Бурганов был последним, кого мини-бас довозил до отеля. По ранее объявленной программе двухдневного тура в Бухту Ха-Лонг, все должны были возвратиться назад в Ханой к 16:30. На часах было 18:00.... «Хорошо, что мне не сегодня на самолет, как например Магдалене, воспитателю-учителю в частной школе для французских детей в Сантьяго де Чили, которая вышла из минибаса 10 минут назад, чтобы срочно ловить такси и ехать в аэропорт, на рейс до Дананга, отправляющийся в 20:00» - подумал Бурганов. Во Вьетнаме, расстояния и время имеют особые измерения. И слава богу, что по дороге назад, из Ха-Лонг в Ханой, мини-бас, этот мини-автобусик Хьюндай Куанти, спроектированный под азиатский перцентиль, не был заполнен под завязку, как по дороге в Ха-Лонг, когда последняя группа туристов – пятеро бравых парней in their early thirties – с рюкзачками начала загружаться в мини-бас, собиравший всех участников тура из своих отелей, отельчиков, и гестов. К тому моменту, в мини-басе уже не оставалось свободных мест. Но помощник гида показал им так – «делай рразз!» - и разложил складное сиденье на первом ряду. Еще четыре (!) складных сидения разложены, пятый уместился-таки на пустом стандартном кресле.... 86 Ma May Street, Tu Linh Palace – 2; 25 долларов за ночь. Приехали точно по адресу. Бурганов взял две свои кожаные сумочки, поднялся по десятку ступенек, служитель отельчика встретил его со словами «я думал, что подожду еще несколько минут, и отдам номер кому-нибудь». Бурганов буркнул: «Нифига, шутка неуместна, номер мною был уже оплачен два дня назад, как вы могли бы его отдать другому?» Служитель выдал ключ, номер 402, Бурганов поднялся на лифте, открыл дверь номера, и первым делом – проверять, что за окна, и куда глядят. Пластиковое окно, глядит в узкий проем между домами... Ладно, подумал Бурганов, возможно можно будет хоть как-то поспать. Принял душ, спустился вниз набрать кипятка в термос, и записал в двневнике: «19:00 – прогулка по центру Ханоя. Осмотреть здание Оперы и гостиницы Метрополь.» Он не любил писать в дневнике будущее, ибо – «... неизвестно будущее, и стоит оно перед человеком подобно туману, поднявшемуся из болот» - но подумал – Бог даст, этот маленький план не сорвется... Вспомнил еще, что почитывая местную Vietnam Times в самолете рейса Дананг-Ханой, он отметил для себя, что 15 и 18 января в опере играют фортепианные концерты Бетховена. Сегодня как раз вечер 15-го.... Надел курточку Адидас, купленную пару дней назад на улице за 500 тыс донгов, взял листочек бумаги с адресом отельчика, зачем-то сунул в карман брюк шариковую ручку – и пошел. На улице – размазанная грязь, льет дождичек. Не дождь, а именно дождичек. Который, как уже знал Бурганов, здесь во Вьетнами может идти и час, и два...и шесть дней с небольшими перерывами на чай. Выйдя на улицу, сразу услышал «Hello, motorbike?». Дошел до озера «возвращенного меча» Hoan Kiem (хотя какое уж тут «озеро» по нашим-то, по русским меркам, когда у нас «озеро» - это Байкал) - здесь нужно свернуть налево. На дороге – скопление мотобайкеров и выходящих из ворот деток. Чуть дальше – надпись-табличка – Children’s Palace. «Дворец Детей». Еще один перекресток – и парочка европейцев, сидящих в уличном кафе, под теплом газовых обогревателей, и чинно пьющих кофей. Прямо как в прошлом январе в Париже! Через двадцать метров – два швейцара, готовых тут же растворить двери. Не передо мной сегодня, подумал Бурганов, оглядев свою адидасовскую курточку. Маленькая бронзовая табличка «Hotel Metropole, *****». Ага, вот он, знаменитый Ханойский Метрополь с номерами по 400 долларов в сутки. На первом этаже – бутики, с надраенными стеклами и парочками продавцов в пустых магазинах. Даже если в каждом из бутиков делается только одна покупка в день, то это все равно выгодно – в стране, где неплохим заработком англоговорящего служителя отеля или магазина считается 200 долларов в месяц. Кроме витрин бутиков, окна отеля все темные. Видно, Джеймс Бонд сегодня остановился в другом отеле. Бурганов идет вдоль здания, поворачивает налево – и через двести метров – вот оно, ярко освещенное здание Ханойской Оперы. «Здание Ханойской Оперы построено французами в 1901-1910 годах по чертежам Оперы Гарнье в Париже. Вмещает чуть меньше тысячи зрителей. Здание было капитально отремонтировано в 1997 году при поддержке правительства Франции.» Слева – большая афиша: 15 & 18.01; 20h. На часах – 19:25. Значит, концерт только через полчаса. Есть шанс попасть? На ступенях Оперы – начинающееся столпотворение. Бураганов идет в кассу. “Do you have a ticket for today?” – “For tonight? No, we are sold out for tonight.” – “How much is – or was – a ticket for a best seat?” – “ 1 500 000 dongs”. Мда-аа... Вот тебе и попал в Оперу.... Билеты все распроданы, а билеты на хорошие места - $70. Не вяжется с имиджем страны, в которой 200 долларов в месяц считаются хорошей зарплатой. Тут Бурганов поступает так, как делал не раз в подобных случаях – листочек бумажки имеется, ручку он по-случайности захватил - и он царапает на клочке бумажки два слова «NEED A TICKET» - и встает слева на ступенях театра. «Аншлаг никогда не бывает абсолютным» - этот принцип Бурганов вычитал в одной из книжек двадцать лет тому назад. Сработает сегодня?... А слева по ступеням в театр поднимаются вышедшие из Мерседеса S-класса седоволосый джентельмен со своей женой, а справа европейский мужчина лет сорока пяти ведет за руку свою семилетнюю дочку; здесь европеец в хорошем пальто и в костюме поднимается под руку со спутницей – вьетнамской модницей, моложе его вдвое; там вьетнамская семья в джинсах и свитерах дожидается опаздывающего родственника; рядом молодая женщина украдкой посматривает на Бурганова и на его каракули на бумажке, и ускользает куда-то, встретить своего спутника, говорящего по-немецки - хотя, подумал Бурганов, девушка-то явно русская; чуть ниже высокий вьетнамец в дождевике с любопытством осматривает Бурганова в предвкушении финала, что никакого билета он сегодня не дождется, ибо – играет не кто-нибудь, а Народный артист Вьетнама Данг Тхай Сон. Время тикает, людской поток все нарастает. Слева уже минут пять стоит молодая вьетнамка, из разряда офисных служащих, и тискает в руках свой телефон. Бурганов кивает – «Hello. Do you have spare ticket by any chance?” – “No, I don’t. But Dang Thai Son will also play on the 18th, try then.” –“ I am not available on the 18th, I am flying out tomorrow. But thanks anyway.” Именно в это момент Бурганов понял, что играет не кто-нибудь – играет Данг Тхай Сон! Через три минуты подходит ее спутник, и они – счастливые! – поднимаются чуть выше по ступеням, проходят в Оперу. На часах – без десяти минут восемь. А такси подъезжают к Опере все интенсивнее, людской поток все множится. Та девушка, которая показалась Бурганову русской, вдруг выходит откуда-то со своим спутником-немцем, чуть подходит к Бурганову, пристально смотрит на табличку и говорит «Oooh, you neeeed a ticket?” – “Yes, I need a ticket” – кивает Бурганов, думая про себя – разве у меня на бумажке неясно написано? Девушка отворачивается к своему немцу, тут к ним подходит еще несколько европейцев, они болтают минут пять на ступенях театра, затем.... спускаются вниз, ловят такси и уезжают. А Бурганов остается... на ступенях.... почти в одиночестве... у кого билет был- прошли в театр... у кого билета нет – поехали домой... дождик возобновляется... 20:10.... Бурганова трогают за руку, высокий вьетнамец сует ему в руку билет, говорит “NO”, и машет рукой по направлению ко входу в театр – мол, давай, валяй! Бурганов проходит через контролера, смотрит на билет. 500 000. Роется в карманах, выходит снова на улицу, там высокий вьетнамец стоит, и, кажется, ждет еще кого-то. Девушка ли не пришла на назначенное свидание? Или большая вьетнамская семья относится к нему как к чудаку, который купил билеты для братьев, сестер и кумов, а те – сослались на болезнь в последний момент, да и оставили его стоять одного на ступенях театра? А возможно, просто «спекуляция запрещена и наказывается Вьетнамским уголовным кодексом»? Бурганов сует вьетнамцу в руку купюру в 500 000. Вьетнамец повторяет – “NO”, и Бурганов понимает – сегодня он получил билет даром. Билет номинальной стоимость 25 долларов, за который Бурганов готов был заплатить 50 долларов. В стране, где 200 долларов – считаются хорошей зарплатой....
Заходит обратно в театр, из-за дверей партера уже слышна музыка. Ищет глазами служительницу, спрашивает – куда идти. Она ему кивает – по лестнице. Бурганов поднимается по лестнице на третий этаж, проходит в зал – люди стоят и сидят в проходах, аншлаг. Бурганов примечает-таки одно незанятое место в последнем ряду, жестами вопрошает и сидящих рядом, можно ли туда пройти, те жестами отвечают, что вроде не против – и Бурганов, с извинениями и залившись краской, протискивается на это свободное местечко. Последний ряд, выше – только прожекторы освещения. Слева – семья с семилетним ребенком на коленях, справа – мать и дочь, а внизу – затертый пол сцены, рояль фирмы "Steinway & Sons", и плакат во все стену позади играющего оркестра, in small Times New Roman:
vnso
beethoven
dang thai son piano
& honna tetsuji conductor
….