Предисловие:
В какой-то момент в жизни чего-то стало не доставать... вернее, освободившись от телевизора, радио и любых музыкальных приемников, от чтения беллетристики и чатов в интернете, удалив большее число контактов из разных соц-сетей и профиль в Одноклассниках, перестав "сладко спать" до 9ти утра, и неожиданно обнаружив, что мне очень нравится просыпаться в 6ть, и именно потому, что спешить некуда и дел у меня в это время по сути никаких нет... Все-таки чего-то в этой "новой" жизни по-прежнему не хватало и захотелось привнести очередную струю свежего воздуха. Медитация меня интересовала давно, но не было силы воли ей регулярно заниматься. Начинала ходить в группу по медитации раз в неделю, потом бросила, бывала на семинарах выходного дня, но после них энтузиазма ежедневно медитировать хватало от силы на неделю... мой ум продолжал скакать, «развлекая» меня внутренними диалогами, красивыми воспоминаниями о "прошлом"; загружая сомнениями, надеждами, мечтами о "будущем"... И вот я решила предпринять еще одну попытку остановить этот поток сознания и просто жить "здесь и сейчас"... На Новый год надо было строить планы, но ничего, кроме медитации, меня уже не интересовало. Я принялась искать варианты. Хотелось 10ти дневный курс непосредственно в новогодние праздники. Конечно, сначала обратилась к раскрученным семинарам Гоенки. Но, перебрав все точки мира, где существуют эти курсы, я, к удивлению, не нашла ни один, начинавшийся в самых последних числах декабря или в начале января... неужели не судьба?! В очередной раз просматривая любимый форум (ну чего только не найдешь на форуме Винского), я вдруг наткнулась на чудеснейший рассказ Инги (Snusnumrik) о ее опыте медитации в тайском монастыре Суан Мок. Как же мне повезло, ведь автор была там аж в 2004м году, а рассказ разместила только в 2011м! Именно он и определил мои планы.
Общая информация:
Монастырь Суан Мок, как я узнала уже там побывав, очень особенное и любимое в Таиланде место. Его создал известный филосов-аскет Буддадаса Бикху в 1932 году. Позднее при монастыре был открыт центр медитации, и каждый месяц с 1го по 10е число люди со всего света приезжают сюда медитировать. Изначально монастырь находился в "непроходимых джунглях", от железнодорожной станции Чайа, что по дороге из Бангкока с Сурат Тани, нужно было идти несколько часов пешком по лесным тропинкам, чтобы добраться до этого рая. Позже прямо мимо монастыря проложили оживленное шоссе. "Ну что ж, цивилизация нас догнала. Но убегать нет смысла," - примерно в этом духе прокомментировал случившееся настоятель. Теперь от Чайи вы за 10-15 минут домчитесь на мотике, а из аэропорта в Сурат Тани за полчаса доедете на такси. Главное, захотеть приехать.
В Суан Мок преподают метод медитации, который они называют Анапанасати или Внимание в дыхании. Первые дни предлагается заниматься медитацией концентрации, полностью концентрируя свое внимание на дыхании, либо на одной точке над верхней губой. Дальше начинается медитация проницательности или понимания. Она заключается в наблюдении за непостоянством, объектом наблюдения предлагается использовать то же дыхание или собственное тело.
Дорога и день регистрации:
Добиралась я поездом из Бангкока. Билет взяла в 1м классе с кондиционером, дуло так, что я одела на себя и куртку и шапку, благо вся теплая одежда, после 20ти градусных морозов в Москве, осталась при мне. В купе я ехала абсолютно одна. "Уже начинается..." – невольно подумала я. "Ведь в монастыре 10ть дней предстоит молчать, погружаясь только в себя, а тут заранее меня никто не тревожит."
В 6:30 утра, по расписанию, поезд остановился на полустанке. Но надпись была не похожа на название Чайа. "Это что за станция???!!!" – пришлось растолкать мужичка, посапывающего в тамбуре вагона. Он насилу продрал глаза, что-то пробурчал. "А Чайа когда?" "Следующая, поезд опаздывает". Дальше мы с этим мужичком (проводником-сменщиком) разговорились, я не удержалась и поделилась, что еду на медитацию в монастырь, боялась пропустить станцию, поэтому извините за такую бесцеремонность, что Вас разбудила. «Оооо, Суан Моооооок!» - сказал мужик и сложил ладошки перед гурдью, а потом поднял над головой и радостно закивал. Дальше он от меня не отходил. Принес чай, сообщил, что моя станция через 15 минут, сам понес мой чемодан в тамбур, выскочил вместе со мной из вагона и принялся показывать, где искать мотики, чтобы добраться в монастырь. Такая неожиданная забота очень тронула.
Моя самая главная тревога была - хватило бы места! Посколько запись на медитацию отсутствует, все работает по принципу “first come – first served”, то есть кто первый, того и записывают... мой неугомонный ум рисовал толпы жаждущих туристов, штурмующих центр медитации с раннего утра, занимающих очередь и толкающихся, чтобы только попасть! Подгоняемая такими мыслями, я даже не стала перекусывать или смотреть что-то в лавках деревеньки, а сразу договорилась с первым мотиком и, переполненная радости, понеслась к монастырю. В 15ти минутах езды от Чайи, прямо возле шоссе, расположен монастырь, а с другой стороны, примерно в 2х км от дороги, Центр Медитации. Я сразу рванула туда! А там... звенящая тишина и покой, у входа на веранду лежит несколько рюкзаков, улыбающаяся женщина машет мне, чтобы я проходила дальше. «Уф, кажется, успела!»
День регистрации можно считать вводной, но уже неотъемлемой частью программы. Хотя до вечера еще позволено разговаривать, но народ в основном молчал или негромко перешептывался. Многие сразу погрузились в себя и отключились от окружения. Как потом нам сообщили организаторы, примерно треть нашего заезда были «возвращенцы», люди уже проходившие медитацию в Суан Мок, многие не один, а 5 и даже 10 раз! Поэтому атмосфера сразу «наладилась». Также в этот день нас дважды покормили, как потом и в остальные дни: в 8мь утра поставили завтрак для уже прибывших, а около часа дня – обед.
Перед регистрацией дали почитать правила и распорядок дня. Правила заключают в себя восемь канонов морали для тех, кто ищет «нормальной, простой и более возвышенной жизни». Это не убивать (даже комаров); не брать чужого (привели пример, что даже чужим мылом или зубной пастой нельзя воспользоваться, если Вам не предложили... так что будьте внимательны); никаких сексуальных действий; не причинять другим вреда речью (мата там точно не будет ); не употреблять алкоголь и наркотики, включая никотин; не есть между полуднем и рассветом; не заниматься пением, танцами, не слушать музыку, не использовать украшения и косметику; не спать и не сидеть на «роскошных» ложах. Распорядок дня включал в себя подъем в 4 утра, несколько сессий медитации, как сидя так и в ходьбе, йогу, 2 приема пищи и 1 чай (на самом деле нас баловали горячим шоколадом), посещение термальных источников, несколько часов свободного времени... одним словом, сплошные удовольствия! Это не шутка.
После того, как я заполнила анкету и изучила правила, было короткое интервью с улыбчивой женщиной по имени Пэм. Она спросила, чего я ожидаю от ретрита. «Хочу научиться медитировать, чтобы потом сделать это ежедневной практикой.» «Ну что ж. Мой совет: Вы больше наслаждайтесь, природой любуйтесь... не думайте о целях. Тогда возможно что-то и получится. Надеюсь, Вы останетесь с нами до конца.» Последняя фраза немного насторожила. У меня даже в мыслях не было, что я могу уехать... Как потом узнала у бывалых, в среднем 30-40% участников до конца не выдерживают. Отъезды начинаются уже после первого и продолжаются до самого последнего дня. Так потом и оказалось.
После интервью оплачиваешь регистрационный сбор, 2000 бат (это единственная трата за 11 дней пребывания), получаешь бутылку для воды (на прокат), девушки еще саронги для купания, и ключик от кельи. Также нужно записаться на какое-нибудь общественно-полезное дело (уборка помещений и территории, сжигать мусор, помагать в столовой). Я записалась разметать одну из дорожек. Лучше записываться пораньше, а то можно попасть в просак, как случилось с одним парнем из Италии, но об этом ниже. Проживание – в отдельных кельях-комнатушках, находящихся по периметру большого открытого двора. Дают москитную сетку и одеяльце. Спать предполагается на тонкой циновке, а голову класть на деревянную подушку. Кажется, большинство девушек все-таки положили себе что-то помягче – коврики для йоги или пенки. Я тоже привезла из дома маленький матрасик, а под голову свернула шерстяной платок – спала все ночи замечательно. В открытом дворе общаги находятся небольшие бассейны для стирки и умывания, а также несколько туалетов – никогда не было очереди. На территории центра есть магазинчик, где можно купить вещи первой необходимости... например, спрей от комаров, свечи, стиральный порошок и даже одежду.
День пробежал незаметно. В четыре нас собрали на первую ознакомительную лекцию под навесом для медитации. Каждый уже заранее зарезервировал себе место, которое потом не менялось все 10 дней. Для удобства сидения были предложены подушки разных размеров (просили не брать больше 3х подушек на человека), скамеечки, а в конце навеса даже стояли стулья. По началу на стул села только одна дама. К концу курса человек 15 пересели на стулья. Хорошо, что такая возможность существует. Забегая вперед скажу, что самым трудным из всего для меня оказалось именно сидеть (кстати, самым легким – молчать ). Через 2 дня я поняла, что ноги перестали гнуться, таз и колени нестерпимо болят, и даже получаса спокойно просидеть я не могу. Тогда начала экспериментировать со скамейкой и подушками... кое-как нашла приемлемые позы. Но до конца курса меня не покидала мысль: «А как оно, интересно, медитировать и не ощущать ну вообще никакого физического дискомфорта!» Именно тогда я поняла, зачем уже пару лет хожу на йогу... и зачем теперь буду ходить еще чаще. Тело не должно мешать сознанию. Всего на курс приехало около 70ти человек (40 мальчиков и 30 девочек), из 25ти стран. Из России были еще две девушки, с ними я познакомилась уже в последний день. Про ребят не знаю, так как общение с ними было совсем ограничено. Мы медитировали и кушали в разных секциях и практически не пересекались.
Один прекрасный день
Почему «один»? Программа повторялась день за днем. Где-то на 3й день, я поймала себя на мысли, что с самого пробуждения и до отхода ко сну четко повторяю одни и те же действия. Даже в свободное время я делаю каждый день то же самое: после завтрака - убираю келью или стираю одежду, после обеда - делаю растяжки или отдыхаю, после шоколада – наблюдаю закат и купаюсь в источниках. Одним словом, живу по заведенному мной же порядку. Я выпивала одинаковое количество чая за завтраком и обедом, в одно и то же время набирала питьевую воду, проходила одно и то же количество кругов вокруг озера на закате... Это делалось не специально, просто так получалось. Вобщем, когда на 4й день нам неожиданно провели мотивационную беседу, мол, 3й и 4й дни самые сложные, терпите, потом будет легче... я на минуту очнулась и подумала: «А какая разница, 2й сегодня день, 4й или 8й? Это же по сути один и тот же день, который мы проживаем снова и снова. Единственное, что меняется – это глубина внимания, которое я уделяю одим и тем же действиям, и продолжительность отрезков блаженной тишины, в которую я погружаюсь во время сидячей метитации.
4 утра. Звонит колокол – пора вставать.
Каждое утро меня переполняла радость, что начинается новый прекрасный день. Вставать в 4 утра мне очень понравилось, усталости не чувствовалось. Я ловила себя на мысли: «А какого это вставать так рано и с такой радостью каждый день в обычной жизни? Что мне, интересно, мешает?» Приятно, когда ломаются прихологические барьеры. Например, когда-то я год за годом спала до 9ти утра и искренне считала, что тем, кому приходится вставать в 7мь, просто очень в жизни не повезло. Потом я открыла красоту утра, начала вставать в промежутке с 6ти до 7ми, и не потому что нужно, а потому что хочется. На одном из семинаров по йоге кто-то сказал: «Ну 6ть – это уже суетное время. Вставать надо часа в четыре, чтобы заниматься своими практиками в настоящей тишине.» «Ну это для святых или для дураков,» - возник тогда внутренний протест. «В «нормальной» жизи это точно не случится, так что даже думать об этом бессмысленно.» И вот-с, пожалуйста. Я встаю в 4е утра, переполненная энергией и предвкушая очередной длинный и интересный день.
В 4:30 – утреннее чтение. Нам читали небольшой отрывок текста о чем-то важном. Например, о магии утра, об умении слушать, о природе и наших с ней отношениях... Смысл ложился на открытый и спокойный ум, проникая очень глубоко... было прияно просто наблюдать, как глубоко может проникать информация, когда ей не мешают никакие внутренние и внешние раздражители. Почле чтения – короткая медитация.
В 5:15 – йога. Это был праздник тела. Оно требовало растяжки и откликалось бешеной благодарностью на каждую новую асану. Полтора часа йоги пробегали, как мгновенье... каждая мышца трепетала в ожидании внимания. Когда йога заканчивалась, было ощущение конца классной вечеринки... когда уже пора уходить, но так хочется еще задержаться и продлить это веселье. После шавасаны организм полностью пробуждался, уже не на шутку хотелось есть, все-таки с часу дня ни крошки во рту. Но до завтрака еще больше часа, лучше об этом пока не думать. Минут 5 я любовалась прудиком с прекрасными лотосами, прямо возле нашего павильона для йоги. Они уже полностью раскрылись, хотя рассвет еще не наступил. Потом медленно подходила к озеру, из-за которого начинали выстреливать первые лучи солнца. Несколько человек каждое утро молча встречали рассвет.
7:00 – лекция и медитация. Лекцию обычно читал бывший настоятель монастыря, 80ти летний монах. Он говорил простыми, короткими фразами, зачастую повторяя одно и тоже на разные лады. Говорил о счастье и страданиях. Когда на 3й день я, зевнув, подумала, что утренняя лекция, кажется, постоянно об одном и том же... я вдруг поймала волну невероятной доброты, идущей от настоятеля. Тут меня осенило, что вообще-то неважно, что именно этот человек говорит, от него идет такая благость и любовь, что просто купаться в них и отдавать доброту назад – великое счастье. Настоятеля я очень полюбила. Несмотря на свои восемьдесят, он пышет энергией, очень активно развивает центры медитации, открыл еще один центр на острове Самуи, где теперь проходят курсы для иностранцев, а также отдельно для русских слушателей. После короткой лекции, полчаса медитации... в преддверии завтрака она была особенно сладка .
8:00 – завтрак. Все выстраивались в очередь к котлу с рисовым супом. На завтрак давали всегда одно и то же... рисовый суп, который в последний день многие участники вспоминали недобрым словом и бананы. Суп был действительно не очень... в первый день меня чуть не вывернуло, потом привыкла. Оказалось, что главное – не переедать. Если положить два полных половника супа в тарелку (от жадности), то, конечно, плохо станет. А если пол-половничка, то съешь и еще похвалишь. Бананов можно было есть сколько хочешь, на них то все и отрывались. Чай представлял собой кипяток, в котором плавала какая-то травка. Я с удовольствием выпивала по 3 кружки чая, закусывая сладкими бананами. Но не все так сразу. К еде мы приступали только после того, как все участники сядут на места, и мы все вместе вслух прочитаем речевку. «Я ем эту еду с мудрыми намерениями. Не для игры или удовольствия, не для красоты или перенасыщения, а для того, чтобы поддерживать это тело живым и здоровым, чтобы оно могло жить духовной жизнью. Я отпускаю все негативные мысли и не позволяю новым появляться. Таким обзазом, процесс жизни продолжается, без вины, в легкости и с миром.» По утрам эти слова звучали особенно проникновенно, так как почти 20 часов без еды давали себя знать.
Продолжение следует...