===============================================================================================================================
Меерсбург (Meersburg). Город потерянной любви, швабского Романтизма и гипнотического мессмеризма===============================================================================================================================
На свидание с этим самым магическим и романтическим городом Боденского озера лучше всего прибывать паромом из Констанца (ИМХО).
По мере приближения крутого берега с внушительным замком нарастает ощущение, что вот стоит только ступить на набережную – и с тобой случится что-то необыкновенное.
Меровинги, Каролинги, Вельфы и далее по историческому списку – все достраивали этот замок. Не сами, конечно, а руками трудолюбивых горожан, чьи домики постепенно облепили скалу, как ласточкины гнезда.
Далее обычно следует:
«В 1838 году старый замок был куплен историком Германии, бароном фон Лассбергом (Joseph von Laßberg), открывшим список немецкого эпоса «Песнь о Нибелунгах» (Das Nibelungenlied). В одном из помещений замка поселилась его родственница, знаменитая немецкая поэтесса Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф. Именно в Меерсбурге встретила она свою настоящую любовь». И умалчивают подробности.
Экскурсоводы читают трогательные, красивые, нежные стихи практически неизвестной русским читателям дамы с труднозапоминающейся фамилией
Annette von Droste-Hülshoff.Хотя, почему неизвестной? У тех, кто путешествует по Европе давно, и знаком не только с единой европейской валютой, где-то могла заваляться вовремя не обменянная
20-марковая банкнота - с нее на Вас смотрит уроженка Вестфалии Анна Элизабет Франциска Адольфина Вильгельмина Луиза Мария баронесса фон Дросте цу Хюльсхофф.
Ей было не привыкать: еще в кайзеровской Германии ее профиль чеканили на вестфальских рейхсталерах. Она не любила своих портретов и отражений в зеркалах.
Но по иронии судьбы облик, которому однажды она произнесла свой приговор, тысячекратно размноженный, разошелся по чужим рукам, кошелькам и карманам, осел в нумизматических коллекциях и магазинных кассах.
О том, что ее стихам суждено жить, когда сама она исчезнет, она догадывалась. Тому, что ее «отражение» станет куда более известным, чем ее стихи, она вряд ли обрадовалась бы.
«Отражение» – одно из самых известных стихотворений Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф. Героиня разговаривает со своим зеркальным двойником. Только вместо привычного женского сентиментального воркования
«Свет мой, зеркальце, скажи» - отчаянное:
«Когда в этих чертах… две души, как шпионы, крадутся друг за другом, я шепчу: фантом, ты не мое подобие! Определенно ты – не Я, чужое бытие..» За этой громкой славой стоит несчастливая судьба женщины. Замуж она так и не вышла. Ее девичья комната превратилась в стародевичью. У нее не было даже достойного собеседника. Хотя кто был бы достоин? Если разве великий датчанин Кьеркегор. Но они не подозревали друг о друге и никогда друг друга не читали. Просто в одно и то же время каждый из них задумался о том, что значит и скольких сил это стоит – быть самим собой…
Жизнь Аннетте была небогата событиями – пешие прогулки, вязание, коллекция минералов, редкие поездки к родственникам. А еще – стихи, о которых мало кто знал.. Уже незадолго до смерти она поселилась в Меерсбурге, в замке мужа сестры, графа Йозефа фон Лассберга. Дни и там тянулись однообразно. Заботы о матери, случайные визиты гостей, поездки к соседям: ее охотно звали, когда нужно было выходить больного или посидеть у постели умирающего. Вечерами она вязала, перебирала гербарий и коллекцию минералов, музицировала, читала, вела переписку. И - писала стихи.
Для чопорной родни все эти занятия выглядели равно никчемными. Но и не предосудительными – до тех пор, пока она не осмелилась издать сборник стихов, обозначив свое авторство робкими инициалами. И в благородном семействе разразился скандал: «Они набросились на меня все сразу, все было объявлено чистейшей блажью, полной околесицей и ерундой. Они не понимают, как это такая разумная с виду особа могла написать такой вздор и так опозориться?» Маленькое, хрупкое, болезненное, замкнувшееся в себе существо, совсем не Жорж Санд, она отважилась на дебют, пошла наперекор обстоятельствам, чтобы отвоевать себе право быть собой, а не принадлежностью светского интерьера. Аннетте было 42 года..
И вот как бы в награду (а, может быть в отместку?) за смелость, произошло событие счастливое и горестное. Счастливое – она впервые полюбила, горестное – полюбила она запоздало и нелепо. Он был моложе ее на 17 лет – сын ее рано умершей подруги. Возможно, в ее романтичном сердце скопилось столько любви, что надо же было что-то делать. И она.. придумала Его. И придуманный образ надела, скорее всего, на первого попавшегося. Или на ближайшего доступного.. И любила отчаянно, тайно и безнадежно. Ему, скорее всего, льстило внимание высокородной светской дамы, она помогала ему в литературных потугах, ввела в круг интересных людей и даже «по-матерински» благословила, когда он задумал жениться. Она пыталась направить свою любовь в русло заботы и нежной дружбы, давала ему советы по воспитанию детей. И писала стихи..
Ее ненадолго хватило – в 51 год Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф умерла.
Вслед за тяжелым колокольным звоном,
За жалобным, глухим, протяжным стоном,
Рыданием гигантов сквозь туман
На колокольне задрожали балки,
Взвились из гнёзд испуганные галки,
Взлетел со свистом сокол на платан.
Annette von Droste-Hülshoff В годы фашистской Германии Меерсбург по планам должен был стать одним из главных
мест массового отдыха в Третьем Рейхе.
В городе были открыты отделения НСДАП, Гитлерюгенда, Союза немецких девушек. Может быть поэтому город остался нетронутым и после окончания войны стал туристическим центром?
Улицы-лестницы, по которым так легко скакать к набережной и, наверное, совсем нерадостно подниматься с поклажей наверх, - их, мне кажется, больше снаружи, чем внутри разнообрано-фахверково-прекрасных домов ..
Если Вы живете у озера, то имеет смысл на городском автобусе (билет – 1 евро) подняться на самый верх, а потом неспешно, обтекая все заинтересовавшие закоулки, заглядывая во все дворики, забираясь в самые укромные уголки, оставлять частички своей души среди этих декораций к Истории.
А в городе Потерянной Любви,
Ждут твоего полночного звонка,
Ждут нежного касания руки,
Так терпеливо, долгие века... Там никогда не гасят ночью свет,
И дверь не закрывают на замок,
Там очень любят мягкий, первый снег,
И нет обид, давно им вышел срок.. Там говорят на странном языке,
Друг друга понимая с полуслова,
Там звезды отражаются в реке,
Кричит у старой церкви галок свора.. Там живы ожиданием сердца,
Там обнимают искренне и нежно,
В сирени тонет юная весна,
Застенчива и чуточку небрежна.. А в городе Потерянной Любви,
Ждут твоего полночного звонка,
Ждут нежного касания руки,
Так терпеливо, долгие века..
Мария Бег Он удивительный..
Меерсбург – родоначальник швабского романтизма..
Что-то в нем есть необъяснимо завораживающее, сверх обычных туристических «завлекалок»..
Чем же объяснить магию Меерсбурга?
Может, витает над ним дух первого в мире официального гипнотизёра – предшественника Вольфа Мессинга?
Франц Антуан Месмер (Franz Anton Mesmer, 1734 — 1815) - австрийский врач,
предшественник методов современного гипноза, выдающаяся Личность.
Месмер родился в маленьком австрийском городке Ицнанге. Он долго не мог найти себя. Мечтал стать великим музыкантом (его друзьями были Гайдн, Глюк, Моцарт..) Потом – философом. Потом – адвокатом. А умер великим врачом, признанным друзьями и противниками. Но главное его открытие так и не было понято современниками.
Пик его славы пришелся на период расцвета французского двора короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. В своей клинике в Париже Месмер оборудовал удивительное устройство «бакэ» - чан из дубовых досок, в котором размещены бутыли с «намагниченной водой». Из бутылей, в свою очередь, радиально расходились от чана железные прутья, призванные донести «магнитный флюид» до пациента. Курс лечения проводился при приглушенном свете и мягкой музыке. Сам Месмер одевался в фиолетовую тогу и, плавно взмахивая жезлом, скользил вдоль круга своих пациентов, пристально вглядываясь в их глаза. Обычно после таких сеансов пациенты утверждали, что им стало лучше.
В последствии было установлено, что все эти декорации никакого отношения к получаемому эффекту не имели.
«Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизера они лежали полностью истощенными, то взгляд или голос магнетизера вскоре выводят их из этого состояния. Здесь несомненно действует некая сила, сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это - сила самого магнетизера (гипнотизера)».
Мода на Месмера с невероятной скоростью захлестнула
Париж. В числе его пациентов было много влиятельных людей, известных писателей и аристократов. Золото текло к Месмеру рекой. Основными его пациентками были восхищавшиеся его мужественной внешностью и манерами дамы из высшего света, страдавшие истерией.
Революционные процессы во Франции нарушили этот идиллический ход событий и Месмер, потеряв абсолютно все, вернулся в Меерсбург и доживал практически в нищете.
Как-то так в этой поездке повелось заканчивать день в Термах. И в Меерсбурге тоже
Термы в Меерсбурге / Meersburg-Terme http://www.meersburg-therme.de/www/meersburgtherme/3 часа – 9 евро, с 19.00 – 7.50 евро
Редкий вечер в Термах обходился без фейерверков со стороны Швейцарского Кройцлингена.
Тихая музыка, интимный свет, дальняя гроза..