Много уже прошло времени с поездки, давно уже надо было написать отчёт, но как-то всё лениво было. Но лучше поздно, чем никогда.
Решение поехать во Вьетнам было довольно спонтанным. Ещё давно увидел я в каком-то журнале красивейшие фото Халонга. Красота, неплохо бы увидеть вживую, подумалось мне. Но дальше тогда мысли не пошли. И вот как-то в начале 11-го года сидим с женой, обсуждаем отпуск в этом году.
А что, говорю, не махнуть ли во Вьетнам?
А и махнём, говорит.
Ну я сразу посмотрел почём билеты. Терпимо, Москва-Ханой-Москва Аэрофлотом на двоих меньше 40 тыс. Решено, будем готовиться. В Азии никогда мы до этого не бывали, дело новое. Но ничего, интернет в помощь, огромное, кстати, спасибо этому форуму.
Маршрут определили такой: Ханой, с посещением Халонга и Тамкока, Хуэ с осмотром достопримечательностей и неделька отдыха в Хой Ан. На всё две недели, чтоб не морочиться с визой. Беру билеты Аэрофлота 2-го июня туда, 17-го обратно, внутренние билеты - вьетнамские авиалинии Ханой-Хуэ и Дананг-Ханой. Билеты по Вьетнаму недорогие, поездка по времени не столь длинная, поэтому на внутренних переездах экономить мне показалось бессмысленным. Из Хуэ в Хой Ан решил ехать на такси, вроде народ писал что не особо дорого, а дорога красивая.
Вообще решили в поездке особо не экономить. Не то чтоб у нас денег навалом, но уж если отдыхать — то отдыхать, а не тратить время и нервы в поисках возможной экономии, принцип такой. Поэтому решил бронировать гостиницы заранее, о чём совсем не жалею, по деньгам и условиям все они в итоге устроили полностью. Билеты и гостиницы брал месяца за три.
Совсем неожиданно, недели за три-четыре до отъезда приходит письмо от Вьетнамских авиалиний. Так мол и так, очень извиняемся, но аэропорт в Хуэ будет закрыт на ремонт, ваш рейс Ханой-Хуэ отправлением 20.10 меняем на рейс Ханой-Дананг отправлением 15.10. Во супер!!! Чёрт бы с ним, что в Дананг, но по плану из Ханоя мы хотели улетать именно вечером, сразу после приезда из Халонга. Начинаю размышлять, может вообще пропустить Хуэ, а из Дананга сразу рвануть в Хой Ан? А вдруг в том Хуэ что-нибудь особенно интересное, и я потом буду сильно жалеть, что так его и не увидел? Благо, что у Вьетнам эйрлайнз есть офис в Москве. Звоню туда, максимум, что они могут предложить-вылет из Ханоя в Дананг в 19.20, а там уж как хотите. Соглашаюсь, а что делать? Вроде как в Ханое в аэропорт должны успеть после Халонга, а из Дананга в Хуэ видимо придётся по прилёту брать такси. Читал, что кто-то в подобной ситуации отдал за такси 60-70 баксов. Жалко, конечно, терять деньги на ровном месте, но какие-то другие варинты показались мне хуже.
Была ещё одна возможная для меня засада — жара. Уж очень я её не люблю. Говорю честно, для меня лучше -30, чем +30. Но ничего, главное настрой на позитив, надеюсь сдюжить. Забегая вперёд скажу, действительно, очень жарко. В Ханое ещё туда-сюда, около 30 было, в Халонге вообще хорошо, на воде всё же. А вот в Хуэ и Хой Ане палило нещадно, думаю до 40 легко доходило, мож и больше было. Но ничего, справился я. Может настроил себя так хорошо, а может все остальные положительные эмоции пересилили единственную отрицательную. Кстати, забавно было по возвращению, дома тоже не прохладно было, 30 и выше. Год назад в это время тяжко мне было, а тут вообще хоть бы хны, чувствую себя прям как огурец, во как акклиматизировался!
Ну ладно, лирику в сторону, поехали. Впервые улетаем из нового терминала Шарика, понравилось. Очень чисто и просторно. Ощущение, что он сильно недогружен. Удивило, что на рейс регистрируется довольно много самых разных европейцев. Наверное, через Москву во Вьетнам для них дешевле. Больше половины народу-вьетнамцы, многие с малыми детьми. Самолёт здоровый, но заполнен процентов на 80, не меньше. Вообще, Аэрофлот рулит, самолет новый, все удобства, на каждом месте телевизор с фильмами, играми, музыкой. Скоротать время можно. Кормили 2 раза, вполне качественно. Но ночной перелёт тяжел, вообще не спали. На мониторах показывают маршрут полёта, летим прямо над Кабулом. Опасаюсь, как бы не шмальнули моджахеды-то. Но ничего, пронесло. Когда летели над Индией, видели грозу вдалеке, красиво. Три больших ядра, в каждом лупят молнии штуки по три в секунду, класс!!! Над Индокитаем рассвело, внизу сплошная зелень, джунгли однако. Всё, говорят, Ханой, посадка в 08.10 по расписанию. Прибыли.
Ханой.
Когда бронировал гостиницу в Ханое, они мне прям в этот день написали. Можем, говорят, прислать такси за вами за 15$, а также предложить вам кучу всяких экскурсий. Пишу им что насчёт экскурсий разберёмся на месте, а вот такси это гуд, давайте. Таможня с получением багажа заняла минут 30. Таможенник ничего не спросил, глянул только хмуро, шлёпнул штампик в паспорт, типа вэлкам. Выходим, в толпе встречающих видим нужную табличку, не прокололи с такси! Вообще это было не такси, частник. Похоже, знакомый кого-то из гостиничных работников калымит, я его там потом ещё видел. Сразу в порту поменял немного баксов, сотни две-три. Вьетнамские донги показались какими-то странными на ощупь. В гостинице рассмотрел подробно — они пластиковые, пластик тонкий как бумага, но не рвётся и не размокает. Прогрессивно!
В дальнейшем цены писать буду в долларах, так удобнее для понимания, хотя платили почти везде донгами. Курс в то время был очень хорош для подсчётов, 1$ - 20000 донгов. Впоследствии, когда менял доллары, везде примерно по такому курсу и брали, отличия были минимальны, впрочем я на эту тему не парился. Первый вдох на выходе из здания аэропорта — понимаешь, вот она, Азия! Воздух совсем другой. Хоть и утро, но уже жарко и душно. В северном Вьетнаме в это время сезон дождей, влажность чувствуется. От аэропорта до гостиницы едем минут 30.
Гостиницу бронировал Hanoi Eclipse на букинге. Выбирал долго, но думаю, выбрал удачно. Находится в центре, но на третьестепенной короткой улочке. Соответсвенно движухи и шума там в три раза меньше, чем на главных улицах. На улочке в основном лавки местных умельцев — работы по дереву, металлу, вышивка. Интересно посмотреть, можно и прикупить чего-нть. Здание гостиницы не старое, обычного ханойского типа, узкий фасад с балконами. Внутри вполне прилично, не рухлядь, посторонних запахов и сырости нет. Номер бронировал супериор, типа улучшенный за 35$, с видом на улицу и балконом. За эти деньги-вполне нормально. Мебель нормальная, сантехника в порядке, прблем не было. Я думаю более дешёвые номера там тоже в порядке, ну разве что без балкона илии вообще без окна, как часто бывает в Ханое. Балкон меня здорово повеселил. Разобрались с вещами, выхожу туда покурить. Ну, то что он маленький понятно. Но там стояло три!!! наружных блока от кондиционеров. Так что там оставался свободный пятячок только-только чтоб покурить. Впрочем, никаких сложностей от этих блоков не было, главное, что наш кондишен работал нормально.
Заселились, спускаюсь вниз на ресепшн. Там очень шустрая и толковая девчонка. Ну, говорю, что тут у вас насчёт экскурсий? Всё что хотите, мистер! Вобщем, заказал я на следующий день поездку в Тамкок и Хоалы, и на послезавтра в Халонг с двумя ночёвками. С поездками в Халонг ситуацию я там понял так. Некие люди держат один-два кораблика, редко больше. Они раздают свои рекламные книжки в гостиницы, в уличные турагенства, в общем куда могут. Те в свою очередь и продают туры заезжим гостям. По словам девочки они от владельцев лодок имеют некую агентскую скидку, так что цена будет у всех примерно одинакова. Так это или нет — я уж проверять не стал. В гостинице были рекламные книжки от двух или трёх этих контор. Я спросил прямо, - откуда люди приезжали самыми довольными, где было меньше всего жалоб? Вот, протягивает книжку, эти ребята лучше всех. У ребят один кораблик, на фотках выглядит неплохо. Каюты разные, подороже на верхней палубе, подешевле на нижней, все с кондиционерами. За поездку с двумя ночёвками на кораблике в каюте получше и полным пансионом отдал в итоге 150$ с человека. Изначально она просила больше, но ненамного, мож на 10-15$, точно не помню. Можно было вторую ночь провести на Кат-ба, но мы в итоге и так провели на острове полдня, а то и больше. К тому же неохота было скакать с места на место, да и на кораблике романтичней как-то. Девочка кстати удивилась, мало кто ночует обе ночи на кораблике. С Тамкоком всё проще. Эту поездку почти всегда объединяют с заездом в Хоалы, эти места рядом. Стоило с обедом вроде 25$ с человека, если не забыл. На обе поездки забирают из гостиницы, возвращают туда же. Ударили с девчонкой по рукам, я её попросил позвонить в забронированные гостиницы в Хуэ и Хойане, проверить ждут ли нас там. Всё оказалось в порядке, и мы пошли в город.
После бессоной ночи в самолёте был большой соблазн сразу завалиться поспать, но соблазн пройтись хоть немного по Ханою был ещё больше. Город, конечно, чумовой.
Движуха, байки с количеством пассажиров до 4, лавки, харчевни на тротуаре - всё так и есть. Всё что пишут про переход улиц — правда. Это трудно. Всё ж отмечу, что на более-менее крупных перекрёстках есть светофоры. И транспорт там останавливается. И зелёный свет для пешеходов есть. Но он загорается ровно настолько, чтоб успеть перейти ну очень быстрым шагом. Дошли до центрального озера. Симпатичненько так, деревья цветут красиво.
Молодожёны терпят издевательства фотографов ради хорошего кадра.
Обошли половину озера, захотелось кушать. Прямо на улице, идущей вдоль южного края озера уведели прилично выглядящую кафешку. Не помню навание, но она приметная, неплохо оформлена снаружи, большие окна на улицу, у них снаружи крутиться паренёк, стерегущий парковочные места для посетителей. Внутри прохладно, кондишен. Меню большое, всё цивильно, еда вьетнамская, понравилось. На двоих с десертом и кофе отдали меньше 20$. Мы туда ещё заходили позже, могу смело рекомендовать. Там, кстати, и местных было много, которые побогаче. Поели — и спать захотелось ну совсем сильно. Пошли на базу. В гостинице нам неописуемо рады. Хорошие они всё-таки, эти вьетнамцы. Десять раз мимо будешь проходить, и десять раз тебе улыбнутся и поздороваются. Вечером вышли ещё погулять, дошли до собора св. Стефана. Чтож, для Вьетнама неплохо, но после итальянских не особо впечатляет. Больше всего понравился дворик позади собора.
Заглянули внутрь, там шла служба. Удивил хор, католические молитвы пели по-вьетнамски и такими высокими детскими голосами, ну очень необычно. На обратном пути увидели вывеску РНО24, известная сеть кафешек с национальной едой. Читал тут о них неплохие отзывы, дай, думаю, зайдём. Внутри от кондишена просто дубак, я замёрз за 5 минут. Зказали порцию спрингроллов (кто не знает, это обжаренные рисовые блинчики с начинкой) и супчика, я говяжий, жена куриный. Ну что сказать... Это была самая невкусная еда за 2 недели во Вьетнаме, честно. Не знаю, может вкус у нас не тот, может в этой конкретной кафешке так готовят, но мы съели по три-четыре ложки супа и по одному спрингроллу и ушли. Кстати, был вечер, кругом полно народу, а тут кроме нас было только 2 человека, тоже иностранцы. Заплатили мы долларов 6-7.
Пошарились ещё немного по центру, поток людей и байков достигает пика часам к 8. От бибиканья и толп народу просто чумеешь. Прикупили какую-то лёгкую одежонку в уличных лавках, потому что из дома с собой почти ничего не брали. Продавцы по ценам прогибаются слабо, максимум процентов на 20. Ну торговался я больше из спортивного интереса, цены и так ниже некуда, качество тоже.
Утром встали рано без всякого будильника. Ну точнее, без обычного будильника. Проснулся я от звуков радио на улице часов в 6. Ну не то чтобы радио,а как будто мужик в мегафон что-то бубнит. Лежу минут 5-7, а он всё бубнит. Чтож такое, иду на балкон. Вот оно что.
Снято не у нашей гостиницы, но смысл тот же. Если приглядеться, по центру этой конструкции виден рупор. Это радио и есть. Причём от этих рупоров не спрячешься, я потом обратил внимание, они висят через каждые 100-150 метров. Бубнили час. Ни музыки, ни смены диктора, один и тот же голос зачитывает что-то. Пошли на завтрак, спрашиваю персонал, чё эт такое? Это, говорят, у нас так принято. С утра генеральная уборка города, все выходят мыть дома и улицы, а для бодрости по радио рассказывают о трудовых свершениях вьетнамского народа ну и новости всякие заодно. И чё, говорю, это каждое утро так? Нет, говорят, только по субботам. Мда, с одной стороны, вроде повезло нам, что только раз в неделю такая политинформация. А с другой-мы всего две ночи были в Ханое, и надо ж так, что одна из них как раз на субботу. Кстати, уборка генеральная там похоже каждый день. Вечером в городе срач полный, мусорок никаких нет, весь мусор и отходы на улице. А с утра всё чисто и красиво. Тут вьетнамцам зачёт.
В 8.00 подьехал автобус, двинули мы в Тамкок. Автобус небольшой, с кондеем, туристов человек 15 и парнишка гид. Ехать на юг от Ханоя долго, часа 2-2,5 с одной остановкой на туалет. Первый пункт программы — Хоалы.
В этом месте 1000 лет назад была столица Вьетнама. Позже тут построили небольшие храмы, посвящённые императорам, правившим в те времена. Сейчас это что-то вроде музйно-религиозного комплекса. Место пользуется почётом и уважением у вьетнамцев, туда они целыми группами приезжают. Иностранца может заинтересовать, если только ему сильно любопытна история Вьетнама. Виды, впрочем, весьма неплохи.
Ну очень маленькая (где-то метр сорок) и очень фотогеничная бабушка. Ничего у неё не купили, дали денег просто так.
Времени на хождение там нам было выделено немного, минут 30-40. Если честно, специально в Хоалы я бы не поехал, но раз по дороге-заглянуть можно. Оттуда до Тамкока ехали ещё минут 20.
Уже не помню, что именно называется Тамкок, то ли какой-нть посёлок, то ли река, то ли общее название местности. В общем там небольшая речушка со слабым течением, петляющая между шибко живописных скал. По ходу течения речушка проходит через три туннеля, прорезанных водой под скалами. Особый шик добавляет то, что у неё там нет нормальных берегов: или скалы, или всё засажено рисом.
Это место ещё называют Халонг на суше. Сходство и правда сильное. Программа сводиться к тому, что вас на лодочке катают сначала час (может чуть больше) в одну сторону, потом час обратно. Перед покатушками нас покормили очень неплохим обедом. Топаем к причалу, гид покупает билеты в будочке, отдаёт эти билеты командиру на причале, тот производит рассадку на лодочки. Внимание! Если у вас будет возможность выбора лодочки, садитесь туда, где один гребец или гребчиха, причём гребец предпочтительней гребчихи. Это не очень критично, просто сэкономите малость денег и нервов. Позже поясню, почему. В нашей лодке лодке было как раз две тётки, одна на корме с двумя вёслами, вторая сидела рядом со мной с одним коротким байдарочного типа. Жена, как настоящий капитан, заняла место на носу судна.
Место мне понравилось, достойно посещения. Виды впечатляют. Получили шок от увиденной техники гребли.
Они там все гребут то ногами то руками попеременно. В ясную погоду обязательно иметь головной убор!!! Без него солнечный удар почти гарантирован.
Если не захватили из Ханоя, продают на месте. Обычный нон (крестьянский соломенный конус) стоит бакс-полтора. Бутылка воды на человека тоже будет не лишней. Пещеры ближе к концу пути, они короткие, самая длинная метров 150. Я думал в них попрохладнее, но нет. Разве что тень, легчает немного.
В тот день, когда мы там были, температура до 40 доходила, я думаю. В конце небольшой привал, можно выти на бережок под тень от скал, размять ножки. Там активно пристают торговки харчами и напитками. Причём давят на то, чтоб вы купили попить не себе, а гребцам. Одна мне долго мозг выносила, пока я просто не оттолкнул её лодку от нашей. Двинули назад. Почти сразу причалили к рису и тётка, сидевшая возле меня, неожиданно достаёт из сумки всякое барахло. Футболки, скатёрки, открытки, ещё чего-то там и начинает интенсивно впаривать мне. Мне, говорю, нафиг ничего не нужно. Не отстаёт. Простояли минуты три-четыре, понимаю, что деться мне с этой лодки некуда, хоть она и не подводная. Покупаю какую-то вышивку низкой художественной ценности за 5 баксов, тётка поканючила ещё с минуту, но тронулись дальше.
Я так понял она специально для этой темы в лодке и сидела, поскольку гребла-то она и не особо активно. Можно было и не покупать ничего, но лишний раз ругаться и стоять на солнце чёрт знает сколько времени совсем не улыбалось. Впаривать это добро я думаю может гребчиха и в одиночку, а вот мужики вроде этой фигнёй не занимаются, западло им. Как бы то ни было, поездка понравилась, съездить стоит. Единственное, ехать туда нужно до Халонга, если после, впечатление будет уже не такое сильное.
Бабушка собирает каких-то ракушек со дна реки.
Вернулись в Ханой часам к шести, темнело. В субботу вечером Ханой это огромный базар и харчевня одновременно. Среди людей и байков не протолкнуться, это месиво действительно нужно увидеть. Вечерние фото Ханоя, мне не удались, но как-то так.
Произошёл забавный случай. Донгов у меня оставалось немного совсем, баксы поменять не видно где, решил снять с карточки денег. Подхожу к банкомату, с виду он ничем не хуже других, вставляю карту. Машина карту берёт, думает довольно долго, предлагает ввести пин-код. Что удивительно, на мониторе показывает мою фамилию и банк-эмитент карты, такого никогда до этого не видел. Начинаю вводить пин-код и опаньки, клавиатура при нажатии пищит, но на мониторе в окошечке, где рисуются звёздочки вместо цифр пин-кода, ничего не появляется. Я тормознулся, понимаю что не помню, сколько цифр я набрал, стою думаю. Что-либо нажимать опасаюсь, вдруг совсем карту съест. Жена тоже напряглась, спрашивает — приплыли? Вдруг осенило меня, есть же кнопочка кэнсел, отмена, жму её. Ничего не присходит. Я в это кэнсел тыкал наверное с полминуты, но они для меня растянулись на полчаса. Уже успел прикинуть, что налички нам вволю не хватит, где-то придёться экономить, думаю как лучше поступить с картой, пытаться выручить или плюнуть и заблокировать. Вобщем, голова заработала на полную, но как всегда с опозданием. Вдруг адская машина протяжно заскрипела и выплюнула карточку. Как мало нужно человеку для счастья! Я тогда оценил эту фразу. Но донги-то всё равно нужны. Прошли маленько, видим пару банкоматов в отдельно стоящей стеклянной будочке. Мы встали неподалёку, типа разговариваем, сами пасём банкоматы. Подошёл человек, мы убедились что он быстро и легко снял денег, и тут же к той машине. Тут всё было нормально. Зато ужинали в приподнятом настроении. Тем более, что что назавтра нам ехать в Халонг.
Продолжение чуть позже, пишу медленно.