Western KyotoВ японской художественной литературе Киото часто называют старая столица, древняя столица. И в самом деле, город Киото являлся столицей Японии и местом жительства Императора и его семьи с 794 по 1868 год... Начиная с 13 века город выступал как религиозный центр. Различные буддистские школы имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости отсюда.
Два из самые известных храмов Японии - Ryoan-ji и Kinkaku-ji Temple находятся на западе Kyoto.
С утра встала пораньше - надеялась, что народу будет поменьше. Пожилая жена хозяина рекана предложила довезти меня до Ryoan-ji (большое ей спасибо. Как выяснила потом, автобусы от рекана ходят примерно раз в час и после завтрака мне бы пришлось потратить достаточно много времени на его ожидание, кроме того, автобусы до этих храмов не идут, надо пересаживаться).
Маршрут планировала по буклету "Kyoto&Vicinity Walking Guide" (он есть и на сайте Welcome to Kyoto
http://www.pref.kyoto.jp/visitkyoto/en/ ... index.html ) - пришлось немного подкорректировать Ryoan-ji - Kinkaku-ji - Toji-in - Ninna-ji.
Еще про эту часть Киото можно почитать у Евгения Кручина в В КИОТО, У ПОДНОЖИЯ ГОР КИТАЯМА
http://ru-jp.org/kitayama.htm и ЗОЛОТОЙ ПАВИЛЬОН (КИНКАКУДЗИ)
http://ru-jp.org/kinkaku.htmИтак, первым был
Ryoan-ji - храм Дзэн. Главная достопримечательность храма - сад камней, самый известный из подобных в Японии. Он состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия. Кроме того, в храмовом парке можно любоваться цветение сливы, которую я и обнаружила по дороге к саду камней
К сожалению, полюбоваться садом камней в тишине и покое не удалось - над храмом реставрировали крышу и, не смотря на раннее утро, в храме оказалось много школьников (вообще, у меня сложилось впечатление, что в этот день школьники соревновались, кто больше храмов успеет посетить...). Наверное поэтому, сад камней меня разочаровл - небольшие камни лежат на песке, за ними забор, раскрашенный непонятным цветом... и много народа... С трудом удалось сделать несколько фотографий и осталась мечта побывать здесь, когда закончатся реставрационные работы и, возможно, еще раньше утром...
Вот на первой и второй фотографиях видно, что идут реставрационные работы:
По веранде здания имеет смысл пройти на другую сторону - там находится другой сад, пейзажный, и в нем хранится знаменитый каменный сосуд для омовения рук цукубай. Надпись на нем с секретом: для того, чтобы правильно ее прочесть, нужно четырежды учесть в качестве элемента иероглифов центральное отверстие для воды, кото-рое имеет форму квадрата. Текст, составленный из дополненных таким образом знаков, еще раз возвращает посетителей к известному дзэнскому речению "Варэ тада тару-о сиру" - что-то наподобие "Я знаю лишь необходимое" (текст взят у Евгения Кручина).
Пейзажный сад мне в этот раз понравился больше. А вот и сосуд...
При выходе сфотографировала макет сада камней
Далее пошла по рекомендуемому маршруту... Храмовый парк очарователен, стоит в нем побывать...
От Ryoan-ji пошла к
Kinkakuji (Золотому павильону), еще одному храму дзэн, также известеному как Rokuonji. Золотой павильон является символ города Киото.
Идти по дороге минут 15-20, заблудиться сложно.
Как всегда, по территории храма ведет маршрут (route), можно встать прямо напротив храма и его сфотографировать - для этого надо от входа уйти немного слева - там стоит толпа народа, фотографирующего храм. Я же делать этого не стала и пошла сразу по маршруту. Храм и впрямь великолепен! Правда, первый этаж белого цвета, поэтому постаралась сделать фотографии, чтобы его не было видно.
Над крышей храма - великолепный золотой феникс, который то ли пытается взлететь, то ли парит над храмом...
Приведу цитату из книги Юкио Мисима "Золотой храм" (Перевод с японского Григория Чхартишвили):
"Все, что могло быть известно подростку моего возраста о Золотом Храме, я, разумеется, знал. В случайно попавшей мне в руки книге по искусству история Храма излагалась следующим образом.
«Сегун Ёсимицу Асикага (1358–1408) получил в дар от рода Сайондзи усадьбу Китаяма и построил на этом земельном участке обширный дворцовый ансамбль. Архитектурный комплекс состоял из построек религиозного назначения: Усыпальницы, Храма Священного Огня, Зала Покаяния, Храма Очищения Водой, а также ряда светских зданий: Главного Дворца, Дома придворных, Зала совещаний, Дворца Небесного Зеркала, Башни Северной Звезды, дворца „Родник“, Усадьбы Любования Снегом и прочих сооружений. Самые большие средства были затрачены на строительство Усыпальницы, которую позднее стали называть Кинкакудзи – „Золотой Храм“. Теперь уже невозможно с точностью установить, когда именно возникло это название, однако не ранее междоусобной войны 1467–1477 годов. А в эпоху Буммэй (1469–1487) новое название Усыпальницы уже было широко распространено.
Кинкакудзи – это трехэтажная башенка, стоящая над широким Зеркальным прудом, построена она, видимо, около 1398 года (5 й год эпохи Оэй). Первый и второй ярусы выдержаны в классическом усадебном стиле «синдэн дзукури», здесь применяются «ситомидо» – двери, поднимающиеся кверху. Третий ярус Золотого Храма представляет собой квадратное помещение со стороной в три кэна оформленное в строгом соответствии с канонами дзэн буддизма. В зал ведет деревянная дверь, справа и слева расположены оконца. Четырехскатная крыша здания, покрытая корой кипариса, выдержана в стиле «хоге дзукури» и украшена фигурой феникса из позолоченной меди. Монотонность композиции храма нарушает Рыбачий павильон с двускатной крышей, выходящий к самому пруду. В целом Кинкакудзи, с его плавным наклоном крыши и легкой, изысканной структурой деревянных стен, является шедевром гармонии в садовой архитектуре, соединившей элементы усадебного и буддийского зодчества. Золотой Храм дает нам представление о вкусах и характере сегуна Ёсимицу, приверженца классической придворной архитектуры, и прекрасно передает атмосферу той далекой эпохи.
Согласно завещанию Ёсимицу, после его смерти дворцовый ансамбль Китаяма был передан во владение секте Дзэн и стал называться храм Рокуондзи. На протяжении веков часть зданий разрушилась, часть разобрали и перенесли на новое место, лишь Золотой Храм каким то чудом уцелел в первозданном виде…»"
И еще фотографии (на них, как я понимаю, справа виден Рыбачий павильон)...
За Золотым павильоном находится пейзажный парк:
По дороге находилась плошка для пожертвований. Японцы кидали в неё монетки. Бросила и я... Первая, пробная, попала в самую маленькую... А я желание загадать не успела ... Хотя, оно у меня одно - еще раз побывать в Японии... Может, и сбудется...
Золотой павильон, парящий над деревьями...
и скрывшийся в ветвях...
Вышла с территории храма, решила перекусить - почти рядом находится Dining space Kinkaku - один из японских ресторанов с буфетом, где количество принятой пищи ограничивается только временем - 50 минут. Можно взять темпура, тофу, вообще, представлена киотсткая кухня. Стоит такой обед, если не ошибаюсь, 1800 йен для взрослого. Подкрепившись, пошла к Toji-in Temple, который скрывается в жилых кварталах, найти его не очень просто. Пройти к нему можно по территории Ritsumeikan University, который находится почти напротив Ryoanji, - я уточнила дорогу у служащего, сидящего в кабинке при входе - он нарисовал мне дорогу на плане университетской территории...
В
Toji-in Temple было тихо и малолюдно... Храм известен своим садом.
При входе надо переодеться в тапочки, гуляя по веранде можно любоваться садом...
Странная каменная чаша
Для того, чтобы выйти в сад, надо надеть уличные тапочки (зеленые тапочки по выше оставили гуляющие в саду)...
И сам сад. В нем круглый год есть цветущие растения:
Чайный домик. Увы, не работал....
и прогулка по саду. Интересно, что мох был разного цвета:
Следующим на моем маршруте был Nina-ji Temple. Когда мы проезжали мимо него хозяйка рекана советовала его посетить, сказав, что он менее известен, чем Ryoan-ji и Kinkaku-ji.
Опять процитирую Евгения Кручина:
"К северу от холмов Нарабигаока находится еще более древний буддийский храм Ниннадзи, основанный в 888 году, или, иначе, в 4 году правления под девизом Нинна ("Добро и мир") императором Уда (867-931) согласно завещанию своего отца, императора Коко (830-887). Немного позднее Уда, еще находясь на троне, принял монашеский постриг и удалился в эту обитель, положив таким образом начало традиции правления императоров-иноков. С тех пор настоятелями Ниннадзи становились только представители императорской фамилии.
Сооружения храма в большинстве своем были перестроены из зданий загородного императорского дворца, поэтому его называют также Омуро Ниннадзи - Благородные покои в Ниннадзи, а многие из залов сохраняют свои названия еще с тех времен, когда они действительно служили императорскими покоями. Так, Главный зал, находящийся слева от ведущих на территорию храма Ворот дэвов (Ниомон), носит название Готэн - Высочайший дворец. Кажется, сохраняет хэйанское великолепие и замечательный сад с прудом, окруженным соснами, кленами и кустами азалии, который разбит у зала Синдэн. Особенно приятно обнаружить в глубине сада, среди густой мягкой зелени, чайный домик "Павильон бегущих волн" (Хитотэй)."
Как раз к Благородным покоям я и пошла...
Одна из росписей:
двор, посыпанный гравием
и еще немного фотографий
Вдалеке виднеется пагода
Почему-то поразили двери... Кстати, на первой фотографии видна воздушность японских строений
Изящная пятиярусная пагода. За моей спиной - великолепный сакуровый сад. Хотела бы оказаться в нем в конце марта!
На территории сада шла обработка деревьев. Судя по тому, что дорогу посетителям не перекрывали, деревья мыли простой водой...
От храма до моего рекана остановки две на автобусе, решила пройти их пешком... Вот фотография одного из зданий рекана - на втором этаже (там, где окна с циновками) моя комната - очень большая, с удобствами.
Кстати, в этом рекане можно воспользоваться компьютером с бесплатным интернетом... Ужин - в ресторане, располагающемся на первом этаже здания, заранее ужин можно не бронировать, а выбрать в меню, цена будет та же.
Забавно - когда я ужинала, пришла семья с собачкой - абрикосовым пудельком... После того, как собачка стала себя плохо вести (бегать всюду), она была водворена в клетку, которую хозяева принесли с собой...
И тогда еще я думал, что надо написать рассказ, как Япония - затянула, заманила, утопила, забучила иностранца, точно болото, точно леший...
Б.Пильняк Корни японского солнца