Итак, основная информация:
Название: Дипабхаван (http://www.dipabhavan.com/)
Место расположения: о. Самуи, горы в районе Ламая
Техника медитации: Анапанасати – слежение за дыханием: сидячая медитация, медитация при ходьбе, стоячая медитация, пение на языке пали.
Продолжительность ретрита: 7 дней.
Время проведения: Каждый месяц с 20 по 27 число.
Язык проведения: Английский.
Учителя: аббат из Suan Mokkh, таец – Ajarn Poh, иногда приезжает монах-англичанин также из Suan Mokkh- Tan Dhammavidu.
Организаторы: Центр не является храмом. Он был основан аббатом из монастыря Suan Mokkh (в 50 км от Сураттани). Основные ведущие-волонтеры 2 немца.
Условия участия: Регистрация на сайте - http://www.dipabhavan.com/. Согласие с правилами (http://www.dipabhavan.com/index.php?lay=show&ac=article&Id=538637603&Ntype=6) и обязательство пробыть все 7 дней.
Стоимость: Бесплатно, но в конце ретрита можно сделать пожертвование (по желанию).
Немного деталей.
Во-первых, надо сказать о правиле тишины. С первого вечера начинается обет молчания – нельзя общаться ни голосом, ни взглядом, ни записками и пр. Исключение составляют только вопросы жизненной важности, которые можно задавать организаторам.
Проживание на территории медитационного центра устроено так, что мужчины и женщины живут в разных зданиях. Личных комнат нет, есть деревянные кровати с высокими перегородками, которые стоят в большой общей комнате (человек на 30). В низкий сезон число участников бывает 10-15 человек, в высокий – 30-35 – так что в комнате может быть как 5, так и 20 человек.
Кормят очень вкусно, еда вегетарианская. Завтрак, обед и в 17-30 чай (ужина нет).
Подъем в 4-30, отбой в 21-30. Все дни расписание не меняется. Несмотря на насыщенный график свободного времени на отдых и личные дела (типа душ, постирать и пр.) больше чем достаточно.
Если сравнивать с другими программами ретритов, то данный курс вполне щадящий и подходит как для новичков, так и для продвинутых.
Трудности.
Всё, конечно, весьма индивидуально и субъективно.
1. Ранний подъем. Для многих это проблема и часто возникает вопрос: а что если не проснусь? Как показывает опыт звук утреннего гонга (между прочим, с противоположного конца территории центра ) пробуждает любого из самого крепкого сна..
2. Деревянная кровать и деревянная подушка. Если есть серьезные проблемы со спиной, то предупредив организаторов заранее, можно рассчитывать на матрас. Если проблем нет, то для непривыкших к твердой постели можно взять с собой коврик для йоги или подложить одеяло. Опять же как показывает опыт, на третью ночь большинство прекрасно засыпает и на таком скромном лежбище.
3. Нет мяса. Как я уже писала, в Дипабхаване настолько хорошо готовят, что недостаток мяса (если кто-то уж такой отъявленный мясоед) можно компенсировать блюдами с яйцом или соевым мясом, часто готовят грибы.
4. Много сидеть. Да, действительно это может стать проблемой для непривыкших сидеть с прямой спиной. Но занятия йогой (каждое утро) и чередование сидение с хождением создают довольно щадящий режим.
5. Проблема с незнанием языка. Все лекции проходят на довольно базовом английском. Но даже из незнания языка можно сделать практику – тренировать внимание, медитировать на звук голоса и пр… Да и вообще где ещё будет возможность помолчать 7 дней. Тут вопрос личной мотивации.
6. Ни с кем не поговоришь. Это только кажется трудностью на первый взгляд, потом же для многих это становится наиценнейшим опытом, полученным на ретрите.
7. Там все буддисты. Надо отметить, что на удивление курс медитации с буддизмом связан весьма слабо. Нет обязательств придерживаться буддийских ритуалов (делать поклоны, молиться и пр.). Напротив, подчеркивается ценность той религии, к которой вы принадлежите. Лекции по буддизму (1 час ежедневно) носят ознакомительный характер и затрагивают общечеловеческие вопросы.
8. Вопросы, связанные с неуверенностью, типа «я никогда не занимался(лась) медитацией и йогой», «я не смогу», «я не готов(а)», «меня не отпустят родные», «хочу, но не могу» и пр. и пр. – это уже из невротической области и прорабатываются индивидуально.
Что можно получить по результатам ретрита:
1. Конечно же для новичков – это опыт медитации. Познакомиться с собой, своим телом (и узнать, что Тебя в принципе и нет ). Почувствовать своё дыхание, движение тела. И наверное самый интересный опыт – остановить нейронную болтовню в своей голове.
2. Попробовать пожить в новом режиме, так отличающемся от обычного мира, состоящего из работа-дом-работа, наполненного голосами, информацией, компьютерами, телефонами, желанием что-то поесть, что-то купить, куда-то уехать. Уделить целых 7 дней только своему внутреннему миру и его исследованию. Попробовать пожить в простоте с минимумом вещей.
3. Пожить в джунглях. Встречать рассвет, смотря на переливающееся море и далекий (с высоты гор) оживленный берег, где суета и непрерывное движение напоминают тебе, что и ты именно в такой суете живешь, нравится тебе это или нет. Слышать звуки природы (при этом не слышать привычных звуков машин и мотобайков). Пожить в мире со всеми паучками, птичками, муравьями и даже комарами – это не так-то трудно.
Теперь напишу о моем скромном опыте. Я участвовала в двух ретритах (в октябре 2010 и январе 2011).
До первого ретрита у меня был небольшой опыт медитации и йоги (но тем не менее ежедневные регулярные занятия и тем и другим), так что особых проблем с непривычными практиками по идее быть не должно. Проблемы были больше из невротической области (Куда я одна поеду? Что я там буду делать? И т.д. ).
На первом ретрите я столкнулась с тем, что сидеть в медитации могу только 15 минут (а надо 30). Но стало быстро понятно, что если что-то не изменить, то ретрит будет больше похож на пытку. Благодаря этой мысли появилась мотивация более четко и внимательно следовать инструкциям – и в результате, сосредоточившись на внутреннем мире, я с удивлением слышала гонг (после 30 минут), ведь казалось, что прошло минут 5..
Но всё равно первый ретрит был сложным – первые 3 дня прошли как 3 недели, а остальные 4 как одна неделя – итого по ощущениям недельный ретрит превратился в месячный. На этом ретрите были первые инсайты (разные визуализации в процессе медитации), очень интересные ощущения, открытия возможностей своего тела и ума.
Второй ретрит был более определенным, я знала, куда я еду и что я там хочу получить. Он был и более простым в физическом плане.
Для меня это прекрасная возможность зарядиться энергией, вернуться к себе, получить информацию для практики и размышления, почистить свою голову от вторичных желаний (возможно не моих ) и в который раз вспомнить, что в этом мире для меня действительно важно, а что просто ерунда и бытовуха.
Мы ещё несколько месяцев точно поживем на Самуи и я планирую по возможности посетить ещё раз (не один раз надеюсь) Дипабхаван.
Буду рада, если кому-то эта информация окажется полезной и станет поводом для знакомства с практикой медитации.
Немного фотографий центра (фотографии взяты из блога Dipabhavan):