки приведу схему площади из англоязычной Википедии, на которой дома обозначены цифрами. Ратуша на схеме обозначена как Hotel de Ville. Судя по немногим, имеющимся на домах табличек, номера на схеме совпадают с реальными адресными номерами.
На следующем фото можно видеть общий вид восточной стороны площади.
Каждый дом на Гран Плас имеет свое имя, как правило, определенное элементом декора на фасаде. Крайний левый дом на восточной стороне (номер 7 на схеме) называется «Лиса». Позолоченная фигурка лисицы расположилась над входом. Балкон 2-ого этажа украшают 5 статуй. Посередине находится Правосудие, остальные скульптуры символизируют 4 континента.
Здание ранее принадлежало гильдии галантерейщиков. Соседнее здание «Рожок» (6) относится к гильдии лодочников.
Кстати на верхнем фото видно, что на крыше соседнего здания «Лиса» установлена скульптура св. Николая.
Гильдия лучников владела домом «Волчица» (5). Лук, колчан и стрелы изображены на входной двери, а над ней волчица, вскармливающая Ромула и Рема. На профессию владельцев дома намекает и барельеф на фронтоне, изображающий Аполлона, убивающего из лука дракона. Над Аполлоном распростер крылья позолоченный Феникс – символ возрождения Брюсселя после разрушений. Под Аполлоном четыре медальона с профилями римских императоров. Еще ниже, на 3 этаже расположились статуи, изображающие Правду, Ложь, Мир и Смуту.
Насчет принадлежности дома «Мешок» или «Сумка» (4) существуют разночтения. Кто-то считает, что им владела гильдия ткачей, кто-то что гильдия краснодеревщиков и бочаров. Англоязычная Википедия считает что здесь располагались плотники. Но над входной дверью почему-то изображен мешок, в который кто-то залез чуть ли не с головой. Сейчас здесь Дом бельгийских шоколатье.
В доме «Тележка» (3) располагалась гильдия смазчиков – производителей жиров и масел. Изображения тележки расположились между 1 и 2 этажом. Наверху установлена статуя покровителя гильдии св. Джайсла.
Угловой дом по этой стороне площади удостоился двойного номера 1/2. Дело в том, что ранее в правую секцию был отдельный вход. Дом был построен гильдией пекарей и, соответственно, называется «Дом пекарей». Над входом установлен бронзовый бюст покровителя пекарей епископа св. Обера. Однако, на посередине 3-его этажа имеется ещё один бюст. Это испанский король Карл II, и, поэтому второе название дома - №Король Испании». Восьмигранный купол венчает фигурка толи Меркурия, толи Славы.
Слева на восточной стороне Гран Плас находится несколько частных домов. Они выглядят попроще, чем дома Гильдий. Крайним слева на схеме обозначен дом «Осёл» (39), но у меня на фото на этом месте оказались сразу два дома. И никакого изображения осла мы не нашли.
На следующее фото попали сразу 4 дома.
Слева «Св. Барбара» (38) с барельефом соответствующей святой.
Посередине сразу два дома, выглядящие как один, «Дуб» (37) и «Маленький лисенок» (36). На левой двери изображено дерево, а лисенка не видно.
И справа «Павлин» (35), удостоившийся за золотые гирлянды, украсившие фасад, отдельной фотографии.
Завершает группу частных владений элегантный дом «Шлем» (34).
Занимающий центральную часть северной стороны площади Дом Короля (Maison du Roi на схеме) носит ещё название Хлебный дом.
Ещё в 13 веке на этом месте стоял лабаз хлеботорговцев, окруженный хлебными лавками.
Ни один из королей на самом деле здесь не жил. Современный вид в стиле неоготика дом получил в 19 веке. Сейчас здесь находится Городской музей Брюсселя, где, в частности, можно посмотреть на коллекцию из 815 костюмчиков для «Писающего мальчика».
Ряд домом справа от Дома Короля открывает узкое здание, называющееся «Золотой купец» (28). Этот частный дом, восстановленный в 1882 году носит также название «Комнатка Аммана», а ещё «У Брабантского герба», поскольку на фасаде имеется герб Брабанта.
Расположившийся рядом дом под двойным номером 26/27 принадлежал гильдии художников, хотя изначально построен гильдией мясников, а называется почему-то «Голубь». В 1852 году здесь останавливался Виктор Гюго, о чём свидетельствует табличка на фасаде.
Следующий дом тоже имеет двойной номер 24/25 и называется «Золотая лодка». Он принадлежал гильдии портных. Над домом установлена статуя Гомобона Кремонского, покровителя портных. По замыслу архитектора Уильяма де Брюйна все дома северо-восточной части площади должны были иметь единый фасад, центром которого должен быть стать дом «Золотая лодка». Однако владельцы соседних домов эту идею не поддержали. Бюст св. Варвары появился над входной дверью в 1872 году.
Дом под номером 23 в итальянско-фламандском стиле называется «Ангел» и принадлежал купцу Яну Де Вос.
Следующие два частных дома «Анна» (22) и «Иосиф» (21) объединены единым фасадом. Их названия указаны на золотых табличках между 1-м и 2-м этажом. Справа от них ещё один частный дом «Олень» (20).
Общий вид северо-восточного угла площади.
Семь домов восточной стороны площади Гийому де Брюйну удалось объединить одним монументальным фасадом в «Дом Герцогов Брабантских» (13-19). Общее название дом получил благодаря бюстам Герцогов Брабантских, украшающих основания пилястров.
Крайний левый дом в этом объединении называется «Кошелек» (19), на фасаде красуется красноречивый символ. Это частный дом. А вот почему соседний дом, принадлежавший гильдии скульпторов и камнерезов, называется «Холм», я так и не понял.
Зато следующие два дома, что под фронтоном, имеют свои символы. Дом «Котелок» «Жестяная банка» в дословном переводе (17) принадлежал гильдии картографов, а дом «Ветряная мельница» (16) гильдии мельников.
Дом «Фортуна» (15) принадлежал гильдии кожевников, а разделяющий с ним одно крыльцо, дом «Эрмитаж (маленький сельский домик (14) - гильдии ковровщиков.
Справа Дом Герцогов заканчивается частным домом «Слава» (13), названным по позолоченной скульптуре над входом. За ним, уже на улице des Chapeliers находится Дом Альсемберга или Дом короля Баварии (12а). Этот частный дом был построен в те же годы (1699), что и дома на площади Гран Плас.
Кластер зданий в в юго-восточном углу площади начинается с частного дома со странным названием «Гора Табор» (12), возможно имелась в виду библейская гора Фавор.
По-соседству расположен тоже частный дом «Роза» (11). Здесь металлическая роза на фасаде присутствует.
Следующий дом, который принадлежал гильдии пивоваров, называется «Золотое дерево» (10). Возможно, название связано с золоченным растительным орнаментом, обвивающим полуколонны фасада подобно веткам на стволе дерева. Сейчас в доме разместились музей пива и Конфедерация бельгийских пивоваров. На крыше в 1752 году была установлена статуя Карла Александра Лотарингского. До этого года там стояла статуя Максимилиана II Эммануила Баварского, который был губернатором во время реконструкции Брюсселя.
Дом «Лебедь» (9) с соответствующей фигурой над входом, одно время принадлежал гильдии мясников. Он примечателен тем, что здесь в апреле 1885 года состоялся Учредительный съезд Рабочей партии Бельгии. А ранее именно в этом доме Карл Маркс написал Манифест Коммунистической партии.
И последний дом в моем рассказе о площади Гран Плас – это дом «Звезда» (8), со звездой на крыше. Частный дом, построенный в1695 году, в 1852 был снесен, чтобы не мешать маршруту конки, а в 1897 году восстановлен.
В галерее под домом установлен памятник бельгийскому поэту Эверарду Серкласу, жившему в 14 веке и погибшему, защищая Брюссель во время войны.
Общий вид домов с 8 по 12 показан на следующем фото.
В первый день после приезда в Брюссель, мы зашли на Гран Плас вечером, когда уже стемнело. Благодаря продуманной подсветке, площадь в это время выглядит, пожалуй, ещё более впечатляюще, чем днем. И туристов на ней меньше не становиться.
Остается только согласиться с рейтингами, ставящими Гран Плас на 1-е место среди красивейших площадей Европы.
Полноразмеры представленных фотографий можно посмотреть на Гугл Фото
https://photos.app.goo.gl/5xTCP6HZxu28TLAy5
https://photos.google.com/share/AF1QipN ... cydTItUC13