Чтобы успеть увидеть как можно больше в Барселоне, волей-не волей придется освоить общественный транспорт. Город в этом плане очень удобный, система движухи продумана и рациональна
Чтобы понять, чем удобнее ехать в данный момент, надо посмотреть всего три схемы.
Первая, это метро. Бывает в том варианте, где куча параллельных и не очень линий и ничего не разобрать. Она меня пугает, я ее здесь показывать не буду и вам смотреть не советую. Если же случайно увидели, то забудьте скорее как страшный сон, она здоровья не прибавит. Вторая не такая жуткая, там уже что-то можно рассмотреть, понять и даже попытаться пользоваться, она вот здесь -
http://www.tmb.cat/img/genplano.pdfНа ней не только линии и станции метро, но железные дороги аж двух компаний, трамваи, фуникулеры и канатные дороги. Все вместе получается очень здраво, несмотря на то, что попервости кажется крайне запущенным и непонятным. Ну так давайте все разложим по полочкам.
1. Собственно метроНа поверхности станции отыскиваются по стойкам с буквой М на красном указателе.
Неподалеку частенько торчит кабина лифта, он для инвалидов, но пользуются и велосипедисты и люди с каким нибудь тяжелым грузом. И просто лентяи тоже, угу.
Уже при спуске вниз видны очень понятные знаки - какие линии проходят через эту станцию.
Эскалаторы привычные. Спускаетесь вниз, сразу наблюдаете автоматы по продаже билетов, такие большие железные дуры с экранчиками, прорезями и буквами на непонятном испанском языке. Вооон они, слева вдали от турникетов.
Пугаться поздно, будем покупать билет. (Но хорошо бы заранее почитать тарифы и выбрать, какой из билетов подходит именно вам
http://www.tmb.cat/en/bitllets-i-tarifes)
На экране их высвечивается много. Можно купить проездной на день, на два, на три, на четыре. Но по-моему мнению, это получается дороже, чем билет под названием Т-10, он в верхнем ряду второй слева.
Стоит это счастье 7,85€ (и будет стоить до 30 июня 2011г. Потом - на 5% дороже). Вначале надо прямо на экране в Т-10 ткнуть, а потом начать совать денежки в нужные отверстия.
Автомат принимает и монетки, и купюры, и карты. Сдачу дает. После того как требуемая сумма просунута в нужные отверстия - в самом низу выпадет наш волшебный билетик и сдача, если она полагается. Все, бабло уплачено - квест пройден (с). Билет Т-10 подразумевает 10 поездок, но в очень, очень приятном варианте, расскажу чуть позднее, после перечисления всех видов транспорта.
Теперь проходим турникеты. Иногда билет суется справа, а проходить надо слева, иногда все наоборот - надо смотреть на стрелку на турникете или следить за идущим впереди. Посмотрите, абсолютно везде стрелочки, ведущие вас в нужном направлении. И важное - рояли в барселонском метро возить нельзя. Странно.
Дальше проходим на платформу, там никаких особых отличий от любого другого метро - скамейки, пути, указатели. На табло текущее время, время до прихода поезда и направление движения.
Опс! Поезд немножко другой, он пришел, но двери автоматом не открываются, надо нажать зелененькую кнопку и только тогда да. Чтобы выйти, снова кнопка или ручка, это неожиданно, и поначалу перед дверью тупишь, но не смертельно.
Следующие станции объявляют по громкой связи и показывают на схемках над дверью. Вагоны чистые. Приехали куда надо, нажали зеленую кнопку или повернули ручку и только тогда вышли. На платформе тоже все понятно, есть название станции куда вас занесло, надпись на выход "Sortida", и вдобавок карта района.
2. Железные дорогиТе их части, что влючены в схему метро спокойно как метро и расцениваются. На поверхности такая же стоечка, но значок оранжевый, а не красный. Неподалеку снова лифт.
Эскалаторы, лестницы, указатели, все точно такое же, как и на станциях метро.
С одного и того же пути поезд может уходить в нескольких направлениях, поэтому надо прислушиваться к объявлениям, куда именно идет состав. Еще в поездах не всегда объявляют следующую станцию по пути движения, и надо отслеживать это самому. И последний непривычный момент, показанные на схеме метро последние станции - по факту последними не являются, поезд уходит дальше, но уже за пределы Барселоны, за этим тоже надо присматривать самостоятельно, иначе замечтаетесь и укатите далеко-далеко. В вагонах чисто, мягкие сиденья и спецом места для колясок и велосипедов. Их даже ремнями можно пристегнуть, чтобы не укатились.
3. ФуникулерыНа схеме метро обозначены три линии, одна внизу, две наверху схемы. Насчет нижнего, того, что на горе Монтжуйк, ничего не скажу (стоимость проезда такая же, как на остальном транспорте, и билет Т-10 действует), а вот верхние два имеют кардинальное отличие в финансовом плане. "Правый" - скорее туристический, именно им добираются на гору Тибидабо начитавшиеся путеводителей туристы. По этой причине или по какой другой, но проезд на фуникулере стоит аж 4€. Левый же, от станции Peu del Funicular до Vallvidrera, оплачивается тем же билетом Т-10, то есть проезд по нему стоит меньше 80 центов. От верхней станции этого фуникулера до парка Тибидабо идет городской автобус №111.
Вот здесь самое время сказать об одной особенности билета Т-10. Смотрите на примере обратного пути с Тибидабо вниз. Прямо у ступеней храма Sagrat Cor я сажусь на автобус 111 и компостирую билет. В этот момент с него списывается одна поездка и начинается отсчет времени в 75 минут. Через 500 метров водитель высаживает меня у фуникулера, тыча пальцем в нужное сооружение, а сам уезжает дальше. Турникет снова открывается тем же билетом, но поездка не списывается, хо-хо! Спуск занимает всего минуты 4, и я оказываюсь на ж\д станции, прохожу напрямую, без турникетов, но если бы они и были, то поездка с моего билета снова бы не списалась. Поезд летит пулей, и на площади Каталунии я оказываюсь достаточно быстро, дальше мне на метро, пересесть можно прямо под землей, но это теоретически, а практически там такие переходы, на изучение которых нужен не один день. Поэтому я делаю финт ушами - выскакиваю на поверхность и буквально через 50 метров снова ныряю под землю, но уже на нужную мне станцию. Прохожу через турникет, он пищит, прогоняет мой билет, но количество поездок на нем прежнее - 9.
То есть я полностью использовала возможность билета, уложившись в 75 минут и совершив за ОДНУ поездку три пересадки и сменив четыре вида транспорта.
Да, иногда чтобы выйти со станции нужно снова прогнать билет через турникет, поэтому билет не выбрасывайте до конца поездки.4. АвтобусыАвтобусы есть и они тоже удобные. Обычно они красно-белые, есть большие, есть поменьше.
Ездят по выделенной полосе
На каждой остановке сверху указан номер маршрута, который здесь проходит.
Если обойти остановку, то на задней стенке вывешена гигантская подробная схема всех автобусных маршрутов. Нужно найти тот, который проходит через эту остановку. Дальше он везде на схеме обозначен одним и тем же цветом и своим номером, легко можно проследить, куда он едет. Именно эту схему я считаю третьей нужной в Барселоне, осторожно, файл тяжеленький
http://www.emt.cat/Principales/..%5CUploads%5CPDFsGuia%5C201012150620140156_BCN250708.pdf Билет Т-10 действует и здесь, его нужно закомпостировать, войдя в автобус через переднюю дверь. На разовую поездку билет можно купить прямо у водителя, компостировать его уже не нужно, и стоит такой билет аж 1,40 евро.
Остановки не объявляют. Чтобы выйти на своей, надо нажать красную кнопку возле двери, то есть дать сигнал водителю, что собираетесь выходить. Не будет такого сигнала, автобус просто проезжает, не останавливаясь, так что бдительность и бдительность, вот наш девиз. Как вариант, если вы не знаете в точности где вам надо выйти, то при входе всегда можно задать все вопросы водителю и попросить предупредить вас в нужном месте. Туристы, тем более не говорящие по испански, вызывают жалость у коренного населения, к таким ущербным относятся бережно и стараются от них поскорее и понадежнее избавится. В смысле, высадить там, где надо.
Билет компостируйте обязательно, в случае проверки и отсутствия билета - попадалово на штраф в 50 евро. Бесчеловечно, я считаю.
5. ТрамвайЕсть голубой, коротенькая линия до фуникулера на гору Тибидабо. Билеты покупаются пямо у кондуктора, в один конец - 2,80 €, туда и обратно – 4,30 €.
Есть трамвай обычный, он на схеме метро обозначен линиями Т1, Т2, Т3. Билет Т-10 на нем действует.
Дальше есть еще кой-какой транспорт, общественным назвать его наверное нельзя, но пользоваться вы им, скорее всего, будете.
6. Фуникулер на Монтжуйке - Телеферик По сути это канатная дорога и больше я о ней ничего не знаю. Высоты страшно боюсь, а на Монтжуик попадала каждый раз с другой стороны. (Проезд 6€)
7. Вторая канатная дорога на Монтжуик, но с другой стороныКрасные кабинки, плывущие над портом, хорошо видны со многих точек города. Высоты я боюсь просто до истерики, я уже говорила об этом, да. Но тут... над портом... над горой... и очереди почти нет. Затмение на меня нашло, не иначе. Десять евро за one way ticket, на башню тебя поднимают на лифте и суют в кабину.
Сказать что страшно, это ничего не сказать, но 10 евро уже потрачены, поздняк метаться. И эта гадина скрипит, дергается и раскачивается над пропастью. Да, странная особенность, из порта на гору всегда стоит очередь, а с горы в порт никогда никого нет, видимо те, кто оплатил дорогу в обе стороны, по каким то причинам передумывают ехать обратно.
8. Такси Быстро, удобно, дешево. Стоянки такси почти на каждом углу, и остановить машину можно привычным способом, помахав рукой. Черно-желтые машинки в общем городском потоке хорошо заметны. Свободная тачка определяется тоже привычным образом, по зеленому огоньку на крыше. Ездят они со счетчиком, посадка сразу 2 евро, дальше видела два варианта. Одни счетчики считают пробег, в конце пути водитель умножает километры на полтора что ли евро и выдает конечную сумму. Вторые счетчики капают по времени и эти мне понравились меньше, стоишь перед светофором, кровные евро высвечиваются на экране, личная жаба поднимает голову и тянет к хозяйскому горлу костлявые лапы, а светофор все горит красным. Мда. Водители по английски говорят крайне редко, поэтому на помощь всегда приходит карта, тыкаешь пальцем в нужное место и все. Ездят очень аккуратно и быстро, нагрели, причем внаглую меня ровно один раз. Дедуська за рулем "ошибался", сворачивал не туда, хлопал себя по лбу, якобы опомнившись, разворачивался, снова ехал не туда. В результате вместо ожидаемых 12 евро на счетчике было 19. Но клеймить позором никого не буду, просто посоветую, пусть карта города всегда будет при вас, лежит на коленках, и вам видно, куда вы едете, и водителю сподручнее просекать ситуацию. Да, в барселонском такси обычно ездят на заднем сиденье, а переднее является подсобной полочкой для всякого водительского имущества. Мне этого не понять, я езжу впереди, оттуда удобнее щелкать клювом по сторонам
9. Туристические автобусы Они двух разных компаний, Barcelona City Tour и Barcelona Bus Turistic. У обоих компаний двухэтажные автобусы, красные и красно-голубые, спутать очень легко. Но купив билет у Сити Тур, ездить вы будете именно с ними, в автобусы Бас Туристика вас не пустят, и наоборот. Маршруты обеих компаний очень похожи, разница совсем незначительна. Никакого преимущества, кого предпочесть, я не вижу. Билеты стоят 23 евро на один день или 30 евро на два дня (но только подряд два дня). У первой компании два кольцевых маршрута, у второй три. Билеты покупаются прямо в автобусе, вместе с ними вам выдадут наушники для аудиогида и книжку скидок в самые разные места, есть музеи, какие то места общепита, магазины. Если вы начинаете осмотр города именно с туристических автобусов, то эта книжка позволит вам слегка съэкономить на билетах в музеи точно, на остальном - как придется. По любому, это приятно. Выходить на маршруте можно сколько угодно раз, и сколько угодно раз заходить и ехать дальше.
И напоследок о транспорте, которым мало кому из нас удастся попользоваться в Барселоне. Это велосипед. Нет, обычный прокат велосипедов для туристов существует, но он не дешев, мягко говоря. А вот для граждан Испании (поправка - не для граждан, а для резидентов) существует суперский проект под названием Bicing.
Действует оно так. Вы регистрируетесь на сайте, заполняете форму, и в течение 10 дней получаете по почте контракт вместе со специальной магнитной картой. Стоимость годового контракта всего 30 евро. По всему городу существует очень широкая сеть станций, где запаркованы велосипеды.
С помощью карты вы открываете стойку, берете два колеса и катите туда, куда вам нужно - до университета, до работы, до метро, до рынка... Паркуете велосипед на ближайшей точке и машете ему ручкой. Первые 30 минут езды бесплатны, они как раз включены в стоимость годового контракта. Больше 30 минут (но до двух часов) оплачиваются по вполне разумному тарифу. Езда дольше 2 часов не приветствуется и штрафуется.
На каждой станции есть карта ближайших точек, и карта всех станций Bicing в Барселоне.
Спецмашины, иногда с прицепленной платформой постоянно мониторят стоянки и тусуют велосипеды, если где то их мало, а где то чересчур много.
Придти на точку и не найти свободного велика нереально, там всегда есть на чем поехать.
То есть за 30 евро в год дается возможность пользоваться велосипедом для недолгих ежедневных поездок хоть на пляж, хоть на работу, и не иметь никаких забот с ремонтом и хранением велика. Мне нравится, а вам?
Вот кажется и все. Ничего не забыла?