Понятно, что теперь не только Черногория, но и Хорватия для россиян безвизовая страна. Просто штамп, без всяких карточек с указанием места проживания и т.д. Это важно.
Ситуация у нас была несколько нестандартная: мы неожиданно решили принять участие в «яхтенной неделе» в Хорватии. Это был шанс, который не упустили - отдельная песня, обязательно напишу об этой сказке. Аренда яхт с субботы по субботу. С 24-ого июня наша первичная цель – попасть из Москвы в Марину Каштеллу (это между Сплитом и Трогиром) к 17-00 вечера в субботу 18-ого июля 2009 г., в Москву вернуться к понедельнику, 27-ое июля, при этом максимально бюджетно и с минимум захвата рабочих дней кроме этой недели.
Понятно, что лучший вариант – прилететь в Сплит. Регулярный рейс Аэрофлотом – туда-обратно – 26 000 руб. -точно уже не помню – дороговато, ищем альтернативу. Реально на это время авиабилеты приобрести за 360-380 евро.
Легко сориентироваться, когда, вернее, в какие дни, и по наличию мест на сайтах chartex.ru/, или _www.cheaptickets.ru, или _www.oneaero.ru
Наиболее выгодный чартер в Сплит – через Прагу, стыковка 2 часа, но четверг-вторник 14-15 тыс. руб. Менее удобный – через Вену – стыковка – 6 часов, тоже ограничение по дням недели. Можно лететь через Дубровник. От аэропорта Дубровника до центрального вокзала через 40-60 минут ходят автобусы, время в пути = 30 минут, 35 кун + автобус (об этом подробно ниже). Возможен вариант через Загреб + ночь (7 часов) на поезде за 170 кун. Короче, по дням нам ничего не подошло, и мы решили лететь через Тиват. Этому послужил совет с форума Хорватского сайта:
«… до Дубровника, Сплита, и соответственно до городов, находящихся по маршруту через Тиват, как человек, больше 20 раз проехавшийся по маршруту Загреб - Макарска на автобусе и 4 раза летавший Загреб - Дубровник, скажу, как Вам правильно доехать до Башка Воды:
покупаете билеты Москва - Тиват – Москва, через 3 часа полёта выходите и садитесь на маршрутку Тиват-Херцег Нови-Дубровник-Сплит. Стоимость и расписание можно узнать +382 69 548 530, можно написать смс латиницей на русском языке. Часа через 4 после отправления минибуса Вы в Башка Воде днём, а не ночью и не рано утром и в тот же день.»
Для перелета мы предпочли бы компанию Монтенегро, по 14 500 руб. , но на нужные даты билетов уже не было. В Черногории мы были два года назад, летали Московией. Самолет «не новье» туда для нас не был неожиданностью, а вот обратно были удивлен Боингу…
Рейсы у «Московии» регулярные, каждый день. Мы решили улететь в четверг (туда- 17.07 13-05 -14-10, обратно 26.07 15-10 - 20-00 по 16 780 руб. – возможна суточная бронь через интернет), переночевать в Герцог-Нови, а утром на автобусе – в Сплит.
Вот расписание автобусов из Герцог-Нови http://www.hercegnovi.travel
Т.е. автобус в Сплит из Герцог-Нови ходит 3 раза в неделю: пон., ср., суббота, в 8-00 (или 8-10 – как на сайте), из Сплита обратно выходит в 16-00. До Дубровника каждый день в 9-30 и 15-30. (Насколько я поняла, в Сплит – проездом, а в Дубровник стартует именно отсюда.)
Надо бы уточнить, как и сколько стоит добраться до ГН. Я написала письмо и получила ответ:
«There is transfer from airport Tivat to Herceg Novi called TOP TOURS
Cost 7euro, their phone is +381 67 605 009.
We do not have buses to Split, you should ask bus station in Herceg Novi
+381 31 321 225.
Best regards,
T.A.Blue Travel
Njegoseva 50
Herceg Novi
tel. +382 31 321 133
fax +382 31 321 440
mob +382 69 669 640
e-mail office@bluetravel-mne.com»
К тому же у меня была скопирована цитата (не думала, что это будет эпопея, поэтому источник лень искать, но с форума):
«Для тех, кто прилетел в Тиват и не хочет пользоваться услугами "бомбил" с ценником Х 2,5 … можно выйти на магистраль, повернуть налево (в сторону города Тиват) и пройти метров 200 до автобусной остановки, которая образована двумя желтыми "грибами". Рядом с ней всегда скучают один-два парня из RED такси, которые с удовольствием вас отвезут, куда скажете. А скучают они там потому, что тиватский "кооператив" их ближе не подпускает, чтобы не ломали бизнес.
Распознать такси: RED - красные машины, расписанные логотипами и номерами телефона - 19729. MORE - белые машины, еще больше раздраконенные, с номерами на борту - 19730. Завидев такую пустую, надо помахать рукой водителю, что в большинстве случаев и распознается, как "авторизация"»
Пропустим историю о том, что мы опоздали на самолет в четверг (так должно было случиться) и чудесным образом взяли случайно сданные последние билеты на следующий день. Кстати, рейс был перенесен на час вперед, т.е. вылет из Москвы в 12-05, что нам оказалось очень наруку.
Теперь задача – попасть на яхту к ночи, т.к. отплытие – утром. На закупку продуктов и «первый ужин» мы уже опоздали, но профилактика морской болезни, т.е. ночевка в каюте, еще может состояться.
Естественно, я написала СМС-ку на указанный номер телефона, тая надежду воспользоваться маршруткой прямо до Сплита. Т.к. мы имели представление об аэропорте Тивата, меня более всего интересовала, где же там может быть остановка маршруток. Писала два раза – латиницей, по-английски и по-хорватски – безответно.
Когда мы получили багаж (было примерно 13-30), спросили у сотрудников аэропорта, где остановка маршрутки до Сплита, они нам дали простой совет: «Возьмите машину!». Мы решили поехать в ГН, планируя успеть на автобус до Дубровника на 15-30. Таксисты нас преследовали. Сначала цена до ГН – 50 евро, показываю письмо, которое выше, где обещано 7. Объясняют, что TOP TOURS – только для прибывших компанией «Монтэнэгро», согласны отвезти за 30. Мы идем к остановке на магистрали по рекомендации - налево, к «грибочкам», метров 200. Но это остановка в сторону Будвы, кстати, рейсовый автобус в сторону Будвы подошел сразу. На остановке – мужик с камазом арбузов объяснил, что остановка в направлении ГН находится в 2 км вперед. (У меня кстати, была хорошая карта этой местности…) Мы не очень поверили, но потом (об этом позже) узнали, что это действительно так. Тут же Т-образный перекресток, никаких жаждущих таксистов, пустынно. Через 2 минуты подъезжает RED-такси, предлагает до ГН за 15 + паром (за машину 4 евро в одну сторону), рекомендует доехать до парома за 7, пешком его перейти (оплата только с машин, пешком – просто заходишь, т.е. без денег ), а там воспользоваться автобусами, которые часто ходят. Этот рецепт я знала, мы согласились. До парома ехать примерно 10 минут, на счетчике натикало 6-15. В пути – не более 10-ти минут. Только вышли, справа – остановка, в 14-00 – автобус отправляется в Игало, остановка ГН – предпоследняя. Билеты – по 1-30 евро. Ехали 40 минут, часто останавливались.
Купили билеты до Дубровника за 8 евро. Зашли в магазин напротив – пиво, пршут – вспомнили полюбившийся деликатес. В 16-50 были в Дубровнике. Расписание легко посмотреть здесь:
http://autobusni-kolodvor.com/en/termin ... ?k=1&d=191
Я предполагала, что 30 км проедем за меньшее время, но расчетное в расписании как раз 1.5 часа (об этом позже), повезло, что успели на на 17-00, следующий только через час, т.е. в 18-00. За евро тут уже билеты не продают. Рядом с окошком продажи билетов – окошко-обменник. Поменяли по 6-90, (потом везде 7-25). Купили билеты по 115 кун. За каждый багаж, что не в салоне, взяли по 7 кун. По дороге остановка – 20-30 минут. Вместо расчетного времени в пути 4-30, ехали 5 часов. Дорога очень! красивая, на эмоциях показалась совсем не утомительная. Нам повезло, что места достались со стороны водителя, т.е. с видом на море, закат, а не на стену. Марина Каштела – далее на север, я уточнила, не сможет ли водитель нас довезти до нужного места, он сказал, что это по другой дороге, показал остановку «локальных» автобусов. Нам нужен № 37, что курсирует между Сплитом и Трогиром. Но в Сплите несколько автостанций. От центральной, т.е. той, куда мы приехали, откуда отправляются междугородние автобусы, где ж.-д. вокзал, отходят только автобусы № 2, 9 и 60 (до Омиша, кстати). До конечной автобуса № 37 три остановки на автобусе № 9 (1-ая зона – 10 кун). Автобус № 9 подошел сразу, № 37 – тоже (2-ая зона – 12 кун). Катило. До марины ехать минут 20. Вышли – полная темнота (примерно около 23-х), на удачу фонарик – в верхнем кармане.
Далее - незабываемая неделя на яхте.
Кстати: летевший через Загреб и приехавший утром поездом в Сплит коллега сел на междугородний автобус, т.е. на «центральном колодворе». Автомагистраль идет в параллель с дорогой вдоль берега, с его слов «пройти совсем недолго». Но мы ехали ночью, такая темень, что нереально… Другой товарищ летел через Тиват компанией «Монтенегро». Он, отчаянный, дошел до остановки 2 км и прождал автобус 3 часа!, ночевал в ГН, как и мы планировали, за 15 евро. Нам, кстати, на станции ГН предлагали комнату на 2-их на ночь за 20, а на «терраске» – за 10. Утром он сел на автобус до Сплита, билет – 22 евро.
Теперь переезды после морского путешествия:
Причалили в Марину в пятницу вечером, в 7-ом часу и решили до прощального ужина съездить в Трогир. (Почти все там уже побывали, т.к. раньше прилетели). От Марины до Трогира – минут 40. Т.е. автобус № 37 в пути между Сплитом и Трогиром примерно 1 час. В Трогире одна автостанция, висит расписание движения автобусов. В будни ходит чаще, 2-3 раза в час, в субботу и воскресенье – 1-2 раза в час. Вечером (с 19-до 22-х) в будни отправляется на 10, 30 и 50 минут. Около 20-ти резко темнеет. Старый град небольшой, подняться на цитадель – 20 кун. Вечером, суббота, будет концерт (50 кун), мы попали на репетицию, акустика великолепная. Очевидно, концерты тут часто проходят. Безусловно, городок достоин посещения, 1-2 часа – достаточно, если еду не ждать…
Утром в субботу мы отправились обратно в Черногорию, рейс «Московии» в воскресенье в 15-30. У нас же были сомнения, где ночевать – в Дубровнике или ГН… Примерно в 9 часов утра мы были в Сплите, купили билеты до Дубровника на 11-45, по 109 кун (в т.ч. 2 –за резервирование, 2 - услуга). Кстати, в Хорватии на автовокзалах продают билеты с местами (по крайней мере, в Сплите и Дубровнике). В Сплите: вход на башню - 15 кун, в музей – 25. Душевно погуляли, 2-3 часа – по мне, нормально, без ожидания еды, конечно, что непредсказуемо. Камера хранения на автовокзале (центральном, как раз напротив платформ, откуда отправляются автобусы): 1-ый час – 6-50, каждый последующий неполный 2-20 – очень удобно.
Отправка автобуса задержалась на пол часа, в пути мы опоздали еще на час. Плановая остановка – минут 15, по необходимости дважды делали остановки для пассажиров с целью посещения кабинок, которые стоят рядом с остановками - похоже, это здесь практикуется. Два блок-поста при пересечении участка Боснии и Герцеговины – быстро, только просмотр паспортов . На станции Башка Водах были проданы билеты, а мест уже не было, т.к. насажали стоячих по пути – долгие разборки... Наш рейс был с петлей в Меткович (это по плану). Т.е. вместо указанных 16-30 в Дубровник приехали ровно в 18-00. Наверное, можно сделать вывод, что время в пути в «пиковое» время более, чем заявленные 4-30, конечно, ночью, может, совпадает, 4...
Кстати, на автовокзале в Сплите я не смогла найти расписание автобусов до Дубровника. В окошке информации, еще по дороге туда, мне дали «секретную» листовку. Из нее понятно, что стоимость билетов на разное время – разное. Если покупать сразу туда-обратно , то получается значительно дешевле, особенно на двоих... (очевидно, что если у одной компании). Информация, которая, может, кому-то пригодится, действительна на июль 2009 г. -цепочка: отправление из Сплита - прибытие в Дубровник – цена в один конец – в два сразу – отправление из Дубровник а - прибытие в Сплит. Ну уж компанию-перевозчика при желании найдете. Петли разные…
1.30 – 5.45 = 105-166= 19.00 – 23.15
2.30 – 06.45 = 105-166 = 21.00 – 01.15
04.15 – 8.30 = 116-184 = 17.00 – 21.15
04.30 – 08.30 =115-182 = 16.30 – 21.00
05.15 – 09.15 = 105-166= 18.00 – 22.30
06.15 – 10.45 = 151-225= 15.30 – 20.00
07.45 – 11.45 = 105-166= 12.30 – 16.30
08.00 – 12.00 = 109-172= 14.15 – 18.45
10.00 – 14.30 = 113-179= 05.00 – 09.35
10.30 – 14.30 = 135-214= 15.30 – 19.10
11.45 – 16.30 = 109-172= 10.00 – 14.50
13.00 – 17.30 = 105-166= 06.30 – 10.45
13.30 – 18.00 = 105-166= 07.00 – 11.15
14.00 – 18.30 = 113-179= 11.00 – 15.35
14.30 – 19.45 = 151-225= 09.00 – 13.30
15.00 – 19.30 = 105-166= 13.00 – 17.25
16.15 – 20.40 = 105-166= 06.00 – 10.30
17.15 – 21.40 = 151-225= 08.00 – 12.25
17.15 – 21.15 = 125-198= 07.40 – 11.40
22.00(Sb N P) – 02.00 = 105-166= 11.30 – 15.45
Дорога обратно показалась изнуряющей, мы решили переночевать в Дубровнике. Места опять достались со стороны водителя, т.е. уже не с видом на море. Но в правые окна светило солнце, все зашторились, а каньоны было видно и с этой стороны…
Из Черногории мы ездили на экскурсию в Дубровник, он нам очень понравился, не хотелось упускать шанс полюбоваться им теперь в подсветке. Изначально был вариант уехать в ГН последним автобусом на 20-30 (как раз суббота), но это если бы мы приехали пораньше. Короче, взяли билеты на самый ранний рейс, на 9-30, за 73-30 кун, в т.ч. 2 – резервация, а 6-30 – наверное, за раннее бронирование. В 10-30 отправляется до Тивата, расчетное прибытие в 12-25. Но мы решили не рисковать настолько…- Оказалось очень правильное решение.
Нам стали предлагать комнаты. На ночь на двоих сначала 400 кун. Тут явно сговор, посредники. Самая низкая цена – 300, апартаменты хороши, судя по картинкам, но надо ехать, «мой сын сейчас подъедет и утром подвезет к автобусу». Но мы не хотели терять время, куда-то ехать и от кого-то зависеть. Внутренний голос мне сказал, что надо самой пройти и поискать. Буквально в 2-х минутах ходьбы (перейти дорогу, направо, 5-ый по счету дом) табличка «апп. 3 звезды». Сразу назвали цену – 20 евро. Я как-то и забыла, что можно поторговаться, т.к. мы на эту сумму и рассчитывали. Но есть нюанс - апартаменты на 2 комнаты, общие: огромный холл, кухня, душ с туалетом, балкон. Телевизор, кондиционер. В соседней комнате, тоже на ночь, остановилась польская пара, которая не возражала против нас. Нам только переночевать и с вещами не таскаться, все устроило. Рекомендую: улица Ивана Павла, дом № 23. Кстати, если пройти дальше, то табличек о сдаче жилья вообще не увидели, но на самом первом от вокзала доме – висела. Покидав вещи, мы, естественно, отправились в старый город. От вокзала любой автобус – полчаса – 10 кун. Мечта сбылась: второй раз мы полюбовались Дубровником, в подсветке он тоже великолепен… Но по стене уже не пошли. Обратно шли пешком, с горочки, по прямой, минут 35-40.
Утром прошлись в другую сторону от вокзала, до моста. Удивились, как легко и удачно нашли ночлег. В эту сторону с такой целью идти бесполезно… Да и не особо-то надо, наверное, все равно дешевле и не хуже, чем бронь в отеле, договориться с привокзальными посредниками – но утверждать не могу, т.к. этим вопросом не занималась.
Мы полюбовались величественным приближением океанского лайнера – прям шикарный «Титаник». Вот народу-то привалило!
Заняли свои места в автобусе, кстати, 7-ое и 8-ое. Заплатили за багаж по 7 кун. Автобус не более 30-ти мест. Подошедшим к отправлению билетов не хватило (3 человека). Водитель не взял жаждущих ехать стоя. Только отъехали - контролеры. Проверили тщательно даже чеки на багаж. В 10-20 встали в очередь на границе из Хорватии, синий ресторан у поста казался коробочкой. Простояли 50 минут, 10 минут ждали, пока проштампуют собранные паспорта. До поста в Черногорию простояли еще 25 минут. В ГН приехали только в 12, вместо 11-ти! В столе информации мне объяснили: чтобы доехать до аэропорта Тиват надо садиться на автобус до Тивата, отправление в 12-25, в пути примерно 45 минут. Но тут отправлялся автобус Котор-Тиват-Будва, на 12-10. Водитель нам сказал, что проезжает аэропорт, садитесь, по 2 евро билет. Не сразу, но пришло понимание, что он может поехать в объезд. Уточнили, так и есть. Если через Котор, товсегда в объезд. Рисковать не стали. Решили выйти у парома. До него ехали 20 минут, а не 40 как туда, т.к. без остановок (17 км). Мы уже знали, что переправа Камерани -Лепотани занимает не более 10-ти минут. А как долго в объезд – вопрос: по карте от Камерани до Рисана – 14 км, от Рисана до Пераста - 4, От Пераста до Котора – еще 14, предположу, что от Котора автобус идет по «большой дороге», а не вдоль берега, т.е. еще км 8. Наверное, автобус ГН-Тиват , судя по времени – 45 минут, – через паром, но в этом случае аэропорт-то все равно дальше… Ну да ладно, мы переправились, сошли. На площадке – такси, просят 10 евро до аэропорта, не уступают. Только хотели дойти до магистрали, это метров 250, здесь же «тупик», как RED-такси высаживает пассажиров и разворачивается. Сначала назвал цену 10, но сразу согласился за 6. К сведению, со слов «знатоков», в Черногории самое дешевое такси – белое, т.е. more, затем красное. Выгоднее вызывать по телефону. Но лично меня смущает процесс идентификации…
Кстати, «Монтэнэгро» улетает из Тивата утром, наверно, целесообразно сесть в Дубровнике на автобус до Тивата, в 19-00 отходит, 100 кун. Но вообще-то, при наличии времени не проблема из ГН добраться до Тивата – см. расписание, примерно 1-2 раза в час ходят автобусы…
Вот такие у нас были автобусные перемещения.
Удивила, конечно, граница Х-Ч. При пересечении Ч-Х (суббота) в обратном направлении тоже была очередь, но гораздо меньше той, в которую попали мы. Со слов «самолетной» попутчицы, отдыхавшей на этой же неделе в ГН, они через день ездили ужинать в Дубровник, так им там понравилось, очередей вообще не было. Другая собеседница арендовала машину в ГН, ездила в Дубровник на весь день, тоже без очередей. Наверное, все же играет роль день недели, но логику проследить не могу. Кстати, когда в нашем автобусе раздавали паспорта, мы были удивлены составу пассажиров. Америка, Канада, Норвегия, Италия, Германия, Швейцария, Словения, Россия, Хорватия, Черногория… (Сначала называли страну, а потом имена.)
Вот так у нас получилось. Все же напряжено… Не рекомендую, но ситуации разные бывают. Может, кому и пригодится.