Стояло знойное послеполуденное время. Солнце уже перевалило через верхнюю точку и на волнах сверкала золотая дорожка. Блаженное состояние, когда ничего не надо делать. Даже думать. Ибо все твои мысли, планы и заботы – все плавится в бездонной печи этого сияющего солнца. Ничего не надо делать, только лениво попивать свой Singapore Sling, сидя за столиком пляжного кафе при дорогом отеле и смотреть, как колышутся на ветру листья тростника на крыше кафе, как дышит океан и как сияет эта золотая дорога в небеса.
Вчера я встречала рассвет в Као Соке, завтра буду сноркать на Симиланах, а сегодня я ничего не делаю в Као Лаке. Идет 34-ой день моего отпуска, но мне кажется, что он первый. Мне в путешествии каждый день кажется первым... Первым днем моей настоящей жизни...
19 декабря. Питер-Москва-Дубаи. Первый день, который на самом деле действительно первый
Из Питера я летела в шлепках. Не в тех, конечно, которые вьетнамки, но все-таки в шлепках. Стоя в ожидании трапа на снегу, я переминалась с ноги на ногу, потому что не сказать, чтобы мне было тепло... Вокруг были люди, они друг друга знали, летели на какую-то конференцию, вместе ржали и по их радостно-возбужденным лицам было видно, что к конференции они отлично подготовились.
Недолгий перелет, Домодедово, аптека, магазин, сок, регистрация, одиннадцатый гейт. Странно, пол-года назад, когда я летела сингами, тоже выпускали через одиннадцатый гейт. Мистика... Пока все как во сне. Но я знаю магию слов «Пристегните ремни. Наш самолет готов ко взлету.» Я знаю это потрясающее пьянящее состояние, когда ты чувствуешь, что самолет оторвался от земли и секунда за секундой рвет невидимые канаты ее притяжения. А ты в этот момент рвешь свои канаты, умирая для всего привычного на несколько недель. И у тебя есть шанс прожить эти несколько недель в другом мире и в другой роли, прожить чуть более спонтанно и творчески, чем обычно. Прожить, не засыпая.
Но в этот раз магия не cработала. И лишь когда самолет пошел на посадку в Дубаи, я очнулась. Внизу уже мелькали узкие лучи дорог и игрушечные машинки, спешашие куда-то. Нет снега! Совсем нет снега! Меня затопила волна бесконечной детской радости. Я впервые осознала, что началось мое пятинедельное путешествие, где будет только солнце и океан! Прильнув к иллюминатору, я смотрела на бесснежный декабрьский Дубай, сверкающий в ночи тысячами огней.
В аэропорту праздновали наступающее рождество и 25 лет местному дьютику. Везде были написаны цифры 25, стояли нарядные елочки, сияли огни магазинов. Я вообще люблю крупные аэропорты за их неизменно легкую и вечно праздничную атмосферу непривязанности к чему-либо.
2 дня в Куала Лумпур:
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=790839#790839
Покидая Куала Лумпур, все мои мысли были о Филиппинах. Еще пару месяцев назад для меня это была непонятная страна непонятно где, и сейчас, направляясь в аэропорт, я пыталась вспомнить тот момент, когда я словно бы споткнулась о Филиппины.
Тропический остров, затерянный среди бескрайне-синей глади океана. Белоснежный песок и зелень пальм. «Вам не нравится этот остров?» - спрашивал ролик на YouTube, - «у нас есть еще 7106 на ваш выбор.» Камера поднималась вверх и становились видны другие острова, все как один с белым песком и зелеными пальмами. Фи-лип-пи-ны... В этом слове было что-то сладко-манящее... Фи-лип-пи-ны... Я хочу туда на Новый Год.
За окном был Питер, октябрь, дождь... А мне снились океанские волны, разбивающиеся о берег у моих ног, горы, покрытые столь яркой зеленью, что эта зелень резала глаз, черное небо, усыпанное миллионами звезд. На все вопросы по аське: «Как дела?» я отвечала ссылкой на ролик с YouTube. Ответы приходили примерно в одном стиле: «Зараза! Что ты делаешь! Я же теперь работать не могу!!!»
А что поделать? Кризис на дворе. Кому сейчас легко? Кризис, кстати, я тоже практически проспала в филлиппинских грезах и даже стоя в длинной очереди на обмен валюты и от нечего делать разглядывая лампы на потолке, я шептала: «Фи-лип-пи-ны...»
На руках были билеты в ЮВА, туда – Куала-Лумпур 19 декабря, обратно – Бангкок 25 января. Я докупила билеты КЛ-Манила Cebu Pacific 22 декабря и Манила-КЛ Air Asia 9 января и внутренние перелеты по Филиппинам. В итоге получился маршрут Бусуанга-Эль Нидо-Боракай-Бохол-Сикихор, к которому впоследствии добавился Негрос.
22 декабря. Бусуанга
В пять утра я была в аэропорту Манилы. Рейс на Бусуангу в девять. Тревел-чеки не принимают, все банкоматы out of service. Зато меняют баксы, наверное по самому лучшему на Филиппинах курсу.
Про деньги. Я бы рекомендовала ехать на Филиппины с наличными долларами, потому что даже евро принимают не везде. ТЧ редко где принимают, а там, где принимают – по заниженному курсу. Далеко не каждый банкомат выдаст вам деньги. Например, Allien Bank не принимает карточку Райффа, а Metrobank принимает. У европейцев проблемы с картами абсолютно аналогичные. На Боракае только в пятом банкомате я смогла снять деньги – два не принимали мою карту, один был сломан, еще в одном закончились деньги. На Бусуанге и в Эль-Нидо банкоматов нет вовсе и доллары там принимают по сильно заниженному курсу (42 против манильских 46-ти с копейками). В общем, берите доллары и меняйте в аэропорту.
С первых минут на филиппинской земле чувствуется местный всепроникающий пофигизм. Все делается с улыбкой, но сильно не спеша. На регистрации под работающими, но ничего полезного не показывающими табло мерно колышутся листики, прикрепленные скотчем с указанием номера рейса и пункта назначения. Часы на стене и на табло вылетов показывают разное время, причем на 15 минут. Время в билете тоже не совпадает со временем на табло вылетов. Отчаявшись найти стойку регистрации самостоятельно, я подхожу к работнику Cebu Pacific:
- Где регистрация на Бусуангу?
- Где хотите. У любой стойки.
...
- Где посадка на Бусуангу?
- Здесь.
- Но на табло Пуэрто Принцесса.
Филиппинец лезет на стойку, открывает панель табло где-то сзади внизу и тыкает туда пальцем. Потом слезает и смотрит на результат. Чуда не случилось. А обратно-то залезать лень. Он достает рацию и антенной тыкает туда, куда только что тыкал пальцем. (Рост филиппинца + рация + антенна = высота табло, а кто-то говорит – они тупые.) Опять ничего. И тогда он забивает. Чем разбираться с табло, ему проще с улыбкой объяснять каждому подходящему европейцу, что здесь рейс на Бусуангу, а на табло можно вообще не смотреть.
Европейцы нервничают. Они не привыкли, чтобы в билете и на табло гейта были указаны разные пункты назначения. А филиппинцы спокойны. У них вид людей, которые когда-нибудь и куда-нибудь улетят по любому. Глядя на все это, понимаешь, что тайцы с их сануком и сабаем просто законченные трудоголики и невероятно пунктуальные люди.
В самолете рядом со мной сидел филиппинский пацан лет пяти. Он был очень грустен, ведь меня посадили к окошку, а его нет. Он смотрел на меня так, как будто я украла у него не только это Рождество, но и двадцать последующих. Пришлось меняться местами. Прощайте, виды Бусуанги с воздуха!
Аэропорт Бусуанги
Около аэропорта стояли минивэны, которые быстро разобрали всех прилетевших. За доставку до Сидайва я заплатила 120 песо, что, наверное, дорого, но первое время в отпуске я все-равно живу по питерским ценам, по сравнению с которыми на Филиппинах все либо дешево, либо очень дешево.
Сидайв находится в городе Корон, который в свою очередь находится на острове Бусуанга, а остров Корон с озерами находится напротив города Корон, что на острове Бусуанга. Все просто =)
На самом деле, на острове Корон три крупных озера, а не два, но на третье озеро (Cabugao lake) туристов не пускают. Вообще, для туристов на Короне и близлежащих островах открыто только 8 точек для посещения, а бОльшая часть острова – это закрытая для пришлых территория, где живет народ Тагбануа (Tagbanua). Они проживают в двух поселках Banuang Daan и Cabugao, и считают озера священными местами, где живут духи. Немного инфы о них из журнала Cefu Pacific (на англ):
http://www.cebusmile.com/2008/04/01/birds%E2%80%99-eye-view/
Sea Dive, http://www.seadiveresort.com
Комнату с феном я бронировала заранее по мылу, 2-ой этаж, 700 песо. Честно говоря, не знаю, за какие-такие грехи на форуме ругают Сидайв. Жрачка хорошая по филиппинским меркам; в номере никаких насекомых, кроме мелких муравьев в раковине, которые быстро ретировались после того, как я им устроила локальное цунами; на втором этаже веранда, на которой можно сидеть вечером с пивом и смотреть на звезды; посторонних неприятных запахов тоже замечено не было; да и само жилье в центре. В общем, моя оценка этому месту good, но рекомендуется бронировать заранее, ибо по прибытию мест может не быть.
Я приехала в 11 утра и сразу взяла лодку на Корон через ресепшен Сидайв. Приезжая до полудня или около него, вы спокойно успеете посмотреть озера. Помимо озер, в маршрут могут быть включены другие точки, о которых вы договоритесь с лодочником.
http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=en&t=k&msa=0&msid=102128217838087494104.00045419db08035be6160&ll=11.970815,120.209656&spn=0.067171,0.102997&z=13&source=embed
Но ИМХО чего точно не стоит делать – это брать транспорт через Сидайв. Причем речь не только о лодках, но и о вэнах, например, на Калауит. Потому что в этом случае резорт является посредником и берет свою мзду, судя по всему, немаленькую. По моим прикидкам цены Сидайва на транспорт завышены примерно в два раза. Моя лодка стоила 1500 песо без торга.
Siete Pecados
Снорк понравился. Не Симиланы, конечно, но лично мне он показался лучше, чем на Ко Липе.
Эх, не могу не запостить свою «коронную» фотку! (сорри за каламбур)
Kayangan lake
Barracuda lake
Само озеро можно снять во всей красе, только если у вас фотоаппарат в водостойком боксе. Дело в том, что на озеро ведет очень узкая «тропа» из скалистых пиков, по бокам – деревянные перильца. Видели собор в Милане? Вот представьте все эти шпили вместе, да у вас под ногами. Поэтому шлепки на ногах строго рекомендуются. И с этой тропы озера практически не видно. Оно открывается лишь тому, кто плывет по нему.
В Twin Lagoons резкие переходы между теплыми и холодными водами. Если нырнуть, то видно как смешивается пресная и соленая вода - все очертания становятся размытыми.
Домой
На часах было около пяти и я торопилась успеть на вью-поинт до заката. Подъем наверх занимает 20-40 минут.
На следующий день я очень хотела попасть на Калауит и покормить жирафов.
Туда можно ехать на лодке или на раздолбанном джипе. На лодке это занимает 3,5 часа в одну сторону и просят 7000 песо (цену назвали филиппинцы, возившие меня на Корон), на джипе – 3 часа и просят 6000 песо (цена Сидайва). Лодка хороша тем, что после Калауита вас везут обратно по островам и пол-дня не теряется. В отличие от джипа, на котором вы будете дома уже в 2 часа дня и куда девать время с 2 до 6, пока окончательно не стемнеет – не совсем понятно. И то, и другое средство выезжает рано.
Я была одна, поэтому мне показалось, что торговаться не было смысла – цена все-равно была бы слишком большой. Я написала на доске в Сидайве «Calauit. 23 dec. Tomorrow. Room number» и пошла спать, потому что во время ужина я вырубалась прямо за столом. Видимо, давал о себе знать ночной перелет.
Только я уснула, как в дверь постучали. Спросонья я никак не могла понять, кто этот человек и что он от меня хочет, но потом выяснилось, что это водитель, который готов меня отвезти на Калауит за 2000 песо (вот она, реальная цена), но по-тихому без ведома Сидайва. Я согласилась. Правда, через 10 мин он вернулся, цена возросла до 3000 песо, поскольку нашлась американская пара, готовая поехать со мной и теперь он нас повезет официально за 6000 песо. Я пыталась его уломать обратно на две тысячи, но успеха не достигла, и в итоге согласилась на три. Уж больно хотелось увидеть сафари своими глазами.
23 декабря. Калауит
http://www.calauitisland.com
Мы выехали в районе пяти утра и к восьми были на Калауите. Забегая вперед, скажу, что на лодку до острова и джип по парку ушло еще порядка 700 песо с человека.
Из окна джипа можно было наблюдать зебр и лошадей. Один раз мелькнуло что-то большое с красивыми рогами (именно мелькнуло, перебегая дорогу). Нам сказали, что нам крупно повезло, что мы вообще его увидели.
Сначала мы покормили жирафов
Потом нас повезли на точку, с которой по задумке авторов, мы должны бы были наблюдать сафари, но животных не было. А затем нам показали животных в вольерах.
Кошачий медведь, как выснилось, жутко ленивое создание
Еще были свинки и филиппинские крокодилы.
В пол-одиннацатого развлекуха кончилась и нас повезли обратно.
Утренний улов
Откровенно говоря, зная теперь, что это за сафари, я бы не стала тратить на него деньги, а главное, время, а лучше бы взяла лодку на какой-нибудь остров, поныряла и повалялась на пляже. Дело в том, что я представляла себе этот парк, как реальное сафари, которое показывают по Animal Planet и надеялась, что смогу увидеть там самых разных африканских животных в естественных условиях. Вывод – инфу надо собирать тщательнЕй, потому что лично для меня возможность покормить жирафов не стоит 3700 песо и потраченного дня. А может в тот день с животными мне просто не повезло.
Типичный мост на Короне
Вечером я поехала на горячие источники. От центрального рынка на трицикле 150-200 песо. Вход на источники еще 100 песо. Вот это супер! Лежишь, греешься, смотришь на звезды, в ушах – плеер, в теле – приятная расслабленность, в мозгах – совершенно ясное понимание, как же хороша жизнь!
Вернувшись и собрав вещи (на завтра был запланирован переплыв в Эль-Нидо), я пошла искать где-бы поесть. Ресторан Сидайва был уже закрыт, на улице тоже никого не было. Единственным более-менее живым местом была площадь у рынка, где работало кафе для местных. Я решила, что быстренько поем, затаившись за дальним столом и уткнувшись в тарелку, и пойду домой. Но я явно недооценила общительность местного населения. Уже через пять минут вокруг меня стояла толпа молодых филиппинцев, которые наперебой задавали вопросы, начиная от «Как тебя зовут?» и заканчивая «А у вас в стране демократия или нет?» Вопросы сыпались с такой скоростью, что мне казалось, для них самое главное – сесть рядом и задать вопрос, а что я там отвечу – не так уж и важно. И только когда на вопрос: «А почему ты приехала именно на Филиппины?» я выпалила: «Потому что на Филиппинах самая красивая природа в Азии!» они перестали сыпать вопросами, очень долго благодарили, а я наконец-то смогла доесть свой ужин!
24 декабря. Переплыв в Эль-Нидо
С утра я готовилась к переплыву – ничего не ела, а за пол-часа до отправления приняла таблетку Драмины от тошноты. Но вот на часах 7:30, а лодки все нет.
На ресепшене ответили, что лодка будет в девять. Но в билете стоит 7:30. Ха-ха-ха, кто же верит филиппинским расписаниям, а уж тем более времени, указанному в билете! Филиппинка на ресепшене мне этого в открытую не сказала, но выражение лица у нее было именно такое. Ну девять, так девять. Я позавтракала и пошла фотографировать город.
Название одной из улиц – National Highway
А вот и сам этот хайвей
Городская жизнь
Лодка в Эль-Нидо
Прикол в том, на борту этой лодки и у меня в билете написано Jessabel, а не Оверкомер (это для тех, кто уверен, что по дням недели и названию судна можно угадать его размер).
С погодой нам повезло – было солнце. Как объяснил филиппинец, бывший единственным местным пасажиром на лодке, волны были средние; когда большие волны, на дне лодки стоит вода десять сантиметров. Один раз глох мотор, но уже через минуту он заработал вновь. Впоследствии, еще не раз принимая Драмину, я поняла, что один из побочных эффектов ее действия – отличное душевное состояние и полнейший пофигизм. Поэтому закутавшись в толстое полотенце, скушав волшебную таблетку и слушая БГ, у меня было просто прекрасное расположение духа. Да и доплыли мы всего за семь часов.
В четыре вечера я спрыгнула на пирс в Эль-Нидо и пошла по пляжу искать жилье, и нашла за 15 мин.
Dara Fernandes Cottage, 700 песо в день
Продолжение следует...