Учитывая, что «тайский сезон» не за горами, решил составить обзорную тему о заболеваниях и медицине в Таиланде. В данную тему постараюсь включить как можно больше информации о госпиталях, самостоятельных обращениях за помощью и работе страховых компаний. Какая-то информация покажется бывалым путешественникам банальной, но я всё равно решил подробно расписать некоторые процессы для «новичков», которые хотят воспользоваться страховкой.
Основные МУ в туристических зонах Тайланда (не везде стал указывать *государственные клиники; не указывал «маленькие» МУ):
- Пхукет: Bangkok Hospital Phuket, Phuket International Hospital, Phuket Mission Hospital (+ *Vachira Phuket Hospital)
- Паттайя: Bangkok Hospital Pattaya, Pattaya Memorial Hospital, Pattaya International Hospital (+ *Pattaya City Hospital)
- Острова (Самуи, Ко Чанг): International Clinic Koh Chang (филиал Bangkok-сети), Bangkok Hospital Samui, Samui International Hospital
Все клиники, за исключением государственных, работают со страховыми полисами российских компаний. Многие страховщики заверяют нас, что у них имеются прямые контракты с клиниками, однако, большинство пользуется услугами «всем известного ассистанса», расположенного на территории Таиланда. То есть при обращении за помощью, мы получаем «двойную прослойку» при организации визита: звоним в «свой» ассистанс, а он уже передаёт заявку на организацию «местным». Как правило, ощутимо это не влияет на длительность организации помощи, но такая цепочка, конечно же, может дать сбой (особенно на этапах выписки после госпитализации, например). Причина работы с посредниками – сами клиники на территории Таиланда и их «коммерческие отношения» с местным ассистансом.
Тема о страховках в Таиланде - Туристическая страховка для Таиланда
При самостоятельном обращении, всё проходит достаточно гладко и красиво, отношение к пациентам в частных клиниках Таиланда всегда было на уровне. Приходим в клинику, проходим на ресепшн, знакомимся, озвучиваем проблему и следуем указаниям персонала. Платим на выходе.
- Что будет, если не заплатить? – Клиники, как правило, не выпускают пациентов без оплаты. Это - не Германия, где счета часто приходят по почте на ПМЖ. Пришёл, получил помощь – будь добр, оплати. Неоплаченные счета, в основном, появляются при обращениях через страховые, когда гарантийное письмо не размещается в клинике, т.к. на этапе получения медицинских сведений о вас, страховщик не признаёт событие страховым. В этом случае возможно два варианта развития событий (зависит от того, попросила ли клиника оставить вас паспорт «в залог»):
1. Паспорт в залоге – просто так «убежать» не получиться. Ваш основной документ находится в руках администрации клиники, которая может вызвать полицию при отказе от оплаты счёта.
2. Паспорт на руках – если вы в клинике, вас могут попытаться задержать, но как правило можно договориться и заплатить позже, особенно, если сумма небольшая. Что делать дальше, решать вам, т.к. я видел различные ситуации: кто-то «забивал» и спокойно себе жил дальше, а кого-то тормозили на границе через пару часов после выписки из больницы и просили оплатить. Были уникумы, которые обращались в клинику с неоплаченным счётом повторно, делая вид, что «я – не я и задолженность не моя» - результат очевиден. Главное помнить, что неоплаченные услуги = уголовная статья. Неважно где, в больнице, отеле или ресторане.
Первый визит по страховке: звоним на номер ассистанса, указанный на полисе (некоторые имеют в контактах whatsup/viber или интернет-звонки). Далее проходим процедуру идентификации, заявляем о событии, слышим фразу «информацию о деталях вашего визита направим в ближайшее время» и ждём. Как только получили подтверждение визита и контакты клиники, берём документы (паспорт и полис), добираемся до госпиталя и проходим на ресепшн. Следуем указаниям персонала, получаем помощь, возвращаемся на ресепшн. Если ассистанс сработал гладко, то амбулаторный визит закончится прямо на этом этапе, вас отпускают и желают здоровья.
Если ситуация экстренная, могут попросить вызвать скорую самостоятельно, что не лишено логики, т.к. вызов скорой помощи по экстренному номеру (112, например) возможен только с территории государства, где вы находитесь. Следовательно, если ассистанс находится на территории РФ, единственное, что он может - передать заявку о вас своим местным партнерам о вызове СМП, что будет в разы дольше. Государственная скорая в Тае – вещь не страшная, всех фарангов всё равно повезут в вышеуказанные больницы, счёт за СМП смогут выставить на страховщика, если транспортировка соответствовала правилам страхования («простые» ВЗР’ки покрывают СМП, только с последующей госпитализацией и с места происшествия/аварии; уточняйте по правилам у конкретной компании).
Повторные визиты (перевязки): если обращаетесь сами, то процесс такой же, как и с первым визитом – следуйте указаниям врача, приходите в нужные даты, оплачиваете лечение. Если обращались по страховке, то вам обязательно требуется согласование повторных визитов (у большинства российских страховщиков). После первого визита состояние не улучшается - связывайтесь с ассистансом, ждите согласования. Я много раз видел ситуации, когда пациенты приходили в клинику без одобрения/гарантийного письма и начинались различные неприятности. Обращайте внимание на правила своей страховки – некоторые страховщики оставляют ограничение по количеству амбулаторных визитов (первичный приём и один повторный), что тоже часто вызывает удивление у пациентов уже на приёме, а не до него. Как правило, страховщики идут на уступки и выходят за этот лимит «1+1», например, при лечении ран - учитывая климат, влажность в ЮВА, а, следовательно, и вытекающие особенности заживления ран, но отказать могут. Поэтому лучше согласовывать все свои действия с ассистансом заранее, с лимитом на визиты или без.
Госпитализация: вопрос о стационаре возникает после осмотра врача в клинике или после проведения определенной диагностики. Счёт предоставляют в день выписки, иногда просят внести депозит, если речь идёт о хирургической операции. Если имеется страховка, то клиника отправляет все документы по вам в ассистанс и ожидает согласование на стационарное лечение. Чаще всего проблемы возникают при выписке из-за цепочки согласования расходов:
клиника (формирует документы непосредственно перед выпиской, направляет в ассистанс) -> ассистанс/ассистанс+ассистанс (упоминал о «двойной прослойке», что ещё удлиняет цепочку; если сумма не большая, диагноз простой – ассистанс сам принимает решение) -> страховая (если сумма большая, определенные диагноз/операция, то страховщики хотят контролировать такие расходы) -> ассистанс/ассистанс+ассистанс (получают подтверждение/отказ) -> клиника (получает или не получает ГП).
На каждом этапе играет роль человеческий фактор, следовательно, сбой может дать любое звено этой цепочки. Любой сбой - это наше с вами время: бывало пациенты ожидали гарантийное письмо по несколько часов после выписки.
Заболевания («тройка лидеров»).
- острый гастроэнтерит (алиментарный/пищевой, инфекционный) – самая частая причина обращений в Таиланде. Типичные симптомы: температура, тошнота, рвота, жидкий стул, боли в животе. С отравлением могут госпитализировать на 2-3 дня, иногда сроки меняются (зависит от тяжести состояния пациента), но обычные случаи проходят амбулаторно (один или два визита в клинику). Самый главный показатель тяжести для врача при гастроэнтерите – степень обезвоживания (эксикоз, гиповолемия), особенно у детей. Жидкость теряется с многократной рвотой, жидким стулом. Можно попробовать справиться самим, если состояние не тяжелое – регидратационные растворы/тоники, НПВС (парацетамол, ибупрофен), противорвотные препараты (церукал), производные пиперидина (лоперамид). Самостоятельно пить антибиотики не рекомендую. Но лучше всего обратиться к специалисту и не рисковать, особенно, если речь идёт о здоровье ребёнка – сделают анализы, установят причину, восполнят жидкости через капельницы, назначат патогенетическое лечение (если причина бактериальная).
Часто слышу, что с маленькими детьми не хотят ехать в больницу, а хотят врача на дом – это ошибка. На дому врач мало чем сможет помочь, не говоря об отсутствии возможности провести диагностику.
- раны, травмы, укусы – первичный осмотр, ушивание будет проводить врач, а последующие перевязки – медсестра. Первый вопрос от страховой при травмах – употребляли алкоголь или нет (советы - скрывать или нет - не даю, решайте сами; на приёме, если «признаки на лицо» врач не может не отметить этого в медицинском отчёте; при необходимости могут сделать тест крови, в том числе по просьбе страховщика). При падении с байка – права нужной категории (зависит от объёма двигателя, страховые запрашивают и при отсутствии нужной категории отказывают). При укусах дикими животными – вас ожидает стандартный курс антирабической вакцины (тайцы используют схему из 5 прививок – 1, 3, 7, 14 и 30 день), иммуноглобулины (зависит от локализации укуса, стоят дорого, но нормальные страховые покрывают). Перевязок может быть много, т.к. раны заживают не так хорошо, как в нашем климате. Если хотите не платить, а пройти по страховке – согласовывайте каждый визит (как правило врач сразу говорит вам – перевязки через день в течение недели; эту информацию нужно донести до ассистанса, т.к. клиника может далеко не сразу подготовить всю документацию).
- лихорадка Денге – неприятное заболевание, которое имеет несколько форм (некоторые из них лечатся амбулаторно, некоторые требуют обязательной госпитализации). Не бойтесь, что у вас часто будут брать кровь на анализ, т.к. врачам необходимо следить за уровнем тромбоцитов (клетки крови, которые отвечают за свёртываемость) постоянно – уровень этих клеток резко устремляется вниз при данной лихорадке. Диагноз ставят на основании иммунологического анализа крови (при высокой температуре без симптомов гастроэнтерита назначают стандартные анализы на гриппы А/В и лихорадку Денге). Не ждите, что «само пройдет», если температура зашкаливает. Это заболевание лучше обнаружить на ранних стадиях, чтобы избежать осложнений.
В остальном:
Клиники выполняют полный спектр медицинской помощи, выполняют весь необходимый профиль хирургического лечения. Бывают осечки, врачебные ошибки – как и везде. Бывают трудные пациенты, которым уже трудно чем-то помочь – как и везде. Тайцы используют международные стандарты и клинические рекомендации, следуют тенденциям мировой медицины. О частном секторе медицины я слышу больше положительных отзывов, чем отрицательных.
Здоровья вам!