Один билет купил за 10000 авиосов + 328 HKD сборов в далеком сентябре. Второй такой же почти накануне поездки уже стоил 10000 авиосов + 778 HKD. К сожалению, BAEC катится в говно. Обратно нашёлся интересный билет из Калькутты за 9013 INR. Ночной рейс рано утром прилетал в бангкокский DMK и вечером того же дня был борт в HKG. Как раз зацепить том-яма и погулять по городу. Осталось попасть из Дакки в Калькутту. В моем воображении не было красивого колониального поезда, который едет по холмам и рекам и замечательных пейзажей Западной и Восточной Бенгалии - я знаю что такое поезда в этом регионе. Но в первом классе на ежедневном поезде - why not? Проблема номер один - получить под такой маршрут визу. Визовый центр Индии в Гонконге - самый чудовищный и бардачный центр в городе где я был (правда, задумываюсь над визой в Папуа Новую Гвинею и этот рекорд может быть побит). Онлайн визу на заезд поездом, естественно, не получить. Мой маршрут вызвал множество вопросов, стоил мне откровенно дофига времени, нервов и денег, но транзитную визу на 3 дня они сделали. Вопреки написанному на сайте, транзитная виза обошлась мне во столько же, сколько стоит для владельцев русских паспортов однократная в Гонконге - что-то в районе 500 HKD, включая неотменяемые сборы не только за обработку, но и за курьерскую доставку, а также смс уведомление.
Больше трех дней мне и не надо. Билеты на поезда по Индии со скрипом, но можно купить онлайн. Но только не на этот. Этот - в кассе, только с паспортом и визой. После тщательного изучения расписания (точнее, поиска варианта работающего расписания) я понял что в удобный мне день поездов нет (кажется, это был понедельник). Точно есть автобусы и точно можно доехать с пересадкой, но я посчитал это лишним. Я представлял себе такой опыт и вполне готов к -дцати часам локалбасов ради Непала, но не ради пары дней в Калькутте. Бангладеш - вообще-то недешевая для путешественников страна. Но нашёлся удобный мне билет до Калькутты за 2500 BDT, плюс Convenience Fee 483 BDT за оплату картой (здесь меня весилит даже не столько побор, сколько его название). Все равно практически копейки по меркам местных цен. Раза в 2 дороже первого класса в поезде.
Пока я занимался всей этой ерундой, я раздумал сразу лететь в Гонконг, а решил побыть в Бангкоке и рядом еще недельку, для чего купил отдельный билет компанией HK Express за их мили, которые у меня лежали без дела от одного промо по местной кредитной карте. Билеты Air Asia, естественно, невозвратные (почему-то купил оба звена одним билетом), но второе звено можно выкинуть на помойку. Не дешевле и проще бы было сразу улететь из Бангкок из Бангладеша без этого крюка с Калькуттой и всего визового секса? Конечно проще и конечно дешевле, но во-первых, я на момент планирования не знал всех вводных. А во-вторых, мы не ищем легких путей (и в Калькутте я до этого тоже не бывал). И так все слишком просто для этого региона иметь одни прямые перелеты. Но к счастью (irony) помощь возникла от компании Space Jet, которая за пару недель до моей поездки решила банкротиться, но почему-то продолжала летать рейс SG-77 почти без отмен, о чем сообщала вкладка на flightradar24, постоянно открытая в моем браузере.
Спокойный обычный вечер в лаунджах Cathay Pacific, несколько раундов манхеттена и олд-фешенда по очереди чтобы морально приготовиться в Дакке. Хотя чего готовиться? Каждый день здороваюсь со знакомыми бангладешцами и пакистанцами на улице. Подготовиться к 37 после 22 (весна в этом году холодная) и возможным ливням разве что.
Перелёт Cathay Dragon отличный, почти все 4 часа проспал. Кормежка в экономе достойная, борт заполнен максимум на 25%. Даже странно что у них с такой заполняемостью стоит ежедневный рейс. В Дакке встреваем на стойке VOR, точнее на 6-8 стойках, какой-то хаотично разбросанных в одном углу. Сначала оплата. Ценник висит 50 USD + 15% Vat tax. Со 110 долларов двумя бумажками за две визы отсыпали примерно 500-600 так сдачи. Дальше бардачные хаотичные очереди, двигавшиеся примерно со скоростью 10 минут на человека. Все данные заносятся вручную, сотрудники откровенно не торопятся, но это даже весело. Позабавили две девушки из Португалии что-ли, не говорившие даже на базовом английском, и китайцы, с которыми пограничный сотрудник говорил на ломанном мандарине. С первого раза получить визу не смогли - не хватало какой-то формы (в самолете выдавали карточку прилёта и таможенную форму, но последняя как раз не пригодилась, зато нужна была ещё одна, но другая). Глупые ненастойчивые вопросы, показ броней отеля на телефоне. Ну в общем классика Южной Азии.
Выходим в ночной город. Третий час ночи. Как ни странно, по этому времени работают банки-обменники как в чистой зоне, так и в грязной. Все рядом. В чистой зоне терпимые курсы, в грязной - отличные. Решил поменять немного кэша, хотя несколько ATM тоже было поблизости. Отхожу с десяток метров от набросившихся таксишных помогал и стоплю проезжающую пустую машину. Неанглоговорящий водитель был готов выезжать за 650 таков, но не понимал куда мне надо. Карта на телефоне не помогала. Водитель спросил у офицера с дубинкой, тот сказал что это рядом с полицейской станцией (у всех свои ориентиры) и мы поехали, предварительно пожав с офицером обе руки. Кстати, в отеле мне предлагали трансфер за 1800 таков (то есть в три раза дороже).
Ночью Дакка впечатляет. Сон прошёл. На дороге существует движение из больших автобусов и на обочинах спят люди. Запах дыма и очень крепкого ссанья. На перекрёстке поровнялись с полным кузовом одинаковых коричневых куриц. Гостиница Asia Hotel and Resorts в самом центре. Водитель все-таки не знает куда ехать, начинает спрашивать у прохожих, но это естественно ни к чему не приводит. У меня в руках карта, так что показываю жестами. Не потеряемся. Правила все равно условные - меня потом ещё долго забавили пробки в два направления на круговых перекрёстках. Люди просто едут как хотят. То есть вообще, а не как в Индии или Непале. На пустынных дорогах это проще. В гостинице меня ждали, быстро зачекинили и даже принесли в номер корзину фруктов (видимо, это оправдывает название Delux Room). Кстати, хоть по меркам Таиланда или Индии, отель переоценён, но все равно заслуживает высокой оценки: расположение, нормальный номер, очень хороший и натренированный персонал, отличные завтраки (входящие в стоимость) и ужин (как буфет так и по меню за отдельную плату). Дабл на три дня с двумя ужинами и включенными завтраками обошелся в 2302 HKD (около 300 USD).
Утром после обильного завтрака (уверенная высокая оценка), как бы хорошо не было в холодном номере и не хотелось бы спать, вышел на исследование города. В 10 утра +32. Днём должно быть до сорока. Отель находится в центральной Дакке и я направляюсь в старую часть города. Дакка - большой город, но в принципе, недалёко - пара километров. От жары, шума, безумного движения кружится голова и идти непросто. Но интересно: Дакка не похожа ни на что. В Индии велорикши стали экзотикой, а здесь это 70-80% дорожного транспорта. На дорогах шум и хаос. Местные в открытую таращатся, показывают пальцем, что-то говорят и привлекают внимание. Без агрессии, но непривычно. По мере приближения к историческому центру, улицы становятся тоньше и кривее, потоки пешеходов и велорикш сливаются в единый. Торговля всем чем попало. На карте LP отмечены несколько рынков, но вся центральная Дакка - один большой рынок: фрукты, одежда, барахло, свежий жасмин и сок из тростника. Пара часов по этой веселой помойке и хочется куда-то спрятаться. Очень вовремя подвернулся Ahsan Manzil Museum - одна из главных достопримечательностей города. Вход для иностранных туристов стал аж 500 BDT (для местных 20). Такая разница раздражает, но в общем она сейчас во всех музейных местах Дакки. Дворец - ничего особенно интересного, но прохладная уединенность очень к месту. Понравилась аутентичность места - выглядит как настоящий старый богатый дом в полном упадке. Нам составляют компанию несколько местных, которым, правда, больше нравится не сам дворец, а почиллить в зеленом тенистом саду. Понимаю.
Разобравшись с музеем, немного пропетляли вокруг и вышли к порту. Довольно быстро нашёл лодочника (с людьми на суше принципиально не общался), с которым жестами договорились на экскурсию за 200 BDT. Он стандартно покатал нас около километра в обе стороны - вполне достаточно чтобы наделать фотографий, насмотреться на живую помойку на воде, огромных стервятников и увидеть тот же розовый Ahsan Manzi с воды. Как ни странно, такие прогулки популярны и среди местных. Солнце начало совсем припекать и убежать на берег было счастьем. Поездка точно стоила своих небольших денег. Даже десятикратных или пятидесятикратных.
По уже знакомым улицам держим путь в другой конец старого города - к Lalbagh Fort. Сразу после порта здесь же на набережной начинается очень живой рынок фруктов и цветов. Его большой недостаток в необходимости активно прокладывать дорогу, а иногда уворачиваться. Но колоритно. Почти прямая и длинная Water Works Road стоит мертвой пробке. Чем-то похоже на Катманду, но все активнее и совсем нетуристическое. Странно, но почти нет никаких кафе для местных, только пекари всякой дряни во фритюре и несколько брутального вида кебабных. Через пару километров от духоты и некомфортной пешей дороги начинает плохеть. Кто-то любезно приглашает посидеть у него в магазине в тени, но пока терпимо. Армянскую церковь я видел на фотографиях и интереса она не вызвала вообще. Не менее знаменитая достопримечательность Star Mosque - совсем небольшое, хотя и гармоничное здание. Тоже пропускаем. При желанием, мечетей, часто тоже красивых и в меру древних, там штук десять на пару кварталов. Заходи - не хочу.
Форт Laibag - достаточно большая территория с одним входом с противоположной стороны от моего пути. Не так просто подступиться. Пока мы обходили, я увидел на карте несколько ресторанчиков (с небрутальными кафе в Дхаке проблема, даже для местных заведений мало: видимо, еда не дома, - это не то что себе может позволить типичный житель страны). В общем, пытаемся найти место где можно охладиться и чего-то съесть, не опасаясь за желудок. Вообще-то я рисковый (скорее, опытный) и бангладешский стритфуд меня не смущает. Ну не хуже он индийского или боливийского. Но хочется спасительной прохлады и комфорта. Но все закрыто. Середина дня. Приходите вечером. Какая-то сиеста. В итоге находится сетевая пиццерия. В пиццерии негуманные цены, но много народа. Берём какой-то safe choice - большую маргариту и напитки в упаковках. В пиццерии аншлаг. Там же встречаем первых и последних иностранцев в городе - молодую пару откуда-то из Европы, рассказывающую местным невероятную антропологическую историю: бывает значит так, что люди живут вместе, занимаются хозяйством и прочим сексом, но не женятся и не очень и стремятся. Люди в изумлении, подсаживаются с соседних столиков поближе чтобы послушать диковинную былину. Кстати, в Дхаке меня даже удивило достаточно хорошее владение английским. На безграмотном, но понятном в целом языке ко мне обращались достаточно регулярно. Рядом с пиццерией магазин «дыра в стене», где я набрал холодных напитков, но запомнился мне он не этим. На полу в метре от магазина лежала клетка-мышеловка, а в ней огромная крыса лапами кверху. И ноль внимания. Люди увидели мой интерес, и на обратном пути я увидел что клетку уже убрали.
Fort Laibag - ничего особенного. Почему-то это новодел снова выкрашен розово-кремовой краской. Достопримечательности Бангладеша вообще удивляют: такое сочетание упадка и реставрационного внимания. Но вообще интересно. На этот раз вход 300 таков. Жара ещё стоит, поэтому мы быстро разделались с фортом и двинулись в сторону отеля, в Dhakeshwari Temple. Когда мы достигли ворот в 15 с чем-то, они были закрыты. Здесь тоже сиеста. Услужливый охранник открыл калитку иностранным гостям, но обрёк себя на ругань с местными, которые тоже ждали открытия храма. Храм на глубокой реставрации, был осмотрен минут за 10. Охраннику отходит бакшиш в 20 BDT.
Жара ещё в разгаре, но силы начинают покидать. Время прокатиться на велорикше. Первый попавшийся товарищ как назло не только не знает английский, но и не может прочитать на бенгальском на телефоне название парка куда мне надо. На помощь прибежал коррумпированный охранник, который все объяснил, а на мой вопрос сколько я должен за поездку (я в тот момент думал, достаточно ли будет за поездку в несколько километров заплатить 100 таков или лучше 200) сказал, что лично он больше 30 бы точно не дал. Ну okay. Играем в local local very local.
За полчаса доехали. На 30 таков водитель выругался (видимо, тот охранник - не любитель разбрасываться деньгами), но 40 - вполне нормально. Смотрим большой камус Dhaka University и приятный парк с запада от него. Жара спадает, но очень солнечно и красиво. Свет становится мягким и красный старый кирпич и старинные холлы в густой зелени невероятно красивы. Самое приятное место за всю поездку. Здания достаточно разрушены и не похожи ни на один университет (я в силу своей деятельности и интересов видел их множество по всему миру). Где-то в пустых коридорах занимаются студенты, но чаще сидят обнимающиеся парочки. Где-то в запертом кабинете покашливает одинокий субботним вечером лектор. Какие-то короткие приветственные диалоги. Просачиваемся в незапертую калитку и попадаем в общежитие. Старые, но не колониальные здания с забитыми бельём балконами. Видно что студенты здесь тоже живут очень скромно. Хотя где студенты в общежитиях живут на широкую ногу? Два часа пролетают как 10 минут.
Вечером тестируем буфет при отеле. Долго не могли понять что выгоднее, буфет или заказ по меню. Остановились на буфете чтобы протестировать больше локальных блюд в безопасной среде. По местным меркам - совершенно не бюджетно (2400 или 2600 BDT с человека со всеми налогами и поборами, не помню), но еда вкусная, разнообразная и конкретно на убой. Большой плюс - можно расплатиться карточкой вместе с общим счетом при выселении. Кстати, реклама буфета висела на улице.