Кому-то бог дает при рождении голову светлую, кому-то ручки золотые, а кому-то – жопку, полную приключений.
У нас в семье считалось, что мне общими усилиями – с божьей помощью и родительскими стараниями - выдали мозги, коих должно было хватить до конца жизни. Я подозревала, что с мозгами периодически договаривается та часть тела, где спина теряет свое благородное название, но жить мне это нисколько не мешало, иногда заметно расцвечивая жизнь. Лишь попав в Раджа Ампат в замечательной разношерстной и разновозрастной компании, я поняла, что как-то незаметно наела и отрастила недостающее (и прилично так отрастила!) и мне в него насыпали щедрой дланью – и встреч, и эмоций, и приключений…
Поездка получилась невероятно яркой и интересной, и в четыре недели мы сумели вместить так много всего! Каждый наш день из четырех проведенных в Раджа Ампат недель мы куда-то мчались по морю – будь то трип на лодке или трансфер. Но это стало возможным исключительно потому, что нам было с кем разделить стоимость поездок. В одиночку мы не смогли бы этого осуществить, поскольку аренда плавсредств в РА – дело крайне затратное.
Предполагалось, что нас будет семеро – наш прошлогодний попутчик Сергей из Краснодара (это - Наш Сережка, без него мы теперь никуда!), форумчане Сергей и Ольга из Находки, Сергей из Екатеринбурга (просто парад Сергеев намечался!), изъявившие желание присоединиться к нам после моего прошлогоднего отчета. И еще - Светлана, наша приятельница из Киева, никогда сноркелингом не занимавшаяся, но радостно подхватившая идею поездки после просмотра видеоматериалов нашего предыдущего путешествия.
Увы, на лодке мы отправились вшестером – один из Сергеев сошел с дистанции в самом начале пути, еще на Вайгео, по состоянию здоровья ему пришлось возвратиться домой. Надеюсь, что Раджа Ампат для него все-таки сложится.
Компания подобралась приятная – легкая на подъем и с серьезным заворотом мозга в сторону сноркелинга. Никто никого не задерживал, не напрягал, не спорил и не вздорил. Все проблемы решали сообща и весело. Поверите - книгу открыть было некогда! Потому что в свободное от снорка время мы строили планы на следующий заплыв или заход, обсуждали увиденное под водой, а вечера пролетали за ужинами и нескончаемыми рассказками.
Вобщем, за четыре недели у нас была возможность с головой (и не фигурально, а в самом прямом смысле!) погрузиться в подводный мир Раджа Ампат. То, что видели здесь раньше, не идет ни в какое сравнение с тем, что смогли посмотреть в этой поездке. Мы все, как один, вспоминаем эту поездку как одно из самых удачных и ярких приключений в нашей жизни – сплошной фейерверк картинок и эмоций!
Это мы пальцы не просто так растопырили - это мы Раджа Ампат - Четыре Раджи - показываем!
Без некоторого количества дегтя в этой бочке меда, конечно же, не обошлось, выложу его сразу, чтобы потом не возвращаться к неприятным моментам.
Ложка первая (большая и жирная) - ПЕРМИТ
Rp. 1 000.000 с человека, действителен 1 календарный год.
Мы, собственно, нацелились на РА сразу после прошлогодней поездки, поскольку у нас было действующее до середины ноября разрешение на пребывание в национальном морском парке. Если в прошлой поездке сразу по приезду в Вайсаи встречавший нас хозяин хоумстея повел нас прямиком в офис нацпарка, то в этом году процесс уже не пустили на самотек – работники офиса сами пришли к туристу. Филиал офиса организовали прямо в крытом переходе, через который проходит каждый отплывающий на острова (и возвращающийся с оных) турист. Теоретически прошмыгнуть мимо них можно – когда направляющихся на острова белых несколько. Одному из членов нашей группы это удалось на практике – нас радушно приняли в объятия работники офиса, с целью снять с каждого лица по миллиону, трое из нас вытащили загодя приготовленные пермиты (карточки с перфорацией на месте года и месяца пригодности) и прошлогодние квитанции с датой оплаты. Данные сверили с записями в гроссбухе и возвратили нам наши документы, сказав, что все в порядке, и мы можем следовать к лодке. Нашу ожидающую своей очереди попутчицу, впервые приехавшую в РА и, соответственно, пермит еще не покупавшую, никто ни о чем не спросил, мы погрузились и отчалили.
Но оказалось, что пермиты проверяют по ходу пьесы, а именно: на Вайаге, на манта-пойнт близ Аирборека, на Пиайнемо. Офис по оформлению пермитов появился на о.Бири рядом с Батантой, поскольку многие едут туда прямо из Соронга, минуя Вайсаи. Ну, здесь у нас еще прокатывало, пока были действительны прошлогодние разрешения, да плюс у двоих из группы были свежеприобретенные пермиты.
Полной неожиданностью стало то, что с этого года зона пермитов распространилась и на Мисол. Мы-то рассчитывали, что первую половину поездки, которую проведем в «центральной» части Раджа Ампат, у нас на руках будут действующие прошлогодние разрешения, а на Мисоле они нам уже не понадобятся.
В первый же вечер нашего пребывания на Мисоле, к нам на крохотный островок прибыла лодка с пятью(!) инспекторами, жаждущими поскорее проверить нас на вшивость. Нам было торжественно объявлено, что с 2017 года приезжающие на архипелаг обязаны иметь пермит нацпарка. Мы сказали, что этого не знали и, поскольку много передвигались по островам, оставили свои пермиты на Пианемо. Нам было заявлено, что мы обязаны купить новые пермиты. Мы, в принципе, были не против покупки, поскольку жаждали в следующем году снова возвратиться в РА, но вот ведь незадача – с нас готовы были взять исключительно деньги, а вот бланков пермитов у инспекторов в наличии не было. Они обещали позвонить в Соронг, где нам по приезду, в гостинице «Меридиен», выдали бы пермиты. «А ничего, что в Соронге мы будем вечером в субботу и рано утром в воскресенье?» - вопрошали мы. Последовал ответ, что, возможно, нам согласятся прислать пермиты по почте (?), или мы сможем получить их, когда приедем в следующем году!
Мы на схему «вечером деньги – утром стулья» не повелись, инспекторы к нам охладели и отошли в сторонку, но один из них, самый настырный, долго выносил нам мозг чайной ложечкой, перечисляя страшные методы воздействия на несознательные элементы. Один из методов устрашения был – удаление ВСЕХ!!! фотографий из наших смартфонов (непонятно, почему объектом возмездия был избран именно смартфон?).
Вобщем, вечер они нам испортили.
И зачем было упрямствовать, - спросите вы, - не проще ли было заплатить и не портить себе нервы?
Мы поначалу так и собирались поступить, но очень не хотелось выбрасывать на ветер 4.000.000. Инспекторы уехали, попросив нас записать наши паспортные данные на листочек и пообещав их проверить.
Через два дня Талиб, хозяин нашего хоумстея, сообщил, что инспектор звонил в Соронг, действие наших пермитов закончилось, и мы обязаны заплатить за новые.
На наши доводы, что мы готовы купить пермиты только при условии оформления всех квитанций и карточек, поступило встречное предложение решить вопрос посредством «благодарности» в размере половины суммы. Мы ушли думать. Коллегиально решили взятку не давать – никто не гарантирует, что не нагрянут с рейдом другие инспекторы, и не повторят маневр. Ответили, что будем покупать пермиты.
Мы прожили на Мисоле 8 дней, инспекторы больше не приезжали, но ощущение возможных проблем эйфорию от пребывания в райском месте слегка подгадило.
А когда начали рассматривать фотографии, сделанные в момент отплытия с Мисола, среди толпы местных на причале увидели нашего настырного инспектора. Наверное, опоздал. Вобщем, у нас прокатило без покупки новых пермитов.
Резюмирую – не стоит тратить нервы на то, за что можно заплатить деньги.
Возможно, кто-то обвинит нас в несознательности и скупердяйстве – это их право. Есть исповедь западной туристки на стейраджаампат, как ей не удалось приобрести пермит по причине того, офис был закрыт, и как горько она сожалеет о том, что не внесла свою лепту в развитие региона.
Да не идут эти деньги на развитие нацпарка, да еще в таком бешеном количестве – разве что на постройку новых его офисов и наем новых принципиальных инспекторов. А пластик из моря по пятницам, как это было пять лет назад, папуасы больше не собирают – некогда им. И не отстегивают часть денег жителям о. Каве, возмущенным, что из туристических поборов им ничего не перепадает – а они же живут рядом с Вайагом! Из-за денежных распрей местные с Каве некоторое время в течение 2012-2013 годов лодки с туристами на Вайаг даже не пропускали, пока не утрясли вопрос с властями.
Сейчас селяне с Каве переселились на Западный Вайгео, но мзду неизменно требуют. На Вайаг, даже имея на руках личный пермит за миллион, просто так не прорвешься – в офис нацпарка на Вайаге необходимо предоставить письмо от сельской общины, что за каждую прибывающую туристическую лодку уплачен оброк в размере 1 миллиона рупий. И это при том, что туризм позволил развивать бизнес и зарабатывать деньги (и поверьте, немалые) множеству семей в регионе.
Ложка вторая - дороговизна локальных передвижений.
Одно дело – приехать в Раджа Ампат, другое – посмотреть его.
Сменив 2-3 места проживания, регион не увидеть – а везде все такое разное, такое вкусное и всего так много! Домашние рифы есть практически рядом со всеми хоумстеями, но сколько того рифа – на второй день начинаешь узнавать его обитателей в «лицо», а на третий уже они принимают тебя за своего. Чтобы увидеть лучшие рифы, нужно ездить на лодках, стоимость таких поездок просто-таки конская. Осилить их можно только сообща – вскладчину и отчаянно торгуясь.
В моем предыдущем отчете кто-то задал вопрос, почему мы не арендуем собственно лодку, чтобы самостоятельно управлять ею и ездить, куда вздумается. Здесь это невозможно. Во-первых, ни один хозяин лодки не даст ее в управление чужаку, а во-вторых, ни один турист не сможет на ней идти, будучи незнаком с расписанием приливов-отливов, розой ветров, рельефом дна и пр.
Хотя, наш Сергей рассказывал, что немец Лотар (он часто светится на стейраджаампат), приезжающий в РА в –надцатый раз, каждый раз привозит с собой надувную лодку, плавает на ней по окрестностям хоумстеев, в которых останавливается, а затем продает ее местным по себестоимости.
Стоимость горючего все называют разную – от 13-14.000 рупий за литр в центре РА до 35.000 на Мисоле. Ну а то немеряное количество горючего, которое заглатывают моторы, - не поддается никакому пониманию. Доходило до того, что за полудневную поездку на снорк, с 15-минутным переходом до места назначения, запрашивали по 3,5 млн. рупий. Эти цены поначалу повергают в шок, затем настоятельно требуют посылать лодочников в самые неблаговидные места.
Торг не просто уместен, он жизненно необходим.
Ложка третья - пофигизм папуасов и нечестность гостиничной обслуги.
Если вы договорились с владельцем хоумстея об условиях и стоимости услуг (будь то жилье или поездки), причем сделали это заблаговременно, основательно и неоднократно(!), это вовсе не означает, что договоренности будут соблюдены.
Это мы поняли при первой же нашей остановке – в Yengkawe Homestay на Вайгео. Количество комнат на поверку не соответствовало заявленному на стейраджаампат, заказанному через них же, а затем еще оговоренному посредством СМС-сообщений. В нескольких бунгало жили владельцы с многочисленными детьми и родственниками, покидать их не собирались, нас поселили совсем не в те домики, которые бронировали.
Плату за поездки на снорк просили вносить сразу при погрузке на лодку (горючее надо закупить) и в одном из случаев деньги потребовали вторично, утверждая, что мы не расплатились. Что это было – просто расхлябанность лодочника, куда-то пристроившего 1.200.000 (а деньги мы собирали прямо в лодке и привселюдно вручали ему) или попытка наглого нагрева, мы так и не поняли, но осадок остался гаденький.
С Мусой из Dugong Homestay на Батанте я вела длительную переписку в WhatsApp по поводу жилья, дополнительного матраса (ну не хватало нам спальных мест), стоимости трансфера. Казалось, мы оговорили с ним все моменты. За три дня до Батанты позвонили ему, он пообещал приехать за нами в оговоренное время. Поздно вечером накануне отъезда позвонил и заявил, что не приедет, т.к. именно сегодня к нему в хоумстей приехали гости. Мы вынуждены были лихорадочно искать новое место, поскольку на старом остаться уже не могли – на смену нам должны были приехать новые гости. В конечном итоге, для нас все сложилось очень удачно, но понервничать пришлось.
Ну и наша замечательная гостиница в Соронге - Guardian Family Hotel – сильно подгадила напоследок.
В прошлом году нам здесь очень понравилось. Комнатки маленькие, но было чисто и приятно, рядом с аэропортом, плюс бесплатный трансфер до аэропорта в любое время.
В этот раз, даже не задумываясь, я через Агоду забронировала две комнаты на первую и последние ночи в Соронге. И, понятное дело, мы оставили у них теплые вещи – ну что их целый месяц таскать за собой по островам? Упаковали в два кулька и отнесли в хозяйственную комнату.
Часть вещей в гостинице банально стырили – мы остались без обуви и теплых олимпиек. На словах перед нами извинились, пообещали разобраться и обязательно сообщить о результатах по эл. почте.
Думаете, нам написали? Полная тишина – что из гостиницы, что от Агоды, куда я написала о краже. Guardian Family обходите стороной, теперь там грязно, вонюче и гадко.
Зато из аэропорта «Борисполь» в последних числах ноября мы втроем вышли торжественно и нарядно в +1 градус - все, как один, в босоножках и тоненьких кофточках. Зато в одинаковых теплых носках, выданных в самолете!
Острая нехватка овощей и фруктов – ее, похоже, ощущают все.
Увы, фрукты на островах Раджа Ампат купить практически невозможно. Того мизера, который подают на стол хозяева хоумстеев (как правило, мелкие бананчики или папайю), критически не хватает; нехватку витаминов начинаешь ощущать уже через 2 недели в виде накапливающейся усталости. Несколько последних лет мы по примеру бывалых туристов начали брать с собой в поездки комплексные витамины и харчить их буквально с первого дня путешествия.
Фрукты можно купить только в Соронге или на рынке в Вайсаи, да и больше трех-четырех дней они не протянут – либо сами сгниют на жаре, либо их кто-нибудь погрызет.
В Соронге фрукты продают на улице, напротив аэропорта, с пикапчиков, один из которых до позднего вечера стоит рядом с гостиницей «Меридиен», а второй – рядом с Guardian Family Hotel (манго по 30.000 за кг, зеленые мандарины, иногда дороговалютные арбузы).
Наибольший выбор фруктов – в Mega Mall (Jl. Basuki Rahmat No. 1 KM.8,5, открыт с 08:00 до 21:00/22:00) – от аэропорта идти пешком минут 15 или за пару минут и Rp. 5.000 доехать на желтом бемо. Двигаться – по центральной улице в восточном направлении, в сторону, противоположную центру города.
Фруктов много и разных: одних только манго 4-5 сортов (все одинаковой стоимости, что-то порядка 36.500 за кг), арбузы, дыни, папайя, ананасы, яблоки, огромные дрегон-фруты, сирсак.
Есть упаковки с уже очищенными и нашинкованными плодами. Вобщем, есть из чего выбрать.
Из овощей мы покупали дивные огурцы-переростки по 7.000 за кило, были помидоры.
А еще из полезностей в продуктовом супермаркете МегаМолла – пряности, коими мы затарились при выезде (мускатный орех, несколько разновидностей перцев, гвоздика, анис, палочки корицы и что-то еще, мне совершенно незнакомое).
Там же покупали домой индонезийский кофе и чай.
На втором этаже в качестве подарков себе и близким можно нарыть неплохие футболки и регланы с тематикой Раджа Ампат, вязаные разноцветные и разнокалиберные торбочки кислотных расцветок с надписью «Papua».
На первом этаже – KFC и роскошная булочная
Фрукты на этом не заканчиваются - если по этой же улице пройти чуть дальше, буквально метров 150, увидите еще несколько продавцов, торгующих фруктами с земли, здесь можно поторговаться. А если перейти улицу, метрах в пятидесяти обнаруживаются еще две фруктовые китайские лавки с хорошим выбором и возможностью торговаться. Здесь манго мы покупали по 20.000 за кг.
Специально для фруктов вожу с собой сетку-авоську (помните, такие при Совке были очень популярны). 6-7 кг манго + сирсак покрупнее - с этим уже можно отправляться на острова.
Но не усердствуйте, больше четырех дней ваши фрукты не продержатся (это при условии, что еще раньше на них не нападут грызуны).
В Вайсаи от порта до рынка далеко – придется либо плыть на лодке (за это попросят доплатить 200.000), либо за 50.000 нанять оджек с рулевым.
Выбор фруктов не особо велик, сами посмотрите:
Цены на манго стартуют от 40.000 (это - для сравнения).
Обмен наличных денег.
Их однозначно нужно менять ДО Соронга.
Практика показала, что обменный курс в Соронге крайне невыгоден и к купюрам придираются основательно, требуя исключительно новые и хрустящие.
В открытых по суботам банках обмен не работает. В выходные дни совершить обмен можно только в магазине Toko Jaya, рядом с супермаркетом Forza (таксисты знают, но вот координаты: -0.869369, 131.2525 или 00°52′09.73″S 131°15′08″E) – эту точку сдали Марина и Виталий, в очередной раз наделив всех нас бесценной информацией.
Мы обменивались в аэропорту Джакарты, куда все прилетали поздно вечером (в разной последовательности и в разные терминалы) и откуда улетали внутренними рейсами в Соронг.
В обменниках Терминала 1 (INTERNATIONAL flights) от зоны выдачи багажа до выхода курс занижен, но если пройти чуть дальше по коридору, увидите обменник с красной вывеской – вот здесь нормальный курс, без комиссии. Работает ночью.
У нас было время, мы обошли все обменники в терминале, именно здесь был самый высокий курс. Но оказалось, что еще более высокий курс (причем, ощутимо выше, если обменивать крупную сумму) в Терминале 3 (Garuda Indonesia). Сергей прилетел туда ночью рейсом из Куала-Лумпур, курс обмена доллара там был 13,410 против наших 13,350.
Связь.
Здесь работает (если работает!) только Telcomcell, и никакая другая.
Мы местную карту не покупали, зная, что на островах связь если и будет, то плохая. Наш Сергей начал путешествие гораздо раньше, до встречи с нами успев объехать уже пол-Суматры, он индонезийскую СИМ-карту купил еще там, но по приезду в Вайсаи оказалось, что в РА та не работает.
Мы остались без связи, но это было не критично. Хозяев хоумстея, в который приезжали, просили звонить нашим следующим хозяевам, и так по цепочке.
Соронг прошел по накатанной колее – гостиница, неспешная прогулка вдоль центральной улицы, покупка фруктов на первые дни.
Утром – встреча возле касс в Pelabuhan Rakyat с нашим Сергеем – соскууучились!
Сергей, правда, напоминал молодого моджахеда – с бородой и лысого. Оказалось, что накануне вечером, прогуливаясь по Соронгу, он зашел «поправить прическу» в местную парикмахерскую, поддавшись на уговоры зазывалы. У мальчика-парикмахера соскочила насадка, он пробрил Сергею борозду в полголовы, и чуть не задохнулся от страха, пока Серега с отрешенным видом смотрел на себя в зеркало. Прическу поправили кардинально.
Если в прошлом году билеты на паром в порту Соронга продавали на раскладном столике в здании слева от причала, то в этот раз уже в обустроенных там же кассах.
Билеты в эконом класс, вопреки всеобщей тенденции к подорожанию, стали чуть дешевле – Rp.125.000/пасс. Билеты – с указанными на них местами.
Да и само расписание паромов между Соронгом и Вайсаи стало гораздо удобнее – в 09:00 и 14:00 ежедневно в обоих направлениях, в пути 2 часа.
В Вайсаи нас встретил наш первый хозяин, Дениэл, пермитные процедуры, 30 минут хода на лодке вдоль южного побережья Вайгео, и мы – на месте.