Начало для желающих Куала-Лумпур, Перхентианы, Сингапур в сентябре
Итак, повторюсь о том, что мы имели с собой до поездки (важные и необходимые вещи):
-фонарики (1 налобный, 1 ручной) – куплены в АШАНе, пачка батареек
-дождевики одноразовые (4 шт.) – куплены в ОБИ
-крем от комаров (не понадобился ни в Малайзии, ни в Индонезии)
-крем от загара для лица
-маски на вулканы (6 шт.)
-2 аптечки с лекарствами
-чай/кофе/салфетки/ложки/вилки/маленькие бутылки/складные щетки с предыдущих поездок/чайник 0,5/стакан/мини швейный набор
-билеты/ваучеры/страховки в двух экземплярах по одному на рюкзак.
Условно нашу Индонезию можно разделить на три части: яванскую, балийскую и гилийскую. В начале будет много букв, но пусть это не смущает - первый день оказался просто чрезмерно насыщенным, было не до съемок, зато привезено много полезной информации, в частности, об общественном транспорте сто лет ему работы
9 сентября 2013
В Джакарту прилетели в 6.30 тайгерами. Помню, на форуме читала, что в аэропорту Джакарты есть фейковая стойка оформления виз, где ее оформляют дороже, чем положенный сбор в 25$, где-то справа по курсу движения травалатора. Бежим со всех ног скорее на контроль, пробегаем почти до конца, а никаких будок справа нет, зато есть слева. “Ага, значит переехали”, - думаем мы и бежим к паспортному контролю. Отстояли там длиннющую очередь, оказалось зря, как раз та будочка слева и есть пункт выдачи visa on arrival, где отстаиваешь две очереди: на оплату и получение визы и на сверку доков и наклеивание визы. Потеряли час в аэропорту, будь он неладен, работники еле пальцами перебирали
В очереди в обменник никого, мернули тыщу по курсу 10500. Этой стопки до Бали должно хватить. Симки продают в 20 метрах от обменника, напротив магазина. Мы взяли simpati 290 тыс.рупий (ок. 30$) (баланс 230 на 11 дней с 3,5гб инета). До 20.09 хватило с верхом, даже фильмы пришлось смотреть.
Аэропорт совсем скромный, чем-то напомил Храброво до перестройки. Тишина, как в гробу, у порога пляшут два таксиста, намеревавшиеся вести нас в Богор-Бандунг за 1млн. Были посланы лесом. Время поджимало - мы явно не укладывались в график, нужно срочно подгонять, да еще и времени почти 8 утра, начались утренние пробки. Рискуем застрять надолго. Допустить я это никак не могла. Мы должны были пересечь Яву за 4,5 дня.
Пока я в голове скручивала планы действий «если не успеем туда, то...», ко мне подошел невзрачный мужчина и стал заглядывать в мои распечатки гугла с планом на сегодня. Он поинтересовался, куда путь держим, рассказал, что таксисты тут *&^%, так что лучше выходить за пределы аэропорта и искать водилу по нашему маршруту там. Ну, думаю, несговорчивый бомбила. Поблагодарила его за информацию и готова была бежать к выходу с парковки, как вдруг к нему подъезжает черный красавец мерс, из которого выходит водитель и складывает его багаж. Мужчина любезно предложил нас довезти до шоссе в сторону Богора. Хоть мама и учила меня в детстве не садиться в машину к незнакомым дядям, но Ява должна уложиться в мой график Мужчина оказался СЕО одной крупной компании, специализирующейся на инстант нудлз, сам сингапурец, но долг обязывает жить в Джакарте, на выходные Стивен летает в Сингапур к семье.
-А вы на сингапур эйрлайнз прилетели? - поинтересовался наш новый друг.
-Неее, тайгер эйрвейз.
-Ааа, это там, где не кормят и нет бизнес-класса?
Крутой чувак с отличным английским. Когда уже у нас станет обязательным второй язык... Чтобы с самого садика...
Водитель Стивена отвез его в офис, а нас до такси в сторону Богора, где мы планировали посетить сафари парк. Очень переживая за нашу безопасность, Стивен велел водителю посадить нас в blue bird, самое сетевое и безопасное такси. За поездку на сафари Богора мы отдали 190 тр + 25 тр полицаям (вот это я реально не поняла, за что им и почему один пост мы проехали не заплатив, т.к. полицая в кабинке не оказалось).
Само сафари вытянуто из пальца, 45 минут на бусе за 250тр + аттракционы (карусель, машинки и кораблики). Саудовский аравиец со своей женой сильно возмущался, почему иностранцам билет в два раза дороже, чем местным. Кстати, я была крайне удивлена, что его жена была без «атрибутов», а сам он общительный и постоянно интересовался моим мнением, когда разговор доходил до политики, в частности военного положения в Средней Азии. Бывают же такие. Порадовал.
Путь из Богора в Бандунг, откуда мы должны были ехать на ночном поезде в Джогью, дался нелегко и убил все мои планы и с озером Kawah Putih под Бандунгом, и с резервным вариантом смотровой площадки у вулкана. Выехать из зоопарка не так просто. Узнать расценки такси, как в принципе вариант его вызова в данное место, оказалось задачей не для слабаков. Мы только час выясняли, как же нам доехать до Бандунга, ибо а 20.00 у нас поезд. Мы готовы были и на такси, и на автобус, и на перекладные, но желания мало. Когда, наконец, удалось дозвониться до какого-то такси, расценки привели у ужас: счетчик (около 700 тр + 150тр сборы). Решено было ехать на паблик каре до основной дороги, а там сесть на автобус до Бандунга, который «очень скоро довезет Вас до места». Паблик кар стоит прямо напротив ресепшена, красный минибас полуживого вида. Водила сообщил, что проезд стоит 10тр, но он будет ждать пока наполнится, а если сразу ехать, то 50тр за двоих. Естественно, кто кроме долбанутых русских, сядет в эту клячу. Местные либо на своих конях, либо на байках, туристы пешком до отелей, а мы на красной паблик кар за 5 баксов за расстояние 5 км, но выбора не было. Водила так обрадовался нагрянувшему на него счастью и таким сумасшедшим деньгам, что поймал нам даже автобус до Бандунга (60 тр за двоих).
Автобус Джакарта-Бандунг это... опыт 3,5 часа ада, духоты, ансамблей песни и пляски, кому шашлык кому кукурузу, остановками по 15 минут, и сумасшедшего трафика на серпантинах от Богора до Бандунга. Вид, конечно, восхитительный: рисовые и чайные поля, праздники и свадьбы, местный быт, бесконечное множество торговцев фруктами, преимущественно бананами. Да, это мило - первые пол часа, потом начинаешь понимать, что водила долбоеб и нас чуть не снесло в обрыв, или что возможностей лобового при обгоне на серпантинных поворотах великое множество, да еще и эти остановки, на которых по очереди заходят то музыканты, то певцы, то продавцы еды. Балаган лимитед Сидевший рядом местный заинтересовался нашим маршрутом и в итоге очень нам помог. На своем тарабарском он объяснял нам, что автобус в Бандунг не поедет, а пойдет мимо, типа по МКАДу, поэтому нам надо выйти пораньше и сесть на другой автобус. Мы на всякий случай мониторили весь путь по айпаду. Мальчик вышел незадолго до нас, но всех поставил в известность, где этим туристам выходить, чтобы никто не забыл нам напомнить и вывести. Забота со всех сторон. Эхххх...господа!
На МКАДе взяли паблик бас за 50тр, который домчал нас до Кереты, На часах почти 17. Потеряно столько времени. Наверное надо было сразу с сафари ехать в Джакарту, там поезда и чаще, и быстрее, и по городу бы погуляли, но я тешила себя надеждой, что бус на самом деле «очень скоро довезет нас до места». Но с другой стороны, покататься на общественном транспорте, полюбоваться пейзажами, приобщиться к культуре, провести 4 часа так, как проводят яванцы, намного лучше, чем смотреть на мир из окна такси, в котором мы, наверняка бы спали, а не тряслись от переизбытка адреналина на обгоне однополосой дороги в паре сантиметров до обрыва к рисовым полям.
Поезд до Джогьи решили взять не на 20.00, а на 19.00, раз уж приехали пораньше. Несомненно, интересовал только экзектив: нужно поспать, ночь в аэропорту Сингапура я провела в полудреме на стреме. Я заранее озаботилась распечаткой расписания и стоимости поездов, выделила то, что нужно, чтобы не испытывать неловкость при объяснении, что я хочу. На стойке инфо показала, что нам нужен самый дешевый экзекьютив, на что девочка в кассах расплылась в улыбке и сообщила, что нет ни одного из трех дешевых экзекьютивов, а вот тот, что самый дорогой за 290, есть. Лицо кирпичом, брови домиком и с умным видом объяснять, что я знаю всю их конторку и что экзекьютив у них полупустой ходит. Так что пусть мне сказки не рассказывают и смотрят получше. Места подешевле тут же нашлись, правда не рядом. Ну, думаю, козы, специально ажиотаж наводят, чтобы мы дороже брали. Хрен вам, давайте что есть, а мы там уже пересядем. На форуме же писали, что в экзекьютиве, кроме туристов, никто не ездит, в уж тем более местные. От стойки инфо нас отправили заполнять бланки, которые нужно подавать в кассу, и взять номерок. Перед нами 140 человек. У меня предобморочное состояние – не хватало еще опоздать на поезд. К счастью, очередь двигалась очень быстро, половина номеров пустые. Компанию в ожидании нам составил австралиец в форме; заметив нас, белых, подбежал и, как истинный полковник ВМФ Австралии, устроил допрос с пристрастием. За 20 минут мы узнали о всей его жизни и планах на будущее, а на каждое наше предложение он отвечал возгласом: «Mmmmmm... Oh yeaaaaaah, that’s right».
Оплатив билеты, мы пошли бродить по Бандунгу, по большей части искали, где бы поесть. Ваня жевал в течение дня снэйки, которые я купила в магазине аэропорта, а я слишком переживала, чтобы есть. Завтра день не менее сложный, чем сегодняшний и рискуем пропустить обед, ибо по плану у нас Прамбанан, Борободур, и поезд в 16-20 до Сурабайи. Знакомство с Бандунгом состоялось частично из окна минибаса, который вез нас к ЖД вокзалу, частично вечером в поисках еды. Приглянулась столовка: живенькая, выбора много, сели, наложили, что понравилось, за все заплатили 100 рублей на двоих. Стали есть. И... О, Боги! Это просто пуд чили. Непередаваемо. У меня жгло даже кожу на голове. Это был единственный раз за поездку, когда я ела острое (острое это категорическое «нет», с особыми исключениями), понимая, что оно нам просто необходимо в семичасовой дороге - желудок должен быть крепким, заодно его подкрепить креоном и мезимом.
Посмотреть бы в глаза тому, кто говорил, что экзекьютив на Яве всегда пустой. Ни черта он не пустой. Занято все. Реально свободные места только в самом дорогом экзекьютиве. В поезде, как у нас в самолетах лет 15 назад: кресла с тканевой обшивкой и раздвигаются книжкой (градусов на 30). Рядом со мной расположилась местная в паранже, вечно задирала ноги и изучала мой правый бок. Эту ночь я планировала хоть немного, но поспать: в лучшем случае, развалиться на оба места и спать 7 часов, в худшем - спать на Ване. В итоге имела непредвиденный случай: Ваня сидел напротив и пребывал в пятом сне рядом с храпящим соседом, а я в полудреме слушала музыку, делала заметки в телефон, иногда впадала в сильный дрем, но в этот момент обычно поезд куда-то сворачивал и меня отбрасывало либо на соседку, либо в проход. Плюс ко всему было душно, пледом накрывала только ноги.
Да, поезда на Яве оставляют не меньше впечатлений, чем автотранспортное сообщение. Обязательно попробуйте эти блюда для остроты и незабываемости ощущений пребывания на Яве.
10 сентября 2013
Поезд опоздал всего на 15 минут. Ожидала часа на два, так чтобы сразу рвануть в Борободур. Изначально я планировала осмотреть еще и Мерапи ранним утром, как раз в 3 утра прибывал поезд, после Мерапи храмы и в поезд. По моим расчетам мы успевали. Зря начиталась отзывов, в которых кому-то требовался целый день на исследование Прамбанана и Борободура, и отменила Мерапи. На самом деле, забегая вперед, остаюсь в неведении, что же там делать больше двух часов, ибо мы, выехав в 5-30, уже в 11-30 исследовали Джогью.
В 3 утра мы прибыли на ЖД вокзал Джогьи. Выпили чай, заели печеньками, еще раз ознакомились с картами, узнали о наличии билетов в Сурабайю на 15 и на 16 дня. Около 5 утра должен был прибыть поезд, который несомненно должны были встречать полчища таксистов. За два храма просили 600 тр. Что должен в таком случае делать турист: посмеяться, погоготать, сказать, что он знает их цены, скинуть до 200тр, увидеть их лица, подождать, пока скинут до 400тр, сказать свое 300тр. Сойтись на 350тр. И вообще, за пол дня это много. Им повезло, что я была добрая и сонная.
Первая остановка – Борободур. От города ехать примерно 40 минут, в незначительных пробках. По пути вы увидите Мерапи: красивый, дышащий, розовый на заре. Жаль, что это был первый раз, когда мы взяли машину с водителем в Индонезии и я была еще дикая - боялась достать камеру, а то «мало ли, завезет куда...». Это я все зря, столько кадров упустила, народ здесь дружелюбный, уговор – есть уговор, или нам просто повезло с нашими водителями. Второй вулкан, который удастся увидеть – Сумбинг; у него размах не такой, как у Мерапи, но он тоже красивый в лучах утреннего солнца.
Вход в Борободур – 170 тугриков, бессовестно дорого. На входе надевают саронг обоим полам, предлагают утренний чай фо фри и воду в бутылках (но не бутылированную, не надейтесь, из-под крана туалета за углом), перед энтрансом обязательно спросят вэраюфром и впишут в свою статистику посещений.
Несмотря на то, что мы были на месте рано, народу было предостаточно. Но давки нет, никто никому не мешал. Кроме непосредственно храма на территории находится музей и некая гора, на самом деле холм. Красиво там, и подъем красивый, вулкан виднеется вдалеке.
А это мое первое впечатление. Душ В туалет на Яве просто так не зайдешь - мокро, душем себя подмывают, а вода стекает прямо на пол.
И вот еще что вспомнилось: на жд вокзале в Бандунге вход в туалет без уличной обуви. Там, правда, стоят тапочки общественного пользования, но их не так много, а в туалетах реально мокро.
Итог. Осмотрели весь комплекс за два часа. Отбыли в Прамбанан. Дорога заняла час. Я немного расслабилась, даже позволила себе впасть в 15минутный сон. Солнце палило нещадно, в машине убийственно дул кондей, а от кондея я, как пить дать, слягу через пол часа. Пришлось ехать с открытыми окнами.
Прамбанан. Такой же бессовестный ценник. Опять экипировка юбками и угощение чаем за наши 20 баксов. У этих хоть вода приличнее.
Помните лего? Когда его покупаешь в разобранном виде? Вот это как раз Прамбанан в сентябре. Аборигены разобрали его на кусочки и собирают заново. Разрушено почти все в комплексе. Если что-то разоборано наполовину, то вход все равно запрещен.
Я считаю, что, когда идет такая перестройка, цену за вход нужно снижать , там смотреть нечего, все посносили. А на что стройку строить будем?