Оставили машину на стоянке перед гостиницей и пошли в первую очередь осматривать Великокняжескую церковь - с моей точки зрения, главную достопримечательность Ельца.
Смотрится она, конечно, на регулярной улице уездного города абсолютно чужеродно. Но как привлекает внимание! Этот архитектурный ансамбль в стиле "модерн", состоящий из церквей Св. Михаила и Св. Александра и Дома Призрения, вводит в ступор всех, впервые его видящих.
В ноябре 1909 года в Ельце благодаря обществу хоругвеносцев состоялась закладка нового храма. Это и была церковь во имя Святых Благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Строилась она на средства елецкого мецената, промышленника, миллионера Александра Николаевича Заусайлова. Покровительствовал строительству брат Николая II, великий князь Михаил Александрович.
Торжественное открытие церкви (освящение) состоялось 11 февраля 1911 года в 50-летний юбилей царского манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Создателем обеих соединенных церквей был орловский епархиальный архитектор Эдуард Эдуардович Вильфарт, который состоял в этой должности с 1903 года.
К весне 1910 года работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса. Майолика заказывалась на заводе в Абрамцево у Саввы Мамонтова, тоже поклонника стиля "модерн". Плитка вроде бы серенькая, но ее оттенки меняются в зависимости от освещения от зеленого до розового цветов. Впечатления просто потрясающие.
12 марта 1910 года состоялось торжественное водружение кpeстa на сооружаемый храм. Полый внутри "хрустальный" крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Новый крест и сейчас хрустальный, специально заказывали на заводе в Гусе-Хрустальном.
При сооружении храма были использованы все технические новинки начала XX века: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм. То есть не церковь, а чудо инженерной мысли.
25 апреля 1912 года в Ельце были торжества по случаю закладки одного из красивейших зданий города. Рядом с Царской часовней и Великокняжеской церковью началась постройка Дома Призрения, который сооружался в память 300-летия династии Романовых. 11 июля 1613 года венчался на царство Михаил Федорович Романов - основатель последней династии русских царей. Здание строилось на средства всё того же купца и промышленника Александра Николаевича Заусайлова. Одновременно с Домом Призрения велись работы в подклете или подвале новой Великокняжеской церкви. Здесь А.Н. Заусайлов задумал соорудить Пещерный храм - копию Иерусалимского пещерного храма Гроба Господня. Храм был отделан в древнерусском стиле. Даже иконы его были не подделкой под старину, а подлинно древними, купленными в одной из обветшавших московских церквей. Торжества освящения Пещерного храма и Дома Призрения общества хоругвеносцев состоялись 4 июня 1913 года.
Пещерного храма больше нет.
А над фронтоном Дома Призрения до сих пор можно рассмотреть знак общества хоругвеносцев и на самом его треугольнике памятную надпись: "Дом Призрения в память 300-летия царствования дома Романовых елецкого общества Хоругвеносцев состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича".
Как здорово, что это все существует! В 1920-х годах в Великокняжеской церкви был создан антирелигиозный музей. Поэтому уцелела майоликовая плитка на стенах.
Так вот и думаешь, кто были все эти люди, так обожавшие модерн. Это ведь поднявшееся третье сословие, не отягощенное аристократизмом, но образованное или самообразованное, побывавшее и в парижах, и в венах, и в берлинах, жадное и охочее до всего самого нового, самого современного. Именно они - купцы и фабриканты старались с русским размахом украсить по-новому, по-эдакому места, где жили, финансировали и выступали заказчиками всех вот таких нетрадиционных странных зданий стиля "модерн" и в Москве, и в Санкт-Петербурге и в губернских городах Поволжья, и на юге России, и даже в маленьких уездных городках, вроде Ельца. После этой поездки у меня внезапно возникла хотелка проехать по никогда ранее меня не интересовавшим торговым городам Средней и Нижней Волги, чтобы подсобрать в собственную копилку уцелевшие модерновые осколки было роскоши.
А какие были архитекторы!
Э.Э. Вильфарт построил еще для А.Н. Заусайлова ясли для детей работников табачной фабрики. Тоже резко выделяется из уличной застройки.
Это здание заставило меня вспомнить М. Врубеля почему-то, и А. Муху, что вообще уж ни в какие ворота. Кроме строений в Ельце Э. Вильфарт построил еще церковь под Орлом и все. Умер в 1914 году. Был из обрусевших немцев. Не исключено, не пережил начала войны.
Табачная фабрика стоит недалеко. Жаль разрушается...
Роду меценатов Заусайловых тоже досталось. А.Н. Заусайлов умер от холеры в 1915 году. Его семья после революции уехала в Подмосковье. Брат Митрофан Николаевич попал в лагеря, статья 58-10 УК.
Сейчас в Елец вернулся прямой потомок купцов Заусайловых. Поддерживает семейную традицию.
Вот столько люди хорошего делали для города и для потомков. Обустраивали место, где жили, старались изо всех сил, но в войнах и революциях вылезли, выползли, выскочили, выбежали автохтонные ваньки-каины, родства не помнящие и "пропал дом", вернее не дом, а город, даже не город, а страна.
Сегодня Елец вполне себе приятных город. Чистый. Центральные улицы вообще хороши.
По-прежнему сияют купола огромного Воскресенского собора, так поразившего маленького Ваню Бунина. Архитектор К.Тон не подкачал.
Несет службу пожарная каланча, тоже построенная купцами, только Валуйскими.
Из старой водонапорной башни сделали часовую.
Сохранен Каракумский мост.
Восстановлен практически с нуля Знаменский монастырь,
где сестры выращивают птицу всякую экзотическую.
А вот музей И. Бунина оказался закрыт. Нам остался только памятник.
На следующий день мы поехали в Орел.