Сама деревня теперь называется Santikhiri, дабы не было ассоциаций с опийным прошлым, когда Mae Salong была "столицей" Золотого Треугольника.
Большинство населения в ней - этнические китайцы, вывески также в первую очередь на китайском, затем - на тайском и только потом, да и далеко не всегда, дублированы на английский.
Мы немного говорим на кантонском диалекте, но тут нас не понимают. Судя по тому, что большинство бывших солдат - выходцы из провинции Юнанань, тут в ходу один из северных диалектов. Некоторые трудности могут возникнуть при выборе блюд - примерно в половине забегаловок меню не переведено на английский. Но тут, как и в Китае, нет ничего зазорного, чтобы придти на кухню, посмотреть, что есть из продуктов и ткнуть пальцем - чтобы приготовили это и это. Либо пройти по столам, посмотреть, что едят те, кто пришел до тебя, и также показать - хочу вот это, это и еще вон то блюдо, крайнее с 4го столика. Хотя, конечно, в ресторанчиках при гестах\отелях все переведено на английский и часто еще есть и картинки блюд.
В первый вечер после прибытия сюда, мы выбрались в давно и прочно любимый нами в Таиланде Hot pot или Koren BBQ.
Таковых тут три (по крайней мере мы нашли три).
На двух было написано Pork BBQ. На третьем - ничего не написано.
Выбрали третий, чтобы не одну свинину есть.
Сели, дождались, пока нам принесли горшок с углями и жаровню, пошли выбирать ингредиенты.
С зеленушкой и соусами проблем не возникло, а вот с мясом - получилась какая-то непонятка. То есть свинину мы узнали сразу, а курица была какой-то странной - слегка жилистой и жирноватой. Но - вкусной. Так что со временем мы забыли про ее "неправильность" и ели, ели, ели. После еды все же попытались узнать о стафа - что это за странная курица? По-английски там никто не говорил, но с помощью китайских и тайских слов, а также жестов они поняли, что нас интересует, рассмеялись и сказали, что это совсем не курица, нет - это "ав-ав" и показали на лежащую у ног собаку. И тут все стало на свои места. Вспомнилась юность, когда я часто бывал в Киргизии и Казахстане и местные корейцы угощали нас собачатиной - да-да, тот самый вкус!
Но все же, придя домой, решили еще раз проверить, т.к. до этого не встречались в Тае с тем, чтобы ели собак. Оказалось - действительно. Местные племена, особенно племя IKO, очень любят собачатину и это второе после свинины по популярности у них мясное блюдо...
В нашем отеле разговорились с владельцем - типичный китаец, совсем не потерявший связей с Родиной и так до конца и не растворившийся в тайском обществе. Хотя последнее весьма характерно для любой китайской диаспоры в любой стране мира. Хозяин, Чен, сказал, что собачатина, это еще цветочки - ягодки будут, если мы решим поглубже изучить местные племена, а особенно IKO. И выдал нам книгу, где, среди прочего было описание племен, их быта, верований и традиций. Прямо скажем - захватывающее чтиво.
Называется сей талмуд незмысловато - Thailand. Автор - Jacques Dumas. По редакцией Rene Moser.
Большой фолиант, с неплохими для даты выпуска (80й год прошлого века) фотографиями и большим количеством подробностей про жизнь многочисленных малых народностей Таиланда. Все пересказывать не буду, книжка не так уж и тонка Но вот про северные племена - Akha, Meo, Yao, Lahu, Lisaw и Iko статья просто потрясла. В принципе, большая часть этих племен живет на территориях современной Бирмы и северного Китая. Но несколько тысяч человек есть и на территории Таиланда. И если первые 4 группы - более или менее "мирные" в своих традициях, то последние - Iko, весьма своеобразны...
То, что нас потрясло.
Почему-то казалось, что за такой экзотикой нужно ехать куда-то совсем в глухие дебри - в забытые людьми и временем племена джунглей Амазонки или еще дальше. А тут оно - вот, совсем рядом.
Итак (по крайней мере на момент написания книги. Чен не смог ничего нового сказать про это племя. Он с ними не пересекается по его словам) :
1. Не всегда, но все еще часто первого ребенка приносят в жертву
2. Самое плохое (опять же, с точки зрения Iko), что может случиться - это рождение близнецов. В этом случае их в обязательном порядке убивают, засыпая землю в рот, пока они не задохнутся. Родителей изгоняют из деревни, а их дом - сжигают. Без комментариев...
3. A la Sparta. Любое физический дефект у новорожденного - означает его немедленное убийство. Даже если ребенок родится с несущественным для последующей жизни и немешающим общественной деятельности дефектом - например, 6 пальцами на руке или ноге.
На этом фоне, остальные верования и традиции - кажутся "невинной детской игрой в крысу" (С) О. Бендер.
Например такие, как устраиваемые взрослыми секс-дни для подростков, когда на выделенной за пределами деревни территории последние могут предаться чувственным удовольствиям. Или необязательность девственности до брака и\или аналогичная необязательность верности друг другу в браке. Ну или совсем мелочи, типа того, что детей приучают к курению практически во время кормления грудью