(из обсуждений предстоящего путешествия)
В очередной раз, собираясь в путешествие и просматривая форум, ловлю себя на мысли, что ведь собирался отзыв о поездке написать, да еще и с иллюстрациями. А что на самом деле? Фотографии даже еще не все разобрал! Надо срочно заняться, а-то потом уже и не соберусь написать, наверное. Поскольку отзыв о поездке помимо художественной ценности также несет и информационную построю его следующим образом: В основном тексте буду стараться придерживаться художественной части, дабы не загромождать цифрами и не отвлекаться от истории, а в конце уточню по бюджету и основным расходам в поездке. Также постараюсь особо не сокращать названия (да простят меня знатоки) чтобы было понятнее тем, кто только собирается посетить эту замечательную страну. Весь отзыв разделю на три большие части: Ява, Бали, Комодо, по факту получившегося маршрута. А дальше все по порядку.
Джакарта и вулканы как-то давно маячили в сознании, но полного понимания, где, куда, когда и как у меня не было. А тут еще и компания подбирается хорошая, готовая не сидеть на одном месте. Выдвигаю предложение по поводу Индонезии (это была середина декабря), возражений особо нет, и мы покупаем авиабилеты на 1-17 марта до Джакарты и обратно. Затем неспешно начинаем изучать страну и планировать детали поездки. Спустя пару недель нарисовался примерный двухнедельный маршрут (Ява, Бали, Комодо). Далее два месяца подробного изучения вопроса, корректировка маршрута, покупка билетов на внутренние рейсы, планирование дат и бронирование проживания. А тут и март на подходе. Всё готово, пора в путь!
Глава первая. Ява.
В начале коротенько расскажу о нашем четырехдневном маршруте по Яве:
1 день – Джогьякарта. Осмотр окресностей Боробудур и Прамбанан.
2 день – Суракарта. Склоны вулкана Лаву, храмы Чанди Сукух и Чанди Чето.
3 день - Чеморо Лаванг. Вулкан Бромо.
4 день – Баньюванги. Побережье у парома до Бали и поездка на вулкан Иджен.
Прилетаем катарцами в Джакарту и бегом на автобус до терминала внутренних перелетов, чтобы не опоздать на рейс авиакомпании Lion Air до Джогьякарты. К вечеру заселяемся в небольшой уютный гест Kampoeng Djawa Hotel и идем осмотреться. Кушаем в уютной кафешке неподалеку и занедорого, настроение отличное! Все улыбаются, хоть и устали от трех перелетов подряд (летели с посадкой в Дохе). Пьем местное пиво Бинтанг, предвкушая завтрашнюю поездку в Боробудур и Прамбанан. С машиной, а нам попался микроавтобус Toyota Avanza, уже все решено на несколько дней вперед. Успели с водилой договорится о цене по пути из аэропорта. Путешествие началось!
День первый. Боробудур и Прамбанан
Утром мы проснулись от странного звука, как будто кто-то трубит в трубу. Рядом оказалась мечеть, и это звучал призыв к утренней молитве. Да еще и по улице ездил грузовичок с громкоговорителем и трубил на всю округу. Ява в отличие от Бали остров мусульманский, мечетей там много и по утрам можно услышать приглашение в мечеть. На завтрак нас напоили чаем со сладостями, и мы бодро вышли на улицу, где нас уже ждал обещанный микроавтобус. Вооружившись фотиками и камерами мы выдвинулись в путь. От города до храмового комплекса примерно 40 км, успеем еще прочитать историческую информацию в путеводителе и наших распечатках!
Боробудур нас встретил палящим ))) мартовским солнцем и толпами туристов. Храм великолепен. Множество барельефов, статуй Будды, ступ и резьбы по камню. Сам храмовый комплекс построен в виде мандалы увенчанной большой ступой, вокруг которой множество ступ поменьше. Эх жаль нет возможности увидеть и сфотографировать с высоты птичьего полета! Вдоволь нагулявшись по ярусам этого грандиозного Буддийского храма, мы спустились на полянку в тень пальм с чувством выполненного долга. Первая галочка в маршруте! Поджаренные, но довольные перед поездкой к следующей галочке маршрута – храму Прамбанан, мы решили немного передохнуть и поваляться на газоне. И тут нас атаковали студенты желающие попрактиковаться в английском, бабушки с фруктами и шляпами, дети сувенирами и прочими побрякушками. Так и хотелось воскликнуть – в очередь…! По дороге к Прамбанану мы заехали пообедать в небольшой и недешевый (как выяснилось) ресторанчик. Заказали всяких вкусностей и на десерт кофе лювак. Пока мы обедали, прошел получасовой тропический ливень, и небо уже было не таким голубым как с утра. Сказав шефу, чтобы не завозил нас больше в такие туристические рестораны, мы, допив кофе и соки, продолжили наш путь и вскоре прибыли в Прамбанан вместе с небольшим дождичком. Конечно, на парковке мы были мгновенно атакованы различными торговцами и желающими сдать нам в прокат зонтики. Медленно и без лишних слов на виду расстроенной публики мы достали дождевики, облачились в них и пошли на осмотр. Даже не знаю, повезло ли нам с погодой в данном случае или не повезло, но пекла явно не хотелось. Прамбанан в пасмурную погоду выглядел не менее масштабно и величественно. Мокрый камень смотрелся более контрастно на фоне яркой зелени особенно на фото.
Барельефы и прочие каменные изваяния были словно в туманной дымке после дождя. А вот туристов дождичком не напугать, как впрочем, и продавцов всех мастей. А что это за группа интернациональных строителей в зелёных касках? И зачем им фотоаппараты и камеры? Хм! Это же туристы! А каски выдают для входа в самый большой храм! А-то кирпич башка упадет … сами знаете! Встаём и мы в очередь за зелеными касками в тон нашим зеленым дождевикам ))). Всё под контролем!
И вот можно вторую галочку поставить. Даже не знаю, что меня больше поразило Боробудур или Прамбанан. Оба храмовых комплекса достойны посещения и желательно более осмысленного на мой взгляд. Жаль что мы так ограничены во времени, так хотелось пофотографировать на закате и на рассвете в этих удивительных исторических местах. В первый день увидеть два объекта включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО! Такое далеко не каждый день случается! Хорошо, однако, начинается путешествие в Индонезию а теперь обратно в гест за вещами и еще до ночи успеть добраться до Суракарты где наша вторая ночевка. Обратно от Прамбанана до Джогьи 20 км проскочили как-то не заметно. Решили еще заскочить на улицу где магазины торгующие батиком, ведъ в Джогье самые известные мастера по батику. Есть там целая улица с такими магазинами и сувенирными лавками, точно не припомню название, но на форуме можно найти. Вечером уже почти все было закрыто, но шеф нас привез к закрытию в какой-то большой магазин (даже с небольшой парковкой), где нас впустили, напоили вкусным чаем да еще и приличную скидку за опт сделали. Хотя мы, зная примерные цены по отзывам форумчан, там еще и торговались существенно. По большому счету цены были и так очень невысокими в сравнении с Московскими и выбор был огромным. После покупок еще зашли поглазеть в маленькую лавку поблизости, где резьба по дереву и всякие маски и побрякушки. Долго ходили как по музею и для приличия купили пару сувениров, поторговавшись конечно. Потом еще не раз вспоминали этот магазинчик, он оказался очень недорогим и с очень оригинальными поделками и сувенирами. Эх знать бы раньше! Я ведь еще в Бирме взял за правило, если нравится покупать сувениры сразу, потом попросту можно такого нигде не встретить! В обратном случае можно сэкономить пару долларов, а если больше не попадется ничего похожего оно того стоит? С другой стороны для кого-то пара долларов это ночь в дешевом гесте. Правда при авиабилете в 500-800$ я такую экономию, где счет идет на центы, считаю скорее спортивной ))) Простите великодушно, отвлекся немного. Случается.
Впрочем, дальнейший маршрут по Яве у нас получился разный, поскольку не все из нашей компании планировали преодолеть расстояние от Джогьякарты до Чеморо Лаванга и вулкана Бромо на машине. Есть в таких решениях и плюсы и минусы как чисто финансовые так и эстетические так сказать. Вобщем обнялись, поцеловались, как говорится, погрузились в уже привычную праворульную Тойоту Аванза, и выехали на восток в сторону Суракарты.
Ехали мы ехали и наконец приехали. Нету по такому адресу никакого отеля братцы! И не было никогда! Мы в недоумении, скорее к прохожим уже редким в поздний час, а потом и к случайному полисмену стали приставать, уточнять адрес! Адрес верный и карта отеля на букинге показывает наше место в точности у отеля! Звоним в отель, вернее просим шефа поговорить на местном (на бахасе) и выяснить в чём засада. Оказалось на букинге адрес не точный! Я им потом в отзыве написал конечно пару строк не со зла, объективно вполне, я вообще добрый. Малость поплутав в городе, не более 15 минут, наконец добрались мы до отеля. Весь наш путь в итоге длился три с половиной часа, преодолели мы при этом примерно 65 км пути. Однако! Скажете Вы и будете правы! Даже по хайвэю средняя скорость в Индонезии очень не высокая. Много мотобайков и машин а дорога по одной полосе в каждую сторону. Чуть позже подробнее остановлюсь на особенностях дорожного движения по Яве а пока мы уже разместились и идем ужинать в ресторан при отеле. Ресторанчик вполне себе приятный, хотя и выглядит весьма фешенебельно - цены умеренные, что радует. Вот что значит не туристическая зона. Ищем в меню Бинтанг и … «о ужас»! его в меню нет, как впрочем и других спиртных напитков ))). Заказываем прекрасные фруктовые фреши а пиво, по наводке официанта, покупаем в супермаркете в пяти метрах от дверей отеля. На следующий день шеф пояснил, что на мусульманской Яве вообще со спиртным не очень. Пиво есть, а вот что покрепче - дорого и мало где продают. Любители этого дела ездят на Бали, там зеленого змия в достатке ))). Но не будем отклоняться от повествования. Пока нам готовят горячее, приходим в себя от переезда и начинаем немного соображать! Завтра у нас по плану осмотр двух древних храмов на склоне вулкана Лаву и переезд на 350 км!!!! Ключевое слово 350км! Как Вы догадались. Вся затея с автопробегом начинает казаться авантюрой, но поздно пить Боржоми, как говорится. Вычеркиваем из графика остальные попутные достопримечательности и решаем встать пораньше.
День второй. Чанди Чето и Чанди Сукух.
Проснулись, позавтракали и в путь! Погодка с утра отличная, солнышко светит и утренняя свежесть. Едем, наслаждаемся видами, фотографируем чайные плантации на холмах. Шеф начинает понемногу склонять нас к осмотру только одного храма на склоне вулкана, типа там большой крюк делать и все такое бла бла бла. Но я уже был готов к такому повороту событий и заранее погуглил как говорится. Тем более едем мы на редкость шустро, и машин практически не попадается даже встречных.
Расстояние до «третьей галочки» примерно 45 км мы преодолеваем за час и вот мы уже на парковке возле будочки с билетами. Сначала удивляет и настораживает то, что мы там одни. Туристов нет и машин никаких тоже нет, и продавцов с сувенирами и всякой всячиной тоже не видно! Берем билетики и довольные спешим осматривать храм Чанди Чето. Поднимаемся по ступеням к воротам «чанди бентар», они выглядят как две зубчатые колонны. Символизируют раскол между добром и злом, если не ошибаюсь.
Идем дальше, вокруг красотища, виды со склона Лаву превосходные. За воротами открывается вид на длинную лестницу, ведущую к вершине храма, все очень необычно и не похоже на вчерашние храмы, скорее какие-то постройки индейцев Майя в Гватемале напоминает (сам не был, но судя по фото весьма похоже). Идем дальше и удивляемся всё больше и больше, барельефы и каменные идолы вокруг, черепахи и прочая живность с эротическим уклоном. Потом прочитали, что это храм плодородия и так положено там ))). Наверху в конце лестницы усеченная пирамида, правда подняться на неё не получится, решеткой закрыт проход. Но и так впечатлений предостаточно!
Очень место необычное и завораживающее своей красотой! Рекомендую тем, кто сюда соберется почитать заранее про эти храмы, так будет осмотр с пониманием помимо всего прочего! На осмотр всего храма мы потратили 40 минут, хотя бродили там, как мне показалось, достаточно долго.
Вернувшись к машине решаем окончательно, что не заехать в Чанди Сукух будет преступлением. Вперед! Как я и предполагал путь занял совсем не много времени хоть и по серпантину. Расстояние между храмами километров пять – шесть не больше. Ситуация похожая, ни души на парковке. Берем билетики и на осмотр Чанди Сукух.
Этот храм также как и Чанди Чето датируется 15тым веком и похож на него по сути. Но тут значительно больше барельефов и каменных идолов, поражающих своей необычностью. Да и на центральную пирамиду можно подняться и посмотреть на все сверху.
Ходим фотографируем и обсуждаем что авантюра с машиной того стоила однозначно. Ближе к завершению осмотра, который занял около часа, появилась парочка туристов из Японии, обменялись приветствиями и засобирались в дорогу ведь впереди еще 300 км до вулкана Бромо. А наши друзья тем временем уже приземлялись в Сурабайе.
Дорога была долгой если не сказать большего. Весь путь от Лаву до Бромо занял примерно десять часов с учетом двух небольших остановок, чтобы подкрепиться.
Сделаю небольшое отступление на тему дорожного движения на Яве, как и обещал ранее. Дороги на Яве в большинстве своем неплохие, но очень узкие и извилистые. Больше одной полосы в каждую сторону встречается крайне редко и только в крупных городах. А в условиях серпантина или частых подъемов и спусков обгонять мягко говоря сложновато. Да и машины по большей части не для гонок а больше малолитражки. Вот и приспосабливаются Индонезийцы как могут а именно – почти не обращают внимания на мотобайки! По началу это как-то пугало, но потом привыкли понемногу. Выглядит это следующим образом: догоняем мы машину в потоке и выскакиваем на встречку для обгона, не смотря на встречный нескончаемый поток мотобайков. Они естественно жмутся сразу к обочине и нас пропускают. И это у них норма! Мы еще у шефа спросили и он подтвердил. А как иначе обгонять, если байки нескончаемым потоком идут а машин значительно меньше. Вот такая особенность, однако. Жуть но постепенно привыкаешь. Шеф, кстати и скоростной режим нарушал частенько, хотя по дороге встречается патруль. Бывало, более 100км/ч разгонялся, да еще и в условиях дождя в сумерках. Мы даже сзади пристегнулись, стремновато было немного. Но мы особо его не трогали на этот счет, вел авто достаточно уверенно и аккуратно. Вот такая лирика о дорогах на Яве.
В пути любовались пейзажами за окном пока не стемнело и болтали в шефом обо всяком. Он вполне прилично говорил на английском, даже получше нашего. Виды за окном особо не менялись все так же деревушки городки и всякая придорожная инфраструктура. Поужинать попросили заехать в какую-нибудь кафешку, где месные ужинают, ощутить так сказать колорит. Завернули в переулочек в каком-то небольшом городке и тормознули у первого попавшегося кафе. Посетителей было не много но мы сразу оказались в центре внимания. Выбор блюд не богатый, рис курица зелень и чай. А ну и по кружечке Бинтанга конечно. Оказалось кушать надо руками и приборы не предусмотрены. Ну раз так – почему нет? Все было очень вкусно и практически даром, на четверых долларов 10 вышло из которых половина суммы за пиво похоже. Поболтали с хозяином кафешки, сфоткались на память, они там все любят с иностранцами фоткаться почему-то и продолжили путь к Бромо в деревушку Чемеро Лаванг. Наши друзья туда уже добрались и любезно забронировали нам номерок в скромном отельчике, потому как с расселением там напряженка бывает не смотря на лоу сизон. Мы прибыли уже глубоко затемно обменялись впечатлениями о дороге, узнали о прошедшем накануне ливне и пошли спать. Заврта ранний подъём. Нас джут джипы и встреча рассвета на краю кратера. А на улице облачно, откровенный дубак, градусов 12-15 и что-то среднее между туманом и мелким дождем. Вещи даже не распаковывали, приняли освежающий душ, так как вода только холодная и скорее спать. Еще две галочки в списке, а самый сложный и сомнительный участок нашего автопробега позади.
День третий. Вулкан Бромо.
Проснулись еще затемно, умылись, оделись, глотнули чайку и на улицу где уже ждет джип. Погодка шепчет как говорится. На улице градусов 12 если не меньше и облачно. Все собрались, грузимся в машину и вперед в кратер вулкана. Спустились вниз и едем по пустыне из черного пепла, плотного от вчерашнего ливня. Вокруг в темноте с трудом угадываются очертания гигантского кратера, внутри которого и расположен вулкан Бромо. По сторонам то и дело мерцают фары таких же джипов, спешащих встречать рассвет. Мы практически во главе колонны из доброго десятка внедорожников. Все это действо как-то ассоциируется с ночным кемл-трофи чтоли ))). Машины с включенными фарами несутся по пустыне, преодолевая промытые ливнем рвы кто как может. Дух гонки даже присутствует! Надо успеть к рассвету а дорогу размыло, приходится искать новые тропы и проезды. Через полчаса пути упираемся в огромный ров, промытый ливнем в слое пепельного плато, у которого уже остановились несколько джипов. Вдоль рва пробирается еще несколько машин а водители ходят и изучают возможность переезда на другую сторону. Мы тоже вылезли поглазеть, благо были фонарики заготовлены. Минут десять тусили возле рва, где водилы, утопая выше колена в зыбучем мокром пепле пытались нащупать проезд. Но все тщетно, по машинам и назад в объезд по другой дороге и на другую смотровую площадку. Минут за тридцать добрались, а тут уже и рассвет наступает. К сожалению нам с погодой совсем не повезло и было очень облачно, видимость невысокая. Так что фотки долины с вулканами посмотрите в Интернете.
Нам этой красоты увидеть своими глазами не случилось. Есть повод вернуться! Побродили полчаса по смотровой, где чай кофе предлагают и поехали на кратер вулкана Бромо. Спустились на уже знакомое пепельное плато и покатили в сторону монастыря у подножия вулкана. Стало уже совсем светло, но стоял какой-то туман. До монастыря джипы не доезжают, паркуются в километре примерно. Дальше идем пешком осматривая необычную пепельную пустыню. То и дело в тумане феерически проносятся в разных направлениях люди на мотобайках или даже на лошадях иногда подкатывая к нам с предложениями за денюжку довезти до кратера.
Идем дальше. Перебираемся через промытый ливнем ров и начинаем подъем по склону вулкана к лестнице ведущей на край кратера. Туристов много, но так как все растянулись по всей дороге, особо людей поблизости незаметно. Ощущения необычные. Пепельная пустынна в туманной дымке, в которой проглядываются очертания монастыря на фоне вулканического кратера.
Вот мы и дошли до лестницы ведущей к жерлу вулкана. Передохнули и вперед! Ступенек, однако не 30 и не 50! Поднялись на смотровую и заглянули в жерло действующего вулкана Бромо. В глубине просматривается жерло из которого идет дым или газ вулканический запаха что-то не помню. Хотя было сильно ветрено и холодно тоже, иногда накрапывал дождичек.
Постояли пофоторгафировали и в обратный путь к джипу и в кафешку грется и делиться впечатлениями об очередной «галочке» в нашем маршруте. Позавтракали отогрелись подсушились и пошли собираться в дорогу. Наши друзья тоже уезжали сегодня в Сурабайю и оттуда самолетом в Денпасар (Бали). А наш путь длинной в 230 км лежал в небольшой городок Баньюванги откуда курсирует паром до Бали. Путь через север при схожем километраже по хайвэю получается существенно быстрее чем по южным серпантинам с ждунглями и лесами. Обсудив с шефом эти варианты маршрута, пошли ему на встречу и решили поехать через север, хотя изначально планировали проехать южной дорогой и полюбоваться пейзажами. Он нас убедил, что по серпантину большая часть пути будет очень долгой и утомительной. Может это было упущение а может и нет, придется вернутся и проверить )). Выдвинулись примерно в полдень и около пяти прибыли уже в отель. В пути ничего особенного уже не попадалось а может мы и привыкли уже к пейзажам Явы. Дорога пролегала в основном по побережью. Проезжали мимо аэродрома, построенного КБ Сухого с советских времен еще там истребитель стоит на перекрестке. Потом еще через национальный парк Балуран. По пути с шефом пообщались по поводу наших планов и поездки на вулкан Иджен. Он незамедлил предложить услуги гида с внедорожником и созвонился со своим приятелем из Баньюванги. О ценах мы знали благодаря форуму а предложение его было весьма недорогим и мы согласились и правильно сделали. Остановившись на парковке отеля Mirah Hotel нас уже ждал следующий наш гид водила на стареньком джипе Черроке сразу и договорились о завтрашней поездке. Потом расплатившись с нашим шефом и пожелав ему удачи и хорошей обратной дороги мы пошли устраиваться в отеле. Как оказалось отель находился на окраине городка и искать там машину было бы непросто. Отдохнув и прогулявшись часок после ужина вдоль дороги и домов каких-то даже не смогли выйти на берег и вернулись в отель. Поблизости не нашли ни кафе ни магазинчиков. Искупались в бассейне и отправились спать. Завтра поездка на вулкан Иджен и переезд на Бали.
День четвертый. Вулкан Иджен.
Проснулись, позавтракали и выдвинулись в путь пораньше. Машина ждала нас, как и было оговорено на парковке отеля. Утренний городок просыпался а мы катили по узким улочкам, постепенно поднимаясь все выше в горы. Дорога оказалась отличная с недавно положенным асфальтом. Так что при желании можно на легковушке добраться вполне легко. Путь длинною в 50 км занял примерно час-полтора по живописным джунглям и вот мы уже на небольшой парковке. Дорога продолжается и дальше в сторону Бондовосо. Рядом с парковкой база по приёму серы. Отсюда и начинается трехкилометровая тропа до карьера Пендакан. Там в кратере вулкана Иджен добывают серу и тащат её сюда в корзинах.
Тропа достаточно широкая но все время идет в гору с приличным уклоном. Начинаем подъём. По пути встречаются мужички с корзинами серы на плечах идущие сверху. С нами поравнялся один труженик спешащий наверх и неспешно завел беседу. Было конечно ясно, что он потом попросит что-нибудь за экскурсию итп. Но у нас уже был на этот счёт свой план! Почитав на форуме про Иджен мы подготовились по полной программе, а именно, купили еще в Москве промышленные респираторы с таблетками от серных газов РУ-60М. Цена не высокая, рублей 200 по-моему + таблетки от сернистых примесей оранжевые такие. Надо сказать, они нам тогда сильно помогли. Рекомендую настоятельно всем, кто собирается спускаться в кратер к озеру. Так вот мы планировали эти респираторы и отдать потом в качестве вознаграждения за услугу попутного гида ))). Гид – попутчик был сам не против такого бонуса. Прошли мы с километр примерно и остановились передохнуть. Идти с непривычки не легко, а у меня еще фоторюкзак за плечами с двумя зеркальными фотокамерами, набором оптики, штативом и видеокамерой. Потом специально взвесил – 12 кг неполных. Беседуем с гидом по поводу веса корзин с серой и медленно выдыхаем! В среднем каждая корзина по 40 кг! Соответственно они таскают по две, на палке похожей на коромысло. Однако.
Идем дальше, беседуем. Еще через километр примерно приходим на весовой пункт где корзины с серой взвешивают и путевую квитанцию выписывают. Таких пунктов походу два или даже три. Один наверху второй внизу и везде взвешивают и фиксируют. Тут оказывается своя система. В кратер спуститься и набрать серы можно только в утренние часы, потом все газом затягивает и работать нельзя. Так вот они там сразу две пары корзин спускают вниз. Наполняют первую пару и к весам её затаскивают, взвешивают и оставляют. Потом за второй спускаются. А после обеда неспешно спускают их по очереди на базу. Таким образом успевают две ходки за день успеть. На базе уже за чистый вес серы им платят. Мы еще долго выясняли систему мер и расчетов и, если не ошибаюсь, в районе 80-100$ в день у них выходит. Заработок по их меркам очень очень приличный. Но и труд адский. Так вот пока беседовали и на самую вершину кратера поднялись. На вершине ветер приличный и без облаков. С погодой нам на этот раз повезло. Вид конечно потрясающий. Цвета какие-то нереальные. Очень впечатляет и завораживает.
Фотографируем и спешим к краю кратера, где лестница вниз обустроена. Лестницей конечно её сложно назвать, скорее ступеньки из булыжников сложены. Тут и без груза подняться проблема. А многие туристы и не решаются спускаться да и респираторы мало у кого есть. Начинаем спуск периодически уступая дорогу встречным мужчинам с грузом. До половины спустились и нам гид наш что-то про респираторы давай говорить. Вроде ветер изменился и сейчас накроет говорит. Пока мы всё достали и распаковали облако газа уже приблизилось и мы даже успели газа глотнуть. Горло дерет немного а когда прям в облаке то и глаза слезятся немного. По началу как-то даже страшновато было дальше спускаться. Но ветер опять поменялся и облако сдуло в сторону озера. Мы пошли дальше уже с масками наготове.
Спустились до озера. Очень необычно и красиво тут. Вода изумрудная, берег ярко желтый, стены кратера коричнево-серые на фоне голобого неба. А из труб с хрипящим гулом белый густой дым валит и жидкая сера капает. Смотрим на весь этот процесс и условия в которых работать приходится и в один голос говорим – вот так наверное в аду бывает. Жуть. Потом нам наш гид рассказал в подробностях как тут все устроено и показал как жидкая сера в воде конденсируется. Опустил руку в бочку с водой и начал на ладонь лить жидкую серу из стакана. Сера, охлаждаясь, конденсируется наподобие замков из песка и на ладони пирамидка появляется. Очень красивый сувенирчик получился. Мы такие видели наверху в лавке с поделками из серы. Потом еще немного пофотографировали пока гид корзины наполнял и стали в обратный путь собираться. Замечу один факт, многие рабочие в кратере без средств защиты вообще. Облако накатывает – они тряпку в зубы и дальше работать. А от тряпки толку-то мало это же газ а не пыль.
Поднялись наверх огляделись, туристов прибавилось но вниз спускаться особо желающих нет. А скорее всего масок нет, потому как у нас спрашивали где мы взяли. Мы пару штук отдали англичанам а одну гиду конечно еще и денежку добавили за рассказ и сувенир. Спускались вниз конечно быстрее чем поднимались да еще и довольные походом. Радовало то, что погода не подвела как вчера на Бромо.
Дошли до парковки, погрузились в машину и двинули обратно в отель мыться обедать и собираться на паром до Бали. Вот и последняя «галочка» поставлена в нашем маршруте по Яве. Сборы и обед заняли не более часа и вскоре мы уже брали билеты на паром. Наш водила на джипе любезно согласился подождать пока мы соберемся и подбросить до паромной переправы.
Паром до Бали ходит несколько раз в день и идет 40 минут а нам еще надо проехать 150 км до Джимбарана но об этом в следующей главе моего отчета.
Вот еще несколько фоток месных жителей;
И напоследок немного полезных советов по следам нашей поездки на Яву:
За три дня преодолеть такой путь на авто это все же авантюра. Лучше заложить еще один день и ночевку в Маланге.
На Бромо было достаточно холодно и сыро. Смотрите внимательнее по погоде на даты поездки.
На Иджен берите с собой что-нибудь попить. Там купить негде а восхождение утомительное.
Ну и само собой нормальную обувь для туризма. Вулканы это не пляж однако.
Основные затраты этой части нашего путешествия:
Перелет Москва Джакарта Москва - 25 790 р за каждого Катарцами с пересадкой в Дохе.
Перелет в Джогью из Джакарты компанией Lion Air 20$
Гест в Джогье Kampoeng Djawa Hotel 20$ за номер в сутки
Отель в Соло Pose In Hotel Solo*** 40$ за номер в сутки (хотелось с дороги немного комфорта)
Отель возле Бромо 40$ за номер в сутки (номер без горячей воды и крохотный)
Отель в Баньюванги Mirah Hotel ** 26$ за номер в сутки
Перелет в Джакарту из Денпасара (Бали) компанией Lion Air 42$
Микроавтобус на 3 дня с водителем 3 000 000 рупий (250$ примерно)
Поездка на Иджен 350 000 рупий (30$ примерно)
Продолжение актуально?