Аланды.08.08.19гУтренний паром был в 7 утра, поэтому встали мы совсем рано
Когда подъехали к причалу, паром уже стоял
Заплатили по 6 евро за билет. У меня опять сложилось впечатление, что паром ушел чуть раньше. На пароме кроме нас был еще мужик с великом, но не велотурист, знакомый нам немецкий кемпер, пара фур и еще 2-3 машины. Все водили сразу пошли в буфет завтракать. Тут оказался просторный и теплый салон.
Вай фай тоже был. Ехать всего 40 мин.В Åva выгружались через нос.
Еще и 8 нет, а мы уже на острове, но на ближайший паром мы не успеваем никак, а дневной аж в 15-15. Что делать все это время мы будем, не совсем понятно. У соседнего причала стоит крохотный паромчик на остров Jurmo.
Знаю, что туристы туда катаются ( и проезд бесплатный), но в наши первоначальные планы посещение острова не входило - я не увидела на фото там ничего интересного и не хотела тратить время. А теперь у нас расклад иной, можно и прокатиться. Пока мы размышляли паромчик ушел, но ходит он часто, поэтому вскоре вернулся. Наверное, это самый маленький автопаром из тех, что мы пользовались когда-либо, но он оказался весьма вместительный.
И даже тут есть туалет и крохотный салон.
Плыли всего минут 15. Мы хотели прокатиться по острову, но от капитана мы поняли,что ожидался перерыв, мы не стали рисковать,решили вернуться тем же паромом.
Так что на Jurmo мы покрутились только рядом с пристанью. Если, честно, поселки, пристани и острова на Аландах , ну очень похожи. Так что меня совершенно не расстраивает, что это остров мы не посмотрели толком.
Вернулись на Åva и поехали по совершенно пустынной дороге
С паромов машины уезжают и все, движение почти нулевое.
Знаменитые арландские номера
У нас есть коллекция американских номеров, но местный, к сожалению,найти не удалось.
До следующего парома всего 22 км и вагон времени, поэтому ехали мы в весьма прогулочном темпе. Пейзажи приятные - сосновые леса и камни, покрытые мхом, которые я очень люблю, но в целом , если бы не красное покрытие дорог - то весьма типичный финско-карельский пейзаж. Думала, дальше пойдут мосты и заливы, будет интереснее.
Но честно говоря, все мы воспринимали весьма обыденно.
Вроде симпатично, но то ли мы не выспались, то ли ожидали более яркие пейзажи, но как-то не цепляло.
Где-то набрали диких яблок. Кисловаты и жестковаты, но чего только в походе не съешь :-)
Проехали немного в сторону Fiskö, но пейзажи ничем не отличались, решили ехать на Брандё и где-нибудь на берегу провести время - солнце вышло наконец-таки из-за туч и стало как-то веселее.
Только мы задумались, где мы встать , как увидели указатель пляжа. Съехали. Оказалось, что пляж на выбор - можно на песке или на большой скале, есть и столы для пикника, и раздевалки и, кажется, был даже туалет ( 60.404164, 21.028863)
До этого мы почти не видели людей, только редко проезжающие мимо машины и лодки вдали. А тут место оказалось популярное, для Аланд непривычно многолюдное, но приятное. Вскоре даже пришла большая группа детей. Явно какой-то лагерь. Вода была холодная,но они отважно прыгали в воду с трамплина.
Мы и пообедали и позагарали, так расслабились, что потом до парома гнали - я боялась, что мы опять можем опаздать.
Когда приехали к причалу, погрузка шла полным ходом, на паром стояла очередь. Нам контролер махнули рукой, и мы проехали вне очереди. Нашими билетами никто не заинтересовался. Еще накануне, я решила проблему аландского транзита так. Паром Torsholma-Hummelvik делает 3 остановки на островах Lappo,Kumlinge и Enklinge. Если к нам предерутся насчет транзита, то выйдем на Kumlinge. Оттуда можно попробовать уехать вечерним паромом в Hummelvik , может там попадется небдительная смена или закроют глаза на транзит.Или утром можно будет уехать другой линией в Långnäs на главном острове. Но нас и тут никто не проверил, поэтому мы сразу поплыли в Hummelvik.
Паром, как я писала выше, делает три остановки и идет 2,5 часа.
Этот переход нам понравился намного больше, чем утренний. Вай фай был, хорошая погода, типичная для паромов , где много туристов, праздничная атмосфера, приятные пейзажи.
После Enklinge, острова все как-то уплыли в даль, мы шли по почти открытому морю.
В Hummelvik прибыли около 6 вечера. Около парома тусовалась группа велотуристов.
По плану мы должны были сюда прибыть еще утром, а завтра утром отчалить на материк, но ясное дело, это уже нереально. Но надо попытаться отыграть хотя бы полдня. Мы кстати, еще не на главном острове, а на Vårdö. Сразу появились указатели веломаршрутов.
Остров нам понравился сразу.
Как-то все намного ярче, хоть и какое-то игрушечное :-) Пушка перед домом, например, смотрится немного забавно, но мило.
Когда-то здесь была очередная королевская почтовая дорога. Ну вот столбы типа с тех времен :-)
Ящички здорово соседи оформили. В Норвегии не припомню ни одного случая , чтобы была такая своеобразная кооперация.
Природа мне почему-то тоже показалась поярче Брандё. Хотя может это просто вечернее солнце и общее хорошее настроение повлияли на впечатление
Где-то еще в начале приостановились у автобусной остановки, деревянной и сильно закрытой. Так там внутри оказался настоящий бар. Народ оставляет недопитые бутылки, стаканчики одноразовые :-). Юля даже попробовала пару ликеров.
До парома в Töftö всего 11 км. Тут паром -мост, ходит часто, где-то раз полчаса.
Строго говоря мы все еще не на главном острове, а на Prästö, но дальше паромов больше нет.
Наша цель максимум - доехать до темноты до Мариехамна, а минимум - уехать как можно дальше, при этом посмотрев аландские достопримечательности. Первая совсем близко - крепость Бомарсунд. Честно говоря, изучив фото в интернете я относилась к ней весьма скептически. Если бы не была она по дороге, вряд ли бы мы к ней поехали.
Но погуляли среди остатков стен с удовольствием, почитали с интересом информационные щиты, написанные на русском и полюбовались окрестностями - место для крепости наши предки выбрали красивое.
Еще сильно впечатлили размеры. Когда мы уже покатили дальше, долго еще проезжали остатки стен и руины крепости.
Дорога была абсолютно пустая, и хотя от моря мы уехали, пейзажи радовали. Какое-то все ярко зеленое, а хутора, остановки, даже дорожные знаки - пестрые и симпатичные.
Следующим номером нашей программы было посещение единственного замка на островах - Кастельхольм. Поэтому сворачиваем с трассы и едем к нему. Как -то я не обратила внимание, что тут еще есть музей под открытым небом.
Любимая шведская тема - быт старой шведской деревни. Конечно, все домики были закрыты, но территория не огорожена, можно прогуляться в любое время. И познавательно и место симпатичное. Рекомендую.
Подзастряли тут прилично. Оттуда скатились к замку.
Не, где-нибудь в Чехии или даже Польше его бы замком никто не назвал бы - просто большой старый каменный дом в полуразрушенном состоянии.
Кажется, что целых помещений там нет, и смотреть там нечего. Однако есть касса и посещение замка платное. Конечно, никого там уже не было. Зато работал туалет, где мы и заправились водой для ночевки - уже смеркалось, надо было вставать. Выехали на трассу, уже почти в темноте проехали место с обзорной вышкой. Не останавливались, но как-то не заинтересовало вообще. Доехали до перекрестка в Godby и где-то вскоре встали в большом сосновом лесу. Мимо ходили олени. Когда уже поужинали и убирались, пошел дождь. Вовремя :-)
За день воспользовались 5 паромами, проехали кучу мостов и островов и накрутили 62 км на велосипедах. День получился насыщенный.