Впрочем, про тоже говорили и в начале марта 2013 года, туда приезжал наш министр обороны Сергей Шойгу: тогда речь шла о возобновлении военного и военно-технического сотрудничества. Помнится, Шойгу тогда провел мероприятие с командованием Российского Военно-Морского флота, где поставил перед адмиралами задачу возобновить присутствие военных кораблей в различных частях мирового океана. А спустя почти полгода состоялся визит президента России Владимира Путина в Ханой и переговоры с руководителями СРВ, касающиеся возобновления военно-технического сотрудничества с этой страной и перспектив восстановления до конца 2014 года возможности базирования кораблей ВМФ России в военной базе в бухте Камрань.
Продолжительный период молчания, почти два года, прошедший после тех событий, не мог не навести на мысль, что в "сотрудничеством" и нашим "возвращением в Камрань" не все так гладко, как этого, судя по всему, хотелось бы. Нет, конечно, в определенной степени военно-техническое сотрудничество сохраняется. Так, на одном из специализированных интернет-ресурсов (флот.ком) можно найти короткое сообщения о ходе исполнения контракта на поставку ВМС Вьетнама шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.1 ("Варшавянка") на сумму 1,8$ млрд., заключенного в конце 2009 года. Да еще в феврале нынешнего года там же сообщалось, что крабль Тихоокеанского флота БПК "Адмирал Пантелеев пойдет в Камрань (потом правда, говорилось, что он подойдет "к берегам Вьетнама", но про это уже ничего затем не говорилось. Зато писали, что он делал заходы на Филлипины, в Таиланд...)
Короче говоря, вполне естественным можно было считать мое желание посетить те места, которые были тесно связаны с молодыми годами. А заодно и выяснить, насколько радужными могут оказаться перспективы возобновленного российско-вьетнамского военно-технического сотрудничества. Ведь то, что происходило, когда в 1991 году с карты мира исчез СССР (когда вьетнамцы очень хорошо относились к советским людям, называя их "ленсо"и многие тогда неплохо говорили по-русски) происходило как раз на моих глазах. И, увы, не самым лучшим образом...
Просматривая периодически спутниковые гугл-карты, я мог в динамике наблюдать, как меняется в тех краях пейзаж. Ведь, глядя на эти спутниковые картинки, можно было четко видеть, какие положительные изменения постигли "морскую" и "авиационную" часть бывшей советской базы "Камрань". На них четко видно, что у пирсов стоят корабли, а территория и постройки на ней очень ухожены. Аэродром, где когда-то базировались наши самолеты - истребители, бомбардировщики и транспортники превратился в активно эксплуатирующийся гражданский аэропорт, который соединен со столицей вьетнамской провинции Ханьхоа - городом-курортом Нячангом новой 45-километровой автострадой. Короче говоря, видно, что труды советских строителей, построивших всю прибрежную и часть приаэродромной структуры работали не зря - их труд пригодился. То есть в той части базы "Камрань" все оказалось так, как это и было предусмотрено тогдашним договором о советско-вьетнамском военно-техническом сотрудничестве.
Другое дело, если "осматривать из космоса" территории бывшего нашего ПМТО "Камрань", где размещался жилой городок, казармы, склады, госпиталь. Там, увы, не все так гладко и хорошо. Основная часть некогда жилых построек, где жили семьи офицеров, рабочие и служащие, - персонал базы имеет явно нежилой вид. А некоторые вообще находятся в полуразрушенном состоянии. Так же выглядит и здание военно-морского госпиталя, где автору довелось проработать более 3-х лет. А стоящее отдельно здание инфекционного отделения - вообще превращено в руины...
После окончательного отказа в 2002 году иметь оборудованную и обустроенную военно-морскую базу в Кмрани и ухода оттуда Российского ВМФ, долгое время об этом ничего не было слышно. Почему последовал довольно продолжительный перерыв в отношениях с нашим некогда стратегическим партнером в Юго-Восточной Азии? Причины, думаю, тут есть. Помню, как к весне 1992 года, когда я покидал Камрань, буквально на глазах происходило охлаждение российско-вьетнамских отношений. Рассказывали, что началось все с того, что новые российские власти стали требовать от руководства СРВ незамедлительного погашения своего долга перед СССР за военные поставки. Так это было на самом деле или нет, сейчас сказать сложно. Но!
Тогда упорно ходили слухи, что российская сторона требовала погашать долг непременно в долларах, а не в натуральном виде, как якобы предлагала вьетнамская сторона, - рисом, фруктами, свининой. И, судя по всему, это было похоже на правду, поскольку в прежних наших отношениях с вьетнамскими военными, с некоторыми из которых у нас установились теплые товарищеские, словно кошка пробежала. А ведь совсем недавно - где-то в конце 1990 года - тогдашний посол СССР во Вьетнаме во время своего посещения базы "Камрань" рассказывал о радужных перспективах Советско-Вьетнамского сотрудничества. А советские ученые-биологи в начале 1991 года собирались на базе нашего военно-морского госпиталя разворачивать производство "искусственной кожи" из местного сырья - из обитателей тропических вод. А так же - очень востребованного тогда активированного угля для гемосорбции из скорлупы кокосовых орехов.
Короче говоря, судя по отсутствию каких-либо новостей, отношения между военными обеих стран явно были "заморожены" с 2002 года. Впрочем, если судить по отдельным сообщениям российских СМИ отдельные признаки их "размораживания" появились в 2009 году. И это не только заключение контракта между Россией и Вьетнамом на строительство и поставку шести дизель-электрических подводных лодок типа "Варшавянка", о чем говорилось в прошлый раз. Как сообщил мне в своем ответе на мой запрос (о возможности побывать на территории бывшей нашей базы "Камрань") в Посольство России во Вьетнаме один из его сотрудников, "...рядом с международным аэропортом "Камрань" находится открытый в 2009 году Мемориал в честь погибших при исполнении служебного долга советских, российских и вьетнамских и гражданских специалистов".
Об открытом в Камрани Мемориала мне было известно в основном из сообщений на специализированных интеренет-ресурсах. В том числе, и потому, что он был посвящен и моему хороший другу контр-адмиралу Виктору Васильевичу Девятайкину,с которым мы вместе служили на Курилах в 1979-1981г.г. , погибшего там на моих глазах осенью 1998 года в авиакатастрофе военно-транспортного самолета АН-12. Однако отсутствие других более-менее значимых новостей о том, что во Вьетнаме помнят о российских военных и хотят их "возвращения в Камрань" так же, как это было четверть века назад, не давало особых поводов для оптимизма. Что особенно четко проявилось по прилету в Хошимин (бывш. Сайгон).
***
Готовясь к поездке, я первым делом изучил форумы, где наши путешествующие сограждане, описывают свои приключения. В том числе и во время поездок по Вьетнаму. Из общения на форумах с наиболее продвинутыми путешественниками и русскоговорящими вьетнамцами, которые охотно советуют россиянам те или иные объекты своей страны для непременного посещения, я вынес то, что территория бывшей базы "Камрань" является закрытой для посещений посторонними. То же, в принципе, сообщил мне один из работников Посольства России во Вьетнаме, куда я обратился с письменной просьбой порекомендовать кого-либо из вьетнамских официальных лиц, к кому я мог бы обратиться с просьбой о разрешении посетить территорию, где 25 с лишним лет назад мне довелось побывать. Поэтому в своей поездке я решил собрать сведения, используя местные источники информации.
(продолжение следует)