Маршрут:
1. СПб-Дубай-Джакарта-Денпасар. Один день и две ночи в Куте - быстрая пляжная регенерация после рабочего полугодия и авиаперелета.
2. Авиаперелет Денпасар-Энде. Из Энде переезд в Мони. Наутро - озера Келимуту.
3. Переезд Мони-Боавае на рейсовом автобусе (бемо). Наутро на оджеке в деревеньку Молаколи, оттуда - подъем на вулкан Эбулобо.
4. Днем после вулкана - переезд из Мони в Баджаву на бемо. Ночевка в Баджаве. Наутро поездка с местным парнем на мотоцикле по окрестностям Баджавы.
5. Днем - переезд рейсовым автобусом в Риунг.
6. Вечер и два полных дня в Риунге - две поездки на рыбачьей лодке по разным островам. Трек по холмам вокруг городка. Трек к водопаду в джунглях.
7. Переезд из Риунга в Лабуанбаджо на рыбацкой лодке. Вечер в Лабуанбаджо.
8. Двухдневный трип на Ринча и Комодо с ночевкой на лодке.
9. День в Лабуанбаджо. Трек по полуострову.
10. Еще один двухдневный трип на Ринча и Комодо.
11. Утренний перелет в Денпасар. День на пляже в Куте. Вечерний перелет в Джакарту.
12. Джакарта-Дубай-Петербург.
С погодой мне повезло: не было ни одного дождливого дня.
10 общих выводов по Флоресу:
1. Остров еще не испорчен массовой туриндустрией, хотя начальные признаки этого процесса уже заметны в Лабуанбаджо. На острове можно превосходно и разнообразно отдохнуть и очень многое посмотреть.
2. Народ очень дружелюбный, всегда готов помочь, любят зацепиться языком, поболтать о том, о сем. За две недели не было ни одного проявления агрессии, недоброжелательности или непорядочности. Никакого ощущения опасности: ни малейших намеков на воровство, обман или подставу.
3. Почти везде можно и нужно торговаться. Начальные цены успешно сбиваются на 30-50% и более.
4. Население очень небогатое, доллар (по нашему - 30 рублей) для них - реальные деньги, зарабатываемые тяжелым трудом. Я это очень хорошо видел и понимал, поэтому, торгуясь, в некоторых случаях не стремился к самой нижней планке, а лишь понижал цену до приемлемой для меня.
5. Очень много людей, с которыми можно объясниться на английском. Даже в глухих деревнях. Знающих примитивный английский на Флоресе больше, чем на Яве, и, тем более, чем на Сулавеси.
6. По сравнению с другими островами на Флоресе очень мало легковых автомобилей. В основном бемо, грузовики и тучи оджеков. Велорикш я там не видел вообще.
7. Очень много христиан.
8. Во всех местах можно купить пиво, если не в лавке, то в кафешке. Большая бутылка Бинтанга в лавках 24-25 тыс. рупий. Продается также арак (35-45 градусов), который местные весьма любят, но пьют в смехотворных с точки зрения россиянина количествах: поллитра хватает на вечер на компанию 6-7 взрослых мужиков. Или я чего-то не просек?
9. Вкусный и сытный ужин в ресторане (не в варунге!) по всему острову не дороже 100 000 рупий, а обычно 70-80 тыс. рупий на одного. Например: большой кальмар или рыбина гриль с рисом, овощами, соусами (40-50 тыс.) плюс бутылка пива. Национальная хавка в варунгах, всегда зверски острая и обычно невкусная, но зато дешевая: обед стоит 20-30 тыс. (вместо пива - чай, разумеется). Большая связка бананов на рынке, или большой ананас - 10 000 рупий (чуть больше доллара).
10. Общественный транспорт очень дешевый. Много небольших автобусов (бемо), идущих зачастую вне расписания, в т.ч. на весьма дальние расстояния, например, Маумере-Баджава. В общем, в этой поездке полностью повторилось то же, что и во всех предыдущих: насчет транспорта можно не беспокоиться, на месте всегда найдешь не один, так другой вариант.
Лучший курс индонезийской рупии в обменниках аэропорта Джакарты составлял 9400 IDR за доллар. Я сразу обменял 1000 долларов, получив взамен 9,4 миллиона рупий. Забегая вперед, скажу, что этих денег мне хватило на все путешествие при том, что авиаперелеты были бронированы и оплачены заранее. Но аэропортовые сборы платил из этих миллионов. Жил и путешествовал, ни в чем себе особо не отказывая.
# # #
Добравшись из Питера до Джакарты Эмиратами, этим же вечером вылетел в Денпасар, где остановился на день и пару ночей в заранее забронированном отеле в Куте, чтобы поваляться на пляже и накупаться вдоволь, поскольку знал, что на Флоресе до океана доберусь лишь через 4-5 дней. В Куте окончательно убедился, что пляжный отдых в курортной местности - это не для меня.
На следующее утро после пляжного дня вылетел из Денпасара в Энде самолетом Wings, дочки Lion Air. На самолетах этой кампании разрешенный вес багажа - не более 15 кг. Мой вес в Пулково составил 17 кг, но в Денпасаре намеряли аж 21 при том, что ни одной новой вещи в сумке не появилось. Пришлось платить 100 тыс. рупий за овервейт 6 кг.
Приземлились по расписанию, в 16:00.
Ну, вот с этого и начнем, пожалуй.
ЭНДЕ, 31 мая 2012.
Когда самолет катился по взлетно-посадочной полосе, было видно, стоящие по ее краям группы ребят в спортивной форме с мячами. Оказывается, ВВП в этом городке используется как большая спортивная площадка, а когда приземляется/вылетает самолет, ребята на время освобождают ее.
Уже вечерело, а из Энде мне надо было как можно быстрее добраться до Мони - деревни, где можно было переночевать перед походом на цветные озера вулкана Келимуту. Ожидая багаж, заметил молодую пару, листавшую французское издание лоньки. Вероятность того, у меня с ними одна цель, была близка к 100%, и я подошел познакомиться. Он - из Монреаля, она - из Парижа. Уже два месяца путешествуют вместе по ЮВА. Направляются в Мони. Я предложил взять вскладчину машину на троих, и они с радостью согласились: с деньгами у них было не то чтобы совсем плохо, но и не шибко хорошо, и ребята экономили на всем.
На выходе стояло несколько мотоциклистов и один-единственный водитель, предлагавший услуги. За поездку до Мони он заломил цену 500 000 рупий, и никак не желал уступать. Мы с ребятами решили добираться на бемо, и за 50 000 водила отвез нас на местный автовокзал. Дорога из аэропорта до автовокзала заняла около 15 минут. Там выяснилось, что последний бемо на Мони ушел минут 10 назад, и другого (по словам водилы) уже не будет. Начались переговоры, в результате которых он повез нас в Мони за 300 000, причем полтинник от автовокзала в них был включен.
Дорога - серпантин, первая половина - асфальт, затем грунтовка. Частенько ехали вдоль края обрыва глубиной метров 30-50, без всякого ограждения. Парень сказал, что машина не его, а китайца, который держит в Мони небольшой парк подобных такси. Слово chineese он произнес с видимым отвращением.
Когда ехали по грунтовке, стемнело. Опустился густой туман, видимость в включенными противотуманками составляла 5-7 метров, но парня это не смущало, лишь снизил скорость до 10-20 км/ч. Видно было, что дорогу он знает как свои пять пальцев.
МОНИ, вечер 31 мая 2012.
Проехали длиннющий придорожный рынок, в тумане в лучах фар выглядевший совершенно сюрреалистично. Через 7 км от рынка начался Central Moni с каким-то дорогим отелем у дороги. Там же водитель показал нам на ветку, отходившую от основной трассы вправо: это была дорога на Келимуту. Через 5-7 минут после развилки он остановился у ярко освещенного гестхауза Pondok Wisata и предложил нам зайти, посмотреть комнаты и узнать цены.
GPS:
Latitude: S 8d 45m 4.52s
Longitude: E 121d 50m 54.69s
Altitude: 727.00m
Вот фото этого геста, сделанное следующим утром:
В общем, мои домашние заготовки по местным гестам не пригодились.
Нас встретил невероятно живописный парень с огромной шевелюрой, кутавшийся от прохладного тумана в саронг. Его звали Кристо. За комнату он запросил с меня 250 000, но я с лету заявил ему, что либо по 100 000, либо мы едем дальше. Торговались с улыбками, без напряга, хорошо понимая друг друга. Мой главный аргумент - автомобиль, с водилой которого мы еще не расплатились, стоял за моей спиной. В общем, Кристо быстро уступил, когда понял, что его попытка состричь с меня более чем двойную цену не удалась, и я получил номер по нормальной цене, завтрак включен. Мои спутники взяли дабл за те же 100 000, но с условием вторую кровать не расстилать, при том что каждая была минимум трехспальной.
Номер здоровенный, умеренно чистый. Одинокая голая энергосберегайка под потолком, горящая противоестественно-белым светом. Огромная кровать с очень тонким одеялом. Есть полотенце. Санузел с европейским унитазом (сливать, однако, ковшиком), холодным душем и раковиной со старомодным медным краном. Одна розетка, электричество круглосуточно. Насекомых не было.
Быстро переоделся и пошел поужинать в кафешку при гесте. Там собралось человек 5-7 местных ребят, которые попивали арак и болтали о том, о сем - вроде местного клуба. Мы перезнакомились, я выбрал из меню nasi ayam goreng (жареный цыпленок с рисом), пару бутылок Бинтанга и чай. Готовили, судя по запаху, на керосинке. Порция оказалась небольшой, но мне хватило. Заплатил 115 000.
До сих пор помню атмосферу этого вечера. Кафешка под навесом на бамбуковых жердях. Вокруг темень, внутри яркий свет. В сыром воздухе легкий запах керосина, такой знакомый по студенческим каникулам, проводимым когда-то из года в год в Крыму. В углу за столиком местные ребята, кутающиеся в сари, потягивают арак и каждый раз присылают на мой столик пластиковый стаканчик, на дне которого болтается граммов пятьдесят. Тихонько фоном - местная музыка. Я расслабился, тихонько прибалдел.
Двое местных подсели за мой столик, поболтали о том, о сем, договорились насчет поездки на Келимуту.
Ночью спал как убитый.