В 2003 году Alanа отправили по работе в Японию. Это был его первый выезд за границу, который открыл совершенно другой вполне реальный мир и подарил массу новых впечатлений. По возвращении мой будущий супруг настолько заразительно рассказывал об этой замечательной и необычной стране, что через год, когда встал вопрос о том, где провести медовый месяц, ответ был очевиден. Но сейчас не об этом. Главное - у человека появилась мечта. Нет, ни какая-нибудь материально-приземленнная в виде нового авто или квартиры, а очень даже возвышенная - встретить рассвет на вершине Фудзи. Конечно, тогда в 2003-м эта идея казалась из области фантастики, но не прошло и четырех лет, как мы сидели в кафе с билетами в Ниигату и строили планы на празднование тридцатилетия Алана на вершине той самой Мечты.
Гора Фудзи - одно из главных мест почетания и поклонения в Японии. Поэтому, каждый японец считает своим долгом хотя бы раз в жизни совершить восхождение на священную гору. Считается, что это способствует очищению души, а встреча рассвета на вершине приносит счастье и удачу. Не знаю, как обстоят дела с японскими душами и счастьем, но даже, несмотря на то, что для нас - иностранцев Фудзи не является предметом культа, шикарные виды действительно настраивают на спокойствие и позитив, а довольно трудный подъем позволяет полностью отключиться от посторонних мыслей и методично продвигаться к вершине.
Официально подъем на Фудзи разрешен два месяца в году - с 1 июля по 31 августа, в остальное время подъем нежелателен, а часто даже опасен из-за довольно жестких погодных условий. Да и горные хижины, специально предназначенные для отдыха, в несезон закрыты, а это значит придется на себе тащить какую-то дополнительную снарягу для привалов в условиях сильного ветра и низких температур.
Существует четыре основных маршрута подъема на вершину: Kawaguchi (Yoshidaguchi) trail, Subashiri trail, Gotemba trail и Fujinomiya trail. Каждый из них поделен на участки десятью станциями и имеет свою, так называемую, 5-ю станцию, с который, собственно, большинство людей и начинает подъем, так как именно оттуда идут обозначенные утоптанные тропы.
Подняться на вершину к рассвету можно двумя способами. Первый состоит в том, чтобы выйти с 5-й станции в районе 10 вечера и с небольшими передышками достичь вершины к рассвету. Этот способ более сложен в физическом плане (есть опасность испытать "прелести" горной болезни), да и подниматься все время в темноте, упуская замечательные виды, открывающиес по пути, совершенно неинтересно. Второй вариант - начать подъем во второй половине дня, добраться к закату к 7-8 станции, поужинать, поспать несколько часов в одной из хижин, а затем, с новыми силами двинуться на вершину. Он проще, и нам неспортивным "типам гражданской наружности" показался наиболее подходящим.
Мы выбрали самый популярный и удобный, если ехать из Токио (а именно там мы находились) маршрут - Kawaguchi (Yoshidaguchi), 5-я станция которого находится на высоте 2305 метров над уровнем моря.
Подъем с нее на вершину занимает 5-7 часов, спуск - 3-5, в зависимости от уровня подготовки. А добраться туда можно автобусом:
с Shinjuku St. - 2600 йен в одном направлении (2ч 20 мин);
с Kawaguchiko St. - 1500 йен в одном направлении (50 мин), 2000 - туда и обратно, которым мы по пути туда и собирались воспользоваться
и с Shizuoka St. - 3900 йен в одном направлении (1ч 40 мин), 5800 - туда и обратно.
Как попасть на 5-е станции других маршрутов можно посмотреть здесь.
Добраться из Токио до Kawaguchiko St. можно на автобусе, JR или машине. Если вы едете с запада - Нагои, Осаки, Киото, то вам больше подойдет Fujinomiya trail, правда разнообразие транспортных средств, с помощью которых можно попасть на Fujinomiya Station, сузится до автобуса и автомобиля.
Учитывая, что мы стартовали из Токио, выбор пал на автобусный вариант с Shinjuku St. (можно еще с Tokyo St.), и за день до старта поехали на Shinjuku, разведать обстановку и купить билеты. Hakone Free Passes продают в Odakyu Sightseeing Service Center - на первом этаже Odakyu Department Store (западный выход (F1) c Shinjuku Station) и позволяют неограниченно пользоваться некоторыми поездами, автобусами и получать скидки при посещении достопримечательностей и аттракционов. Помимо билетов, мы разжились буклетами и прочей полезной информацией по маршруту.
На следующее утро, собрав рюкзак с теплыми вещами, купив сендвичи и воду в 7/11, мы отправились на Shunjuku St.. Из объяснений в Центре и обозначений на карте мы примерно поняли с какой платформы отходит наш автобус, но заранее проверить не удосужились. Утром из-за обилия подземных переходов и выходов со станции, нужное направление мы нащупали не сразу. А так как времени до отправления автобуса оставалось в обрез, пришлось слегка понервничать. Поэтому, настоятельно рекомендую все выяснить заранее (даже, если вы, как и мы отлично ориентируетесь и пользуетесь метро и выходами из него) или приехать заранее, чтобы было время на ошибку. Не забывайте, что с английским в Японии все не так просто, а значит распросы прохожих могут не дать результата.
Итак, точно по расписанию наш автобус отправился с Shinjuku St.. Дорога заняла часа два и была довольно комфортной. За это времы мы успели еще раз проштудировать имеющийся наглядный материал и полюбоваться из окна небольшой частью заветной горы, плотно укутанной облаками.
На Kawaguchiko St., названную в честь расположенного здесь озера, мы прибыли примерно в полдень.
Немного осмотревшись, прикинув, что раньше 15:00-15:30 на 5-й станции нам делать нечего, а значит выезжать раньше 14 часов смысла нет, мы решили осмотреть окрестности. Зашли в Tourist information,чтобы заполнить пробелы в представлении о предстоящих перемещениях, набрали проспектов, побродили по тихим улочкам, и даже устроили себе прогулку по озеру вместе с оравой японских школьников.
Озеро оказалось очень живописным, правда нависающая дымка не дала возможности отразить всей красоты в фотографиях. (кстати, по нашим Hakone Free Passes была скидка на билеты, какая не помню, но конечная стоимость составила 720 йен, главное не забыть об этом напомнить в кассе.
Была идея еще поехать в расположенный неподалеку парк развлечений Fulikyu Highland с американскими горками, но во-первых, было недостаточно времени для полноценного погружения в мир атракционов, а во-вторых не хотелось перегружать организм перед подъемом.
Потом мы пообедали в маленьком ресторанчике, купили билеты на автобус к 5-й станции, который в сезон ходит примерно раз в 50 минут-час и стали ждать.
Что касается подготовки, в принципе, подъем на Фудзи не требует никаких особых навыков, и вполне преодолим без какой-либо специальной физической подготовки. Кому-то будет легче, кому-то тяжелее, но дойти до вершины совершенно реально, учитывая, что даже очень пожилым японцам, коих там немерено, это под силу. Зато нужна подготовка другого плана. Во-первых, это обувь. Дабы облегчить и сделать подъем, а особенно спуск, максимально комфортными, советую обзавестись трекинговыми ботинками. Не найдя в нашем городе женских ботинок, я отправилась покорять вершину в кроссовках. По пути наверх никакого дискомфорта не было (хотя конечно лучше, чтобы голеностоп был зафиксирован), а вот на обратном пути я уже о них мечтала. И так довольно нудный четырехчасовой спуск был "приукрашен" постоянным вытряхиванием из кроссовок вулканического песка, который жутко натирал ноги. Ботинки же Алана напротив проявили себя лучшим образом, не пропустив во внутрь ни песчинки, более того, после чистки щеткой приняли практически первозданный вид. Во-вторых, одежда. Несмотря на то, что в сезон подъема на улице лето, на вершине довольно холодно. Мы начинали свое восхождение в футболках, и по мере захода солнца и приближения к вершине, постепенно обрастали одеждой. Ни я, ни Алан совершенно не пожалели, что взяли с собой зимние вещи (теплые, куртки, шапки и перчатки). А в 4 утра на вершине при температуре около нуля и сильном ветре они были очень к месту. В-третьих, полезный инвентарь. Если, как в нашем случае, подъем планируется в темное время суток, пригодится налобный фонарик, который отлично светит, при этом оставляя свободными руки. Руки же можно занять палкой (посохом), которую можно купить в сувенирных магазинах на 5-х станциях. Помимо роли сувенира с японским флагом и бубенцами, или без оных, палка еще и очень удобна в качестве опоры при подъеме и спуске. Более того, на каждой из станций за 100-200 йен на нее можно поставить клеймо с соответствующей уровню символикой, что мы и делали, собрав почти полную коллекцию. Многие "покорители вершины", боясь горной болезни, покупают кислородные баллончики, но мы обошлись и без них. Желательно, но не обязательно запастись водой и какой-нибудь едой. Все это конечно можно купить на 5-й станции или в одной из горных хижин, но там, естественно, будет значительно дороже. Учтите, что весь произведенный по пути мусор вам придется забрать с собой - такова политика "национального парка Фудзи"
В 14:30 мы сели в автобус до 5-й станции и через час были уже на месте. 5-я станция маршрута Kawaguchiko находится на высоте 2305 метров и представляет собой небольшую площадь с "кафешками", сувенирными и продуктовыми магазинами и непрекрощающимся потоком уходящих на трекинг и возвращающихся с него людей.
Мы побродили по магазинам, купили палки с флагами и бубенцами, отложили покупку игральных карт с видами Фудзи на обратную дорогу (о чем я теперь конечно же жалею. Не повторяйте наших ошибок!), оценили местные туалеты (здесь они уже платные и достаточно грязные, так как нет водопровода) и выдвинулись в путь. Можно было еще сходить в расположенный здесь же синтоистский храм, но мы решили не задерживаться и ровно в 16:00 вышли на "тропу".
Первый час походил на приятную прогулку, так как дорога была достаточно пологой, а мы полны сил и энергии. Желающих покорить вершину оказалось довольно много. Их возраст варьировался от 5 и до бесконечности (не берусь точно определять вораст пожилых японцев, так как обычно недооцениваю их лет на 15), из чего я сделала вывод, что нам это точно по силам. Народ шел неспеша, останавливаясь перекинуться парой слов с проходящими и пофотографироваться. Туман портил фотографии, но периодически он рассеивался, и все с жадностью наверстывали упущенное.
Я очень оценила взятую с собой ветровку, так как в ней мне было сухо и комфортно, несмотря на "молоко", в котором мы шли.
Спустя 40 минут мы достигли 6-й станции (2390 м), где поставили на посохи первое клеймо (идея привезти домой в качестве сувениров палки, полные отметок, стала навязчивой, и мы методично, станция за станцией, ее претворяли в жизнь), а в 17:30 уже фотографировались возле указателя 7-й (2700 м). Это означало, что мы опережаем указанный в выданной нам "шпаргалке" график на 15 минут. Хотя там конечно же указано примерное время.