Боливия давно будоражила наш мозг. Но до сих пор никак не получалось съездить. Ходили вокруг да около, облизывались, а в саму Боливию пока попасть не могли. Во-первых, уж больно она труднодоступна. Лететь полжизни перекладными собаками с соответствующими финансовыми потерями. А, во-вторых, для осуществления мечты необходимо было сколотить хотя бы небольшую компанию с хорошим водителем. Привлекала нас эта страна, в первую очередь, своими природными красотами, поэтому оптимальным казалось знакомиться с ней на арендованном автомобиле. Наконец, о чудо, все звезды сошлись, и за полгода до отпуска мы всерьез засобирались в Боливию.
Еще раз внимательно изучили глобус и решили, что полетим через Сан-Пауло. Осталось дождаться традиционной рождественской распродажи от «Люфтганзы». Но немцы в этом году не порадовали. Майские праздники в спецпредложения, увы, не вошли. Да и цена со скидкой на ненужные нам даты принципиально не отличалась от обычной цены на даты нам нужные тех же «Turkish Airlines». Недолго думая, купили билеты у турков. Дополнительное преимущество – лететь через Стамбул, где можно приятно прогуляться, вместо того чтобы сидеть в аэропорту Франкфурта. К тому же не надо делать крюк через Москву. В этот раз мы решили выпендриться и полететь из Донецка (один билет по маршруту Донецк – Стамбул – Сан-пауло и обратно – 38,5 т.р.). Тогда, в декабре, эта идея представлялась крайне гениальной. И хотя у «Турецких авиалиний» есть прямые рейсы в Стамбул из нашего родного Ростова, но вылетая с Украины, даже с учетом дороги до Донецка, мы экономили на каждом билете около 10 т.р.
Однако то, что было хорошо в декабре, уже в феврале потеряло радужные краски. Честно говоря, поначалу мы не отнеслись к событиям в Киеве серьезно, надеялись, что к маю все само собой рассосется. Но чем дальше, тем обстановка становилась все хуже и хуже, и когда примерно за месяц до поездки начались разговоры о трудностях на границе и возможности введения виз на Украину для россиян, мы плюнули и решили не экономить на своих нервах, а купить новые билеты из Ростова в Стамбул. Ведь большая часть перелета (Стамбул – Сан-Пауло), как мы полагали, у нас уже в кармане. Но оказалось, что все не так просто. Мы не можем взять и отказаться от одного сегмента билета в пользу бедных. Для меня было откровением, что если ты не являешься на первый сегмент сложного перелета, то остальные автоматически аннулируются, включая даже обратный билет. Деньги, разумеется, уходят авиакомпании, придумавшей такие чудесные правила. После многократных и длительных телефонных переговоров с турками и посредником, продавшим нам билеты (банк «Авангард»), нашли-таки компромиссный выход из ситуации. Сложность заключалась в том, что, имея транзитный билет, мы не могли сдать или обменять какой-либо сегмент – только билет в одну сторону целиком. При сдаче мы получали какую-то смешную сумму (300-600 р. – не потрудилась запомнить). Поэтому мы настаивали на формулировке не «сдача» билета, а «обмен». Это совсем другая песня. При обмене мы платим с каждого билета штраф 50 € и разницу в тарифе. В итоге нам удалось перебить билеты на вылет из Ростова с доплатой по 10 т.р. и еще одной чудовищной жертвой – провести в любимом городе Стамбуле лишних двое суток, так как из Ростова самолеты летают туда не каждый день. Конечно, зная заранее такой расклад, мы бы лучше эти дни на Боливию заложили, но тут уж ничего не поделаешь. Смирились. Обратно в билете пришлось оставить Донецк, поскольку из Стамбула в Ростов у турков остался только бизнес-класс с какой-то чудовищной переплатой. Так что еще по 10 т.р. ушло на покупку отдельного билета Стамбул-Ростов компании «Аэрофлот / Донавиа». Как говорится, скупой заплатил плюс ½ от исходной цены. Но в сложившихся обстоятельствах мы перекрестились и решили, что отделались малой кровью. Почки продавать не пришлось, прорвемся. Назад дороги все равно нет.
Из Сан-Пауло в Ла-Пас самые дешевые билеты с самыми удобными стыковками предлагают «Боливийские авиалинии» («Boliviana de Aviación»). Купить можно только на их сайте. Сайт, надо сказать, подглючивает, до стадии оплаты удается пройти далеко не с первого раза. Взяли упорством. Покупали в январе. Один билет обошелся в 540 US$. Туда летим с пересадкой в г. Кочабамба, обратный рейс обозначен как прямой, но по факту самолет делает посадку в г. Санта-Круз, и через 1,5 ч летим дальше тем же бортом.
Итого все перелеты на одного человека – 77 т.р.
С самолетами разобрались, осталась чистая мелочь – найти автомобиль. И если до начала разработки маршрута мне казалось, что Боливию иначе чем на машине не посмотришь, то по мере углубления в вопрос, стало ясно, что без машины организовать поездку гораздо проще, чем с ней. Большинство туристов пользуются общественным транспортом и услугами турфирм. Максимально приемлемый вариант – взять частный тур, то есть джип с местным водителем. Но мы не ищем легких путей. Будем биться до победного. Прошлогодний визит в чилийскую Атакаму надолго отбил охоту к организованному туризму. Возможно, именно этот печальный опыт утвердил в мысли, что по Боливии надо ехать только самим. Места там потрясающие, и нам больше не хотелось портить себе впечатление присутствием посторонних лиц. Да, мы понимали, что будет нелегко, что местный гид, возможно, покажет нам что-то, что мы сами не найдем, возможно, мы потратим много времени на блуждания в трех соснах, но мы были морально к этому готовы. Мы были готовы потерять в количестве в обмен на качество ощущений. И, сразу скажу, мы не прогадали.
Но вернемся к выбору автомобиля. Надо отметить, что брать машину в аренду мы собирались впервые. А начинать сразу с Боливии – это фокус еще тот. Большинство крупных международных прокатных контор не знают о существовании такой страны. Пришлось изучать местный рынок услуг. По совету бывалых людей остановились на офисе «Imbex Rent a Car» в Ла-Пасе. За 1,5 мес до поездки написали им письмо со своими пожеланиями по-испански и по-английски. Отреагировали быстро, ответили в тот же день, дальнейшая переписка происходила на английском без проблем. С учетом нашего предполагаемого маршрута нам предложили Nissan Patrol на неделю за 1250 US$ без лимита километров. Для подтверждения брони попросили прислать сканы паспорта, водительского удостоверения (сделали нашему водителю специально под этот случай права международного образца) и обеих сторон кредитной карты. Копии документов я отослала, а про кредитную карту написала, что перебьются (по-английски дословно это звучит так: According to the rules of the bank we cannot provide confidential card information by e-mail). И что мы желаем расплатиться на месте наличными US$ после того, как осмотрим машинку. О'кей, нет проблем. Уточнили время, когда нас ждать. Больше ни с кем не списывались, но на всякий случай имели еще пару адресов других прокатных контор в Ла-Пасе.
К вопросу о навигации подошли спустя рукава. Покупкой «Гармина» не озаботились, под имеющийся в наличии «Навител» скачанная в интернете версия карты Боливии не пошла. На свой смартфон я установила все платные приложения по стране, которые нашла на Play Market. Но бестолку. В половине из них, вообще, карты не открывались, в другой не определялось текущее местоположение. В итоге реально пригодилась лишь бесплатная Bolivia offline map. И не просто пригодилась, а буквально спасла жизнь. Поначалу карта показалась муфельной, города показаны достаточно подробно, а периферия схематично. Но оказалось, что по прибытии на место в ней начинали прорисовываться всякие потайные тропки, так что практически все дороги, которые были нам нужны, бесплатная карта отображала. И местоположение показывала корректно. Это просто чудо, что у нас был хотя бы такой навигатор. Рассчитывать только на бумажные карты в условиях боливийской глуши – чисто безумие. Но и бумажными мы тоже пользовались. Распечатали из путеводителя Lonely Planet (LP) и скачали отсюда: _http://www.simo.ru/bolivia/map/index.htm. Здесь особую ценность представляют отличные карты районов Ла-Паса и его окрестностей, где обозначены выезды из города по разным направлениям. Так что именно по Ла-Пасу можно ездить просто по карте. Короче говоря, за неимением лучшего, использовали комплекс всех подручных средств: бумажные карты, смартфон с оффлайн картой (в дальнейшем буду для удобства именовать его «навигатором») и местный разум. На последнее, правда, особенно полагаться не приходится. Не все боливийские жители ориентируются в окружающих населенных пунктах так хорошо, как нам бы хотелось, некоторые путают лево и право и многие говорят по-испански не намного лучше, чем я.
За неделю по Боливии на машине мы планировали проехать из Ла-Паса через нацпарк Сахама и Солончак Коипаса к Солончаку Уюни с прилегающими лагунами и вернуться в Ла-Пас. Если останется лишний день – съездить на озеро Титикака. Сразу скажу, лишнего дня не осталось, да мы уже и в начале пути особо на него не надеялись, предполагая, что ради Титикаки не стоит жертвовать красотами южной части высокогорной Боливии. В итоге маршрут всей поездки получился следующий (по Боливии все, кроме Коройко – на арендованном авто):
ТУРЦИЯ: Стамбул – БРАЗИЛИЯ: Сан-Пауло – БОЛИВИЯ: Ла-Пас и окрестности – Нацпарк Сахама – Солончак Коипаса – Солончак Уюни – лагуна Колорада – Оруро – Ла-Пас – Коройко («дорога смерти») – Ла-Пас – БРАЗИЛИЯ: Сан-Пауло
Команда ралли состояла из четырех незаменимых членов, каждый из которых четко выполнял добровольно взятые на себя обязанности: ваш покорный слуга Штурман Басов (ШБ), Первый Пилот (ПП), Политический Руководитель (ПР) и Главный Бухгалтер (ГБ). Специально под проект была приобретена униформа и разработан логотип. В общем, фирма веников не вяжет. Полетели…
26-27.04.2014. Стамбул. Санаторно-курортное введение
Вынужденный уикенд в Стамбуле мы решили провести без экстрима, в праздном неспешном шатании. Конечно, такой расслабон логичнее было бы устроить в конце поездки, после ралли, но обстоятельства сложились иначе.
Забронированный нами «Kestrel Park Hotel» (45 € за ночь дабл, 40 € - сингл) предоставлял трансфер из аэропорта (60€ в обе стороны). Приехали рано утром, побросали вещи в холле и пошли гулять. Стамбул нами уже исхожен вдоль и поперек, но ПП тут в первый раз, поэтому сразу отправляемся в район Султанахмет по главным достопримечательностям. От нашего отеля это в пределах получасовой пешей доступности. В последние наши транзитные визиты мы избегали мест особого скопления людей, теперь же отправились в самое пекло. Обнаружили, что за пять лет количество туристов в Стамбуле возросло в разы. Еще в самолете мы прочитали в журнале, что Стамбул занимает первое место среди городов мира, выбранных путешественниками в 2014 г. Это заметно. Но аура и очарование Стамбула таковы, что здесь даже толпы туристов не напрягают.
София
Подробно прелести Стамбула сейчас описывать не буду – у меня уже есть на этот предмет отдельный отчет. Просто перечислю, где мы были. Посетили Голубую мечеть (благо, бесплатно), нашу любимую Цистерну Базилика (10 TL), археологический музей (15 TL), где неожиданно попали на концерт классической музыки. Товарищей-новобранцев отправили посмотреть собор Святой Софии (30 TL). Курс валют: 1 US$=2 TL (TL - турецкие лиры).
Цистерна
Вернулись в отель, чтобы вселиться в номера. За время нашего отсутствия сменился портье, и для него было откровением, что нам нужно 2 сингла. Таких комнат в наличии не оказалось, товарищей поместили в отель напротив. С виду он был более пошарапанным, но в номерах оказалось даже немного получше, чем у нас. Скандалить намерений не имели, пару часиков вздремнули и отправились на вечернюю прогулку через Галатский мост на улицу Истикляль, где обнаружили фотовыставку, посвященную… Боливии. Видимо, это судьба.
на набережной
на мосту
Боливия-Боливия
Программу дня завершили ужином с лобстерами в ресторане на мосту и чаем с турецкими сладостями в кафе на крыше с видом на Софию и Голубую мечеть.
фонарики
Голубая мечеть
На следующий день рано утром мы посмотрели мечеть Сулеймание, дальше на трамвайчике (3 TL) доехали до причала Кабаташ, откуда отправляются кораблики на Принцевы острова (5 TL). На этот раз мы решили посетить второй по величине остров Хейбелиада, на котором мы прежде не были. Хейбелиада – чудесное место. Взобравшись на вершину одного из холмов, мы оказались в сосновой роще. Оттуда спустились к берегу, чтобы окунуться в Мраморное море. Курортный сезон еще не начался, на пляже никого, красотища.
мечеть Сулеймание
ползем на холм
птичка
море-море
плывем обратно
На закуску вечером в городе – площадь Таксим и парк возле дворца Топкапы. Оказывается, в апреле в Стамбуле проходит фестиваль тюльпанов. К нашему приезду цветочки уже подзавяли, но все равно очень красиво.
ГБ на площади Таксим
рыбаки на Галатском мосту
Короче говоря, санаторно-курортное введение в основную часть путешествия удалось. Тим-билдинг прошел успешно, пакуем чемоданы, завтра утром вылетаем в Южную Америку (ЮА)…
парк тюльпанов