Лестничный переход на станции Highbury & Islington ▀
Переход между линиями на станции Warren Street ▀▀
Искривлённая платформа на станции Waterloo ▀▀▀▀. Вот уж где точно 'Mind the gap'.
Первое, на что обращаешь внимание при поездке в лондонской подземке, это эмблема метро или рондо (англ. roundel). Где бы вы ни находились: стоя у входа на станцию или ожидая поезда на платформе, сверяясь со схемой линий в вагоне или отмечая карту Oyster на турникете - рондо будет повсюду.
На фасаде станции White City ▀
На завитках скамеек станции Baker Street ▀▀▀▀▀
На лестницах станции Warren Street ▀▀
На ограждeнии станции Redbridge ▀ (требует немного покраски, не правда ли?)
Необычно выглядит вход на станцию Queensbury ▀ - там нет рондо!
Обернитесь назад, вот оно - через дорогу в сквере.
Обычно в центре эмблемы метро пишут название станции или 'underground' (подземка), но иногда встречаются иные надписи.
‘No smoking’ (на стекле поезда)
Знак выхода на станции St. John's Wood ▀ оформлен в виде рондо
Также как и знак прохода к поездам. Аналогичный знак есть и на станции St. Paul's ▀.
Рондо, как эмблема лондонского транспорта, сталo использоваться на автобусах в 1905 году. Тремя годами позже рондо можно было уже встретить и в метро. Изначально названия станций и само слово 'UndergrounD' писались на фоне красного диска. Однако к 1915 году диск был заменён на кольцо красного цвета, которое используется до сих пор.
Изначальная эмблема метро, сохранившаяся на станции Ealing Broadway ▀▀
Вот одно из необычных применений рондо: на часах на станциях Gants Hill ▀, Redbridge ▀ и Bethnal Green ▀
Кстати, о часах...
В метро встречаются часы самые разнообразные: без цифр (станция White City ▀)
или с цифрами (станция Acton Town ▀▀),
в простом деревянном футляре (станция Mill Hill East ▀)
или во главе телефонной будки (станция Warwick Avenue ▀).
Довольно необычно выглядят часы на станции Piccadilly Circus ▀▀, которые показывают время во всём мире.
Большинство же часов сейчас электронные, но даже их иногда вставляют в такую оригинальную оправу, как на станции King's Cross St. Pancras ▀▀▀▀▀▀.
Станция Sudbury Town ▀ выделилась: вместо часов там висит барометр.
Отдельного внимания заслуживают часы с циферблатом, стилизованным под схему самого метро.
Вот смотрите, на станции Hammersmith ▀▀ останавливаются поезда линий Piccadilly (обозначена синим цветом) и District (обозначена зелёным цветом). Часы на этой станции имеют двойную синюю и зелёную линию с отметками "станций" у каждого часа и "кружками пересадок" у 3, 6, 9 и 12 часов.
Раз уж мы заговорили о схемах метро, то следует отметить, что помимо стандартных, оперативно обновляемых, схем в вестибюлях, на платформах и в поездах сохранены несколько исторических карт. Таких, как карта линий метро 1932 года на станции Temple ▀▀
и карта центральных линий метро и линий Южной железной дороги (Southern Railway) на станции Victoria ▀▀▀, на которой до сих пор можно разглядеть закрытые линии.
Если внимательно присмотреться к этим двум картам, то видно, что линии метро обозначены с географической точностью, что делает затруднительным быстрое ориенирование. В 1931 году Гарри Бек (Harry Beck) предложил использовать схему, на которой станции были соединены прямыми линиями и расположены более удобным образом, вместо топографической карты. По первости, как это всегда бывает, к его идее отнеслись прохладно и даже негативно, но, со временем, схемы всё-таки заменили карты и стали, можно сказать, стандартом для обозначения линий метро и прочего транспорта по всему миру. Немного выгоревшую на солнце репродукцию первой схемы линий лондонского метро можно и сейчас увидеть на станции Finchley Central ▀.
Не обошлось и без небольшого баловства; немного футуристическая схема линии Piccadilly в вагоне поезда
Не стоит отчаиваться, если составители вашего путеводителя не позаботились обновить схему линий метро, и вам до сих пор приходится прокладывать свой путь по карте начала прошлого столетия. Хотя некоторые станции и поменяли название, а былых и в помине нет (об этом немного позже), не переживайте: свою остановку не проедете. Прежние названия станций, как оказалось, бережно сохраняются.
Например, нынешняя станция Arsenal ▀ до 1932 года называлась Gillespie Road, о чём можно узнать по оформлению обеих платформ.
Та же история случилась со станцией Great Central, которую переименовали в Marylebone ▀ в 1917 году
Станция Warren Street ▀▀ до 1908 называлась Euston Road
Станция Hampstead ▀ изначально планировалась называться Heath Street, однако, хотя названия уже были нанесены, станция открылась под тем именем, которое используется и поныне.
Заметьте интересные расхождения в написании названий станций.
Не вдаваясь в подробности английской орфографии и письма, посмотрите: станция Canons Park ▀ не имеет в названии апострофа, станция Regent's Park ▀▀ пишется через апостроф, а в названии станции Upton Park ▀▀ нет ни апострофа, ни ‘s’.
На западной платформе станции St. James's Park ▀▀ в названии прописан как апостроф, так и дополнительная ‘s’,
а на восточной платформе - без ‘s’.
Несколько станций, таких как Burnt Oak ▀, South Wimbledon ▀, South Woodford ▀, Tooting Bec ▀, Turnham Green ▀▀, Warwick Avenue ▀, Ladbroke Grove ▀▀ и Hillingdon ▀▀, помимо основного наименования, подскажут, что находится поблизости.
************
На некоторых станциях, помимо стандартного названия, сохранились обозначения железнодорожной компании, которая изначально обслуживала ту или иную станцию.
Так первая линия метро была организована компанией Metropolitan Railway, о чём свидетельствуют буквы ‘MR’ на станции Baker Street ▀▀▀▀▀.
Эта же компания вместе с District Railway доставляла пассажиров до станции South Kensington ▀▀▀
Аббревиатуры бывших железнодорожных компаний-владельцев можно также найти в оформлении скамеек на станциях Hammersmith ▀▀ и East Ham ▀▀ (на фото)
Вообще всевозможной старины в метро хватает. Лондонские власти стараются бережно сохранить как отдельные элементы станций так и сами станции.
Окошко кассы на станции Edgware Road ▀
Вход в служебное помещение на станции Putney Bridge ▀
Ящик для внутренней почты на станции Park Royal ▀
Сигаретный автомат на станции Uxbridge ▀▀, который судя по ценам, закрыт уже давно
Будка для огнетушителей на станции Great Portland Street ▀▀▀
Купол станции Clapham Common ▀
Винтовая лестница на станции Holland Park ▀
Когда будете проезжать через станцию Sloane Square ▀▀ наверняка заметите крупную металлическую конструкцию над платформами. Честно говоря, она совсем не украшает станцию и даже, можно сказать, уродует её. На самом деле, в этот жёлоб упрятана подземная река Westbourne, которая протекала через Serpentine Lake, что в Гайд-парке (Hyde Park), и пересекалась мостом Knight's (знакомое название Knightsbridge, не правда ли?).
На станции Westminster ▀▀▀ есть шесть выходов. Если идти через выход номер 3, то вы попадёте к прямому входу в Парламент Великобритании. Заметьте, что это рабочий вход в Парламент, т.е. не для туристов.
Также до сих пор можно встретить работающие ламповые индикаторы направления поездов.
На станции Earl's Court ▀▀ стрелками обозначается конечная станция того или иного поезда
Индикатор на станции Uxbridge ▀▀ показывает не только первый отправляющийся поезд, но и линию: Piccadilly или Metropolitan
Вот эти стрелки до 1932 года направляли людей к нужным платформам на станции Hyde Park Corner ▀. В то время линия Piccadilly работала только между станциями Hammersmith и Finsbury Park.
По обоим краям карты расположены указатели как добраться от Piccadilly Circus ▀▀ до крупных вокзалов и аэропортов.
А на этом указателе все станции по линии Bakerloo к югу от Maida Vale ▀ обозначены в соответсвии со своей значимостью: крупные станции написаны более крупным шрифтом.
Указатель-стрела, направляющий к поездам на станции Clapham Common ▀
Единственный во всей системе указатель, который направляет рукой, на станции Stepney Green ▀▀
Этот указатель на станции Sudbury Town ▀ до сих пор не потерял свою актуальность
Кстати о станции Sudbury Town ▀, эта станция вместе со своими бетонными столбами освещения занесена в список исторических охраняемых объектов (grade 2 listed).
Фонарные столбы расставлены не только по платформам, но и на прилегающих автобусных остановках. Из-за их исторической ценности даже с покосившимися столбами нужно обращаться бережно. Поэтому не придумали ничего лучшего, чем создать бетонные тумбы вокруг некоторых аварийных столбов, чтобы сберечь их до реставрации.
Вообще ряды столбов, как опоры станционных потолков, встречаются на многих станциях.
Платформа на станции Temple ▀▀
Колонны на станции Bow Road ▀▀
Тем не менее, столбы и опоры - не единственные элементы декора станций.
Потолок на Baker Street ▀▀▀▀▀ не менее интересен.
Московский метрополитен 30-ых годов прошлого столетия вдохновил дизайнеров станции Gants Hill ▀
Станция Uxbridge ▀▀ встречает своих пассажиров витражами
На полу станции Upminster Bridge ▀ при входе выложена большая свастика. В 30-ых годах это был популярный элемент дизайна, который приобрёл негативное значение только после прихода нацистов к власти.
Время ожидания поезда на станции Warren Street ▀▀ можно скоротать, разгадывая лабиринт
Или поиграть в мозаичный вариант игры лила (Snakes and Ladders) на станции Oxford Circus ▀▀▀
Станция Greenford ▀ до недавнего времени была известна своим деревянным эскалатором. К сожалению, он был демонтирован в прошлом месяце и на его месте сейчас конструируют наклонный лифт. Тем не менее, на станции пока сохраняется ещё одна достопримечательность - семафор. Правда, он всё-таки относится к железной дороге, а не к метро.
Стоит отметить, что целый ряд станций Лондона могут похвастаться мозаикой. Tottenham Court Road ▀▀, пожалуй, первая, которая ассоциируется с мозаичным оформлением.
Круглый зал станции Tottenham Court Road ▀▀
В честь Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock), который родился в районе Leytonstone ▀, в 2001 году станцию с одноимённым названием украсили мозаичными картинами по мотивам его фильмов.
*********************************
Мозаичные рондо можно встретить на станциях Maida Vale ▀ и Wood Lane ▀▀
Воздушные шары на станции Finsbury Park ▀▀ тоже выложены мозаикой
Особого внимания заслуживает переход между линиями Piccadilly и Jubilee на станции Green Park ▀▀▀. Когда вы идёте от платформ линии Piccadilly (обозначена синим цветом), взгляните на стены длинного коридора которые декорированы преимущественно синими фрагментами мозаики с небольшими вкраплениями фрагментов серого цвета.
По мере продвижения, чем ближе вы подходите к платформам линии Jubilee (обозначена серым цветом), количество синих фрагментов будет уменьшаться, а серых, наоборот, увеличиваться. На том конце коридор уже практически серый.
Однако большинство станций отделаны всё-таки белой или слегка желтоватой плиткой, но и здесь не всё так однозначно. Приглядитесь повнимательней, и среди безликой плитки можно рассмотреть плитки с изображением местных достопримечательностей и символов.
В Лондоне таких станций три: Bethnal Green ▀, Aldgate East ▀▀ и Swiss Cottage ▀.
*****************
Изначально даже из простых плиток создавали некоторое подобие уникального узора. Говорят, что это было сделано специально для людей, которые не могли прочитать название станций и ориентировались исключительно по внешнему оформлению.
Ромбы на станции Kentish Town ▀
Чуть другие фигуры на станции Regent's Park ▀
Узоры на платформах станции Russell Square ▀
По интернету гуляет история, что как-то участилось количество самоубийств в метро. Частично в этом обвинили знаки "no exit", т.е. выхода уже нет, и вскоре их заменили на "выход рядом". Не уверен в достоверности этой истории, мне не попадались более весомые документы, чем байки из сети. Одно могу сказать, что знаков "выход рядом" я в метро пока ещё не встречал (не путать с "way out"), а вот "no exit" попадаются не так уж и редко. Иногда они довольно элегантно оформлены, как этот на станции Caledonian Road ▀.
Вообще элементы оформления некоторых станций тесно связаны с их названием или местностью.
Например, в одной легенде говорится, что в районе Tottenham на севере Лондона в середине ХIX столетия небольшим кругом росли семь вековых вязов - семь сестёр. Пересчитайте деревья в оформлении станции Seven Sisters ▀ - их ровно семь!
Станция Marble Arch ▀ украшена цветными арками в честь одноимённой арки над землёй
*****************
Станция Leicester Square ▀▀, расположенная среди кинотеатров, где идут мировые премьеры и актёры проходят по красной дорожке, просто обязана поддерживать марку: на её стены нанесена перфорация, будто раскатали киноплёнку во всю длину платформы. Кстати, цвет "киноплёнки" соостветствует цвету линий метро: синий на плаформах линии Piccadilly и чёрный на платформах линии Northern.
Вентиляционные решётки, установленные на станциях Wood Green ▀, Turnpike Lane ▀ и Manor House ▀ в 1930-ых годах, изображают размеренную жизнь зверей и птиц на природе. Возможно, оно так и было в то время, ибо эти станции находятся вблизи парков.
Название станции Charing Cross ▀▀ просходит от поклонного креста, который Эдуард I (Edward I) велел установить здесь, у деревушки Charing, в память о своей супруге Элеоноре Кастильской (Eleanor of Castile). На платформах линии Northern подробно изображён процесс создания монумента: от добычи камня
до возведения креста.
Даже если кто-то ни разу не был на станции Baker Street ▀▀▀▀▀, то безошибочно назовёт того персонажа, который провожает каждый поезд линии Bakerloo и Jubilee.
Станция Paddington ▀▀▀▀ украшена эскизами чертежей Изамбарда Кингдома Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel), который в середине XIX столетия внёс неоценимый вклад при строительстве "Большой западной железной дороги" (Great Westren Railway). Мосты и туннели, спроектированные этим британским инженером, функционируют и в наши дни.
Находящийся поблизости Музей Естествознания (Natural History Museum) вдохновил к созданию оформления платформ линии Piccadilly на станции South Kensington ▀▀▀
Статуи грифонов (англ. griffin) встречают каждого входящего в лондонский район Сити (City of London), не стала исключением и станция Bank ▀▀▀
Грифоны на платформах
и у выходов
Мы уже достаточно времени провели под землёй, пора бы и выбраться наружу, тем более, что 55% линий метро пролегают по земле, а то и над землёй. Некоторые поезда забираются очень высоко, например, если следуют по Dollis Brook Viaduct, что рядом со станцией Mill Hill East ▀.
На станции Whitechapel ▀▀ поезда Лондонской подземки (London Underground) идут над поездами Лондонской надземки (London Overground), а поезда надземки идут под поездами подземки. Все вместе чешем в затылках...
Здание станции Park Royal ▀, открытое в 1936 году
На станции Eastcote ▀▀ в небольшом садике при платформах растут пальмы
Лучник на станции East Finchley ▀ направил свою стрелу в сторону самого длинного туннеля метро в Лондоне, который простирается почти на 28 километров между East Finchley и Morden
За многолетнюю историю метро было закрыто довольно много станций, некоторые из них сохранились и поддерживаются в опрятном состоянии.
Самой известной является станция Aldwych, закрытая в 1994 году. В наши дни платформы станции используются для киносъёмок, чтобы не загружать рабочие участки метро и избежать зевак.
Станция Brompton Road, закрытая в 1934 году, использовалась как командный пункт во время Второй мировой войны
Закрытая станция Highbury напротив действующей станции Highbury & Islington ▀
Станция Marlborough Road была закрыта в 1939 году из-за низкого числа пассажиров и открытия поблизости новой станции St John's Wood ▀
Платформы закрытой в 1934 году станции Osterley & Spring Grove можно разглядеть из поезда линии Piccadilly, проезжая между станциями Osterley ▀ и Boston Manor ▀. В здании закрытой станции сейчас располагается книжный магазин.
Станция York Road, расположенная немного к северу от King's Cross ▀▀▀▀▀▀, была закрыта 1932 году. Её платформы, как и платформы закрытой в 1933 году станции British Museum (между Tottenham Court Road ▀▀ и Holborn ▀▀), до сих пор можно разглядеть в темноте туннеля.
Неиспользуемая с 1966 года платформа на станции South Kensington ▀▀▀
И на последок ещё немного фотографий, как говорится, без комментариев.
Southwark ▀
Tooting Broadway ▀
Stepney Green ▀▀
Canada Water ▀
Wood Lane ▀▀
Arnos Grove ▀
Southwark ▀
Edgware Road ▀
Shepherd’s Bush ▀
Great Portland Street ▀▀▀
Clapham North ▀
Aldgate East ▀▀
Sloane Square ▀▀
Canary Wharf ▀