GANT1949 » 24 фев 2015, 19:26
Недавно был отсмотрен «Левиафан» Звягинцева. Вопросов возникает масса.
Почему, ну почему режиссер считает свою аудиторию полными идиотами, которым все очевидности нужно разжевать, положить в рот и так многократно? К чему эти кричащие с экрана метафоры, этот грубый символизм, надежно фиксируемый камерой, чтобы не дай бог не пропустил невнимательный зритель? Зачем архиерей с интонацией дона Корлеоне повторяет мэру, что «всякая власть от Бога», чтобы уж точно все догадались, что православие и российская власть – единое зло?
Если это притча, на что намекают ветхозаветные цитаты, то главный герой столь же далек от библейского Иова (который получил испытания и успешно справился), как русский Север от земли обетованной. И если это абстрактная притча, то для чего Звягинцев впихнул в нее все совершенно реальные стереотипы о России последних 25 лет от разборок на Больших Черных Джипах до портретов вождей? А если это социальная драма о противостоянии маленького человека и большой власти, то никакой реальной борьбы тоже нет. Николай, псих и алкаш, слабый человек, который может поднять руку только на жену или сына, никак не борется за свои права, за свою землю и родных на протяжении всего сюжета, и вызывает разве что отвращение и недоумение. Его характер как главного героя никак не раскрывается режиссером, тот остается пассивным угрюмым статистом, открывающим очередную бутылку водки…
Признаемся, что по сравнению с ним карикатурный мэр – объективно хозяин своей земли, заботится о сохранении своей власти и порядка, адекватно реагирует на внешние опасности, внимает совету сторонников, в конце концов, строит церковь, в которую приходит вместе с семьей.
Злодей мэр да сын Николая еще выглядят в «Левиафане» живыми людьми со своими эмоциями. Остальные герои настолько плоски и фальшивы, а их поступки столь нелогичны, что не выдерживают никакой критики. Диалоги часто сводятся к двум фразам: «и че?» и «я тебя не понимаю». Ну как в «Эйфории» Вырыпаева. Там, кстати, пустоты и несостыковки сценария так же заполнялись долгими панорамами красивых пейзажей, хлещущей через край водкой и Очень Глубокой Печалью в глазах персонажей.
Как и положено, пустота и невнятное подражание Тарковскому тут же заставляет псевдоинтеллектуалов искать и находить глубокий смысл там, где его нет. И ведь верят, что эта топорно сделанная антироссийская и антиправославная картина есть Искусство. Вот уж точно, не то кино назвали «Дураком»…