Краткие сведения о поездке:
Состав - я, жена и ребенок 7 лет
Общее время - 17 дней/16 ночей
Общее пройденное расстояние - 5 тыс. км
Автомобиль - Renault Koleos
Суммарные траты в деньгах - 65 тыс. руб.
Ночевки - 5 ночей в палатке (Ахтуба), 6 ночей в гостиницах (Волгоград, Элиста и лок "Армхи" в Ингушетии, 5 ночей у друзей и их родственников
К сведению - Джейрахский район Ингушетии и Тляратинский район Дагестана по большей части в погранзону не входят, и пропусков с российских граждан не требуется, однако необходимо наличие паспортов на въезде (стоят кпп пограничников с опущенными шлагбаумами) и выезде
примерная схема маршрута (дорога от и до Волгограда по трассе М6 "Каспий" обрезана)
В первый день - в субботу 25 июля - доехали до Волгограда, остановились на квартире (бронь через букинг.ком) недалеко от центра за 1900 руб. за ночь, дабы с утра следующего дня перед заброской на реку сходить на Мамаев Курган
Позже добрались до проверенного годом ранее места на Ахтубе, располагающегося неподалеку от границы Волгоградской и Астраханской областей. Ближайшие магазины и заправка - в Капустином Яру (расположенный рядом город Знаменск - ЗАТО и без спецпропуска туда не попасть).
Поставили лагерь (на фото не вошла спальная палатка, установлена правее от тента).
Отпраздновали день ВМФ
Готовили на газу и на костре на уже имевшемся костровище. На заметку - хоть мы и следили внимательно за костром от начала до конца, в силу жары лучше, наверное, разводить огонь в мангале, от греха подальше. А может, и вообще не разводить. Хотя никаких предупреждающих плакатов и т.п. мы не видели, уже перед нашим отъездом из тех мест к соседям заехали люди в камуфляже на "буханке" и попросили погасить открытый огонь.
Рыбаки из нас практически никакие, на спиннинг в том году в Ахтубе и притоках так ничего и не поймал, как ни забрасывал, но ради интереса хотелось хотя бы чего-нибудь. В том году было несколько окуньков, выловленных на купленных в Капустином Яру червей из холодильника. В этом году даже черви из холодильника были уже полудохлыми (на улице стояли стабильные многодневные "почти 40 в тени" без дождя), поэтому удалось поймать несколько плотвичек на кукурузу. Как ни странно, рыбе больше понравилась не разрекламированная "Бондюэль", а вареная кукуруза "от бабушек". Даже сварили ухи)
Традиционно (второй год)))) развлекались тем, что отплывали на весь день отдыхать на пустынные пляжи за несколько километров. Не требующий "прав" мотор о 5 лошадиных силах здесь очень в помощь, ибо течение весьма сильное. Видели рыбаков, которые против течения долго и нудно тянули безмоторную лодку назад к месту дислокации. Развлечения - рыбалка (без фанатизма), купание, игры в мяч, поедание арбузов и дыни ))
Неподалеку от места стоянки, теоретически, был баркас на тросу, перекинутом с берега на берег, на котором можно было переправиться в Волго-Ахтубинскую пойму. Но как он работает, мы решили не выяснять, и поехали по известной дорожке - прямо за Капустиным Яром имеется понтонный мост, по которому можно переправиться в пойму за 100 рублей и покататься по местным ерикам, озерам, прудам, а также добраться до левого берега Волги.
Возле этих прекрасных озерных лилий я потерял последний имевшийся нормальный поплавок с грузилами и прочими снастями, и решил закончить с рыбалкой на этот сезон ))
По пойме километров через 20 добрались до левого берега Волги. По большой Волге за селом Садовое (оно же Грачи) уже ходят вот такие суда, а не только моторки )
Остановиться вполне можно и там, отправляясь в путешествия на острова или на правый, обжитый человеком, берег. Места красивые, песчаная дорога пролегает через дубовые и тополиные рощи. Однако, имейте в виду, если на Ахтубе можно отдыхать и без моторки, то тут без нее делать явно нечего. Мы заезжали на разведку, одним днем (в том году побывать в пойме не успели), я очень жалел, что не собрали с собой лодку. Впрочем, в силу времени на ее сбор/разбор (прицепа и должного багажника у меня на машине для перевозки надутой лодки нету), это бы заняло полдня.
Песчаные дороги коварные, следует быть осторожным, в том числе и на полном приводе.
А вот и понтонный мост - деньги платили по дороге "туда", обратно, как я понял, уже бесплатно.
В пятницу 31 июля отправились в сторону Ингушетии через Элисту, Буденновск, Моздок. Табличка в самом начале о том, что дорога находится в аварийном состоянии, не внушала особ орадужных мыслей. Будьте осторожны: опасными были не столько ямы, сколько продольные волны, на которых даже на относительно разумной скорости можно было легко улететь. Машин мало, но помимо состояния дорожного полотна, надо не забывать про "гаишников", коих в Калмыкии немало. Передвижные камеры на участках "ремонта" с ограничениями в "40 км/ч" тоже периодически стоят.
В Элисте на букинге нашли, по-моему, всего одну гостиницу, в итоге поехали "на шару" в отель, который хвалили в "трипэдвайзере". Гостиница "Шанс" действительно неплохая, в центре, рядом охраняемая стоянка за 40, вроде бы, рублей. Успели сходить к одному из крупнейших буддистских храмов в истории, поставленному Илюмжиновым в районе улицы Илюмжинова . Красиво!
Пейзажи Калмыкии дают понимание о степях, полупустынях и пустынях. Иногда встречаются птичьи базары
На дороге до Моздока мы чуть-чуть заблудились, т.к. один навигатор посылал на грунтовку через лес, другой не ловил мобильную связь, а без нее отказывался работать (с сетями там все очень плохо). После блуждания по ямам в лесу попросил тракториста объяснить дорогу, и он нам помог. Имейте в виду, если там поедете - с указателями дела плохи, как и со связью, заправок очень мало, и в основном там только 92-й и дизель неизвестного качества и происхождения.
В субботу, 1 августа, мы добрались до Джейрахского района Ингушетии через Владикавказ. Была мысль доехать через Назрань "вниз" (на Мужичи и далее), но времени было до темноты в обрез, и все блюстители порядка во время принятой на Северном Кавказе регистрации на многочисленных проезжаемых границах субъектов РФ в один голос советовали этого не делать. Как я понял, дорога там гораздо "более горная", чем через Владикавказ, возможно, грунтовка (по крайней мере, когда ездили в ту сторону осматривать ряд башенных комплексов, часть дороги была именно грунтовой). Кроме того, уже на обратном выезде, также в сторону Владикавказа, перед мостом Через Терек пограничник нам сообщил, что хорошо, что мы снова возвращаемся этой дорогой. Мол, в сторону Назрани как раз идет спецоперация.
Башни Ингушетии очень красивы - их фотографии в интернете не мало. Размещу несколько и я. Замечу лишь, что имеет значение съездить не только к расположенным вдоль трассы или всемирно известным, но и удаленным - там не будет никого, или пара местных жителей, занимающихся разведением пчел или сенокосом, и вы почувствуете себя в средневековье, наедине с величественной природой и замечательной архитектурой. Как лучше передвигаться, решайте сами, мы к двум комплексам порядка 4-5 километров пути преодолевали примерно час в одну сторону. При этом впервые воспользовался на машине режимом "спуск с горы" - и это все было до дождя. В дождь туда не стоит ехать уж точно, лучше пешком, если есть подходящая одежда и обувь.
Рядом с дорогой в выходные - множество местных, приехавших с равнин в горы и устраивающих пикники. Что очень понравилось: чистоплотность ингушей в горах. Когда все массово стали разъезжаться от пошедшего ливня, все места стоянок, которые мы проезжали, были хорошо убранными и совершенно чистыми.
Башни в одном из относительно уединенных комплексов
Там же
Соседнее селение
Дороги на фотографиях кажутся идеальными - ни камней, ни промоин - ничего! Но, поверьте, это отнюдь не так) Я не заядлый джипер, но поездил в свое время на разных машинах, в том числе на УАЗе в горах Грузии, и т.п. Там проходимо, но не просто! Надо быть острожным предельно.
Христианский храм Тхаба-Ерды, считающийся одним из самых старых в России. К сожалению, внутренности осмотреть не удалось - закрыто. Встреченные местные говорили, что уже четвертый раз приезжают, и на открытый храм так и не попали... Ну, и плюс, убогий забор вокруг с непонятной целью - все, как любят наши чиновники! А места чудесные)
В районе знаменитых "Вовнушек". Одна из многочисленных усыпальниц с черепами.
Там же, река после дождя. Многочисленные в выходные дни "пикничники" почти все разъехались
Река Асса, возле трассы, которая вновь стала прекрасной, в сторону Назрани, после отворота на "Вовнушки" и храм Тхаба-Ерды. Дальше мы уже не поехали, развернулись. Порой, кстати, места, особенно где трасса уже асфальтированная и хорошая, до боли напоминали виды Чуйского тракта на Алтае!
Следующий день, после недалеких, но долгих и насыщенных поездок на машине по горам, решили провести в пеших прогулках. Для начала сходили на расположенный неподалеку от ЛОК "Армхи", в котором мы останавливались, водопад, который называют самым большим в этих местах. Идти километра 3-4 по асфальту из ЛОКа, а затем километра четыре по тропе с набором высоты почти 300 метров по вертикали. Неплохо с женой и ребенком размялись! Тропа огороженная и весьма ухоженная, с лесенками и т.п., люди ходят, хотя в будний день не так много.
Виды по дороге
А вот и сам водопад
Рядом с пограничниками на выезде из района, практически уже перед мостом через Терек и Военно-грузинской дорогой, можно свернуть право на еще один водопад. Летом он не многоводен, но все равно очень красив. По дороге, кроме того, открываются живописные виды и на Терек
Под тенью каштановой рощи заодно поменял колесо. Многочисленные мелкие порезы, которые мне залили на сервисе перед дорогой, приводившие к незначительному спуску колеса в период две-три недели, превратились в довольно опасные, в связи с чем было решено отправить колесо на место запаски, а запаску в идеальном состоянии поставить вместо него. Дальше поехали к друзьям в Махачкалу, снова через Владикавказ, как я уже говорил
По дороге заглянули во Владикавказ за продуктами и подарками взрослым и детворе. Город, конечно, достоин отдельного посещения. Пока мы там бывали несколько раз исключительно проездом.
Все навигаторы в один голос предлагают объезжать Грозный южнее. Но ради того, чтобы посмотреть на знаменитую мечеть "Сердце Чечни", надо было обязательно заехать в город. Прямо напротив мечети отличная парковка - вот бы так было везде, у каждого как культового места, так и просто достопримечательности. Очень красиво, вокруг зелень, гуляющие, туристы и просто верующие посетители.
Вечером добрались до Махачкалы, а с утра отправились на знакомый пляж. В 7 утра там самое время в начале августа: температура и воздуха, и воды порядка +25. Народу еще не так много, хотя молодежи уже достаточно. Народ в Дагестане очень спортивный, встают рано и отправляются на пробежку, на турник, на волейбольное поле и так далее.
Следующей ночью на 6 августа отправились в сторону Тляраты - горного района Дагестана на границе трех государств: РФ, Грузии и Азербайджана. В настоящий момент стратегические районы Аваро-Кахетинской трассы, важной в перспективе с экономической точки зрения, а сегодня как минимум с оборонной, проходят реконструкцию. Последние 60 км до районного центра - Тляраты, которые представляют из себя порой трудно преодолимую грунтовку или грейдер, на который уходят порядка двух часов пути, расширяют и собираются асфальтировать. Практически каждый день происходят взрывные работы, дорога открыта с 8 вечера до 8 утра, а потому и пришлось ехать в ночь.
Вот такие виды уже в районе, практически на каждом километре трассы, и почти везде, куда с нее не свернешь.
Ледниковые ворота, присыпанные ветками и корой деревьев, и так далее.
Еще виды окрестностей.
И еще - вместе с одним из горных селений.
И еще - живописнейший изгиб горной реки, фотографировать можно до бесконечности.
В одном из удаленных селений неподалеку от границы с Азербайджаном. Активно идет заготовка сена
В ней участвуют абсолютно все - женщины и дети переносят огромные тюки в горы и с гор. Жена пробовала поднимать, ей это далось непросто.
Форель ловится прямо на удочку. Не с хозяйства, а так просто - в реке
К небольшим поселениям на машине не подъедешь, разве что только пешком
Родовые башни в Дагестане имеют совершенно иную конструкцию, чем в Ингушетии
Спорт здесь любят не меньше, чем в городах. За неимением готовых спортивных площадок делают спортивные инструменты сами и своими руками.
Здесь прекрасно все - и виды, и множество ягод и плодов. И замечательный овечий сыр, который делают чабаны высоко в горах.
Сама Тлярата - на высоте порядка полутора километров над уровнем моря, поднялись к телевышке (последние 300 метров перепада - пешком), здесь уже 2,3 км.
Все совсем как на ладони.
Небольшая панорама сверху.
Водосброс совершенно новой Гоцатлинской ГЭС на реке Аварской Койсу на обратной дороге.
Ирганайское водохранилище ниже, на той же реке, здесь стоит вторая по мощности на Северном Кавказе гидроэлектростанция, печально знаменитая пожаром и попыткой подрыва в сентябре 2010 года.